В XIX - начале XX века были заложены основы социологии как науки об обществе, определены еѐ главные направления, теоретические концепции и методологические принципы. В дальнейшем идеи классической социологии принимались или отторгались, но развитие социологической науки в целом опиралось на достижения этого периода.
В 30-х годах произошло окончательное отделение социологии от философии, этики, истории, права и других общественных наук. Установился новый стандарт социологического исследования как вида деятельности, сходного с опытными исследованиями в естественных науках.
В период (30-е - начало 50-х годов) центр социологических исследований переместился из Европы в США, что во многом было связано с массовой эмиграцией ученых в канун Второй мировой войны. Наиболее характерной особенностью
данного периода является господство в социологии эмпирического направления.
В XX веке интенсивно шел процесс институционализации социологии как отрасли научного знания и учебной дисциплины. Быстрыми темпами развивалась организационная структура социологии: создавались многочисленные научно-исследовательские институты и центры, росло число национальных социологических ассоциаций, издается множество журналов, открыты кафедры и факультеты в вузах. Профессия социолога является престижной и широко востребованной на рынке труда.
В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО была основана Международная социологическая ассоциация, объединившая национальные ассоциации, исследовательские центры и отдельных ученых. С 1950 года регулярно проводятся Всемирные социологические конгрессы.
Таким образом, в XX веке социология развивалась "вширь" и "вглубь", охватывая большинство стран и совершенствуя методы изучения социальных явлений. В настоящее время наблюдается социологизация общественных наук, стремящихся рассматривать свои объекты в широком социальном контексте.
Лицо современной западной социологии в значительной мере определяет неопозитивизм, который представляет собой не единую школу, а определенную ориентацию, сформировавшуюся в 20-х годах минувшего века. Суть неопозитивизма, достигшего в 50 - 80-е годы пика популярности благодаря своей прикладной функции, сводится к следующим принципам:
1) социальные явления подчиняются тем же законам, что и природные;
2) методы социального исследования должны быть такими же точными и объективными, как в естествознании;
3) субъективные мотивы человеческого поведения должны исследоваться только через их открытые проявления;
4) истинность понятий и выводов должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;
5) все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно.
Влиятельными школами современной социологии является структурный функционализм и теория социального конфликта.
Концептуальные основы структурного функционализма наиболее полно разработаны известным американским ученым Талкотом Парсонсом (1902-1979), последователем Г.Спенсера и Э.Дюркгейма. Понятие «структурный функционализм» употребляется в двух значениях: 1)название школы в социологии с базовой идеей социального порядка, в котором согласие (консенсус) доминирует над конфликтом; 2) метод исследования, который
исходит из того, что деятельность элементов системы программируется ее структурой.
Ключевая категория концепции Т.Парсонса – категория равновесия. Благодаря равновесию системы, согласованию ее элементов поддерживается социальный порядок. Нарушение равновесия ведет к дестабилизации или даже гибели системы. Поэтому основная задача социологии – предложить рекомендации для поддержания равновесия системы, а значит и стабилизации общества.
Согласно Т.Парсонсу, любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:
- приспособление к окружающей среде (адаптация);
- определение и достижение целей (целедостижение);
-координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);
- снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (поддержание образца).
На уровне общества функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – правовые и социокультурные институты, функцию поддержания образца – институты семьи, образования, религии.
Т.Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс упорядочения системных отношений, повышения сложности систем и увеличения их возможностей для удовлетворения своих потребностей.
Важное место в концепции Т.Парсонса занимает категория социального действия. От физического и биологического действия его отличают: 1)наличие символических механизмов регуляции (язык, традиции, ценности); 2)нормативность индивидуального поведения, т.е. его зависимость от принятых в данном обществе правил и норм; 3) субъективность мотивации действий.
Разработанная Т.Парсонсом модель социального действия состоит из трех элементов: 1)деятель; 2)ситуация; 3)ориентация деятеля на ситуацию. Деятель – это активный индивид или социальная группа, способные ставить перед собой цеолб, определять способы ее достижения. Ситуация – это различные физические, социальные, культурные факторы, от которых зависит действие. Ориентация деятеля – это его ожидания от партнеров, стремление получить поддержку с их стороны.
Представления об обществе, основанные на структурном функционализме, длительное время господствовали в западной социологии. Однако с течением времени они были подвергнуты критике, справедливость которой признал сам Т.Парсонс.
Дело в том, что структурный функционализм практически отвергал идею развития социальных систем, ориентировался на поддержание равновесия внутри них и согласование интересов различных подсистем. Эта позиция основывалась на опыте функционирования общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном стабильности.
Попытку совершенствования структурного функционализма предпринял неоэволюционизм Т.Парсонс совместно с Э.Шиллсом сместили акцент с анализа структур на анализ их функций. Кроме того, они объяснили усложнение социальных систем дифференциацией ролей, выполняемых индивидами. В результате этой корректировки содержание социальной эволюции свелось лишь к увеличению адаптивности системы.
