1. Отношение цены обыкновенной акции к прибыли на акцию:
P/E = Текущая рыночная цена акции/Чистая прибыль на одну акцию,
E (EPS) – прибыль на акцию можно определять на основе полученной чистой прибыли за прошедший период, хотя можно брать и оценку текущего года или даже следующих лет, если:
E=Чистая прибыль/количество размещённых акций
Соотношение P/E показывает, какую цену должен заплатить инвестор за ед. прибыли. Высокое соотношение P/E может указывать на то, что инвесторы, покупающие данные акции, ожидают роста дивидендных выплат в связи с предполагаемым ростом прибыли компании, но вместе с тем оно же свидетельствует и о том, что в текущий момент данные акции переоценены и поэтому возможно скорое падение цены.
2. Рыночная доходность акции:
D/P=Дивиденд по обыкновенным акциям/текущая рыночная цена на обыкновенную акцию
3. Дивидендный выход:
D/E=Дивиденд на одну акцию/Чистая прибыль на одну акцию
Этот показатель не может быть больше единицы. Низкий показатель D/E может свидетельствовать о высокой рентабельности компании и достаточной перспективе её роста. Однако он может толкнуть держателя к продаже акций и приобретению других акций, у которых этот показатель имеет тенденцию к росту.
4. P/N = Текущая рыночная цена акции/Стоимость чистых активов в расчёте на одну акцию
N(NAV) = Чистые активы/количество размещённых обыкновенных акций
Чистые активы – это стоимость активов компании за вычетом НМА, суммы всех долгов и номинальной стоимости привилегированных акций. Показатель P/N показывает цену, которую рынок заплатит за единицу собственного капитала.
5. Бета-коэффициент. Данный коэффициент определяет влияние общей ситуации на рынке в целом на судьбу конкретной ценной бумаги. Если бета-коэф-т положителен, то эфф-ть данной ценной бумаги аналогична эфф-ти рынка. При отрицательном бет-коэфф-те эфф-ть данной ценной бумаги будет снижаться при возрастании эфф-ти рынка.
Бета-коэфф-т т.ж. принято считать мерой риска инвестиций в данные ценные бумаги. При бета больше 1 риск инвестиций выше, чем в среднем по рынку, а при бета меньше 1 – наоборот.
По Криничанскому дополнительными показателями явл-ся:
P/S – отношение цены обыкновенной акции к прибыли на акцию (EPS).
P/BV – отношение капитализации к собственному капиталу
Вопрос 29: Оценка инвестиционных качеств облигаций. Кредитные рейтинги
Облигация – это эмиссионная ЦБ, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренные ею срок её номинальной стоимости и зафиксированного в ней % от этой стоимости.
Облигация обеспечивает её владельцу некоторый доход –он регулярно получает % (по купонам) и в конце срока выкупную цену. Под облигацией понимается ценная бумага, свидетельствующая о долговом обязательстве её эмитента к её держателю. Первичными параметрами облигации:
1) номинальная цена;
2) выкупная цена или правило её определения, если она отличается от номинала;
3) дата погашения;
4) норма доходности или купонная процентная ставка;
5) дата выплат процентов;
6) рыночный курс.
Дальнейший анализ облигаций, оперируя первичными и некоторыми дополнительными данными, выявляет инвестиционные характеристики облигации. Целью этого анализа является совершение инвестиционных (купля-продажа) операций на рынке, управление портфелем ценных бумаг, защита капитала от риска.
Инвестиции в ценные бумаги сопряжены с риском – кредитным и рыночным. Под первым понимают возможность отказа в выплате процентов и основной суммы долга (выкупной цены). Рыночный риск, который иногда называют процентным, связан с колебаниями рыночной цены облигации, в значительной мере определяемыми изменениями процентной ставки на денежно-кредитном рынке. Рыночный и кредитный риски определяются сроком облигации – чем дольше срок, тем выше риск.
Осн. характеристиками облигаций, задаваемыми в решении в решении об их выпуске, являются:
1)номинал облигации;
2)срок до погашения;
3)купонная ставка;
4)оговорка об отзыве.
