При изучении темы записать в конспект значение следующих терминов и понятий: общественная география, система наук о Земле, методы географических исследований, источники географической информации, ГИС, суверенное государство, блок международной интеграции, монархия, республика, федерация, унитарное государство, развитая страна, развивающаяся страна, геополитика, политико-географическое положение (ПГП).
Вопросы для подготовки:
1. Расскажите об основных вехах становления экономической географии в России. Каков вклад И.А. Витвера и Н.Н. Баранского в обособление экономической и социальной географии из древа наук о Земле?
2. На какие вопросы отвечает экономическая и социальная география? В чем состоит предмет изучения экономической и социальной географии как науки?
3. Каковы роль и место Географии в системе наук о Земле?
4. Назовите главные методы географических исследований.
5. Назовите основные источники географических знаний.
6. Что такое геоинформационные системы, и какие виды ГИС вам известны?
7. Расскажите об истории формирования и развития политической карты мира. Приведите примеры появления на карте мира новых государств за последние десятилетия.
8. Какие государства называют суверенными?
9. Каких государств на карте мира больше: имеющих монархическую или республиканскую форму правления? Как вы думаете, почему?
10. В чем главные отличия федераций от унитарных государств?
11. Какие типологические черты стран могут быть использованы при их классификации по уровню социально-экономического развития?
12. Приведите примеры стран разного уровня социально-экономического развития.
13. Каковы общие особенности стран «большой семерки»?
14. Почему группу финансово избыточных стран-экспортеров нефти и природного газа относят к развивающимся странам?
Практические задания:
1. Откройте в атласе Политическую карту мира и ответьте на вопросы:
Ø что показано на политической карте мира?
Ø какими способами изображены объекты на этой карте?
Ø каков масштаб карты?
Ø какие картодиаграммы, графики, таблицы и фотографии сопровождают картографическое произведение?
Ø какие условные знаки используются на данной карте?
2. Откройте в атласе карту «Языковые семьи и народы мира». Ответьте на вопросы из практического задания 1.
3. Откройте в атласе карту «Минеральные ресурсы мира». Ответьте на вопросы из практического задания 1.
4. Посетите библиотеку РГУП. Поработайте с разными видами каталога, почитайте понравившуюся вам книгу из каталога в читальном зале. Составьте библиографический список по какой-либо географической теме.
5. Зайдите в Интернет на сайт www.gks.ru. Какую информацию из него можно получить? Как сохранить нужную вам информацию с данного сайта? Существуют ли ограничения в использовании информации с этого сайта?
6. На контурной карте мира обозначьте:
Ø государства, являющиеся монархиями с федеративным типом государственного устройства; подпишите названия их столиц;
Ø абсолютные монархии и их столицы;
Ø унитарные государства Америки; подпишите названия столиц наиболее крупных из них по площади территории.
7. На контурной карте мира обозначьте:
Ø страны, входящие в «большую семерку», в ОПЕК, НАФТА;
Ø страны ЕС, одновременно являющиеся членами НАТО.
8. Характеристика политико-географического (геополитического) положения страны (по выбору студента).
По завершении изучения темы выполните тестовые задания:
1. Примерное число независимых государств в мире:
1) больше 250; 3) меньше 220, но больше 180;
2) меньше 250, но больше 220; 4) меньше 180.
2. В десятку крупнейших по населению и в семерку крупнейших по площади входит:
1) Австралия; 3) Бразилия;
2) Бангладеш; 4) Япония.
3. Установите соответствие:
Форма правления или гос. устройства Страна
1) Федеративная республика. А. Нидерланды.
2) Унитарная республика. Б. Швейцария.
3) Конституционная монархия. В. Польша.
4. К абсолютным монархиям относятся:
1) Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Ирак;
2) Свазиленд, Таиланд, Бутан;
3) Оман, Кувейт, Саудовская Аравия;
4) Шри-Ланка, Бутан, Катар.
2. Назовите европейское микрогосударство - республику:
1) Сан-Марино; 3) Ватикан;
2) Новая Зеландия; 4) Македония.
Рекомендуемая литература по теме:
Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 класс / под ред. Н.Н. Полункина. М.: Роскартография, 2016.
Баранов Э. Ф., Гельвановский М. И., Гохберг Л. М. и др. Россия в цифрах. М.: Росстат, 2012.
Баранчиков Е. В., Горохов С. А., Козаренко А. Е. и др. География: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2013.
Максаковский В. П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2012.
Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/
Сборник электронных карт. Мировая политическая карта. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stokart.ru/index/worldmap/
Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru
Дата: 2016-10-02, просмотров: 314.