При представлении результатов исследования в диссертации необходимо указать критерий, использованный для определения различий, его значение и уровень значимости, привести основные показатели, указывающие на наличие различий в виде таблицы или рисунка (диаграммы).
При номинальных измерениях можно сравнивать распределение частот с использованием критерия c2 Пирсона (2 и более выборок) или частоту встречаемости определенного результата в разных выборках критерия j* - угловое преобразование Фишера (2 выборки).
Нужно иметь в виду, что частотные характеристики в статистике считаются самыми нестабильными, поэтому для утверждения существования значимых различий общий объем должен быть выборки более 50 человек. При использовании методик с большим количеством классов выборка должна быть достаточной для того, чтобы в каждый класс попало не менее 10-15 человек.
Пример .Выборка исследования – 87 женщин. Среди которых: женщины, живущие с ВИЧ-инфекцией – 38 человек; матери-одиночки – 29 человек; женщины, воспитывающие ребенка-инвалида – 20 человек.
С целью выявления отношения респондентов к материнской роли, была использована методика PARI (parental attitude research instrument), позволяющая выявить 3 типа отношения к ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком, излишнюю концентрацию на ребенке.
Таблица 17. Расчетная таблица для вычисления критерия c2 Пирсона
Отношение к ребенку | Тип трудной жизненной ситуации | Всего | |||||
Живущие с ВИЧ | Воспитывающие ребенка-инвалида | Матери-одиночки | |||||
Эмпирическая частота f э | теоретическая частота f 0 | Эмпирическая частота f э | теоретическая частота f 0 | Эмпирическая частота f э | теоретическая частота f 0 | ||
Оптимальный эмоциональный контакт | 9,172 | 4,828 | 7,000 | ||||
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком | 18,345 | 9,655 | 14,000 | ||||
Излишняя концентрация на ребенке | 10,483 | 5,517 | 8,000 | ||||
Всего | |||||||
Есть ли различия между рассматриваемыми выборками по отношению к ребенку.
Расчет критерия
= 1,097 + 0,142 + 2,286 + 1,181 + 1,384 + 0,071 + 0,210 + 3,642 + 1,125= =11,138
Теоретическая частота f 0 не несет информации полезной для понимания представленных результатов, с другой стороны, распределение частот более наглядно представляет не абсолютная, а относительная частота. Поэтому в диссертации лучше поместить именно эти показатели (Таблица 18). Затем строят гистограмму (столбчатую диаграмму) или круговую диаграмму, наглядно представляющую особенности распределения
Таблица 18. Частота встречаемости типа отношения к ребенку у респондентов
Отношение к ребенку | Тип трудной жизненной ситуации | Всего | |||||
Живущие с ВИЧ | Воспитывающие ребенка-инвалида | Матери-одиночки | |||||
Абсолютная частота | Относительная частота | Абсолютная частота | Относительная частота | Абсолютна ячастота | Относительная частота | ||
Оптимальный эмоциональный контакт | 16% | 20% | 38% | ||||
Излишняя эмоц. дистанция с ребенком | 60% | 30% | 45% | ||||
Излишняя концентрация на ребенке | 24% | 50% | 17% | ||||
Всего | 100% | 100% | 100% |
Различия в отношении к ребенку между группами являются значимыми (c2 =11,138, p= 0,05). В группах женщин, живущих с ВИЧ-инфекцией, и матерей-одиночек доминирующим типом отношения является излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (от 45% до 60%). … Наибольшая частота выраженности данного типа отношения к ребенку отмечается у женщин, живущих с ВИЧ-инфекцией (в сравнении с группой женщин, воспитывающих ребенка-инвалида, встречается в 2 раза чаще). Наиболее нехарактерным типом отношения к ребенку для ВИЧ-инфицированных женщин является оптимальный эмоциональный контакт, …. Данный тип отношения в большей степени присущ матерям-одиночкам. Женщины, воспитывающие ребенка-инвалида, более остальных склонны к излишней концентрации на ребенке, установлению отношений зависимости. Менее остальных к данному типу отношения склонны матери-одиночки. (далее интерпретация)
Факторный анализ .
Исследовательский факторный анализ, по существу, выполняет две функции.
• Он показывает, сколько отдельных психологических конструктов (факторов) измеряется данным набором переменных.
• Он показывает, какие именно конструкты измеряют использованные переменные
В некоторых формах факторного анализа дополнительно можно прокоррелировать факторы между собой, и затем вычислить для каждого испытуемого индивидуальную оценку по каждому фактору в целом («факторные оценки»).
Определение факторов
Задание 15. Проанализировать структуру связей переживания разных видов одиночества железнодорожниками с их личностными особенностями.