К основным характеристикам облигации, задаваемым характеристиками их рынка, а т.ж. связанным с положением дел в компании-эмитенте, относятся:
1)эффективная доходность (доходность к погашению);
2)ликвидность облигации;
3)риск облигации.
В любой период структура рыночных цен на облигации, различающиеся по отдельным параметрам, всегда может быть исследована в терминах доходности к погашению. Набор процентных ставок по облигациям с разными сроками погашения отражает их временную зависимость или временную структуру процентных ставок,а набор ставок по облигациям с различной степенью риска (например, риска неплатежа) отражает их структуру риска.
Разница доходностей у двух облигаций обычно называется спрэдом (разбросом)процентных ставок. Чаще всего она используется при сравнении анализируемой облигации с аналогичной безрисковой облигацией (гос-ой ценной бумагой с тем же сроком погашения и купонной ставкой).
Номинальная цена облигации является базовой величиной для расчёта принесённого облигацией дохода. % по облигации устанавливается к номиналу. Прирост стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной ценой, по которой облигация была погашена, и ценой покупки облигации. С момента их эмиссии до погашения они продаются и покупаются по установившейся на рынке цене. Рыночная цена в момент эмиссии м.б. ниже номинала, равна номиналу и выше номинала. Рыночная цена облигации зависит от надёжности вложений. Курс облигации позволяет сопоставить рын. цену облигации, это значение рыночной цены облигации в % к её номиналу: Ко = (рыночная ценао / номинальная ценао) * 100%.
Купонная ставка и срок до погашения позволяют определять размеры и временные характеристики денежного потока, обещанные держателю облигации эмитентом. При условии, что известен текущий рыночный курс, эти характеристики м.б. использованы для определения её доходности к погашению, которая затем сравнивается с доходностью, ожидаемой инвестором.
Оговорка об отзыве даёт возможность эмитенту выкупить их обратно до наступления срока погашения, как правило, по цене несколько выше номинальной. Эта цена называется ценой отзыва, а разница между ней и номинальной ценой облигации – премией за отзыв.
Ликвидность возможность для инвестора быстро и без существенных фин. потерь продать свои активы.
Облигации, которые активно покупаются и продаются, должны иметь более низкую доходность к погашению и более высокую внутреннюю стоимость, чем пассивные облигации при прочих равных условиях.
Доходность облигации характеризуется несколькими показателями. Различают:
· купонную доходность;
· текущую доходность;
· полную доходность (доходности к погашению или ставки помещения.)
Купонная доходность определена при выпуске облигации. Текущая доходность характеризует отношение поступлений по купонам к цене приобретения или текущей цены облигации.
Текущая доходность = *100%
Для принятия инвестиционного решения определяют текущую рыночную доходность:
Текущая рын. дох-ть =
Полная доходность отражает:
o поступления за облигацию;
o изменение стоимости облигации за период владения ею.
Она характеризует полный доход по облигации, приходящийся на единицу затрат на покупку этой облигации в расчёте на год.
i =
Облигации без обязательного погашения с периодической выплатой процентов
Текущая доходность в процентах находится следующим образом:
im = c* (1)
Полная доходность. Поскольку доход по купонам является единственным источником текущих поступлений, то очевидно, что полная доходность у рассматриваемых облигаций равна текщей в случае, когда влаты по купонам –ежегодные: i=im. Если же проценты выплачиваются p раз в году то получим:
i= (2)
Таким образом, im выступает в качестве номинальной ставки, а i – эффективной.
Облигации без выплаты процентов (дисконтные облигации)
Данный вид облигаций обеспечивает их владельцам в качестве дохода разность между номиналом и ценой приобретения. Курс таких облигаций теоретически всегда меньше 1003. для определения ставки помещения приравняем современную стоимость номинала к цене приобретения:
N*vn=P, или vn=K/100, (3)
где v – дисконтный множитель по ставке i;
n – срок до выкупа облигации. После чего получим формулу для определения полной доходности:
i = (4)
в качестве N здесь может выступать и величина выкупной стоимости.
