Представление результатов статистических расчетов в диссертации при измерениях, выполненных в номинальных шкале.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При представлении результатов исследования в диссертации необходимо указать критерий, использованный для определения различий, его значение и уровень значимости, привести основные показатели, указывающие на наличие различий в виде таблицы или рисунка (диаграммы).

При номинальных измерениях можно сравнивать распределение частот с использованием критерия c2 Пирсона (2 и более выборок) или частоту встречаемости определенного результата в разных выборках критерия j* - угловое преобразование Фишера (2 выборки).

Нужно иметь в виду, что частотные характеристики в статистике считаются самыми нестабильными, поэтому для утверждения существования значимых различий общий объем должен быть выборки более 50 человек. При использовании методик с большим количеством классов выборка должна быть достаточной для того, чтобы в каждый класс попало не менее 10-15 человек.

Пример .Выборка исследования – 87 женщин. Среди которых: женщины, живущие с ВИЧ-инфекцией – 38 человек; матери-одиночки – 29 человек; женщины, воспитывающие ребенка-инвалида – 20 человек.

С целью выявления отношения респондентов к материнской роли, была использована методика PARI (parental attitude research instrument), позволяющая выявить 3 типа отношения к ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком, излишнюю концентрацию на ребенке.

Таблица 17. Расчетная таблица для вычисления критерия c2 Пирсона

Отношение к ребенку Тип трудной жизненной ситуации Всего
Живущие с ВИЧ Воспитывающие ребенка-инвалида Матери-одиночки
Эмпирическая частота f э теоретическая частота f 0 Эмпирическая частота f э теоретическая частота f 0 Эмпирическая частота f э теоретическая частота f 0
Оптимальный эмоциональный контакт 9,172 4,828 7,000
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком 18,345 9,655 14,000
Излишняя концентрация на ребенке 10,483 5,517 8,000
Всего
               

Есть ли различия между рассматриваемыми выборками по отношению к ребенку.

Расчет критерия

= 1,097 + 0,142 + 2,286 + 1,181 + 1,384 + 0,071 + 0,210 + 3,642 + 1,125= =11,138

Теоретическая частота f 0 не несет информации полезной для понимания представленных результатов, с другой стороны, распределение частот более наглядно представляет не абсолютная, а относительная частота. Поэтому в диссертации лучше поместить именно эти показатели (Таблица 18). Затем строят гистограмму (столбчатую диаграмму) или круговую диаграмму, наглядно представляющую особенности распределения

Таблица 18. Частота встречаемости типа отношения к ребенку у респондентов

Отношение к ребенку Тип трудной жизненной ситуации Всего
Живущие с ВИЧ Воспитывающие ребенка-инвалида Матери-одиночки
Абсолютная частота Относительная частота Абсолютная частота Относительная частота Абсолютна ячастота Относительная частота
Оптимальный эмоциональный контакт 16% 20% 38%
Излишняя эмоц. дистанция с ребенком 60% 30% 45%
Излишняя концентрация на ребенке 24% 50% 17%
Всего 100% 100% 100%

Различия в отношении к ребенку между группами являются значимыми (c2 =11,138, p= 0,05). В группах женщин, живущих с ВИЧ-инфекцией, и матерей-одиночек доминирующим типом отношения является излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (от 45% до 60%). … Наибольшая частота выраженности данного типа отношения к ребенку отмечается у женщин, живущих с ВИЧ-инфекцией (в сравнении с группой женщин, воспитывающих ребенка-инвалида, встречается в 2 раза чаще). Наиболее нехарактерным типом отношения к ребенку для ВИЧ-инфицированных женщин является оптимальный эмоциональный контакт, …. Данный тип отношения в большей степени присущ матерям-одиночкам. Женщины, воспитывающие ребенка-инвалида, более остальных склонны к излишней концентрации на ребенке, установлению отношений зависимости. Менее остальных к данному типу отношения склонны матери-одиночки. (далее интерпретация)

Факторный анализ .

Исследовательский факторный анализ, по существу, выполняет две функции.

• Он показывает, сколько отдельных психологических конструктов (факторов) измеряется данным набором переменных.

• Он показывает, какие именно конструкты измеряют использованные переменные

В некоторых формах факторного анализа дополнительно можно прокоррелировать факторы между собой, и затем вычислить для каждого испытуемого индивидуальную оценку по каждому фактору в целом («факторные оценки»).

