Не идите туда, куда ведет дорога. Вместо этого идите туда, где нет дороги и создайте собственную тропу.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИОЛОГИЯ»

Курс

 

ОМСК

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИОЛОГИЯ». 2 курс

Составлены Огородниковой И.А., зав.кафедрой социологии, к.ф.н., доцент

Утверждены на заседании кафедры социологии.

Протокол № ___ от __________200__ г.

Зав. кафедрой социологии ______________________И.А. Огородникова

Утверждены на заседании Учебно-методической комиссии исторического факультета

Протокол № ___ от __________200__ г.

Председатель Учебно-методической комиссии __________________Ю.А. Сорокин

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Требования к написанию и защите курсовой работы

I. 1. Контроль кафедры за подготовкой курсовых работ………………………… 4

I. 2. Цель курсовой работы…………………………………………………………… 4

I. 3. Требования к курсовой работе…………………………………………………. 4

I. 3. 1. Требования к содержанию курсовой работы.....…………………………… 4

I. 3. 2. Технические требования к написанию курсовой работы………………… 5

I. 4. Защита курсовой работы……………………………………………………….. 6

II. Основные составляющие содержания работы

II. 1. Написание введения к курсовой работе……………………………………… 7

II. 2. Написание основной части курсовой работы……………………………….. 8

II. 2. 1. Структура основной части………………………………………………… 8

II. 2. 2. Рекомендации к работе над основной частью курсовой работы…………. 8

 

II. 2. 2. 1. Обоснование актуальности исследования…………………………..... 8

II. 2. 2. 2. Анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме.. 8

II. 2. 2. 3. Определение объекта и предмета исследования ………………… 10

II. 2. 2. 4. Постановка целей и задач исследования………………………… 11

II. 2. 2. 5. Построение теоретической модели объекта исследования …… 12

II. 2. 2. 6. Гипотезы исследования……………………………………………… 14

II. 2. 2. 7. Предварительное описание эмпирического объекта.

Характеристика информационной базы на основе целевых и

нецелевых источников информации. Описание методики сбора

данных. ……………………......................................................................... 15

II. 2. 2. 8. Обоснование и расчет выборки……………………………………… 15

II. 2. 2. 9. Результаты пилотажного исследования…………………………… 16

II. 2. 2. 10. План работы по проведению исследования……………………… 16

II. 2. 2. 11. Цитирование………………………………………………………… 16

II. 2. 2. 12. Правила оформления таблиц и иллюстраций в тексте работы…… 18

II. 3. Написание заключения……………………………………………………………… 20

III. Правила оформления библиографических описаний, ссылок и

списка литературы………………………………………………………………….. 20

IV. Оформление Приложений…………………………………………………… 27

Приложение 1.ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ………… 28

Приложение 2. ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…. 29

Список использованной литературы……………………………………………………. 30

I. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

«Чтобы определить, сколько времени потребует работа, возьмите время, которое, по-вашему, на нее необходимо, умножьте на два и замените единицы измерения на единицы более высокого порядка»

 

I.1. КОНТРОЛЬ КАФЕДРЫ ЗА ПОДГОТОВКОЙ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа выполняется студентом под руководством преподавателя кафедры. Темы курсовых работ предлагаются студентам на выбор из утвержденного на кафедре списка тем. В отдельных случаях тема курсовой работы может быть предложена самим студентом и согласована с научным руководителем.

Кафедра осуществляет промежуточный контроль за подготовкой курсовых работ:

В третьем семестреконтроль осуществляется на семинарах курса «Методология и методика социологического исследования» путем проверки практических заданий, которые студент должен предоставлять в сроки, обозначенные в плане (см. Программу курса «Методология и методика социологического исследования»);

В четвертом семестре:

  • к 1 мартастуденты после согласования с научным руководителем сдают на кафедру аннотацию курсовой работы;
  • к 1 апрелястуденты должен сдают научному руководителю черновой вариант курсовой работы;
  • к 1 мая окончательный вариант курсовой работы предоставляется руководителю для рецензирования.