Полученная величина носит название спот-ставки периода n.
Процентная ставка спот (соответствующего периода до погашения) – ставка, зафиксированная для финансовых инструментов денежного рынка и рынка капиталов с исполнением «немедленно». Данная ставка используется для дисконтирования будущих ден сумм и приведения их к текущему эквиваленту.
Форвардная процентная ставка – процентная ставка, зафиксированная сегодня для ссуды, предоставляемой в будущем.
Облигации с выплатой процентов и номинала в конце срока
% здесь начисляются за весь срок и выплачиваются одной суммой вместе с номиналом. Купонного дохода нет, поэтому текущую доходность усл. можно считать 0, поскольку соответствующие % получают в конце срока.
Найдём полную доходность, приравняв современную стоимость дохода цене облигации:
N*(1+c)n*vn = P, или (5)
Из последней формулы следует, что
i = . (6)
Облигации с периодической выплатой процентов и погашением номинала в конце срока (купонные облигации).
Для такой облигации можно получить все три показателя доходности – купонную, текущую и полную. Текущая доходность рассчитывается по полученной выше формуле (1). Что касается полной доходности, то для её определения необходимо современную стоимость всех поступлений приравнять цене облигации. Рассмотрим случай определения эффективной доходности к погашению.
Дисконтированная величина номинала равна N*vn. Допустим, что поступления по купонам представляют собой постоянную ренту постнумерандо, то член такой ренты равен c*N, а современная её стоимость составит c*N*an;i. В итоге получим следующее равенство:
P=Nvn+c*N Nvn+cNan;i (7)
Разделив на N, получим
=vn+can;i. (8)
Для приближенного определения ставки процента можно воспользоваться формулой:
i (9)
Кредитные рейтинги
Рейтинг – это мнение, суждение эксперта об объективных показателях рынка относительно вероятности изменения цен, уровня дивидендов, оплаты осн. суммы долга и % по ценной бумаге.
Кредитный рейтинг – комплексная оценка кредитоспособности и платёжеспособности заёмщика, выраженная ч/з специально рассчитанный сводный индекс. Рейтинг помогает:
· инвестору – даёт информацию, которую они могут использовать в качестве ориентира;
· эмитенту помогает повысить ликвидность ЦБ, определяет цену займа, определяет нишу на рынке;
· посредникам он содействует в продаже и гарантирует размещение долговых обязательств.
Часто для классификации облигаций используются более общие категории: облигации инвестиционного уровня и облигации спекулятивного уровня. Обычно облигации инвестиционного уровня – это облигации, отнесённые к одному из 4-х высших разрядов рейтинга. Напортив, спекулятивные облигации – это облигации, которые по рейтингу отнесены к одному из нижних разрядов.
Рассматривая рейтинг как результат аналитической работы, следует выделить три основных направления: Независимый рейтинг оценивает возможности страны по возврату долга в нац. или иностранной валюте.
Рейтинг фин. институтов – это рейтинг банков и начинается он с оценки бизнес-рисков и фин. рисков.
Корпоративный рейтинг, базой которого является анализ финансово-экономического положения эмитента, применяется при оценке облигаций, векселей и других ком. обязательств, получении банковских кредитов, а так же установление осн. кредитного рейтинга при операциях лизинга, гарантийных операциях и т.д.
В отечественной практике осуществляется сравнение предприятий по конкретному набору количественных показателей. Предлагается формировать 5 групп оценочных показателей.
В I группу включены наиболее общие и важные показатели, характеризующие эффективность использования и доходность вложенного капитала (норма прибыли, доходность активов, оборачиваемость и отдача активов, рентабельность продаж, рент-ть произ-ва, текущая и общая доходность акций,).
Во II группу включены показатели, фин. состояния компании (плат.способность, ликв-ть, фин. устойчивость).
К III группе относятся показатели, доля ОснС в УК и в актив. баланса. к-нт износа ОснС, рентабельность ОС.
