Бассейн | Страны | Бассейн | Страны | |||
Угольные бассейны: | ||||||
Тунгусский Ленский Канско-Ачинский Кузнецкий Рурский | Россия Россия Россия Россия ФРГ | Аппалачский Печорский Таймырский Западный Донецкий | США Россия Россия США Россия, Украина | |||
Нефтегазоносные бассейны: | ||||||
Персидского залива Западно-Сибирский Волго-Уральский Каспийский Североморский Аляскинский Западно-Канадский Калифорнийский Техасский Мексиканского залива Гвинейского залива | СА, ОАЭ, Ирак, Иран, Кувейт Россия Россия Россия, Азербайджан, Туркмения, Иран, Казахстан Норвегия, Англия США США, Канада США США, Мексика США, Мексика Нигерия | Сахарский Суматранский Дацинский Оринокский Маракайбский | Алжир, Ливия Индонезия Китай Венесуэла Венесуэла | |||
Железорудные бассейны: | ||||||
Хаммерсли Каражас, Итабира Урукум Озера Верхнего Сингхбум | Австралия Бразилия Бразилия США, Канада Индия | Симен Лотарингский Кирунавара КМА | ЮАР Франция Швеция Россия | |||
Месторождения медных руд: | ||||||
Чукикамата Штат Аризона Западное «Медный пояс» | Чили США Канада Замбия, ДРК | Кобриса Хобарт Окип Калифорнийское | Перу Австралия ЮАР Мексика | |||
Месторождения фосфоритов | ||||||
Егорьевское | Россия | Бьютт | США | |||
Камско-Вятское | Россия | Юсуфия | Марокко | |||
Сехира | Тунис | Амман | Иордания | |||
Каратауское | Казахстан | Эр-Русеифа | Израиль | |||
Калийные соли | ||||||
Саарско-Лотарингское | Франция, Германия | Соликамское | Россия | |||
Карлсбад | США | Солигорское | Белоруссия | |||
Саскачеванское | Канада | |||||
Основные бокситоносные провинции: | ||||||
Провинция | Страна (-ы) | |||||
Средиземноморская | Франция, Италия, Греция, Хорватия, Румыния, Венгрия | |||||
Побережья Гвинейского залива | Гвинея, Гана, Камерун | |||||
Карибского бассейна | Ямайка, Гаити, Гайана, Суринам | |||||
Австралийская | Австралия | |||||
Страны-золотодобытчики: США, Канада, Россия, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан. | ||||||
Страны, добывающие алмазы: Ботсвана, Россия, ЮАР, ДРК, Австралия, Канада. | ||||||
Рубежный контроль является промежуточным этапом проверки знаний в изучении учебной дисциплины. Его цель – оценка качества усвоения теоретических знаний. Подготовка студентов к ней содействует обобщению и закреплению знаний, приведению их в систему, а также устранению возникших в процессе учебных занятий пробелов. Для проведения рубежного контроля используется не менее 4-х вариантов заданий. Формы проведения рубежного контроля могут быть различными: тестирование, контрольный опрос, решение практических задач. Рубежный контроль проводится преподавателем, ведущим занятия в группе в масштабе всей группы, обычно: 1 – конец октября-начало ноября, 2 – конец марта-начало апреля. После проведения рубежного контроля письменные работы собираются преподавателем и проверяются на протяжении трех рабочих дней; оценки объявляются на следующем занятии. Результаты рубежной работы проставляются в журнале (по пятибалльной системе), в рейтинговой ведомости (по шкале, установленной учебным планом, от 10 до 20 баллов) и сдаются председателю ПМГ, который, в свою очередь, передает их заведующему кафедрой. Общее время на проведение рубежной работы – от 30 мин. до 45 мин. Студентам, пропустившим рубежную работу по уважительной причине, предоставляется возможность выполнить её в консультационные часы; студенты, пропустившие рубежную работу по неуважительной причине, к пересдаче не допускаются. Студент, использующий на рубежной работе недозволенные вспомогательные материалы, с занятия удаляется с выставлением при нем в журнал оценки «неудовлетворительно» за данную работу.