Студенты, нарушающий без уважительной причины график работы, к защите не допускаются. Все спорные вопросы должны быть согласованы с заведующим кафедрой до срока сдачи курсовой работы на кафедру.

 

I. 2. ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа на втором курсе выполняется по курсу «Методика и техника социологических исследований» на базе одной из социологических дисциплин, включенных в учебный план второго курса или изученных на первом курсе, и представляет собой программу социологического исследования по выбранной теме.

Цель курсовой работы второго года: научиться создавать развернутую программу социологического исследования.Студент создает программу, с которой он должен быть готов к проведению конкретного исследования. Степень готовности программы: можно приступать к сбору эмпирической информации.

I. 3. ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

I. 3. 1. Требования к содержанию курсовой работы

Составными частями курсовой работы на втором курсе являются методологический и процедурный и эмпирический разделы программы исследования.

В методологическом разделе программы содержатся:

– постановка научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы;

– формулировка и обоснование цели и вида исследования;

– анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);

– построение теоретической модели предмета исследования (исходное представление и система научных понятий);

– постановка исследовательских задач данного этапа работы;

– формулировка рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы должен состоять из методического и информационного и организационного блоков программы и содержит:

· уточнение и интерпретацию основных понятий,

· систему эмпирических индикаторов,

· операционализирующие понятия,

· теоретическую схему объекта,

· предварительное описание эмпирического объекта,

· характеристику информационной базы на основе целевых и нецелевых источников информации,

· описание методики сбора данных (с обоснованием ее адекватности поставленной задаче и оценкой достоинств и недостатков избранного метода)

· обоснование и расчет выборки;

· план работы по проведению исследования.

Требованием к курсовой работе студента второго года обучения является наличие инструментария, разработанного студентом, и проведение пилотажа этого инструментария. К работе прилагается полное описание инструментария исследования.

Эмпирическая часть курсовой работы в обязательном порядке содержит анализ результатов пилотажа, доработанный на его основе вариант инструментария и методические выводы исследования.

Методы исследования. Основным методом в курсовой второго курса является метод опроса. Другие методы могут быть использованы как вспомогательные.

К результатам работы может быть отнесено участие студента в создании новой методики сбора или анализа социологической информации (с обязательной апробацией на конкретном примере), в разработке части (блоков) инструментария более крупного обследования (анкеты, схемы интервью, схемы наблюдения, инструкций для анализа документов и т. п.) с участием в пилотаже, а также участие в проведении основного социологического обследования.

Не является обязательным, но приветствуется наличие эмпирической части, включающей вторичный анализ информации по выбранной теме на основе выполненных студентом расчетов по нецелевым (документальным – статистическим и иным) источникам информации либо на материалах ранее проведенных исследований.

Работа, не содержащая методических результатов, не позволяет оценить практическую деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы по методике и технике социологических исследований за второй курс.

I. 3. 2.Технические требования к написанию курсовой работы

· Работа состоит из титульного листа, аннотации, оглавления, собственно текста, списка использованной литературы и приложений (если они необходимы). Титульный лист оформляется согласно Приложению 1 данного методического пособия.

· Все страницы работы, включая страницы, где размещены только таблицы и графики, нумеруются по порядку без пропусков, повторений и литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится. Номер страницы может проставляться внизу или вверху страницы (в центре либо справа) однообразно во всем тексте работы. Введение, отдельные главы и заключение лучше начинать с новой страницы (хотя это не обязательно). Название глав следует выделять шрифтом полужирного начертания.

· Текст работы представляется на стандартных листах писчей бумаги для машинописи или ксерокопирования формата А4 (210 х 297 мм). Работа печатается на одной стороне листа на принтере. Стандартные поля – 2,54 см (дюйм), шрифт Times New Roman, Courier New (12 пт) либо Arial (11 пт), междустрочный интервал полуторный, текст выравнивается по ширине, абзацный отступ 10 мм.