В IV группу включены показатели, характеризующие надёжность и безопасность вложения средств в ценные бумаги определённой корпорации ( риск ДЗ, соотношение ДЗ и КЗ, ликвидная стоимость одной акции, и т. д.).
В V группу включены показатели, отражающие перспективы роста стоимости акций.
Вопрос 30: Холдинговые структуры. Финансовые холдинги.
Понятие и виды холдингов
Холдинг– совокупность юридических лиц, состоящая из основной и дочерней (дочерних) компаний, ведущих совместную производственную, торговую, финансовую и иную коммерческую деятельность и связанных между собой системой участия (как имущественного, так и неимущественного характера), представляющей основной компании право определять важнейшие управленческие и хозяйственные вопросы деятельности дочерних предприятий.
Холдинговая компания – головная компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля или направления их деят. для проведения единой эк. политики.
Цель холдинга – контрольные, управленческие, фин. функции по отношению к тем компаниям, контрольными пакетами акций которых он располагает, причем эти компании сохраняют юр. и хозяйственную самостоятельность. В роли холдинговых компаний обычно выступают инвестиционные фонды или компании.
В зарубежном законодательстве и предпринимательской практике традиционно выделяют:
üЧистые холдинги – выполняют только контрольно-управленческие функции по владению контрольными пакетами дочерних компаний;
ü Смешанные холдинги – занимаются также определенной самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании гос. п/п в АО, вводит понятие финансовой холдинговой компании. Таковыми признаются холдинговые компании, более 50% капитала которых составляют ЦБ других эмитентов и иные фин. активы. Фин холдинги могут вести исключительно инвестиционную деятельность и не имеют права вмешиваться в произв. и ком. деятельность дочерних п/п. Финансовая холдинговая компания не вправе совершать сделки с принадлежащими ей акциями иначе, как на организованном рынке ценных бумаг (фондовой бирже).
Банковский холдинг объединение юр. лиц с участием кредитной организации, в котором юр. лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация), имеет возможность прямо или косвенно оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации.
Также выделяют:
§ имущественный холдинг;
§ договорной холдинг;
§ государственный холдинг;
§ стратегический холдинг;
§ транснациональный холдинг;
Холдинговые компании могут быть созданы в следующих случаях:
1) при образовании крупных п/п с выделением из их состава подразделений в качестве юр. самостоятельных (дочерних предприятий);
2) при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;
3) при учреждении новых акционерных обществ.
Холдинговые компании обладают следующими преимуществами:
o реализацией масштаба используемых ресурсов (производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе возможностью привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала;
o min воздействия конкуренции, поскольку участники объединения, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;
o значительной централизацией капитала, который в зависимости от эк. конъюнктуры может «перетекать» из одной сферы предпринимательской деятельности в другую;
o возможностью создания самодостаточной вертикально интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки;
o возможностью диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных вдов деятельности как условия их конкурентоспособности;
o объединением производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможностью интеграции науки и производства;
o возможностью централизации функций и тем самым экономией управленческих затрат;
o обеспечением единого налогового и финансового планирования и т.д.
Процесс создания холд. компаний осуществляется на основе диверсификации производства – процесса расширения сферы деятельности п/п, а также освоения новых профилей и деятельности.
Горизонтальная диверсификация п/п технологически ни как не связаны др. с др.. Вертикальная диверсификация – п/п производят различные товары, как правило, дополняющие друг друга.
С налоговой точки зрения ХК может рассматриваться как материнская компания. ХК может быть создана как за счет распределения портфеля акций, так и путем передачи филиалам отдельных производственных участков, тогда материнская компания приобретает характер ХК. Чаще всего ХК образуется путем установления контроля над существующими компаниями в результате приобретения пакетов (25-30%) их акций. Налоговый режим, действующий в отношении слияний и прибыли, оказывает решающее воздействие на размах операций и выбор юр. статуса п/п холдингового типа.
