Осмотр
В фазе вдоха определяют наличие или отсутствие выпячивания, фиксации в области проекции желчного пузыря на правое подреберье.
Пальпация
При поверхностной пальпации области проекции желчного пузыря исследуют резистентность и болезненность передней стенки живота, глубокой пальпацией определяют увеличение желчного пузыря и его болезненность (симптомы Курвуазье, Кера, Мэрфи, Орт-нера).
Исследование селезенки
Осмотр
Определяется наличие или отсутствие выбухания в левом подреберье при дыхании.
Перкуссия
Определяют длинник и поперечник. Длинник - по ходу 10-го ребра. Поперечник - по перпендикуляру к середине найденного длинника. Или проводят перкуссию по методу Курлова.
Пальпация
Проводится по методу Образцова - Стражеско. При определении края селезенки исследуют локализацию, консистенцию, форму, очертания и1 болезненность. При значительном увеличении селезенки проводится пальпаторное исследование ее поверхности.
Размер селезенки
После пальпаторного исследования определяют размеры селезенки. Размеры в норме: длинник -6-8 см, поперечник -4-6 см.
Аускулътация
Шум трения брюшины.
Система органов мочевыделения
Осмотр
Определяют наличие припухлости поясничной области, покрасненияи отечности кожи.
Пальпация
Пальпация почек проводится в горизонтальном и вертикальном положении больного. Определяют степень подвижности, по-■ерхность,консистенцию, конфигурацию, болезненность почек, а i ижеболевые точки по ходу мочеточника.
Перкуссия
Определение симптома поколачивания.
Перкуссия мочевого пузыря.
Аускулътация области проекции почечных артерий.
Предварительный диагноз (диагностическая гипотеза)
Первичная диагностическая гипотеза — умозаключение, по-
■ гроеиное на основании накопленных фактов во время расспроса.
Д иагностическая гипотеза и ее проверка служат фундаментом для
in и 1 роения диагноза.
В основе клинического мышления при построении диагно-1 i нческой гипотезы лежит аналогия.
Аналогия - умозаключение о сходстве двух предметов на ос-Нованиипохожести отдельных признаков этих предметов. В диагно-i гическомпроцессе врач, применяя аналогию, должен учитывать Количествосходных признаков у данного больного и известного
■ оII оставляемо го заболевания, а также насколько они существенны
Lin данного заболевания.
Сходство симптомов клинической картины побуждает к по-
■ 1|>иению первичной диагностической гипотезы, т.е. к гипотетическо
му суждению о предполагаемом заболевании. Выводы по аналогии
щ ei да имеют значение как вероятные, требующие детальной проверки.
Построение первичной (рабочей) диагностической гипотезы
..... омывается на результатах хорошо собранного анамнеза и жалоб
^.... ,ного. В этом плане исключительное значение имеют выделение
и анализглавных жалоб, которые сигнализируют врачу о патологии определенной,конкретной системы.
Анамнестические сведения устанавливают первые координаты клинической картины патологического процесса, которые дают возможность концентрировать особое внимание врача на изменениях той или иной системы организма и побуждают к наиболее тщательному и детальному обследованию соответствующего органа, вовлеченного в патологический процесс. Если в дальнейшем объективное обследование вьшвляет симптомы, подтверждающие анамнестические данные изменений в соответствующих органах, то эти сведения придают уверенность действиям врача, убеждают в правильности выбранного диагностического поиска и служат основанием для формирования предварительного диагноза.
Проведенное клиническое обследование больного, включающего анамнез и физикальные данные, выявляет субъективные и объективные симптомы заболевания, на основании которых у врача складывается определенное представление о клинической картине заболевания, о том, какие органы и физиологические системы вовлечены в патологический процесс и в каких органах и системах имеются наибольшие изменения. Сопоставляя данные анамнеза с результатами изучения объективных признаков, врач высказывает гипотетическое суждение о происхождении и динамике отдельных симптомов. Так как диагностическая гшготеза является ключом диагностического процесса, то она должна находиться в логической взаимосвязи симптомов, получаемых при дальнейшем углубленном обследовании.