· Объем курсовой работы должен содержать 30 - 40 страниц (без Приложений и Списка использованной литературы).

I.4. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Защита работы может состояться только при наличии письменного отзыва научного руководителя. Студент, курсовая работа которого получила у научного руководителя оценку «неудовлетворительно», не имеет право на защиту в назначенный для группы день.

Комиссия по защите включает председателя комиссии и двух-трех преподавателей кафедры. Защита курсовой работы студентом состоит из выступления студента (7 – 10 минут) и ответов на вопросы членов комиссии и присутствующих на защите студентов и преподавателей. В завершение председатель комиссии зачитывает отзыв научного руководителя. Студенту предоставляется возможность ответить на замечания, содержащиеся в отзыве.

Оценке в ходе защиты курсовой работы подлежат:

  • знание предметной области исследования;
  • глубина и степень решения поставленных задач;
  • умение кратко излагать результаты и аргументировано отвечать на вопросы;
  • техническое оформление курсовой работы.

Особое внимание обращается на самостоятельность студента при решении поставленных в работе задач.

Итоговая оценка курсовой работы выставляется комиссией по результатам защиты с учетом оценки, содержащейся в письменном отзыве научного руководителя.

Студентам, не подготовившим курсовую работу в установленные сроки, не явившимся по той или иной причине на защиту курсовой работы, получившим на защите оценку «неудовлетворительно», предоставляется возможность защитить курсовую работу в первой половине сентября следующего учебного года после получения разрешения деканата. Дата защиты устанавливается кафедрой. Защита происходит в обычном порядке при наличии текста работы и письменного отзыва научного руководителя.

Студент, выступление которого на секции «Социология» студенческой научной конференции, ежегодно проводимой в ОмГУ в апреле, было отмечено дипломом 1–3 степени, может быть освобожден от защиты курсовой работы. При этом полный письменный текст курсовой работы представляется студентом на кафедру в общие для группы сроки. Оценка курсовой работы определяется решением комиссии по защите курсовых работ и оценки научного руководителя работы.

II. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ

Ральф Уолдо Эмерсон

Поскольку Программа эмпирического исследования создается для проведения конкретного исследования, то есть для решения определенных задач, в дальнейшем нам понадобится понятие «заказчик». Целесообразно при работе над Программой придумать (вообразить, представить) определенного заказчика. Это поможет Вам сформулировать проблему исследования, цели и задачи.

Например, тема Вашего исследования связана с образованием. Заказчиком может выступать руководство конкретного вуза (школы), комитет по образованию Законодательного собрания области, центр (факультет, отдел) довузовской подготовки, служба занятости области (города), заинтересованное лицо на рынке труда (руководитель предприятия, отдел по управлению персоналом) комитет по молодежной политике области (города), профсоюз студентов. Заказчиком может явиться условный научный коллектив, работающий по более широкой тематике. В этом случае Вы как бы включаетесь в общую работу, восполняя определенные пробелы в исследовании.

II. 2. 2. Рекомендации к работе над основной частью курсовой работы

 

Джеймс Роджерс

В этой части работы Вы показываете, какой протяженности, и сложности путь Вы прошли к формулировке Вашей темы, цели, объекта и предмета исследования.

Принято разделять всю литературу, посвященную изучению данной проблемы, на группы. Работы могут быть разделены на группы в зависимости от области исследования, примененных методов, акцентированных аспектов проблемы. Единой схемы здесь не существует. Однако надо помнить, что обязательно выделяются те работы, которые содержат методологические основания к изучению данной проблемы. Типичная ошибка неопытных студентов – опираться только на литературу, которая близка по названию к его теме. Например, Вы пишите работу по проблемам изучения электорального поведения в современной России. В этом случае методологией для Вас станут работы Г. Тардта, Г. Лебона, С. Московичи.

Следует избегать логических ошибок при анализе литературы по теме.

