Тема 7. Глобальные проблемы человечества.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При изучении темы записать в конспект значение следующих терминов и понятий:глобальные проблемы человечества (ГПЧ), экология, загрязнитель, демография, эрозия почвы, парниковый эффект, прогноз, мониторинг, проблема «Север–Юг».

Вопросы для подготовки:

1. Почему на рубеже XX и XXI вв. человечество все острее начало ощущать проблемы не регионального, а глобального характера?

2. Каковы особенности современных глобальных проблем человечества?

3. В чем заключается отрицательное влияние милитаризации на экономику?

4. Какие виды загрязнения окружающей среды наиболее опасны?

5. В чем проявляется «парниковый эффект»?

6. Какие вы видите пути решения экологических проблем?

7. В чем особенности продовольственной проблемы в развивающихся странах?

8. В чем заключается суть демографической проблемы?

9. Назовите основные пути решения энергетической и сырьевой проблем?

Практические задания:

1. Подготовьте тезисы докладов для выступления в аудитории по следующим темам:

Ø Демографическая проблема – порождение продовольственной, экологической проблем, дефицита природных ресурсов и нестабильности в мире;

Ø Проблема «парникового эффекта» и возможные последствия потепления на Земле.

2. Разработайте проект решения одной из проблем (продовольственной, энергетической и др.) с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в других (известных учащимся) областях научных знаний.

По завершении изучения темы выполните тестовые задания:

1. Парниковому эффекту способствует накопление в атмосфере:

1) кислорода; 3) хлорфторуглеводородов;

2) углекислого газа и метана; 4) фотооксидантов.

2. Половина всего мирового выброса «фреонов» приходится на долю:

1) России; 3) США;

2) Японии; 4) Китая.

3. По темпам прироста населения лидирует:

1) Африка; 3) Латинская Америка;

2) Зарубежная Азия; 4) Зарубежная Европа.

4. Выделите крупнейших производителей и экспортеров оружия:

1) Япония и Китай; 3) Великобритания и Канада;

2) США и РФ; 4) ЮАР и Австралия.

5. Главная продовольственная проблема развивающихся стран заключается в:

1) более быстром развитии промышленности, чем сельского хозяйства;

2) нехватке продовольствия, причины которой кроются в быстром росте его потребления;

3) нехватке продовольствия, причины которой состоят в быстром росте численности населения, урбанизации и специализации на производстве экспортных культур;

4) нехватке трудовых ресурсов и орудий труда, необходимых для земледелия и животноводства.

Рекомендуемая литература по теме:

Алексейчева Е.Ю. Экономическая география и регионалистика: учебник/ Алексейчева Е.Ю., Еделев Д.А., Магомедов М.Д. М.: Дашков и К, 2014. ®

Голубчиков Ю.Н. Основы гуманитарной географии: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.

Осипов Г.В. Глобальные модели развития человечества: Учебное пос. / Г.В. Осипов, В.А. Лисичкин; Под общ. ред. В.А. Садовничего. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015.

Петрова Н.Н. География (современный мир): Учебник. М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015.

Глобальные проблемы человечества. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globaltrouble.ru/

Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/

Примерные вопросы для подготовки к дифференцированному зачету.

1. Расскажите об основных источниках географической информации.

2. Каковы традиционные и новые методы географических исследований?

3. Что такое «политическая карта мира»? Сколько суверенных государств и несамоуправляемых территорий на политической карте?

4. Расскажите о классификации государств мира по географическому положению, по индексу человеческого развития, по формам правления и проч.

5. Какие виды ресурсов выделяют по происхождению и по исчерпаемости?

6. Расскажите о закономерностях и особенностях размещения основных видов природных ресурсов и их территориальных сочетаний.

7. Раскройте понятие «ресурсообеспеченность». Как её считают? На сколько лет миру хватит известных общегеологических и разведанных запасов нефти, газа, каменного угля, железной и урановой руд?

8. Расскажите о географии основных минеральных ресурсов мира.

9. Расскажите о географии биологических, водных, рекреационных и агроклиматических ресурсов планеты.

10. Расскажите о численности и динамике населения мира, отдельных регионов и стран. Каковы основные типы воспроизводства? Что такое «демографическая политика», как и где она осуществляется?

11. Расскажите об этногеографической мозаике мира. Сколько этносов и языковых групп существует на Земле? Приведите примеры однонациональных и многонациональных государств мира.

12. Расскажите об основных видах и направлениях миграций населения.

13. Что такое «урбанизация», каковы проблемы современной урбанизации?

14. Раскройте понятия «научно-техническая революция» и «мировое хозяйство». Расскажите о чертах и составных частях современной НТР.

15. Расскажите о факторах размещения и географии современного ТЭК, металлургического комплекса и машиностроения мира.

16. Расскажите о факторах размещения и географии современной лесной, текстильной и пищевой промышленности мира.

17. Расскажите о географии мирового растениеводства и животноводства.

18. Расскажите о географии мирового транспорта: сухопутного, воздушного, водного.

19. Расскажите о международных экономических отношениях.

20. Расскажите о географической специфике отдельных стран мира, их различиях по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного разделения труда.

21. Расскажите об особенностях современного геополитического и геоэкономического положения России.

22. Объясните роль России в международном географическом разделении труда; расскажите об отраслях специализации хозяйства современной РФ.

23. Расскажите об основных блоках международной интеграции: ООН, ОПЕК, АСЕАН, ЛААИ, НАТО, ОДКБ, ЕвразЭС, ЕС, СНГ.

24. Расскажите об экологической, ресурсной и энергетической проблемах мира.

25. Раскройте сущность проблемы «Север-Юг», продовольственной и демографической глобальных проблем.

 


[1] Издания, отмеченные значком *, имеются в фондах библиотеки РГУП. Издания, отмеченные значком ®, имеются в каталогах ЭБС – Znanium.com, IPR BOOKS

Дата: 2016-10-02, просмотров: 385.