О ф и ц и а н т, по определению толкового словаря Ожегова С.И., – это работник, подающий посетителям кушанья в ресторане, столовой.
Первые официанты появились еще в Древнем Египте около 6 тыс. лет назад. Но и сейчас они нужны и незаменимы по-прежнему. Кафе, рестораны, бары немыслимы без официанта. Эта профессия предполагает непосредственный контакт с людьми.
Официант работает в сфере услуг, на предприятиях массового питания. Он обслуживает посетителей. Официант общается с самыми разными посетителями, и все они нуждаются в его совете и помощи, полагаясь на его вкус и компетенцию.
Репутация заведения, в котором работает официант, зависит не только от кухни, но и от профессионализма официанта.
Его задача состоит не только в том, чтобы сервировать стол, ознакомить с меню, принять заказ у посетителей, но и создать людям хорошее настроение, помочь хорошо отдохнуть.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
В о б я з а н н о с т и официанта входят:
подготовка зала и столов к приему посетителей;
отбор посуды, столового белья, приборов, сервировка стола в соответствии с видом обслуживания;
знакомство с меню, информирование о предлагаемых блюдах, прием заказов;
доставка заказов;
расчет с посетителями.
Таким образом, основная ц е л ь деятельности официанта – обслуживание посетителей на предприятиях массового питания.
Основной п р е д м е т т р у д а - человек (сервисное обслуживание), сопутствующие – знаковая система (цифры, деньги) и художественный образ (художественное оформление).
В своей работе официант использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (карандаш, ручка, блокнот, штопор), автоматизированные (калькулятор). Кроме этого, к основным относятся его невещественные (функциональные) средства – оперативная и долговременная память, хорошее устойчивость, распределение и переключение внимание, творческое воображение, счетные способности; понятная грамотная устная речь и подчеркнуто вежливое артистичное поведение; общая хорошая координация движений тела с развитой мелкой моторикой кистей рук, а также органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание.
Работа официанта имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
должностными обязанностями;
правилами, инструкциями, руководящими материалами-постановлениями, распоряжениями;
правилами к оформлению документации при расчете с посетителями;
правилами санитарии и гигиены;
основами этики и эстетики;
нормами рофессиональной этически.
Труд официанта имеет и индивидуальную о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно выполняет свою работу и за нее отвечает, и коллективную (работа с бригадой поваров, другими работниками предприятия питания).
Ф у н к ц и о н а л ь н о официант является и с п о л н и т е л е м волеизъявления посетителей.
К о н т а к т ы у официанта многочисленные, кратковременные, с меняющимися кругом лиц – с посетителями и долговременные - с работниками предприятий питания.
О т в е т с т в е н н о с т ь у официанта повышенная материальная – за правильность денежного расчета с посетителями, моральная – за общение с посетителями (создание благоприятной репутации заведения).
Официант работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении, а также в салонах – пищеблоках транспортных средств, на улице (летние кафе), рабочая поза - стоя.
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу официанта могут вносить следующие факторы:
физические нагрузки (постоянное пребывание на ногах);
повышенная моральная и материальная ответственность;
наличие специфических условий труда (работа по сменам, шум);
постоянное общение с людьми и связанные с этим эмоциональные нагрузки;
необходимость учитывать индивидуальные запросы и личностные особенности посетителей;
возможность травматизма при работе с острыми и бьющимися предметами;
необходимость удерживать себя от пищевых соблазнов и соблазнов нетрудовых доходов при расчетах с посетителями;
необходимость держать себя в хороших физических параметрах.
Кроме этого, профессия официанта является «тупиковой» по возрастному критерию (практически все официанты – до 30 (макс. 35) лет). Профессиональный рост связан с повышением уровня образования (менеджер предприятия торговли и общественного питания).
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
нервно-психическая устойчивость;
высокая работоспособность и физическая выносливость;
хорошая долговременная и оперативная память;
хорошие счетные способности;
способность к усточивости, распределению и переключению внимания;
выносливость слухового и зрительного анализаторов;
наличие зрительно-моторной координации;
четкая понятная речь;
внешняя привлекательность.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ
СПЕЦИАЛИСТА
стрессоустойчивость;
умение управлять собой;
коммуникатианые способности;
подчеркнутая безукоризненная вежливость;
артистизм;
наблюдательность;
аккуратность, чистоплотность;
эстетический вкус.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа официанта не рекомендуется людям с заболеваниями:
нервно психическими;
хроническими инфекционными, кожными;
опорно-двигательного аппарата;
сердечно-сосудистыми;
верхних дыхательных путей;
аллергическими;
зрительного и слухового анализаторов;
речеголосового аппарата.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по математике, русскому языку и литературе, химии в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессии официанта обучают в учреждениях начального профессионального образования, на курсах подготовки и переподготовки специалистов.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Буфетчик, бармен, продавец, кассир, метрдотель, повар.
ПАРИКМАХЕР
Дата: 2016-10-02, просмотров: 201.