Дифференцированный зачет является итоговым этапом проверки знаний студентов в изучении учебной дисциплины «география». Его цель – оценка качества усвоения теоретических знаний. Подготовка студентов к нему содействует обобщению и закреплению знаний, приведению их в систему. Для проведения дифференцированного зачета используется не менее 4-х вариантов заданий. Форма проведения зачета: письменное тестирование, включающее помимо заданий с предложенными вариантами ответов, также письменный теоретический вопрос и задания на знание определений. Зачет проводится преподавателем, ведущим занятия в группе в масштабе всей группы. Зачет проводится по окончании теоретического обучения, на предпоследнем занятии, по расписанию. Зачетные задания собираются преподавателем и проверяются на протяжении трех рабочих дней. После проведения зачета, на заключительном занятии, преподаватель объявляет оценки, показывает проверенные работы студентам, отвечает на их вопросы. Результаты зачета проставляются в журнале (по пятибалльной системе), в рейтинговой ведомости (по шкале, установленной учебным планом) и сдаются председателю ПМГ, который, в свою очередь, передает их заведующему кафедрой или специалистам учебной части. Общее время на проведение зачета – 1 час 20 минут (одна учебная пара). Студентам, пропустившим зачет по уважительной причине, предоставляется возможность выполнить его в установленное учебной частью время; студентам, пропустившим зачет по неуважительной причине, выставляется неудовлетворительная оценка. Студент, использующий на зачете недозволенные вспомогательные материалы, с занятия удаляется с выставлением при нем в журнал оценки «неудовлетворительно» за данную работу.
Знания, умения, навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Теоретические знания, практические умения и навыки, приобретенные студентами в ходе изучения дисциплины, рекомендуется оценить первоначально в баллах. Максимальная сумма баллов, набранная студентом по итогам зачета, оценивается в 100%. Сумма баллов, набранная студентом по итогам зачета за все виды заданий, переводится преподавателем в традиционные оценки. В зависимости от суммы набранных баллов, в пересчете на традиционную шкалу оценок выставляются:
оценка «отлично», когда студент набрал баллов от 86 до 100%;
оценка «хорошо», когда студент набрал баллов от 67 до 85%;
оценка «удовлетворительно», когда студент набрал баллов от 41 до 66%;
оценка «неудовлетворительно», когда студент набрал баллов менее 41%.
2.2.2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студента представлена различными заданиями, содержание которых предполагает применение комплекса умений, для того чтобы студент мог самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы и привлекая знания из разных дисциплин. При самостоятельном изучении теоретических вопросов студенты могут использовать рекомендуемую литературу и сеть Интернет.
При работе с учебной, справочной и иной литературой, которая рекомендуется студентам при изучении дисциплины, советуем сначала найти раздел по названию пройденной на занятии темы. Затем вдумчиво прочитать текст, выделить главное, сформулировать выводы по прочитанному, записать эти выводы в тетрадь с конспектами. Ключевые определения той или иной темы следует запомнить и также записать в тетрадь. Рекомендуем устно отвечать на вопросы, имеющиеся в учебнике после каждого параграфа; это помогает закрепить и актуализировать новый учебный материал. Внимательнее знакомьтесь с цифровым материалом таблиц и графиков; это помогает узнать динамику изменений того или иного социально-экономического или политического показателя и сформулировать прогноз на ближайшее будущее.
При работе с ресурсами сети Интернет и CD-ресурсами пользуйтесь вкладкой «Поиск» для быстрого нахождения нужной вам тематической информации. Для поиска текстовых и цифровых данных в интернете рекомендуем поисковую систему Рамблер, а для ознакомления с графическим материалом (фото, рисунки, графики) – Гугл. Видео-материалы по многим темам и разделам географии можно найти на сайте www.youtube.com. С нашей точки зрения, полезными информационными ресурсами являются ru.wikipedia.org/wiki/, www.gks.ru, www.un.org/ru. На них содержится самая актуальная и современная информация по различным аспектам социально-экономического и политического развития стран зарубежного мира и России.
2.2.3. Рекомендации по подготовке информационных сообщений, рефератов, докладов и других форм изложения учебного материала.
Рефератпредставляет собой краткое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. В процессе работы над рефератом студент должен ознакомиться и проанализировать соответствующую литературу, подготовить обзор по содержанию исследованных источников.
Данный вид работы имеет целью глубокое изучение материала, а также призван проверить умение студента самостоятельно работать с источниками, анализировать, делать выводы, письменно излагать результат изучения научной проблемы. Рефераты выполняются на стандартных листах бумаги (формат А4) в письменном, рукописном или компьютерном вариантах. Объём реферативной работы зависит от темы, количества проработанных источников, а также задач, которые поставлены автором. Рекомендуемый объём может составлять 5-20 страниц, в число которых не включается титульный лист и возможные приложения. Стандартная страница – примерно 1800 знаков (30 строк по 60 знаков); при компьютерном наборе сегодня наиболее часто используется шрифт Times New Roman, 14-й размер, полуторный интервал. Во введении (1-2 с.) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования. Пункты основной части являются развернутым изложением ответа на сформулированный во введении вопрос исследования; в заключении (также 1-2 с.) формулируются основные выводы по теме работы. Структура заключения должна соответствовать структуре реферата. На второй странице после титульного листа дается план реферата. Основные пункты плана нумеруются римскими, а подпункты – арабскими цифрами. В конце реферата или доклада необходимо указать перечень использованных информационных источников, не менее 10.
