При изучении темы записать в конспект значение следующих терминов и понятий:глобальные проблемы человечества (ГПЧ), экология, загрязнитель, демография, эрозия почвы, парниковый эффект, прогноз, мониторинг, проблема «Север–Юг».
Вопросы для подготовки:
1. Почему на рубеже XX и XXI вв. человечество все острее начало ощущать проблемы не регионального, а глобального характера?
2. Каковы особенности современных глобальных проблем человечества?
3. В чем заключается отрицательное влияние милитаризации на экономику?
4. Какие виды загрязнения окружающей среды наиболее опасны?
5. В чем проявляется «парниковый эффект»?
6. Какие вы видите пути решения экологических проблем?
7. В чем особенности продовольственной проблемы в развивающихся странах?
8. В чем заключается суть демографической проблемы?
9. Назовите основные пути решения энергетической и сырьевой проблем?
Практические задания:
1. Подготовьте тезисы докладов для выступления в аудитории по следующим темам:
Ø Демографическая проблема – порождение продовольственной, экологической проблем, дефицита природных ресурсов и нестабильности в мире;
Ø Проблема «парникового эффекта» и возможные последствия потепления на Земле.
2. Разработайте проект решения одной из проблем (продовольственной, энергетической и др.) с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в других (известных учащимся) областях научных знаний.
По завершении изучения темы выполните тестовые задания:
1. Парниковому эффекту способствует накопление в атмосфере:
1) кислорода; 3) хлорфторуглеводородов;
2) углекислого газа и метана; 4) фотооксидантов.
2. Половина всего мирового выброса «фреонов» приходится на долю:
1) России; 3) США;
2) Японии; 4) Китая.
3. По темпам прироста населения лидирует:
1) Африка; 3) Латинская Америка;
2) Зарубежная Азия; 4) Зарубежная Европа.
4. Выделите крупнейших производителей и экспортеров оружия:
1) Япония и Китай; 3) Великобритания и Канада;
2) США и РФ; 4) ЮАР и Австралия.
5. Главная продовольственная проблема развивающихся стран заключается в:
1) более быстром развитии промышленности, чем сельского хозяйства;
2) нехватке продовольствия, причины которой кроются в быстром росте его потребления;
3) нехватке продовольствия, причины которой состоят в быстром росте численности населения, урбанизации и специализации на производстве экспортных культур;
4) нехватке трудовых ресурсов и орудий труда, необходимых для земледелия и животноводства.
Рекомендуемая литература по теме:
Алексейчева Е.Ю. Экономическая география и регионалистика: учебник/ Алексейчева Е.Ю., Еделев Д.А., Магомедов М.Д. М.: Дашков и К, 2014. ®
Голубчиков Ю.Н. Основы гуманитарной географии: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
Осипов Г.В. Глобальные модели развития человечества: Учебное пос. / Г.В. Осипов, В.А. Лисичкин; Под общ. ред. В.А. Садовничего. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
Петрова Н.Н. География (современный мир): Учебник. М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
Глобальные проблемы человечества. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globaltrouble.ru/
Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/
Примерные вопросы для подготовки к дифференцированному зачету.
1. Расскажите об основных источниках географической информации.
2. Каковы традиционные и новые методы географических исследований?
3. Что такое «политическая карта мира»? Сколько суверенных государств и несамоуправляемых территорий на политической карте?
4. Расскажите о классификации государств мира по географическому положению, по индексу человеческого развития, по формам правления и проч.
5. Какие виды ресурсов выделяют по происхождению и по исчерпаемости?
6. Расскажите о закономерностях и особенностях размещения основных видов природных ресурсов и их территориальных сочетаний.
7. Раскройте понятие «ресурсообеспеченность». Как её считают? На сколько лет миру хватит известных общегеологических и разведанных запасов нефти, газа, каменного угля, железной и урановой руд?
8. Расскажите о географии основных минеральных ресурсов мира.
9. Расскажите о географии биологических, водных, рекреационных и агроклиматических ресурсов планеты.
10. Расскажите о численности и динамике населения мира, отдельных регионов и стран. Каковы основные типы воспроизводства? Что такое «демографическая политика», как и где она осуществляется?
11. Расскажите об этногеографической мозаике мира. Сколько этносов и языковых групп существует на Земле? Приведите примеры однонациональных и многонациональных государств мира.
12. Расскажите об основных видах и направлениях миграций населения.
13. Что такое «урбанизация», каковы проблемы современной урбанизации?
14. Раскройте понятия «научно-техническая революция» и «мировое хозяйство». Расскажите о чертах и составных частях современной НТР.
15. Расскажите о факторах размещения и географии современного ТЭК, металлургического комплекса и машиностроения мира.
16. Расскажите о факторах размещения и географии современной лесной, текстильной и пищевой промышленности мира.
17. Расскажите о географии мирового растениеводства и животноводства.
18. Расскажите о географии мирового транспорта: сухопутного, воздушного, водного.
19. Расскажите о международных экономических отношениях.
20. Расскажите о географической специфике отдельных стран мира, их различиях по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного разделения труда.
21. Расскажите об особенностях современного геополитического и геоэкономического положения России.
22. Объясните роль России в международном географическом разделении труда; расскажите об отраслях специализации хозяйства современной РФ.
23. Расскажите об основных блоках международной интеграции: ООН, ОПЕК, АСЕАН, ЛААИ, НАТО, ОДКБ, ЕвразЭС, ЕС, СНГ.
24. Расскажите об экологической, ресурсной и энергетической проблемах мира.
25. Раскройте сущность проблемы «Север-Юг», продовольственной и демографической глобальных проблем.
[1] Издания, отмеченные значком *, имеются в фондах библиотеки РГУП. Издания, отмеченные значком ®, имеются в каталогах ЭБС – Znanium.com, IPR BOOKS
Дата: 2016-10-02, просмотров: 438.