Решение о наличии контрольного пакета акций в РФ принимается МАП (по антимонопольной политики и поддержки предпринимательства и его территориальными органами с учетом конкретных особенностей учредительных документов и структуры капитала предприятий. Это условие обязательно для всех ХК, доля капитала которых находится в государственной собственности в момент создания компании не менее 25%. В РФ ХК создается для содействия кооперации предприятий смежников и осуществления ими согласованной инвестиционной политики.
Управление в холдинге
Управление в холдинге осуществляется головной (основной) компанией, которая имеет право на:
1. утверждение планов перспективного производственного и социального развития холдинга;
2. определение основных технико-экономических показателей производственной деятельности холдинга;
3. определение направлений использования прибыли и других финансовых источников участников холдинга;
4. представление отчетности об итогах финансово-экономической деятельности холдинга в порядке, установленном законодательством;
Выделяют следующие основания установления экономического контроля основного общества над дочерним:
1. Наличие преобладающего участия в уставном капитале, которое не обязательно должно превышать 50% голосующих акций в уставном капитале общества. При многочисленности акционеров или участников и «распыленности» контрольного пакета в отдельных обществах требуется значительно меньшее число голосов, чтобы добиться подавляющего влияния.
2. Наличие заключенного договора, согласно которому одно общество вынуждено подчиняться другому. Это может быть договор доверительного управления, кредита, ипотеки, залога ЦБ, иной имущественный договор
При определении экономической зависимости могут быть выделены следующие степени контроля:
· 100%-ное участие основного общества в уставном капитале дочернего обеспечивает полный контроль. Это «компания одного лица», руководства деятельностью которой во многом реализуется основным обществом.
· от 75% участия в уставно капитале в АО также обеспечивает полный контроль, поскольку является квалифицированным большинством голосов, необходимым на общем собрании при решении вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, о его реорганизации, ликвидации, об определении количества, номинальной стоимости, типа объявленных акций.
· от 51% участия в уставном капитале общества обеспечивает гарантированный контроль по всем вопросам повестки дня общего собрания, за исключением требующих квалифицированного большинства голосов в АО или единогласия в ООО.
· от 33% до 25% - «блокирующий» пакет акций, или долей участия, позволяющий голосовать против и отклонять выносимые на общее собрание вопросы.
· 20%-ное участие в уставно капитале свидетельствует о наличии отношений зависимости.
Вопрос 31: Чистые активы и фонды акционерных обществ
К фин. особенностям АО относится порядок формирования фондов и чистых активов.
В АО создаётся резервный фонд в размере, предусмотренным уставом, но не менее 15% от его УК . Резервный фонд формируется путём обязательных ежегодных отчислений по достижении им размера, установленного уставом. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом, но не может быть менее 5% от чистой прибыли. Резервный фонд предназначен для покрытия его убытков, а так же для погашения облигаций и выкупа акций в случае отсутствия других средств. Отчисления в него производятся после уплаты налога на прибыль и других налогов, относимых на с/с и фин. результаты.
В АО может формироваться специальный фонд акционирования работниковтак же за счёт чистой прибыли, его средства расходуются искл. на приобретение акций, продаваемых акционерами, для последующего размещения их работникам. Особое значение в АО имеет стоимость чистых активов.
Чистые активы– это величина, определяемая вычитанием из суммы активов АО, суммы его обязательств, принимаемых к расчёту. Активы, участвующие в расчёте, - это денежное и неденежное имущества АО, в состав которого включаются по балансовой стоимости следующие статьи:
· внеоборотные активы, за исключением балансовой стоимости собственных акций общества, выкупленных у акционеров. НМА, принимаемые к расчёту должны отвечать следующим требованиям: непосредственно использоваться в АО в основной деятельности и приносить доход, включая права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определённые виды деятельности, организационные расходы, торговые марки, товарные знаки и т.п.; иметь документальное подтверждение затрат, связанных с их приобретением; право АО на их владение должно быть подтверждено документом, в том числе патентом, лицензией, актом договором и т. п., выданным в соответствие с законодательством РФ;
· задолженность АО за проданное ему имущество;
· запасы и затраты, денежные средства, расчёты и прочие активы, кроме задолженности участников по их вкладам в УК и балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров (при наличии на конец года оценочных резервов по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг – показатели статей, в связи с которыми они созданы, принимаются к расчёту с соответствующим уменьшением их балансовой стоимости на стоимость данных резервов).