Обнаружение логической взаимосвязи между субъективными и объективными симптомами стимулирует поиск специального (специальных) метода исследования, открывающего высокоспецифический (или патогномоничный), убедительный признак, обосновывающий диагноз. В ходе дальнейшего более углубленного обследования и изучения больного объективными и специальными (лабо-раторно-инструментальными) методами исследования, первичная диагностическая гипотеза может претерпевать значительные изменения или даже быть отвергнутой. В ряде случаев смена рабочих гипотез диктуется логикой исследования больного, когда появляются новые факты (симптомы), которые раньше не определялись.
На основании формирования первичной диагностикой гипотезы врач делает предположение о заболевании в общих чертах и, рассуждая, ищет такие симптомы, которые при дальнейшем обследовании подтверждают или отвергают гипотезу. Вели достоверных признаков, которые могли бы подтвердить гипотезу, не находят -строится новое предположение.
Фактически проверка гипотезы начинается на самых ранних i ыднях диагностического процесса, поскольку является составной ЧВСТЬЮанамнеза. Собирание анамнеза зависит от возникающих у ■рачвподозрений в отношении возможной патологии, поэтому i ipi-мление подтвердить или опровергнуть исходную догадку часто Определяюти задаваемые вопросы. При целенаправленном расспро-I г пи жалобам врач пытается обнаружить убедительные, специфи-Чв) киепроявления болезни, подтверждающие или отвергающие ди-
..... (стическуюгипотезу.
Проверка гипотез продолжается в ходе физикального исследования. Иногда с самого начала у врача формируется одновремен-
........ есколько альтернативныхверсий. В случае рассмотрения не-
Околькихдиагностических гипотез, возникающих одновременно,
проверкаих уже в самом начале должна предусматривать элементы
дифференциального подхода. К примеру на основании выявленных
Признаков при расспросе больного: кашель, одышка смешанного ти-
и.|. (юли в грудной клетке, высокая лихорадка, связь с простудой, —
i с it начале диагностического поиска могут рассматриваться не-
........ .ко диагностических версий, и прежде всего, острая пневмония и
иессу дативный плеврит. Обнаружение в ходе проверки диагноегаче-
1 КИХверсий деформации грудной клетки за счет выбухания одной ее
...... шины, резкого ослабления голосового дрожания и бронхофопии,
" ' олютно тупого перкуторного звука и отсутствие при аускультации
||.I-..цельного шума на пораженной стороне с большой степенью вероятности указывают на экссудативный плеврит, в отличие от ин-фи и.тративных изменений в легких, при которых наблюдаются иные .i ■ iк iеристики результатов физикального исследования.
Необходимо выделить субъективные и объективные симптомы, сформулировать синдромы и поставить нозологический диаг-НО1Диагноз должен включать:
- Основное заболевание, которое явилось причиной госпита-
ИП1.1ЦИИ.
- Осложнение, обусловленное основным заболеванием.
- Функциональный диагноз основного заболевания, который
[олжен отражать состояние функции пораженного органа: компен-
....... ю или декомпенсацию, степень последней.
- Сопутствующее заболевание, патогенетически не связанное
i in минным.
- Осложнение, обусловленное сопутствующим заболеванием.
- Функциональный диагноз сопутствующего заболевания.
План лабораторныхи инструментальныхметодов исследования
1. Клинический анализ крови каждые 7-10 дней.
2. Общий анализ мочи каждые 7-10 дней.
3. Кал на яйца гельминтов.
4. Исследование крови на СПИД, ЭДС крови.
5. Определение группы крови и резус-фактора.
6. Сахар крови.
7. Флюорография грудной клетки (если в течение последнего
года не проводилась).
8. Электрокардиограмма.
9. Взвешивание больных каждые 10 дней.
10. Перечень специальных лабораторных и инструментальных исследований, которые необходимо провести при выявленной у больного патологии (указать какие).
Результаты полученных лабораторных и инструментальных методов исследования у курируемого больного, их оценка.
- Полученные данные обследования студент отмечает в исто
рии болезни;
- Приводится интерпретация полученных данных.
Температурный лист.
В температурном листе, куратор отмечает:
- температуру больного;
- диурез;
- вес больного каждые 10 дней;
- основные фармакологические препараты (антибиотики, глю-
кокортикостероиды и т.п.).
План лечения
1. Режим.
2. Диета.
3. Психотерапия.
4. Медикаментозное лечение:
4.1. Этиотропное.
4.2. Патогенетическое.
4.3. Симптоматическое.
4.4. Общеукрепляющее.
5. Физиотерапия.
