П с и х о л о г (греч. psyche - душа) – ученый, специалист в области психологии, занимающийся процессами и закономерностями психической деятельности человека.
Интерес к знаниям, которые относятся к области психологии, возник у людей давно. Проблемы, и по сей день волнующие психологов, привлекали к себе внимание, вероятно, еще в те древнейшие времена, когда в сознании человека впервые зародилась научная мысль. Дошедшие до нас письменные источники, принадлежащие древнегреческим философам и датированные последними веками до н.э., свидетельствуют о том, что этот интерес отчетливо проявился уже тогда, когда философская мысль пыталась проникнуть в тайны мироздания.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 17-19 вв.С 19 в. психология становится самостоятельной теоретической и экспериментальной областью научных знаний. Создаются первые в мире психологические лаборатории, сначала в Германии, затем в России и в США.
И раньше, и теперь предметом изучения психологии является, прежде, всего психика человека, высшие психические функции, с помощью которых человек познает мир: ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь. Психология также изучает человеческое общение и поведение.
Работа психолога направлена на изучение закономерностей развития психики человека, его сознания, деятельности личности в различных сферах индивидуальной и общественной жизни. Существует несколько отраслей психологии: медицинская, возрастная и педагогическая, инженерная и психология труда, социальная и т.д. В соответствии с полученной специализацией психолог может работать на промышленных предприятиях, в медицинских учреждениях (психиатрической клинике, реабилитационном центре, поликлинике), научных лабораториях, учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования, в системе средств массовой информации и управления, центрах профориентации и психологической поддержки населения, консалтинговых фирмах.
Психолог осуществляет следующие виды профессиональной деятельности:
научно-практическую;
педагогическую;
исследовательскую;
методическую.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
Несмотря на различные виды профессиональной деятельности специалиста, содержание труда от этого не меняется. В о б я з а н н о с т и психолога входят:
проведение психодиагностики – измерение уровня развития определенных свойств и качеств человека;
консультирование по личностным, семейным, профессиональным проблемам, разрешению конфликтных, затруднительных ситуаций;
прогнозирование развития психологической ситуации и дача рекомендаций;
проведение психокоррекционных занятий с целью развития отдельных психических функций, изменения личностного отношения к чему-либо;
участие в проведении отборов в учреждениях общего и профессионального образования; подбор кадров по определенным характеристикам;
оказание психологической помощи в период адаптации (привыкания) человека к новым условиям учебной или профессиональной среды;
проведение тренинговых занятий по развитию определенных качеств и навыков.
Таким образом, основная ц е л ь деятельности психолога – адаптация, активизация личности в различных сферах индивидуальной и общественной жизни, изучение закономерностей развития психики человека.
Основные п р е д м е т ы т р у д а - человек (психологическое обучение) и природа (человек как биологический объект), сопутствующий – знаковые системы (цифры, тексты).
В своей работе психолог использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (ручка, карандаш, мел), электрифицированные (калькулятор, компьютер), а также психофизиологические приборы и средства связи. Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – аналитическое, словесно-логическое мышление, долговременная словесно-логическая память, хорошие переключение и распределение, концентрация и устойчивость внимания, эмоционально-выразительные речь и поведение, деловая письменная речь, а также органы чувств – слух, зрение.
Работа психолога имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
должностными обязанностями;
постановлениями, распоряжениями, приказами, нормативно-правовыми актами и руководящими документами;
методами и методиками изучения психологических особенностей деятельности человека;
нормами профессиональной этики,
однако в его работе встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных интеллектуальных вариантов решения.
Труд психолога имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой от самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и самостоятельно за нее отвечает. Однако отдельные виды работы (тренинги, исследования, отборы, экспертирование) психолог выполняет с группой специалистов.
Ф у н к ц и о н а л ь н о психолог является организатором активности других людей (клиентов), но ход своего трудового процесса организует самостоятельно.
К о н т а к т ы у психолога многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц – клиенты, группы, классы, партнеры в своей сфере деятельности.
О т в е т с т в е н н о с т ь у психолога повышенная м о р а л ь н а я - за обучение, развитие клиента или группы людей.
Психолог работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении, где имеется письменный стол с персональным компьютером и средствами связи).
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу психолога могут вносить следующие факторы:
повышенная моральная ответственность;
высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
постоянное общение с людьми, в том числе асоциального поведения (правонарушители, с дефектами психики);
вынужденность постоянного нахождения в зоне чужой проблемы.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
нервно-психическая устойчивость;
развитое аналитическое, словесно-логическое мышление;
хорошая долговременная словесно-логическая память;
высокий уровень концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания;
четкая, понятная речь;
выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ
СПЕЦИАЛИСТА
стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
умение управлять собой, личная организованность;
социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);
интеллектуальная самостоятельность;
коммуникативные и организаторские способности;
ораторские способности;
стремление к профессиональному самосовершенствованию;
высокая общая культура и эрудиция;
чуткость, способность к сопереживанию.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 196.