Задание 11. Сравните полученные группы по количеству человек (относительной частоте), с разным уровнем сформированности симптома
1.04Под таблицей подсчитаем в каждой группе количество студентов, у которых симптом не сформирован, формируется, сформировался.
1) В строку под таблицей копируем вторую строку (с заголовками)
2) В столбце А вписываем основание для деления «уровень мотивации достижения» и его значения «низкий» и «средний и высокий».
3) В столбцеВ вносим степень формирования симптома или фазы выгорания
4) В столбце С вносим формулы
5) Протягиваем полученные формулы до конца таблицы.
1.05Заготовим таблицу для вычисления критерия «Угловое преобразование Фишера»
A | B | C | |
1 выборка | абс частота | ||
отн частота | =C62/C68 | ||
2 выборка | абс частота | ||
отн частота | =C64/C70 | ||
Угловое преобразование Фишера | =(C69-C71)* КОРЕНЬ (C68*C70/(C68+C70)) | ||
1 выборка | Объем выборки | ||
фи* | =2*ASIN(КОРЕНЬ(C63)) | ||
2 выборка | Объем выборки | ||
фи* | =2*ASIN(КОРЕНЬ(C65)) |
1.06Абсолютная частота и объем выборки – исходные данные для критерия. Чтобы сравнить доли выборок , у которых симптом (фаза) уже сформировались мы берем исходные данные из 54, 55 и 59,60 строк.
1.07Протягиваем строки до конца таблицы. Выделяем показатели критерия, больше критических j 0,05=1,64 j 0,01=2,31
Примечание:
Критерий «Угловое преобразование Фишера» имеет ограничение: Нельзя проводить сравнение, если одна из частот равна 0. Поэтому нельзя утверждать, что есть значимые различия по фазе напряжение, хотя значение критерия достаточно большое.
1.08Для переноса таблицы из Excel в Word копируем строки с названием показателей, абсолютной и относительной частотой и значением критерия
1.09Вставляем на новый лист, используя специальную вставку.
1.10Меняем формат для относительной частоты на процентный.
Полученную таблицу вставляем в текстовый документ.
Таблица 5
Мотивация достижения | Угловое преобразование Фишера | ||||
низкая | Средняя и высокая | ||||
абсолютная частота | относительная частота | абсолютная частота | относительная частота | ||
Переживание психотравмирующих обстоятельств (ппо); | 18,8% | 13,8% | 0,432 | ||
Неудовлетворенность собой (неуд с) | 12,5% | 3,4% | 1,121 | ||
«Загнанность в клетку» (звк); | 25,0% | 6,9% | 1,656 | ||
Тревога и депрессия (тид). | 25,0% | 10,3% | 1,260 | ||
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (нэр); | 56,3% | 55,2% | 0,070 | ||
Эмоц-нравств дезориентация(э-н д); | 25,0% | 10,3% | 1,260 | ||
Расширение сферы экономии эмоций (рсээ); | 6,3% | 3,4% | 0,423 | ||
Редукция проф обязанностей (рпо). | 25,0% | 27,6% | -0,189 | ||
Эмоциональный дефицит (эд); | 0,0% | 0,0% | 0,000 | ||
Эмоциональная отстраненность(эо); | 37,5% | 10,3% | 2,130 | ||
Личностная отстраненность (деперсонализация)(ло); | 18,8% | 6,9% | 1,170 | ||
Психосоматические и психовегетативные нарушения (Иппн). | 25,0% | 6,9% | 1,656 |
Оформление результатов сравнения двух независимых выборок при измерениях, выполненных в метрической шкале.
Пример 1. Сравнение выборок по среднему арифметическому t-критерием Стьюдента
В исследовании приняли участие 100 человек. При этом 50 человек – активисты ВОО МГЕР СПб, занимающие в организации различные должности, другая – студенты ПГУПСа различных специальностей, никогда не привлекавшиеся и не участвующие в молодежных политических движениях.
Сравнение этих групп проводилось по методикам:
1. «Диагностика склонности к манипулированию», разработанная группой американских психологов во главе с Р.Кристи в 1970 году и адаптированная и переведенная на русский язык Алексеевой, Братченко, Мироновой в 1994 году.
2. «Диагностика лидерских способностей» Е.Жарикова и Крушельницкого.
3. «Диагностика социальной эмпатии» Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Таблица 6.Различия по склонности к манипулированию, лидерским способностям и социальной эмпатии у студентов и активистов.
Студенты | Актив | t-критерий Стьюдента (значение критерия, уровень значимости) | |||
Среднее | Дисперсия выборки | Среднее | Дисперсия выборки | ||
склонность к манипулированию | 12,29+2,15 | 190,11 | 4,08+2,75 | 280,24 | 2,37 0,05 |
лидерские способности. | 27,02+0,92 | 35,07 | 32,75+0,60 | 13,05 | -5,03 0,01 |
социальная эмпатия | 20,15+0,73 | 21,57 | 19,11+1,00 | 37,27 |
Студенты имеют более высокий уровень склонности к манипулированию (Таблица 6) по сравнению с активистами (t=2,37, p=0,05). Это объясняется (далее результаты интерпретируются). Актив, в сравнении со студентами, имеет более высокие лидерские способности (t=5,03, p=0,01), (далее результаты интерпретируются).
