Освещение актуальности темы демонстрирует понимание автором социальной и научной значимости темы. Данная часть работы показывает также глубину проработки проблемы.
Освещение актуальности не должно быть многословным. Нет особой необходимости начинать ее описание издалека. Главное - показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Любимые лексические построения при формулировке актуальности темы:
- в современной ситуации …… приобретает особую остроту;
- в условиях распространения ………проблема … актуализируется;
- проблема … оказалась в центре дискуссии…
- проблема … сегодня актуальна как никогда, поскольку;
- эти обстоятельства задают необходимость изучения ……..
- невнимание к проблеме … препятствует ……
Обоснование актуальности исследования направлено на представление той проблемы, решение которой имеет, с Вашей точки зрения, теоретическую и практическую значимость.
Постановка проблемы тесно связана с целью и задачами исследования. Поэтому важно охарактеризовать проблему с точки зрения
· ее природы: социальная или научная;
· выделить гносеологическую и предметную стороны проблемы;
· охарактеризовать ее масштаб;
· охарактеризовать ее продолжительность;
· охарактеризовать ее по глубине описания объективных противоречий (затрагивает одну или множество сторон социального явления);
· иные параметры проблемы.
Первоначально проблема формулируется в абстрактных определениях. В процессе постановки задач она конкретизируется.
II. 2. 2. 2. Анализ степени изученности проблемы. Обзор литературы по теме
На каждую гору есть дорога, не смотря на то, что ее, возможно, нельзя увидеть с долины.
Джеймс Роджерс
В этой части работы Вы показываете, какой протяженности, и сложности путь Вы прошли к формулировке Вашей темы, цели, объекта и предмета исследования.
Принято разделять всю литературу, посвященную изучению данной проблемы, на группы. Работы могут быть разделены на группы в зависимости от области исследования, примененных методов, акцентированных аспектов проблемы. Единой схемы здесь не существует. Однако надо помнить, что обязательно выделяются те работы, которые содержат методологические основания к изучению данной проблемы. Типичная ошибка неопытных студентов – опираться только на литературу, которая близка по названию к его теме. Например, Вы пишите работу по проблемам изучения электорального поведения в современной России. В этом случае методологией для Вас станут работы Г. Тардта, Г. Лебона, С. Московичи.
Следует избегать логических ошибок при анализе литературы по теме.
Например: Иванова и Петрова сопоставлять нельзя, у них разные области исследования (один изучает лошадей, другой - столы) Следовательно, надо избежать при обзоре литературы сопоставления точек зрения, если они принадлежат разным областям исследования.
Работы, которые принадлежат одной области исследования, должны быть отмечены с точки зрения
· их вклада в разработку данной области,
· отличия по предметам исследования,
· неполноты в разработке выделенного Вами предмета исследования.
Например:
Петровы и Сидоровы работают в одной области исследования, они изучают столы. Но у них разные предметы исследования. Петровы изучает материалы, из которых столы сделаны, а Сидоровы - геометрические свойства стола.Получили две группы работ.
Среди Петровых есть те, кто интересуется качеством материала, и те, кто изучает его эстетические характеристики.Получили подгруппы работ.
Сидоровы и Ковалевы изучают один предмет (геометрические свойства), но разными методами. Сидоровы – линейкой, Ковалевы – линейкой и циркулем. С моей точки зрения, Ковалевы делают замеры точнее, но кое-что не поддается измерению ни линейкой, ни циркулем.
Я хотел бы понять, есть ли связь между качеством материала и геометрическими свойствами стола? Решить данную проблему в полном объеме невозможно. В соответствии с целью моей работы я ограничусь следующим вопросом: как связаны с геометрией офисных столов такие материалы, как дерево и пластмасса.
Внимание! Проверьте, указали ли Вы в списке литературы те работы, которые были включены в обзор литературы. Для упрощения работы над составлением списка литературы советуем Вам заблаговременно создать файл «список литературы». Все книги, источники, статьи и т д., к которым Вы прибегали по ходу работы, заносите в этот файл. Сверившись с правилами оформления списка литературы, которые приведены в данном методическом пособии, зафиксируйте данный источник с его полным библиографическим описанием. В этом случае при завершении работы Вам не придется уточнять данные. Параллельно можно заполнять файл «аннотации», где кратко, в форме аннотации характеризуется литература, с которой Вы познакомились (не зависимо от глубины проработки) По мере углубления изучения темы Вам, возможно, придется вновь вернуться к источникам, которые показались ранее не столь важными и полезными.
Анализируя многообразие предметов исследования, Вы сужаете поле до определения своего предмета исследования. Обосновываете, имеет ли такой предмет исследования право на существование, и чем он интересен (теоретически и (или) практически).
Следует помнить, что вести исследование в рамках различных парадигм затруднительно, особенно неопытному исследователю. Вы должны определиться, каких теоретических традиций будете придерживаться в Вашем исследовании.
Тема и предмет исследования тесно связаны между собой. Когда Вы определились, какие стороны объекта будут Вас интересовать, Вы фактически сформулировали тему. Остается найти адекватное предмету исследования и стилистически красивое построение фразы. Однако не рекомендуется в названии работы повторять полностью формулировку предмета исследования.
Обзор литературы, т.е. анализ степени разработанности темы, дает Вам возможность сформулировать цели, предмет и вид исследования.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 189.