6. Лечебная физкультура и массаж.
7. Санаторно-курортное лечение.
8. Оперативное лечение.
9. Диспансерное наблюдение и противорецидивная терапия.
Излогая курс лечения, описывают механизм действия лекар-
- шейных препаратов, разовые и суточные дозы, продолжительность i рсалечения, побочные действия препарата, противопоказания к ич применению, выписываются рецепты.
Далее куратор описывает методику физиотерапевтического печенияпри данном заболевании, механизм действия физиотерапев-ш'и-ских процедур, методику применения, показания и противопо-кшанияк их назначению.
В разделе санаторно-курортное лечение указываются показания и противопоказания к направлению на курорты, дается перечень курортов(местных и общесоюзных) при данном заболевании.
Затем куратор назначает и обосновывает индивидуальное лечениекурируемому больному, заполняет лист назначения.
Дневник
Вдневнике ежедневно в краткой форме отражается динамика
I: ИЧ1ИЯ болезни, отмечается состояние больного, все изменения,
происшедшие за сутки и все назначения, сделанные больному. По-
и шие отражаются в листе назначений. Там же ежедневно отме-
....... ся рекомендуемые лабораторные и мнсфументальные исследо-
...... 1Я с указанием даты назначений.
Дифференциальный диагноз(для пудентов V и VI курсов)
Дифференциальный диагноз проводится по ведущему сим-мничу или синдрому, выявленному у курируемого больного. Для 'и.|м|н'|1снциальной диагностики могут быть использованы такие
.... 1|юмы, как одышка, приступы удушья, боли в грудной клетке,
i 1 умильная гипертония, боли в области живота, желтуха, отеки, ■ щи, спленомегалия, лимфоаденопатия, анемия и др. Куратор по-
I' ..... стельно исключает заболевания, при которых имеется такой
I i ИНДром.Указываются симптомы, характерные для искЛючаемо-■ и -плевания, при этом отсутствующие у курируемого больного.
Окончательный клинический диагноз и его обоснование
Методика обоснования окончательном клинического диагноза.
На первом этапе выявляется диагностически значимая информация, которую врач должен теоретически осмыслить и определить ее соответствие определенной нозологической единице, либо круга заболеваний, в которое входит данное заболевание. Описанные больным симптомы могут быть проявлениями различных заболеваний или нехарактерны ни для какого определенного заболевания. Па этом этапе выделяют главные и второстепенные жалобы и проводят анализ анамнеза. Диагноз в таком случае может быть поставлен после второго или третьего этапа диагностического поиска.
Второй этап диагностического поиска включает выявление симптомов при непосредственном обследовании больного. Выделяют основные симптомы и синдромы. Они могут быть обусловлены:
а) самим заболеванием;
б) реакцией органов и систем на имеющееся заболевание;
в) проявлением осложнений болезни.
Определенность заключения после второго этапа значительно выше, так как базируетсяна информации из двух источников. На этом этапе, в большинстве случаев, можно выделить ведущий синдром. Таким образом, выводы после второго этапа могутбыть следующими:
а) диагноз может быть сформулирован;
б) круг заболеваний, очерченный после первого этапа значи
тельно сужается;
в) по-прежнему нет никакой определенной диагностической
концепции, в связи с чем заключение о диагнозе будет отложено до
третьего этапа.
Третий этап диагностического поиска включает выполнение ряда лабораторных и инструментальных методов обследования, На этом этапе могут быть сделаны следующие выводы:
а) диагноз, поставленный на предыдущих этапах полностью
подтверждается;
б) неопределенная диагностическая концепция реализуется в
четкий диагноз;
в) диагноз остается неясным, в связи с чем необходимо хи
рургическое диагностическое вмешательство или длительное дина
мическое наблюдение больного с обязательным выполнением лабо-
раторно-инструментальных исследований.
Развернутый клинический диагноз должен отражать следующее:
1. Этиологию (если она известна).
2. Клинический (клипико-морфологический) вариантболезни.
3. Фазу (ремиссия или обострение).
4. Стадию течения (начальная, развернутая, терминальная).
5. Отдельные наиболее выраженные синдромы (результат во-
1И1ГЧ1ЧМ1Я в патологический процесс различных органов и систем).
6. Осложнения.