1)Откройте файл (ж-д одиночество.sav). Посмотрите, какие переменные перенесены в эту таблицу (метки)
2)Получите корреляционную матрицу
Выберите
· все показатели,
· коэффициент корреляции,
· метить значимые корреляции
a) Получите таблицу. Значимые коэффициенты помечены * и **.
b) Сравните полученную матрицу с Excel корреляционной матрицей.
c) Перенесите полученную матрицу в Word.
3) Выберите
· Анализ
· снижение размерности
· факторный анализ
o Выберите
§ все показатели,
§ Анализ матрица корреляций
§ Вывести на дисплей Неповёрнутое решение
§ Вращение Нет
4) Выпишите в документ Word: Какие показатели объединились в факторы
5) Выполните факторный анализ еще раз с Варимакс вращением
6) Выпишите в документ Word: Какие показатели объединились в факторы в этом случае?
7) Ответьте на вопросы:
a) Чем отличаются матрицы?
b) Какие факторы не изменились?
c) Какой вариант лучше интерпретируется?
Оформление результатов факторного анализа
Пример.Изучалась структура ценностей у женщин, оказавшихся в сложной ситуации (матери-одиночки, женщины, воспитывающие ребенка-инвалида, женщины с ВИЧ-инфекцией)
Матрица повернутых компонент | |||||||
Компонента | |||||||
1. интересная работа | -,796 | ,040 | ,120 | -,124 | -,029 | ,024 | ,034 |
2. продуктивная жизнь | ,699 | -,004 | ,110 | ,174 | -,333 | ,058 | ,233 |
3. Материнство | ,659 | ,020 | -,279 | -,036 | -,056 | ,462 | -,261 |
4. Развитие | ,621 | -,036 | ,000 | -,196 | ,255 | -,142 | ,345 |
5. красота природы и искусства | -,153 | ,784 | ,146 | ,008 | -,081 | ,000 | -,104 |
6. активная деятельная жизнь | -,130 | -,745 | ,157 | -,042 | -,181 | ,414 | ,241 |
7. Наличие хороших и верных друзей | -,046 | ,699 | -,020 | ,217 | -,129 | ,104 | ,295 |
8. Свобода | -,320 | -,544 | ,328 | ,021 | -,191 | -,382 | ,193 |
9. Здоровье | ,046 | ,033 | ,845 | ,052 | ,090 | ,130 | ,177 |
10. счастливая семейная жизнь | ,263 | -,019 | -,652 | -,097 | ,255 | ,184 | ,244 |
11. Любовь | ,119 | ,105 | -,637 | ,301 | ,076 | ,105 | ,336 |
12. материально обеспеченная жизнь | -,212 | -,058 | ,026 | -,773 | -,129 | -,158 | ,053 |
13. Творчество | -,102 | ,031 | ,087 | ,738 | -,191 | -,227 | -,087 |
14. счастье других | ,018 | ,308 | -,300 | ,446 | ,209 | ,125 | -,216 |
15. Познание | -,178 | -,013 | -,045 | ,027 | ,758 | ,008 | ,097 |
16. Развлечения | -,295 | -,132 | ,154 | -,425 | -,632 | ,103 | -,037 |
17. Мудрость | ,086 | -,141 | ,035 | -,331 | ,550 | ,278 | -,223 |
18. Уверенность в себе | -,027 | ,003 | ,026 | ,003 | -,063 | -,860 | -,096 |
19. общественное признание | -,153 | ,110 | ,095 | ,185 | -,011 | -,074 | -,803 |
У женщин, оказавшихся в сложной ситуации можно выделить 7 факторов
1. Интересная работа противопоставляется продуктивной жизни, материнству и развитию.
2. Активная деятельная жизнь и свобода противопоставляется наличию хороших и верных друзей и красоте природы и искусства
3. Здоровье или счастливая семейная жизнь и любовь.
4. Материально обеспеченная жизнь противопоставляется творчеству и счастью других
5. Познание и мудрость противопоставляется развлечениям
Отдельными факторами выступают
6. Уверенность в себе
7. общественное признание
1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии./ Пер.с англ. Под общ.ред. Ю.П.Адлера. М., 1976.
2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. М.МПСИ, 2003
3. Калинин А.А., Гусева С.И. Простейшие методы анализа данных в психологии. Учеб.-метод. пособие. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2004
4. Кедич С. И. Лабораторный практикум по дисциплине «Информатика и ЭВМ в психологии»Учебно-методическое пособие. СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2008
5. Кедич С. И. Компьютерная обработка эмпирических данных. Учебно-методическое пособие СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2008
6. Наследов А.Д. SPSS15: профессиональный статистический анализ данных. СПб, 2008.
7. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. СПб, 2004.
8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки данных в психологии. СПб: 2003.
9. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972. Л., 1972.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 227.