Например: Иванова и Петрова сопоставлять нельзя, у них разные области исследования (один изучает лошадей, другой - столы) Следовательно, надо избежать при обзоре литературы сопоставления точек зрения, если они принадлежат разным областям исследования.

Работы, которые принадлежат одной области исследования, должны быть отмечены с точки зрения

· их вклада в разработку данной области,

· отличия по предметам исследования,

· неполноты в разработке выделенного Вами предмета исследования.

Например:

Петровы и Сидоровы работают в одной области исследования, они изучают столы. Но у них разные предметы исследования. Петровы изучает материалы, из которых столы сделаны, а Сидоровы - геометрические свойства стола.Получили две группы работ.

Среди Петровых есть те, кто интересуется качеством материала, и те, кто изучает его эстетические характеристики.Получили подгруппы работ.

Сидоровы и Ковалевы изучают один предмет (геометрические свойства), но разными методами. Сидоровы – линейкой, Ковалевы – линейкой и циркулем. С моей точки зрения, Ковалевы делают замеры точнее, но кое-что не поддается измерению ни линейкой, ни циркулем.

Я хотел бы понять, есть ли связь между качеством материала и геометрическими свойствами стола? Решить данную проблему в полном объеме невозможно. В соответствии с целью моей работы я ограничусь следующим вопросом: как связаны с геометрией офисных столов такие материалы, как дерево и пластмасса.

Внимание! Проверьте, указали ли Вы в списке литературы те работы, которые были включены в обзор литературы. Для упрощения работы над составлением списка литературы советуем Вам заблаговременно создать файл «список литературы». Все книги, источники, статьи и т д., к которым Вы прибегали по ходу работы, заносите в этот файл. Сверившись с правилами оформления списка литературы, которые приведены в данном методическом пособии, зафиксируйте данный источник с его полным библиографическим описанием. В этом случае при завершении работы Вам не придется уточнять данные. Параллельно можно заполнять файл «аннотации», где кратко, в форме аннотации характеризуется литература, с которой Вы познакомились (не зависимо от глубины проработки) По мере углубления изучения темы Вам, возможно, придется вновь вернуться к источникам, которые показались ранее не столь важными и полезными.

Анализируя многообразие предметов исследования, Вы сужаете поле до определения своего предмета исследования. Обосновываете, имеет ли такой предмет исследования право на существование, и чем он интересен (теоретически и (или) практически).

Следует помнить, что вести исследование в рамках различных парадигм затруднительно, особенно неопытному исследователю. Вы должны определиться, каких теоретических традиций будете придерживаться в Вашем исследовании.

Тема и предмет исследования тесно связаны между собой. Когда Вы определились, какие стороны объекта будут Вас интересовать, Вы фактически сформулировали тему. Остается найти адекватное предмету исследования и стилистически красивое построение фразы. Однако не рекомендуется в названии работы повторять полностью формулировку предмета исследования.

Обзор литературы, т.е. анализ степени разработанности темы, дает Вам возможность сформулировать цели, предмет и вид исследования.

Обоснование цели

Научная новизна ……………………………………………………………………..

II. 2. 2. 10. План работы по проведению исследования

Составление плана работы, к сожалению, тоже носит в курсовых работах формальный характер. План совпадает по времени со сроками написания курсовой работы. Мы предлагаем Вам промоделировать реальную ситуацию работы с заказчиком. Для этого надо определить реальные сроки (в 99 случаях из 100 – это очень сжатые сроки), необходимое количество участников проекта. Лучше всего составлять план «сверху», т.е. от срока сдачи отчета. Тогда каждая следующая строка (нижняя строка) будет ставить пред Вами вопрос: что необходимо уже иметь в наличии, чтобы приступить к данному виду работы. Например, с 1 марта Вы отправляете интервьюеров в поле. Следовательно, у Вас уже есть в наличии N количество интервьюеров, размножены анкеты и иные необходимые материалы, составлен маршрут (инструкция). Сжатые сроки работы заставят Вас создать программу ввода данных еще до окончательного сбора материала, вести поиск информации для выборки параллельно методической работе и т. д.