Попытку преодолеть метафизичность структурно- функционального подхода предпринял Р.Мертон. Он акцентировал внимание на проблеме явных и латентных функций социальной деятельности. Явные, по Р.Мертону, это те функции, которые известны участникам социальной деятельности и подразумеваются ими. Латентные – это такие последствия деятельности, о которых ее участники не знают. Согласно Р.Мертону. значительная часть социологического объяснения любого явления должна состоять в раскрытии латентных функций социальных институтов и человеческой деятельности.
Р.Мертон активно разрабатывал проблему дисфункций социальных систем. т.е. их отклонения от нормативных моделей. Преодоление дисфункций он связывал либо с приспособлением социальных систем к существующему порядку, либо с определенным изменением самих норм.
На основе полемики со структурным функционализмом возникли теории социального конфликта . Создатели этих теорий Л. Козер, Р.Дарендорф, Р.Миллс критиковали Т. Парсонса по следующим направлениям: во-первых, за чрезмерный акцент на проблеме социального равновесия и согласия в обществе; во -вторых, за упрощенное понимание конфликта как дисфункции в социальной системе, которая создает помехи в еѐ деятельности и даже угрозу существованию; в-третьих, за недооценку роли материальных интересов в поведении людей и радикальных изменений в жизни общества.
Теории социального конфликта исходят из следующей посылки: в основе развития общества лежит не согласие и интеграция, а борьба социальных групп и индивидов за вл асть, изменение социального статуса, перераспределение доходов и переоценку ценностей. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре.
Представители данного направления подчеркивают ценность социальных конфликтов как фактора, стимулирующего обновление общества. Согласно этой позиции, конфликты не должны игнорироваться или подавляться, а подлежат урегулированию и разрешению посредством переговоров, посредничества, арбитража и т.п. В качестве наиболее благоприятной социальной среды для обеспечения стабильности рассматривается демократическое, открытое, высокомобильное общество, в котором их развертывание и протекание может быть максимально институциализировано и формализовано.
В структуре современной западной социологии выделяют две большие группы теорий – макросоциологические и микросоциологические.
Макросоциологические теории изучают социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур. К их числу относятся технократические концепции индустриального, постиндустриального и информационного общества, сформировавшиеся под влиянием идей Э. Дюркгейма и М. Вебера. Микросоциологические теории акцентируют внимание на изучении поведения людей и их социальных взаимосвязей. Основными микросоциологическими теориям и являются символический интеракционизм, феноменология и теория социального обмена.
Макросоциологические теории
Эта группа теорий представлена прежде всего технократическими концепциями индустриального общества, конвергенции, постиндустриального и информационного общества. Объединяющей их теоретико-методологической установкой является технологический детерминизм, согласно которому уровень развития науки, техники и технологии определяет социально-экономическое развитие.
Теория индустриального общества возникла в 40 -х гг. и получила развитие в 50 – 60 –х гг. Ее родоначальником был американский экономист П.Дракер, а развернутое обоснование теория получила в работах французского социолога Р.Арона американских экономистов У.Ро стоу и Дж.Гэлбрейта.
Теоретики индустриализма утверждали, что технический прогресс и рост крупного машинного производства является основой создания индустриального общества как общей модели развития для всех стран. Его важнейшими элементами они считали: 1)машинизированное массовое производство со специализацией и интеграцией работ в рамках крупных корпораций; 2)частную собственность на средства производства и деление хозяйства страны
на автономные предприятия; 3) сосредоточение управление предприятиями в руках менеджеров; 4) координацию деятельности различных хозяйственных единиц через рынок, играющий роль регулятора производства и обмена; 5) усиление экономической активности государства в управлении корпорациями и реализации производимой продукции. В рамках индустриального общества выделялись два его типа - капиталистический и социалистический.
Эти идеи отражены в трудах П. Дракера – «Будущее индустриального человека» (1942) и «Новое общество. Анатомия индустриального строя» (1949), Р.Арона – «18 лекций об индустриальном обществе» (1962) и «Три очерка об индустриальной эпохе» (1966), У.Ро стоу – «Стадии экономического роста»(1960), Дж.Гэлбрейта – «Общество изобилия» и «Новое индустриальное общество» (1967).
В 60-е гг. создатели теории индустриального общества Дж.Гэлбрейт, Р.Хейлбронер, Я.Тинберген, П.Сорокин и др. обосновывали неизбежность конвергенции двух общественных систем под воздействием научно-технической революции. Они доказывали, что обе системы развиваются по пути накопления сходных признаков, в результате чего станет возможным их синтез в некое общество «интегрального типа», которое вберет в себя лучшие элементы капитализма и социализма
Последующий ход событий, как известно, не подтвердил концепцию конвергенции. Одна из общественных систем (социалистическая) прекратила существование, а другая динамично трансформируется в «постиндустриальное» и «информационное» общество. В направлении постиндустриализма развиваются и процессы модернизации в бывших социалистических странах.
