С п е ц и а л и с т п о м а р к е т и н г у (маркетинг – англ. marketing от market – рынок, сбыт) – специалист по изучению покупательского спроса (существующего и потенциального), организации рекламы, проведению ценовой политики на основе изучения рынка и применительно к его требованиям.
М а р к е т и н г, возникнув в США как область прикладной экономики в системе распределения, на следующем этапе своего развития превращается в управленческую дисциплину. В своем современном виде – как самостоятельная наука о производстве, сбыте товаров в зависимости от потребителя – маркетинг сложился примерно к 1967г.
В современных условиях при переходе к рыночной экономике появляется все больше предприятий и фирм, организованных по принципу акционерных обществ, агрофирм. Изменение форм собственности, перестройка системы управления способствует все большему развитию экономической самостоятельности предприятий агропромышленного комплекса. Меняется характер производственно-экономических связей между производителями и потребителями, деятельность всех предприятий в условиях рыночной экономики должна быть основана на получении прибыли, наличии конкуренции и колебаниях в ценах. Именно поэтому центральным звеном в структуре управления должен быть маркетинг. Только используя принципы маркетинга, можно создать предприятие, ориентированное на реального, а главное, потенциального потребителя своей продукции.
Существует два вида маркетинга:
внутренний – маркетинг внутри предприятия, контролируемый самим предприятием (руководители, работники);
внешний – маркетинг неконтролируемой предприятием среды (потребитель, конкуренция, правительство, экономика, технология, средства массовой информации).
Отсюда, и специалисты могут заниматься как внутренним, так и внешним маркетингом на предприятиях, в организациях, учреждениях (государственного или частного характера).
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
Независимо от места трудовой деятельности, содержание труда от этого не меняется.
В о б я з а н н о с т и специалиста по маркетингу входят:
изучение рынка аналогичных товаров и услуг, тенденций его развития;
анализ факторов, влияющих на сбыт товаров;
участие в разработке маркетинговой политики, определении цен, создании условий для планомерной реализации товара и расширения оказываемых услуг;
прогнозирование объемов продаж и формирование потребительского спроса на товары и услуги (рекламные акции, презентации);
определение мер и разработка рекомендаций по повышению качества и улучшению потребительских свойств товаров и услуг;
совершенствование информационного обеспечения проводимых исследований рынка;
участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров с учетом требований рыночной экономики.
Таким образом, основная ц е л ь деятельности специалиста по маркетингу – изучение, прогнозирование и формирование спроса на товары и услуги
Основной п р е д м е т т р у д а - знаковые системы (цифры, формулы, тексты), сопутствующий - человек (информационное обслуживание).
В своей работе специалист по маркетингу использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а – ручные (ручка, карандаш), электрифицированные (калькулятор, компьютер), а также различные средства связи – почту, телефон, телефакс. Но основными являются его невещественные (функциональные) с р е д с т в а - аналитическое, творческое мышление, развитая долговременная и оперативная память; грамотная, четкая, деловая устная и письменная речь, деловое поведение, а также органы чувств – зрение, слух.
Специалист по маркетингу осуществляет деятельность в соответствии с действующими:
должностными обязанностями;
законодательными нормативными правовыми актами, регламентирующими предпринимательскую, коммерческую и маркетинговую деятельность;
методами проведения маркетинговых исследований;
правилами и нормами охраны труда;
нормами профессиональной этики,
и при этом работа имеет мало определенный х а р а к т е р, отличается большим количеством ситуаций новизны и требует от специалиста постоянной психической активности в поиске вариантов реализации процесса труда, принятия ответственного, часто неординарного, решения.
Труд специалиста по маркетингу имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и за нее отвечает. Однако выполнение отдельных трудовых заданий зависит от процесса и результата других людей, т. е. носит командный характер.
Ф у н к ц и о н а л ь н о специалист по маркетингу является и с п о л н и т е л е м, но ход своего трудового процесса он организует самостоятельно.
К о н т а к т ы у специалиста по маркетингу многочисленные - это партнеры в своей и смежных сферах деятельности, коллеги по работе, клиенты (потребители) из различных социальных групп.
О т в е т с т в е н н о с т ь у специалиста по маркетингу повышенная м о р а л ь н а я, а иногда и м а т е р и а л ь н а я - за исход маркетинговых исследований.
Специалист по маркетингу работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении. Его рабочее место оборудовано письменным столом, телефоном, компьютером. Однако, рабочий день может проходить за пределами кабинета, в постоянном передвижении.
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу специалиста по маркетингу могут вносить следующие факторы:
повышенная моральная ответственность;
требование готовности оценить (часто неопределенную) ситуацию, предвидеть направление ее развития и принимать ответственное решение;
необходимость длительной и кропотливой работы, связанной с анализом документов (интеллектуальные нагрузки);
интенсивное общение с людьми (коммуникативные нагрузки).
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
нервно-психическая устойчивость;
высокая работоспособность;
развитое аналитическое, словесно-логическое, мышление;
хорошая долговременная и оперативная память;
грамотная, четкая, понятная речь.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ
СПЕЦИАЛИСТА
умение управлять собой, личная организованность;
целеустремленность;
активность, инициативность;
коммуникативные и организаторские способности;
интеллектуальная самостоятельность;
умение брать на себя ответственность за принимаемые решения;
эрудированность;
стремление к профессиональному самосовершенствованию.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.