II. 2. 2. 11. Цитирование

Цитата - дословное, абсолютно точное изложение отрывка из текста какого-либо автора для подтверждения своего мнения или усиления передачи позиций, с которыми нельзя не согласиться. Использование цитат подобно мастерству сварщика: швы должны быть аккуратными и прочными.

Правила цитирования:

· Текст цитаты дается в кавычках и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением авторского написания;

· Цитирование должно быть полным, без искажений и произвольных сокращений. Если авторский текст слишком велик, допускается пропуск слов. Но этот пропуск обозначается многоточием.

· При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствие с требованиями библиографических стандартов.

· Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы: избыточное цитирование создает впечатление компилятивности текста: а недостаточное цитирование снижает ценность работы.

· Если автор работы, приводя цитату, выделяет в ней несколько слов, он должен 0это специально оговорить, т.е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора работы, а весь текст помещается в круглые скобки. Например: (разрядка наша - Ф.К.) (подчеркнуто мною - Ф.К.), (курсив наш - Ф.К.).

· Цитату необходимо правильно вводить в текст:

Еще Г.В. Плеханов отмечал: "Все изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми".

М. Горький писал, что " в простоте слова - самая великая мудрость: пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них целые книги". (строчная буква используется поскольку цитата органично входит в текст)

В. Вавилов требовал "…всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг". (если первые слова цитаты опущены, ставим многоточие).

«…Мы ставим своей целью не следовать никакой исключительной догматической линии…» - говорилось в программном заявлении редакции.

Любопытно, что, критикуя Э. Дюркгейма за «морализм», сам Бюро, в конце концов, не удержался от морального призыва: «Лучшее социальное и моральное воспитание человека – вот чего нам нужно добиться, вот чего властно требует современное развитие». (введению цитаты предшествует оценка позиции цитируемого автора).

Обратите внимание на, то, как правильно надо писать фамилию и инициалы в тексте:

Таблица (номер таблицы)

II. 3. НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

"Заключение - это введение, написанное в конце"

Вопреки устойчивому представлению студентов, заключение – это ответственная и сложная работа. Как и всякое заключение, эта часть курсовой выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотнесение с целью работы. Именно здесь содержится «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию.

Вместе с тем, заключение – не механическое соединение выводов, которые содержатся в основной части. И это не краткое резюме глав и параграфов. В заключение должна содержаться и НОВАЯ информация (оценка полученных результатов, осмысление проблем, связанных с Вашими выводами, возможные пути Вашего дальнейшего исследования, описание проблем, которые не обсуждались в работе, но могут быть поставлены в будущем).

Эта часть отражает степень перспективности проведенного исследования, помогает понять ценность выбранной задачи. В заключении вы даете собственную оценку работе и вправе высказать мнение о нецелесообразности проведения дальнейших работ, если ваши аргументы достаточно убедительны.

III. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ, ССЫЛОК И СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ (http://www.socionet.ru)

Правила оформления библиографических описаний

Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики. Библиографические описания составляются по первоисточникам, на соответствующем языке. Следует соблюдать последовательность областей описания, обязательными из которых являются:

1. область заглавия и сведений об ответственности (содержит сведения об авторах, заглавии произведения, а также лицах и организациях, принимавших участие в создании произведения), например:

Бородин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! / АН СССР. Саиб. отдание; Отв. ред. В. А. Загаров; Предисл. Ю. А. Шерковина.

2. область издания (содержит сведения (если таковые имеются) о повторности и характеристике издания), например:

2-е изд., перераб. и доп.

3. область выходных данных (содержит сведения о месте издания, издательстве или издающей организации, годе издания), например:

Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.

4. область серии (содержит сведения (если таковые имеются) о заглавии серии), например:

(Общество и личность).