Теория «технотронного общества» была разработана известным американским ученым и государственным деятелем Зб.Бжезинским в книге «Между двумя веками. Роль Америки в технотронную эру», опубликованной в 1970 г. Слово «технотронный» - неологизм автора, образованный из двух слов «техника» и «электроника».
Теория Зб.Бжезинского представляла собой попытку доказать, что высокие технологии становятся решающим фактором социального прогресса, а технократы – доминирующей силой общества. Соединенные Штаты рассматриваются Зб.Бжезинским как страна, которая прокладывает путь всему миру в «технотронную эру».
Теория постиндустриального общества была разработана рядом ученых и прежде всего американским исследователем Д.Беллом в книге «Грядущее постиндустриальное общество», изданной в 1973 г Согласно этой теории индустриальное общество под влиянием научно-технического прогресса трансформируется в постиндустриальное, где доминирующим производственным
ресурсом становятся знания и информация, а наиболее ценными качествами работников – уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность. Господствующим классом в этом обществе должен стать «класс интеллектуалов», а власть должна принадлежать интеллектуальном элите, по выражению Д.Белла
«меритократам» (от ―merit‖ – успех).
Теории «технотронного» и «постиндустриального» общества во многом подтвердились практикой. Как и было предсказано их создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, в рамках которой наиболее быстрыми темпами развивается информационный сектор хозяйства. Слабой стороной этих теорий ученые считают абсолютизацию роли высоких технологий в общественном развитии и недостаточное внимание к сфере духовной жизни, культурным факторам
К теориям «технотронного» и «постиндустриального» общества по основным идеям близка теория информационного общества, разработанная американским ученым А.Тоффлером в книгах «Третья волна» (1980) и «Сдвиг власти: знание, богатство и сила на пороге ХХ1 века»(1990). Дальнейшее развитие теория получила в опубликованном ( в соавторстве с Х.Тоффлер) труде
«Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (2006), нацеленном на осмысление происшедших з а последние десятилетия перемен, в том числе негативных – от роста бытовой преступности до терроризма. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она выдвигается на то место, которое в 70 -х гг. занимала теория постиндустриального общества.
В последние годы ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, в частности, Д.Белл, стали сторонниками теории «информационного общества». Эта теория рассматривается Д.Беллом как новый этап в разработке созданной им ранее теории постиндустриального общества.
Микросоциологические теории
Для микросоциологических теорий характерен акцент на изучении внутреннего мира человека и побудительных мотивов его деятельности. Эта традиция, связанная с именем М. Вебера, стала доминирующей в конце XX века. Она представлена символическим интеракционизмом (Дж. Мид, Г. Блюмер), феноменологией (А. Шюц, Г. Лукманн) и теорией социального обмена (Дж.Хоманс, Г.Блау).
Символический интеракционизм возник как реакция на пренебрежение структурно-функционалистскими теориями
межличностных взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Основатель этой теории Дж. Мид понимал личность как продукт социального развития, а механизм ее формирования видел в ролевом взаимодействии.
Согласно теории символического интеракционизма существуют две ступени социального взаимодействия: 1) общение с помощью жестов, прообраз языка; 2) символически опосредованное общение с помощью языка. Специфика языкового общения состоит в том, что оно:
- порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом;
- позволяет поставить себя на место другого человека;
- позволяет видеть себя глазами другого человека.
Феноменология,обоснованная в работах австрийского философа А. Шюца, исходит из того, что социальные события лишь кажутся объективными. В действительности они представляют собой мнения индивидов об этих событиях. Эти мнения и должны быть в центре внимания социологов.
Теория социального обмена , одним из создателей которой был Дж.Хоманс, в анализе социальных явлений и процессов буквально основывается на бихевиоризме (буквально «наука о поведении»).Согласно Дж.Хомансу, социальное взаимодействие представляет собой процесс обмена, участники которого стремятся к максимизации выгод и минимизации затрат. Обмен определяется следующими принципами:
- принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;
- принцип стимула: если стимул позволил добиться успеха, то в случае его повторения будет воспроизводиться данный тип действия;
- принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше необходимо усилий для его достижения;
- принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.
Попытки Дж.Хоманса с помощью этих принципов объяснить процессы, происходящие на макроуровне, выявили эвристическую ограниченность «теории социального обмена».
В последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва между макро- и микросоциологией. Решение этой актуальной проблемы открыло бы перспективу перехода к качественно новому этапу в развитии социологии.
Контрольные вопросы
1. Когда произошло окончательное отделение социологии от других общественных наук?
2.Какие конкретные формы носил процесс институционализации социологии в ХХ веке?
3. Какое направление является наиболее влиятельным в современной социологии? Назовите его основные принципы.
4. Раскройте содержание структурного функционализма и теории социального конфликта.
5. Какие теории относятся к числу макросоциологических и что они изучают?
6. Охарактеризуйте основные макросоциологические теории. 7. Раскройте содержание микросоциологических теорий.
СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ
.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 271.