Этиология и патогенез
Куратор описывает этиологию и патогенез болезни, выделяя И1 ионные этиологические факторы и звенья патогенеза, и выявляет (Тиологические факторы у курируемого больного.
Осложнения
И этом разделе куратор описывает патогенез и клинику ос-ПОЖменийпри данном заболевании и указывает осложнения у курируемого больного.
Прогноз и трудоспособность
II этом разделе освещаются исходы болезни, длительность
пятой нетрудоспособности, противопоказанные виды труда при
......... м заболевании у курируемого больного.
Профилактика
lli-рвичная - предупреждение болезни и вторичная - нреду-icniie рецидивов заболевания.
Этапныйэпикриз
Этапныйэпикриз пишется раз в 10-12 дней. Это кратко пред-
w.... .iii итог наблюдений и обследования за указанный период
......... .шин в стационаре. Этапный эпикриз должен отражать:
I. Изменения в состоянии больного (субъективные, объек-Mt.ii*и поданным обследования).
■'. Изменения в диагнозе, если они произошли.
I. Дополнительно выявленные признаки болезни, обелсдова-
■.... \ выяснению.
I )ффективность лечения.
I [лан дальнейшего ведения и лечения больного.
Выписной эпикриз
Эпикриз - заключительная часть истории болезни. Это краткое заключение врача о существе заболевания, его причинах, течении болезни и результатах лечения, состоянии больного к моменту составления эпикриза; заключение о прогнозе заболевания, трудоспособности, о дальнейшем режиме, лечении и профилактике рецидивов заболевания.
В эпикризе кратко излагаются паспортная часть, жалобы больного и их характер чешка, история развития заболевания, история жизни больного (факты, имеющие отношение к данному заболеванию), клинические признаки болезни, основные данные лабораторные и инструментальных исследований, подтверждающих диагноз.
Затем ставится диагноз и описывается проводимое лечение (разовые суточные дозы применяемых препаратов), результаты лечения, изменения в состоянии больного за время лечения, исходы заболевания (полное выздоровление, неполное выздоровление, незначительное ухудшение, состояние без перемен, переход из острого заболевания в хроническое, ухудшение состояния, смерть).
При выписке больного необходимо определить прогноз в отношении его выздоровления, дать оценку трудоспособности с учетом его профессии и места работы (трудоспособен, ограниченно трудоспособен, показан перевод на более легкую работу, необходим перевод на инвалидность, группа инвалидности), рекомендации в отношении дальнейшего диспансерного наблюдения, лечения и профилактике рецидивов болезни.
При летальном исходе необходимо внести в историю болезни патологоанатомический диагноз. В случае расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов проанализировать причины расхождения диагнозов.
Список литературы
В этом разделе указываются литературные источники, использованные при написании истории болезни, по общепринятой библиографической форме.
СХЕМА НАПИСАНИЯ КУРАТОРСКОГО ЛИСТА
I. Паспортная часть.
II. Дата поступления в стационар.
III. Поступил в плановом или экстренном порядке. ;
IV. Жалобы.
V. История настоящего заболевания {anamnesis morbi).
VI. История жизни {anamnesis vilae).
VII. Объективные данные (результаты обследования по сис-
1. Система органов дыхания:
1) осмотр (начать с верхних дыхательных путей);
2) пальпация;
3) перкуссия;
4) аускультация.
Выявление основного симптома (синдрома).
2. Система органов кровообращения:
1) осмотр;
2) пальпация;
3) перкуссия;
4) аускультация.
Выявление основного симптома (синдрома).
3. Система органов пищеварения:
1) осмотр;
2) пальпация;
3) перкуссия;
4) аускультация.
Выявление основного симптома (синдрома).
4. Система органов мочевыделения. (
1) осмотр;
2) пальпация;
3) перкуссия.
Выявление основного симптома (синдрома).
5. Система органов кроветворения:
1) осмотр;
2) пальпация:
3) перкуссия;
4) аускультация.
■ Выявление основного симптома (синдрома).
6. Интерпретация лабораторно-инструментальных показателей.
7. Выделение ведущего синдрома.
8. Дифференциальный диагноз по ведущему синдрому (со
ставление дифференциально-диагностической таблицы и/или алго
ритма диагностического поиска).
9. Формирование диагностической гипотезы.
10. План проверки диагностической гипотезы,
11, Клинический диагноз.
i 2. Программа лечения больного. 13. Прогноз.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 191.