Области описания отделяются друг от друга точкой. Целиком описание выглядит так:

Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! / АН СССР. Сиб. отд-ние; Отв. ред. В. А. Заргаров; Предисл. Ю. А. Шерковина. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. (Общество и личность).

 

Примеры библиографических описаний источников,

опубликованных в виде отдельного издания

Книга двух авторов

Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! / АН СССР. Сиб. отд-ние; Отв. ред. В. А. Заргаров; Предисл. Ю. А. Шерковина. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. (Общество и личность).

Книга трех авторов

Богомолова Т. Ю., Тапилина В. С., Михеева А. Р. Социальная структура: неравенство в материальном благосостоянии / Науч. ред. Ф. М. Бородкин. Новосибирск: СО РАН. ИЭиОПП, 1992.

 

Громов И. А. и др. Западная социология: Учебное пособие / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов; Науч. ред. И. А. Громов. СПб.: Ольга, 1997.

 

Книга четырех авторов(книги четырех и более авторов описываются под заглавием)

Цивилизация. Культура. Личность / О. В. Гаман-Голутвина, Н. С. Злобин, В. К. Кантор, В. Ж. Келле; Отв. ред. В. Ж. Келле; РАН. Ин-т человека. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

 

Социальные отклонения / С. В. Бородин, В. Н. Кудрявцев, Ю. В. Кудрявцев, В. С. Нарсесянц; Ред. Л. А. Плеханова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит-ра, 1989.

Книга пяти авторов и более

Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2 кн. / А. Н. Алексеев, В. Г. Андреенков, П. Э. Вихалемм и др.; Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. Кн. 2: Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент.

Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х гг. / А. А. Голов, А. А. Гражданкин, Л. Д. Гудков и др.; Отв. ред. Ю. А. Левада. М.: Мировой океан, 1993.

Сборник статей

Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Ред., авт. вступ. ст. В. Л. Иноземцев. М.: Academia, 1999.

Американская социологическая мысль: Тексты / Сост. Е. И. Кравченко; Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

Debates in Sociology: [Coll. of Art.] / Ed. by D. Morgan, L. Stanley. Manchester; N. Y.: Manchester Univ. Press, 1993.

Отдельный том

Сорокин П. А. Система социологии: В 2 т. / Редкол.: Ю. Н. Давыдов (пред.) и др. М.: Наука, 1993. (Социологическое наследие). Т. 1: Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления.

Учебное пособие

Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: Учеб. пособие / Сост., пер., вступ. ст. А. В. Леденёвой; Науч. ред. А. В. Леденёва, И. В. Давыдова. Новосибирск: НГУ, 1995.

Толстова Ю. Н. Измерение в социологии: Курс лекций / Ин-т "Открытое о-во"; Ред. совет: В. И. Бахмин и др. М.: ИНФРА-М, 1998. (Высшее образование).

Статистический сборник

Российский статистический ежегодник. 2001: Стат. сб. / Госкомстат России; Редкол.: В. Л. Соколин (пред.) и др. Офиц. изд. М., 2001.

 

Справочные издания

Словарь прикладной социологии / Сост. К. В. Шульга; Редкол.: Г. П. Давидюк (отв. ред.) и др. Минск: Университетское, 1984.

 

Социология: Словарь-справочник: В 4 т. / АН СССР. Ин-т социол.; Редкол.: Г. В. Осипов (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1991. Т. 3: Междисциплинарные исследования.

 

Джери Д., Джери Дж. Большой социологический словарь. Collins: В 2 т. / Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече-аст, 1999. Т. 1.

Отчет об исследовании

Массовое сознание и массовые действия: (Годичный отчет за 1992–93 гг. по разделу общеинститутской программы "Альтернативы социальных преобразований в российском обществе") / РАН. Ин-т социологии; Рук. программы В. А. Ядов. М.: РАН. ИС, 1994.