Пассивы, участвующие в расчете, - это обязательства АО, в состав которых включаются следующие статьи:
· целевые финансирования и поступления;
· долгосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам;
· краткосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам;
· расчёты и прочие пассивы, кроме доходов будущих периодов и фондов потребления.
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствие с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, АО объявляет об уменьшении своего УК до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствие с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального УК, общество принимает решение о его ликвидации. Если решение об уменьшении УК и ликвидации АО не было принято, его акционеры, кредиторы, а так же органы, уполномоченные государством, могут требовать ликвидации общества в судебном порядке.
Вопрос 32:Порядок выплаты дивидендов в АО. Основы дивидендной политики.
Понятие «дивиденды» относится обычно к части выплате части доходов п/п его владельцам. Дивидендом становится часть чистой прибыли АО, распределяемая среди акционеров пропорционально числу акций, находящихся в их распоряжении.
Акции являются ЦБ, дающими право на получение дивидендов. АО вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о выплате дивидендов по размещенным акциям. АО выплачивает объявленные по каждой категории и типу акций и дивиденды деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - другим имуществом. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли за текущий год, а по привилегированным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов.
Совет директоров может принять решение о выплате промежуточных ежекварт. или полугодовых дивидендов. Решение о выплате год. дивидендов, их размере и форме их выплаты по акциям каждой категории и тип принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров. Размер год. дивидендов не может быть больше рекомендованного сов. директоров и меньше выплаченных промежуточных дивидентов. Общее собрание акционеров может принять решение о невыплате дивиденда по акциям опред. категорий и типов, а также о выплате дивидендов в неполном размере по привилегированным акциям, размер дивиденда по которым определен в уставе.
Дата выплаты годовых дивидендов определяется уставом или решением общего собрания акционеров о выплате годовых дивидендов. Дата выплаты промежуточных дивидендов определяется решением совета директоров, но не может быть ранее 30 дней со дня принятия такого решения.
Процедура выплаты дивидендов проходит в несколько этапов (см. рис. 1).
дата объявления экс-дивидендная дата переписи дата выплаты
дивидендов дата
15 января 26 января 30 января 17 февраля
Дата объявления – день, когда Совет директоров принимает решение (объявляет) о выплате дивидендов, их размере, датах переписи и выплаты. Дата переписи – это день регистрации акционеров, имеющих право на получение объявленных дивидендов. Необходимость такой регистрации определяется тем, что состав акционеров постоянно меняется ввиду обращения акции на рынке ценных бумаг. Дата переписи обычно назначается за 2-4 недели до дня выплаты дивидендов. Чтобы установить, кто имеет право на дивиденды, назначается экс -дивидендная дата: лица, купившие акции до этой даты, имеют право на дивиденды за истекший период; лица, купившие акции в этот день и позже, такого права не имеют. Экс -дивидендная дата назначается обычно за четыре деловых дня до момента дивидендной переписи. Дата выплаты – это день, когда производится рассылка чеков акционерам. Экс –див. дата является примечательной с позиции динамики цен данных акций – обычно в первые минуты этого дня цена акций падает примерно на величину объявленного к выплате див.
Установлены законодательные ограничения на выплату дивидендов. Так, АО не вправе принимать решение о выплате дивидендов по акциям:
ü До полной оплаты всего уставного капитала;
ü До выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии с законом;
ü Если на момент выплаты дивидендов оно отвечает признаком несостоятельности или такие признаки появятся в результате выплаты дивидендов;
ü Если стоимость чистых активов меньше его уставного и резервного капитала и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера вы результате выплаты дивидендов.