Определение факторов

Задание 15. Проанализировать структуру связей переживания разных видов одиночества железнодорожниками с их личностными особенностями.

1)Откройте файл (ж-д одиночество.sav). Посмотрите, какие переменные перенесены в эту таблицу (метки)

2)Получите корреляционную матрицу

Выберите

· все показатели,

· коэффициент корреляции,

· метить значимые корреляции

a) Получите таблицу. Значимые коэффициенты помечены * и **.

b) Сравните полученную матрицу с Excel корреляционной матрицей.

c) Перенесите полученную матрицу в Word.

3) Выберите

· Анализ

· снижение размерности

· факторный анализ

 

o Выберите

§ все показатели,

§ Анализ матрица корреляций

§ Вывести на дисплей Неповёрнутое решение

§ Вращение Нет

 

4) Выпишите в документ Word: Какие показатели объединились в факторы

5) Выполните факторный анализ еще раз с Варимакс вращением

6) Выпишите в документ Word: Какие показатели объединились в факторы в этом случае?

7) Ответьте на вопросы:

a) Чем отличаются матрицы?

b) Какие факторы не изменились?

c) Какой вариант лучше интерпретируется?

Оформление результатов факторного анализа

Пример.Изучалась структура ценностей у женщин, оказавшихся в сложной ситуации (матери-одиночки, женщины, воспитывающие ребенка-инвалида, женщины с ВИЧ-инфекцией)

 

Матрица повернутых компонент
  Компонента
 
1. интересная работа -,796 ,040 ,120 -,124 -,029 ,024 ,034
2. продуктивная жизнь ,699 -,004 ,110 ,174 -,333 ,058 ,233
3. Материнство ,659 ,020 -,279 -,036 -,056 ,462 -,261
4. Развитие ,621 -,036 ,000 -,196 ,255 -,142 ,345
5. красота природы и искусства -,153 ,784 ,146 ,008 -,081 ,000 -,104
6. активная деятельная жизнь -,130 -,745 ,157 -,042 -,181 ,414 ,241
7. Наличие хороших и верных друзей -,046 ,699 -,020 ,217 -,129 ,104 ,295
8. Свобода -,320 -,544 ,328 ,021 -,191 -,382 ,193
9. Здоровье ,046 ,033 ,845 ,052 ,090 ,130 ,177
10. счастливая семейная жизнь ,263 -,019 -,652 -,097 ,255 ,184 ,244
11. Любовь ,119 ,105 -,637 ,301 ,076 ,105 ,336
12. материально обеспеченная жизнь -,212 -,058 ,026 -,773 -,129 -,158 ,053
13. Творчество -,102 ,031 ,087 ,738 -,191 -,227 -,087
14. счастье других ,018 ,308 -,300 ,446 ,209 ,125 -,216
15. Познание -,178 -,013 -,045 ,027 ,758 ,008 ,097
16. Развлечения -,295 -,132 ,154 -,425 -,632 ,103 -,037
17. Мудрость ,086 -,141 ,035 -,331 ,550 ,278 -,223
18. Уверенность в себе -,027 ,003 ,026 ,003 -,063 -,860 -,096
19. общественное признание -,153 ,110 ,095 ,185 -,011 -,074 -,803

У женщин, оказавшихся в сложной ситуации можно выделить 7 факторов

1. Интересная работа противопоставляется продуктивной жизни, материнству и развитию.

2. Активная деятельная жизнь и свобода противопоставляется наличию хороших и верных друзей и красоте природы и искусства

3. Здоровье или счастливая семейная жизнь и любовь.

4. Материально обеспеченная жизнь противопоставляется творчеству и счастью других

5. Познание и мудрость противопоставляется развлечениям

Отдельными факторами выступают

6. Уверенность в себе

7. общественное признание

 

1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии./ Пер.с англ. Под общ.ред. Ю.П.Адлера. М., 1976.

2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. М.МПСИ, 2003

3. Калинин А.А., Гусева С.И. Простейшие методы анализа данных в психологии. Учеб.-метод. пособие. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2004

4. Кедич С. И. Лабораторный практикум по дисциплине «Информатика и ЭВМ в психологии»Учебно-методическое пособие. СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2008

5. Кедич С. И. Компьютерная обработка эмпирических данных. Учебно-методическое пособие СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2008

6. Наследов А.Д. SPSS15: профессиональный статистический анализ данных. СПб, 2008.

7. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. СПб, 2004.

8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки данных в психологии. СПб: 2003.

9. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972. Л., 1972.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 227.