 

Изменение образа жизни и использования времени сельского населения в условиях реформ: (Отчет отдела социальных проблем по теме IY-2 "Тенденции изменения образа жизни населения") / СО РАН. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва; Рук. темы В. А. Артемов. Новосибирск: СО РАН. ИЭиОПП, 1994.

Диссертация, автореферат

Калимуллин Т. Р. Формирование среднего класса в российском обществе (теоретико-методологический анализ): Автореф. дис. … канд. социол. наук. Казань, 2000.

 

Бессонова О. Э. Институциональная теория хозяйственного развития России: Дис. … д-ра социол. наук. Новосибирск, 1998.

 

Электронный документ

Докторов Б. З., Шадрин А. Е. Социология на российском Интернете: В начале долгого пути [online]. М.: Российская сеть информационного общества, 1999. [Обращение к документу: 26 ноября 2000]. Доступ через <http://www.isn.ru/sociology/public/sociology.htm>.

Примеры аналитического библиографического описания

 

На составную часть документа (самостоятельный материал из сборника или часть произведения) дается аналитическая библиографическая запись, общая схема которой такова:

 

Сведения о составной части документа // Сведения о документе в целом.

Глава монографии

Будон Р. Теории социального изменения // Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / Науч. ред. М. Ф. Черныш; Пер. с фр. М. М. Кириченко. М.: Аспект-Пресс, 1998. Гл. 1. С. 8–37.

Статья в сборнике трудов

Гелюта А. М., Янкова З. А. Официальные и личные документы в социологическом анализе // Социальные исследования: [Сб. ст.] / АН СССР. Совет. социол. ассоц. и др.; Отв. ред. А. Г. Харчев, З. А. Янкова. М.: Наука, 1971. Вып. 7: Методологические исследования проблемы быта. С. 187–215.

 

Mingione E. Urban Sociology // Sociology: from Crisis to Science / Ed. by U. Himmelstrand. L.: SAGE publ., 1986. Vol. 2. P. 164–186.

Публикация в журнале

Бутенко И. А. "Нет ответа". Анализ методической ситуации на страницах журнала "Public Opinion Quarterly" // Социол. исслед. 1986. № 4. C. 118–122.

 

Левада Ю. А. Векторы перемен: социокультурные координаты изменений // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. № 3. С. 5–9.

 

Kumar К. Civil society: an inquiry into the usefulness of an historical term // British J. of Sociology. Sept. 1993. Vol. 44, N 3. P. 375–395.

Смелсер Н. Дж. Социологические теории // Междунар. журн. социальных наук. 1994. Т. 2, № 3 (6). С. 9–24.

 

Статья в еженедельнике

Бойкова Т. Лицо чиновника (Итоги опроса гос. служащих) // Деловой мир. 1995. 7–13 авг. С. 29.

 

Сивкова В. Кто богаче всех // Аргументы и факты. 1995. № 45. C. 7.

 

Статья, материал в газете

Лагутин Н. Как и на что мы живем: (Стат. данные за январь-июль 1995 г. в сравнении с соотв. периодом 1994 г.) // Рос. вести. 1995. 29 авг. С. 3.

 

Ядов В. А. Осторожно: опрос общественного мнения. Три несложных правила социологии // Известия. 1991. 23 февр. С. 4.

Предисловие к монографии

Голосенко И. Историко-социологические взгляды Н. И. Кареева // Кареев Н. И. Основы русской социологии / РАН. Ин-т социол. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996. С. 5–26.

Статья из словаря

Чаликова В. Терроризм // 50/50. Опыт словаря нового мышления / Ред.-сост. Г. Козлова; Пер. А. Тарасевич и др.; Общ. ред. Ю. Афанасьева, М. Ферро. М.: Прогресс: Пайо, 1989. С. 309–313.

Реферативная статья

Данлэп Р. И. Обыденное восприятие глобального риска // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ / РАН. ИНИОН. М., 2001. № 2. С. 57–63. Ref. op.: Dunlap R. E. Lay perception of global risk // Intern. Sociology. L.; New Delhi, 1998. Vol. 13, N 4. P. 473–498.

