ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О ф и ц и а н т, по определению толкового словаря Ожегова С.И., – это работник, подающий посетителям кушанья в ресторане, столовой.

Первые официанты появились еще в Древнем Египте около 6 тыс. лет назад. Но и сейчас они нужны и незаменимы по-прежнему. Кафе, рестораны, бары немыслимы без официанта. Эта профессия предполагает непосредственный контакт с людьми.

Официант работает в сфере услуг, на предприятиях массового питания. Он обслуживает посетителей. Официант общается с самыми разными посетителями, и все они нуждаются в его совете и помощи, полагаясь на его вкус и компетенцию.

Репутация заведения, в котором работает официант, зависит не только от кухни, но и от профессионализма официанта.

Его задача состоит не только в том, чтобы сервировать стол, ознакомить с меню, принять заказ у посетителей, но и создать людям хорошее настроение, помочь хорошо отдохнуть.

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА

В о б я з а н н о с т и официанта входят:

подготовка зала и столов к приему посетителей;

отбор посуды, столового белья, приборов, сервировка стола в соответствии с видом обслуживания;

знакомство с меню, информирование о предлагаемых блюдах, прием заказов;

доставка заказов;

расчет с посетителями.

Таким образом, основная ц е л ь деятельности официанта – обслуживание посетителей на предприятиях массового питания.

Основной п р е д м е т т р у д а - человек (сервисное обслуживание), сопутствующие – знаковая система (цифры, деньги) и художественный образ (художественное оформление).

В своей работе официант использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (карандаш, ручка, блокнот, штопор), автоматизированные (калькулятор). Кроме этого, к основным относятся его невещественные (функциональные) средства – оперативная и долговременная память, хорошее устойчивость, распределение и переключение внимание, творческое воображение, счетные способности; понятная грамотная устная речь и подчеркнуто вежливое артистичное поведение; общая хорошая координация движений тела с развитой мелкой моторикой кистей рук, а также органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание.

Работа официанта имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:

должностными обязанностями;

правилами, инструкциями, руководящими материалами-постановлениями, распоряжениями;

правилами к оформлению документации при расчете с посетителями;

правилами санитарии и гигиены;

основами этики и эстетики;

нормами рофессиональной этически.

Труд официанта имеет и индивидуальную о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно выполняет свою работу и за нее отвечает, и коллективную (работа с бригадой поваров, другими работниками предприятия питания).

Ф у н к ц и о н а л ь н о официант является и с п о л н и т е л е м волеизъявления посетителей.

К о н т а к т ы у официанта многочисленные, кратковременные, с меняющимися кругом лиц – с посетителями и долговременные - с работниками предприятий питания.

О т в е т с т в е н н о с т ь у официанта повышенная материальная – за правильность денежного расчета с посетителями, моральная – за общение с посетителями (создание благоприятной репутации заведения).

Официант работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении, а также в салонах – пищеблоках транспортных средств, на улице (летние кафе), рабочая поза - стоя.

П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу официанта могут вносить следующие факторы:

физические нагрузки (постоянное пребывание на ногах);

повышенная моральная и материальная ответственность;

наличие специфических условий труда (работа по сменам, шум);

постоянное общение с людьми и связанные с этим эмоциональные нагрузки;

необходимость учитывать индивидуальные запросы и личностные особенности посетителей;

возможность травматизма при работе с острыми и бьющимися предметами;

необходимость удерживать себя от пищевых соблазнов и соблазнов нетрудовых доходов при расчетах с посетителями;

необходимость держать себя в хороших физических параметрах.

Кроме этого, профессия официанта является «тупиковой» по возрастному критерию (практически все официанты – до 30 (макс. 35) лет). Профессиональный рост связан с повышением уровня образования (менеджер предприятия торговли и общественного питания).

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА

нервно-психическая устойчивость;

высокая работоспособность и физическая выносливость;

хорошая долговременная и оперативная память;

хорошие счетные способности;

способность к усточивости, распределению и переключению внимания;

выносливость слухового и зрительного анализаторов;

наличие зрительно-моторной координации;

четкая понятная речь;

внешняя привлекательность.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ

СПЕЦИАЛИСТА

стрессоустойчивость;

умение управлять собой;

коммуникатианые способности;

подчеркнутая безукоризненная вежливость;

артистизм;

наблюдательность;

аккуратность, чистоплотность;

эстетический вкус.

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Работа официанта не рекомендуется людям с заболеваниями:

нервно психическими;

хроническими инфекционными, кожными;

опорно-двигательного аппарата;

сердечно-сосудистыми;

верхних дыхательных путей;

аллергическими;

зрительного и слухового анализаторов;

речеголосового аппарата.

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Необходимы знания по математике, русскому языку и литературе, химии в рамках школьной программы.

ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ

Профессии официанта обучают в учреждениях начального профессионального образования, на курсах подготовки и переподготовки специалистов.

РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

Буфетчик, бармен, продавец, кассир, метрдотель, повар.

ПАРИКМАХЕР

Дата: 2016-10-02, просмотров: 201.