АО не вправе принимать решение о выплате див. по обыкновенным и привилегированным акциям, размер див. по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов по всем типам привилегированных акций, размер див. по которым определен уставом. Аналогичный запрет установлен на выплату див. по привилегированным акциям определенного типа, по которым размер дивиденда определен уставом, если не принято решение о полной выплате дивидендов по всем типам привилегированных акций, предоставляющим преимущество в очередности получения дивидендов перед привилегированными акциями этого типа.
Размер дивиденда объявляется без учета налогов. Выплата дивидендов осуществляется либо самим обществом, либо банком – агентом, которые выступают в этот момент агентами государства по сбору налогов у источников и выплачивают акционерам дивиденды за вычетом соответствующих налогов. Дивиденд может выплачиваться чеком, платежным поручением или почтовым переводов.
Выработано 3 подхода к формированию дивидендной политики:
1. Консервативный (остаточная политика див. выплат; политика стабильного размера див. выплат)
2. умеренный (политика min-стабильного размера див.с надбавкой в отдельные периоды)
3. агрессивный (политика стабильного ур-ня див; политика постоянного возрастания див.)
1. Остаточная политика див. выплат предполагает, что фонд оплаты див. образуется после того как за счет прибыли удовл. потребность в формировании собственных фин ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвест возможностей потребителя.Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития п/п, повышение его фин устойчивости.
Недостаток политики заключается в нестабильности размеров див. выплат полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвест. возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акции. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия , связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.
2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода. Преимуществом является ее надежность , которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке.
Недостатком является слабая связь с фин. результатами деят. п/п, в связи с чем в периоды неблагоприятной коньюктуры и низкого размера формируемой прибыли инвест. деятельность м.б.сведена к 0. для того, чтобы избежать негативных последствий стабильный размер див. выплат устанавливается на относительно низком уровне, что и относит данный тип див. политики к категории консервативной. Min риск снижения фин устойчивости п/п из за недостаточных темпов прироста СК.
3. Политика min – стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. Преимущество - стабильная гарантированная выплата див в min предусмотренном размере при высокой связи с фин результатами деятельности п/п, позволяющий увеличивать размер див. в периоды благоприятной хоз. коньюктуры, не снижая при этом уровень инвест. активности.
Осн недостаток – при продолжительной выплате min размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.
4. Политика стабильного уровня дивидендов. Предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли. Преимущество - простота её формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли.
Недостаток – нестабильность размера дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Такая нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стабильности предприятия. В процессе осуществления такой политики, которая сигнализирует о высоком уровне риска хозяйственной деятельности предприятия. Даже при высок уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые политики со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики такого типа. Однако, если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.
5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов. Девизом этой политики является:
«никогда не считай годовой коэффициент». Такая политика предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном %-те прироста к их размеру в предшествующем периоде.
Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного её имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях.
Недостаток - отсутствие гибкости в её проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности – если темп роста высота дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли, то инвестиционная активность предприятия снижается, а также снижаются коэффициенты финансовой устойчивости.
Поэтому осуществление данной политики могут позволить себе лишь реально процветающие предприятия.
Вопрос 33: Особенности амортизации различных элементов основного капитала.
Осн. капитал – одна из составляющих производственного капитала, полностью и многократно используемая в производстве товара, переносящая свою стоимость на новый продукт по частям в течение длительного срока и возвращаемая предпринимателю в денежной форме так же по частям.
Понятия «основной капитал» и «внеоборотные активы» тождественны. Основной капитал включает основные средства, а так же незавершённые долгосрочные инвестиции, НМА и новые долгосрочные финансовые инвестиции(вложения), как это показано на рис.
Ст-ть ОС и НМА постепенно погашается в течение срока их полезной эксплуатации путём ежемес. аморт. отчислений, которые вкл в издержи пр-ва. В состав осн капитала так же вкл затраты на незавершённые ка
Дата: 2016-10-02, просмотров: 214.