 

Савва М. В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена) // Социальный конфликт. 1998. № 3. С. 83–94. Реф. кн.: Савва М. В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1997. 172 с.

Рецензия

Рогозин Д. М. [Рецензия] // Социологический журнал. 2002. № 1. С. 179–184. Рец. на кн.: Мягков А. Ю. Социально-демографические переменные в социологическом исследовании: Проблемы достоверности самоотчетов респондентов. М.: Флинта: Наука, 2002.

Электронный документ

Bradly N. Jr. Sociology Resources on the Internet: An Introductory Overview [online] // Electronic J. of Sociology. Aug. 1995. Vol. 1, N 3.

[Date of access: 20 October 2002]. Available from <http://www.sociology.org/content/vol001.003/nash.html>.

 

Оформление библиографического списка и ссылок

Существует несколько вариантов построения библиографических списков. В учебных работах, как правило, используются нумерационный или алфавитный.

При нумерационном построении списка описания располагаются в порядке появления к ним отсылок в основном тексте, первые строки печатают без абзаца, а последующие строки выравнивают по первой букве первой строки. Все позиции в таком списке пронумерованы.

При алфавитном построении списка все описания располагаются по алфавиту, сначала описывается русскоязычная литература, а затем – иностранная. Алфавитный список не нумеруется, в описаниях соблюдается абзацный отступ 4 знака. Использование алфавитного построения списка в большей степени соответствует международным стандартам.

Библиографические ссылки обязательны при цитировании или анализе текстового и цифрового материала, первичных источников по теме работы, а также при необходимости отсылки (без цитирования текста) к другому изданию.

Ссылки бывают:

– внутритекстовые;

– подстрочные;

– затекстовые.

Внутритекстовые ссылки размещаются непосредственно после текста, к которому относятся. Например:

Главный социологический труд Ю. Делевского "Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории" (СПб.: Тип. т-ва "Общественная польза", 1910) представлял собой систематическое и ученое исследование всяких антагонизмов и всякой борьбы, какие только ни встречаются в действительности, т. е. в мертвой или живой природе, в человеческих ли обществах и в их истории, с преобладанием в книге, конечно, этой третьей темы.

Подстрочныессылки размещаются внизу страницы.

В тексте:

…Исследователи считают, что "определенная степень аномии необходима для максимальной свободы в обществе: в случае чрезмерного затвердевания норм индивидуальная свобода ограничена" 1.

В подстрочнике:

–––––––––––––––––

1 Феофанов К. А. Социальная аномия: обзор подходов американской социологии // Социол. исслед. 1992. № 5. С. 91.

При использовании внутритекстовых и подстрочных библиографических ссылок приводимые источники все равно подлежат внесению в библиографический список в конце основного текста.

Затекстовыессылки размещаются после основного текста и в совокупности представляют собой список использованной литературы. При использовании нумерационного построения списка отсылки представляют собой порядковый номер библиографического описания, заключенный в квадратные скобки.

В тексте:

Рассматривая механизм образования религиозных представлений, Бергер затрагивает проблему отчуждения, по-своему модифицируя понятие Маркса. Отчуждением он называет "процесс, в ходе которого теряется диалектическая связь между индивидом и его миром" [8, с. 85], когда созданный человеком социокультурный мир воспринимается им в качестве чуждой и непонятной объективной фактичности, и человек из творца мира превращается в его продукт.

В библиографическом списке после основного текста:

8. Berger P. The sacred canopy: elements of a sociological theory of religion. N. Y., 1967.

Комплексные ссылки (когда необходимо одновременно сослаться на ряд работ) при нумерационном построении списка оформляют следующим образом:

Теме достижения консенсуса посвящен целый ряд работ, выполненных в духе ситуационных исследований [23; 49; 55; 78; 107].

При использовании алфавитного построения списка отсылки представляют собой фамилии авторов или первые слова

Дата: 2016-10-02, просмотров: 154.