Доклад, сообщение –продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. Каждый доклад может занимать не более 10-ти минут. Выступление начинается с объявления темы. Заслушиваются сообщения, которые имеют рукописную форму (не распечатка и не ксерокс). Перед началом рассказа необходимо указать источники и литературу, который вы пользовались. Запрещается зачитывать доклады. Вы должны рассказывать материал, объяснять. При ответах на вопросы по изложенному студентом материалу, не нужно злиться; надо быть вежливым, спокойным, демонстрировать культуру речи, толерантность, деловой стиль общения.
Примерные темы рефератов и докладов:
1. Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества.
2. Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира.
3. Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы.
4. Экономические и экологические проблемы отраслей мирового хозяйства (по выбору студентов).
5. Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов.
6. Особенности формирования современной политической карты мира.
7. Географическая «модель» современного мирового хозяйства.
8. Традиционные и новые формы внешних экономических связей.
9. Организация особо охраняемых природных территорий; их география.
10. Проблема мигрантов в зарубежной Европе в начале XXI века.
11. Санкции ЕС-Россия: результаты и перспективы.
12. Мировые экономические циклы: глобальные перспективы развития.
13. Проблема сохранения мира и стабильности в России и странах зарубежья.
14. Разработка новых туристических маршрутов по отдельным территориям РФ и зарубежного мира.
15. Современное положение России на мировой арене.
Требования к выполнению прочих видов работ.
Выполняя контурные карты, нужно помнить, что это – ответственное занятие, призванное отложить в памяти студента за счет механического запоминания географию того или иного процесса, события, явления, научного факта. Карты нужно выполнять аккуратно, нельзя быть небрежным, так как это сказывается на уровне восприятия картографического произведения как самим студентом, так и проверяющим его работу преподавателем. Сверху карты необходимо подписать ее название, например, «Крупнейшие месторождения полезных ископаемых мира».
Все картографические работы выполняются на карте хорошо отточенными простым и цветными карандашами или гелевыми ручками, тушевыми рапидографами. Работа обычными шариковыми ручками или фломастерами в картах недопустима. Не следует перерисовывать содержание карты атласа, надо выполнять только конкретное задание. Приступая к выполнению определенного задания на карте, необходимо определить условные знаки, которые будут использованы для выполнения задания; следует указать эти условные знаки (с расшифровкой) в легенде карты (таблица условных обозначений в отдельной рамке в каком-нибудь из углов карты). Задание должно быть выполнено не только правильно, но и аккуратно. Все надписи на карте требуется делать печатными буквами или письменными, но понятным почерком. Следует также обратить внимание на то, что:
· названия рек наносятся вдоль их течения, а не поперёк;
· первая или последняя буква названия города или населённого пункта находится чаще всего у кружка, его обозначающего;
· при подписывании острова или полуострова используются сокращения «о.» или «п-ов»;
· границы на контурной карте обозначены пунктиром, но наносить их надо сплошной линией;
· при нанесении порядкового номера используй арабские цифры;
· названия городов и поселков располагают по параллелям или параллельно северной рамки карты;
· надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко;
· названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно.
Учебная презентация – способ проиллюстрировать выступление студента с докладом или рефератом по определенной теме.Презентация не должна быть меньше 10 слайдов. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; ФИО и должность руководителя. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов: фотографии, рисунки, графики, диаграммы, таблицы. На слайдах презентаций не должно быть много текста! Он должен быть представлен тезисно и фрагментарно. Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Рекомендации по оформлению слайдов:
Стиль | · Соблюдайте единый стиль оформления. · Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. · Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Фон | · Для фона предпочтительны холодные тона. |
Цвета | · На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. · Для фона и текста используйте контрастные цвета. · Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). |
Анимационные эффекты | · Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. · Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Рекомендации по представлению информации на слайдах:
Содержание информации | · Используйте короткие слова и предложения. · Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. · Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | · Предпочтительно горизонтальное расположение информации. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. · Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | · Для заголовков – размер не менее 24. · Для информации – размер не менее 18. · Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. · Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. · Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. · Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации | · Рамки, границы, заливка. · Штриховка, стрелки. · Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации | · Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. · Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: · с текстом; · с таблицами; · с диаграммами. |
2.2.5. Примерные задания для самостоятельной работы по разделам.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 424.