Построение теоретической модели объекта исследования можно рассматривать как начало строительства теоретической модели предмета исследования (ТМПИ).
ТМПИ – совокупность логически взаимосвязанных понятий, описывающих предметную область исследования.
Категории, понятия и термины – строительный материал ТМПИ. Концептуализация, конкретизация и операционализация – средства создания ТМПИ.
Рекомендуем Вам обратиться к книге: В. И. Добреньков, А. И. Кравченко Социология: В 3. Т. 1: Методология и история. М.: 2000. Гл 7, 8. В ней разъяснены основные понятия, относящиеся к социологическому исследованию, приведены примеры построения ТМПИ.
Примером работы с понятиями в социологическом исследовании может явиться книга: А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов «Человек и его работа в СССР и после» (Глава первая).
Типичный недостаток курсовых работ второго курса. Работа делится условно на две части. В первой части излагаются взгляды некоторого количества теоретиков. Во второй части – комментируется инструментарий исследования. Между ними нет логической связи. Этот недостаток вызван тем, что, во-первых, студент воспроизводит опыт работы на первом курсе; во-вторых, он подобно всем неопытным социологам начинает работу с составления анкеты.
Для того чтобы осмысленно построить свою работу, составьте себе словарь понятий и осмыслите связи между ними:
· концептуализация
· конкретизация
· операционализация
· эмпирический признак
· индикатор
· показатель
· переменная
· концептуальное определение переменной
· операциональное определение переменной
· понятия и термины
· пропозиции (пропозиционные функции)
Все понятия и термины, которые будут входить в теоретическую модель предмета исследования должны быть определены. Как правило, эта работа строится на основе изучения литературы, используются словари, монографические издания. Сложнее – последовательно объяснить, каким образом выделенные Вами признаки будут эмпирически измерены. Последовательность в изложении означает: можно доказать, что на основе полученного Вами эмпирического материала решаются поставленные задачи.
Обратимся вновь к опыту коллег.
Дмитриева Екатерина. Тема курсовой работы «Целевая направленность хозяйственной деятельности семьи в рамках личного подсобного хозяйства». (http://www.socionet.ru)
Задачи:
1.Изучить распределение домохозяйств по ориентациям ведения ЛПХ в рамках выделенной типологии.
1а. Выявить распределение домохозяйств по ориентациям ведения ЛПХ в рамках выделенной типологии.
Гипотеза: наибольшее число домохозяйств реализуют ориентацию на собственное потребление.
Индикатор: Число домохозяйств, реализующих каждый тип ориентации.
Индикатор не нуждается в дальнейшей операционализации.
………………………………………………………………………….
2.Выявить факторы, влияющие на интенсивность выбранной ориентации, и степень их влияния.
Гипотеза 2.1: семьи с высоким материальным положением демонстрируют более интенсивную ориентацию на помощь родственникам.
Возможно, что некоторая часть семей, имеющих ЛПХ, занимается его ведением не из необходимости, а в силу привязанности к этому занятию или подобных мотивов. Предполагается, что эта доля семей обладает достаточно высоким доходом, чтобы не рассматривать ЛПХ как источник средств к существованию, и потому имеет возможность распоряжаться произведенной продукцией таким способом. Отметим в скобках, что в этом случае также маловероятна ориентация на продажу продукции.
Индикатор: материальное положение.
Показатели: расходы; помощь родственникам, друзьям (в рублях); совокупные доходы; денежные доходы; долги; суммы, отданные в долг; сбережения; площадь квартиры; наличие автомобиля.
Индикатор: интенсивность ориентации на помощь родственникам.
Показатель: доля продукции ЛПХ, бесплатно отданная родственникам.
Индикатор: степень влияния материального положения на интенсивность ориентации на помощь родственникам.
Показатель: доля объясненной дисперсии ориентации.
…………………………………..
Некоторые авторы предпочитают использовать формат таблиц для расположения материала.
Хлопцева Д. А. Тема курсовой работы «Общественность в России: проблема идентификации»
Индикатор | Показатель | № вопроса в анкете |
Пол | ||
Возраст | ||
Национальность | ||
Место жительства | ||
Социальное положение | ||
Уровень образования | ||
Профессиональный Статус | направление деятельности организации, предприятия | |
должность | ||
Политические Взгляды | политическая приверженность | |
оценка современной политической ситуации в России | ||
участие в политической жизни страны, населенного пункта |
Однако в данной Таблице есть недостаток. Она не дает возможности связать индикаторы с задачами исследования.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 232.