II. 2. 2. 5. Построение теоретической модели объекта исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Построение теоретической модели объекта исследования можно рассматривать как начало строительства теоретической модели предмета исследования (ТМПИ).

ТМПИ – совокупность логически взаимосвязанных понятий, описывающих предметную область исследования.

Категории, понятия и термины – строительный материал ТМПИ. Концептуализация, конкретизация и операционализация – средства создания ТМПИ.

Рекомендуем Вам обратиться к книге: В. И. Добреньков, А. И. Кравченко Социология: В 3. Т. 1: Методология и история. М.: 2000. Гл 7, 8. В ней разъяснены основные понятия, относящиеся к социологическому исследованию, приведены примеры построения ТМПИ.

Примером работы с понятиями в социологическом исследовании может явиться книга: А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов «Человек и его работа в СССР и после» (Глава первая).

Типичный недостаток курсовых работ второго курса. Работа делится условно на две части. В первой части излагаются взгляды некоторого количества теоретиков. Во второй части – комментируется инструментарий исследования. Между ними нет логической связи. Этот недостаток вызван тем, что, во-первых, студент воспроизводит опыт работы на первом курсе; во-вторых, он подобно всем неопытным социологам начинает работу с составления анкеты.

Для того чтобы осмысленно построить свою работу, составьте себе словарь понятий и осмыслите связи между ними:

· концептуализация

· конкретизация

· операционализация

· эмпирический признак

· индикатор

· показатель

· переменная

· концептуальное определение переменной

· операциональное определение переменной

· понятия и термины

· пропозиции (пропозиционные функции)

 

Все понятия и термины, которые будут входить в теоретическую модель предмета исследования должны быть определены. Как правило, эта работа строится на основе изучения литературы, используются словари, монографические издания. Сложнее – последовательно объяснить, каким образом выделенные Вами признаки будут эмпирически измерены. Последовательность в изложении означает: можно доказать, что на основе полученного Вами эмпирического материала решаются поставленные задачи.

Обратимся вновь к опыту коллег.

Дмитриева Екатерина. Тема курсовой работы «Целевая направленность хозяйственной деятельности семьи в рамках личного подсобного хозяйства». (http://www.socionet.ru)

Задачи:

1.Изучить распределение домохозяйств по ориентациям ведения ЛПХ в рамках выделенной типологии.

1а. Выявить распределение домохозяйств по ориентациям ведения ЛПХ в рамках выделенной типологии.

Гипотеза: наибольшее число домохозяйств реализуют ориентацию на собственное потребление.

Индикатор: Число домохозяйств, реализующих каждый тип ориентации.

Индикатор не нуждается в дальнейшей операционализации.

………………………………………………………………………….

2.Выявить факторы, влияющие на интенсивность выбранной ориентации, и степень их влияния.

Гипотеза 2.1: семьи с высоким материальным положением демонстрируют более интенсивную ориентацию на помощь родственникам.

Возможно, что некоторая часть семей, имеющих ЛПХ, занимается его ведением не из необходимости, а в силу привязанности к этому занятию или подобных мотивов. Предполагается, что эта доля семей обладает достаточно высоким доходом, чтобы не рассматривать ЛПХ как источник средств к существованию, и потому имеет возможность распоряжаться произведенной продукцией таким способом. Отметим в скобках, что в этом случае также маловероятна ориентация на продажу продукции.

Индикатор: материальное положение.

Показатели: расходы; помощь родственникам, друзьям (в рублях); совокупные доходы; денежные доходы; долги; суммы, отданные в долг; сбережения; площадь квартиры; наличие автомобиля.

Индикатор: интенсивность ориентации на помощь родственникам.

Показатель: доля продукции ЛПХ, бесплатно отданная родственникам.

Индикатор: степень влияния материального положения на интенсивность ориентации на помощь родственникам.

Показатель: доля объясненной дисперсии ориентации.

…………………………………..

Некоторые авторы предпочитают использовать формат таблиц для расположения материала.

Хлопцева Д. А. Тема курсовой работы «Общественность в России: проблема идентификации»

Индикатор Показатель № вопроса в анкете
Пол
Возраст
Национальность
Место жительства
Социальное положение
Уровень образования
Профессиональный Статус направление деятельности организации, предприятия
должность
Политические Взгляды политическая приверженность
оценка современной политической ситуации в России
участие в политической жизни страны, населенного пункта

 

Однако в данной Таблице есть недостаток. Она не дает возможности связать индикаторы с задачами исследования.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 196.