Пример 2. Сравнение частоты встречаемости признака критериемj* - угловое преобразование Фишера
В исследовании (см. пример 5.1.) изучались образы: Я-образ, образ идеального политика и образ кумира. Сравнить эти образы можно по частоте встречаемости в них наиболее часто употребляемых определений. Для этого использовали критерий j* - угловое преобразование Фишера.
Таблица 7. Различия по частоте основных определений у активистов в разных образах
Я-образ | Кумир | Идеал | Критерий j* - угловое преобразование Фишера Уровень значимости | ||||||
Абсолютная частота | Относительная частота | Абсолютная частота | Относительная частота | Абсолютная частота | Относительная частота | Я – Кумир | Я- Идеал | Кумир – Идеал | |
активен/ист/ ый/ая | 37% | 35% | 20% | 1,998 0,05 | 1,792 0,05 | ||||
общительная/ ый/ость | 33% | 20% | 12% | 2,680 0,01 | |||||
добр/ая/ый | 43% | 20% | 18% | 2,604 0,01 | 2,858 0,01 | ||||
целеустремлен/ ный/ная | 57% | 33% | 43% | 2,411 0,01 | |||||
справедливая/ ый | 13% | 25% | 29% | -1,956 0,05 |
Сопоставление Я-образа у активистов с образом идеального политика и образом кумира. Наиболее часто в Я-образе встречается характеристика «активен/ист/ый/ая» - 40% повтора, на втором месте – «добрый», коими себя считают 30%, третье место по частоте повтора занимает слово «целеустремленный». Не все часто встречающиеся определения одинаково часто употребляются в разных образах. Так активность качество характерное для реального человека (я-образа и образа кумира) реже встречается у идеала (значимость различий Таблица 7). Целеустремленность, занимающая первое место в Я-образе и образе идеального политика значимо реже встречается в образе кумира. Справедливость более характерна для идеала, а не для я-образа. Второе место в я образе занимает доброта, а у кумира и идеала это качество перемещается на 5 место, значимо уступая в частоте. (далее интерпретация).
Пример3. Сравнение выборок двумя критериями
В исследовании принимали участие в общей сложности 41 железнодорожник, в возрасте от 23 до 50 лет со средним возрастом 40 лет. Изучались особенности переживания одиночества. Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной. Шкалы: диффузное, отчуждающее, диссоциированное одиночество. Высокий уровень переживания одиночества – выше 8 баллов.
Таблица 8. Сравнение уровня переживания одиночества железнодорожниками с разным стажем работы
Виды одиночест ва | Стаж работы | Уровень значимости различий** | ||||||||||
до 5 лет (1 группа) | 5-10 лет (2 группа) | более 10 лет (3 группа) | ||||||||||
Среднее | Ст.отклонение | * | Среднее | Ст.отклонение | * | Среднее | Ст.отклонение | * | 1-2 группа | 1-3 группа | 2-3 группа | |
Диф-фузное | 6,50 | 1,55 | 38% | 4,91 | 0,94 | 0% | 6,58 | 1,92 | 39% | 0,01 0,01 | - - | 0,01 0,01 |
Отчуж-дающее | 5,63 | 2,03 | 8% | 7,00 | 1,79 | 20% | 5,79 | 1,87 | 11% | 0,05 - | - - | 0,05 - |
Диссоции- Рованное | 5,31 | 1,78 | 15% | 6,09 | 2,70 | 20% | 6,32 | 2,58 | 50% | - - | - 0,05 | - - |
* Кол-во человек имеющих высокий уровень одиночества (выше 8 баллов)
** Верхняя цифра по критерию Стьюдента, нижняя по критерию угловое преобразование Фишера
По полученным данным в ходе эмпирического исследования было показано (Таблица 8), что у железнодорожников со стажем работы от 5 до 10 лет, диффузное одиночество снижается, а отчужденное повышается. А после 10 наблюдается обратная тенденция. По диссоциированному одиночеству значимых различий по среднему арифметическому не выявлено. При этом растет доля людей, имеющих высокий уровень одиночества, от 15% у работников со стажем до 5 лет до 50% у работников со стажем более 10 лет.
Пример 4. Сравнение нескольких выборок.
При нормальном распределении несколько выборок можно сравнивать попарно (t-критерием Стьюдента) или воспользоваться дисперсионным анализом. Дисперсионный анализ дает ответ: дисперсия генеральной совокупности обусловлена только дисперсией в различных выборках или в значительной части различием между средними показателями выборок
В исследовании приняли участие 90 человек – студенты ПГУПСа различных специальностей. Методика Р. Лазаруса и С. Фолкмана, адаптированная Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.
Таблица 9. Различия в копинг стратегиях у студентов разных направлений подготовки
Копинг-стратегии | Специальности | Счет | Среднее | Диспер-сия | F | P-Значение |
Конфронта-ционный копинг | техническая | 8,100 | 5,679 | 2,267 | 0,086 | |
финансовый менеджмент | 8,222 | 4,301 | ||||
экономическая | 7,917 | 4,265 | ||||
психология | 9,500 | 7,569 | ||||
Само-контроль | техническая | 11,833 | 9,868 | 3,273 | 0,025 | |
финансовый менеджмент | 10,556 | 10,261 | ||||
экономическая | 13,667 | 12,606 | ||||
психология | 12,767 | 5,840 | ||||
Поиск социальной поддержки | техническая | 10,167 | 4,833 | 0,282 | 0,838 | |
финансовый менеджмент | 10,111 | 6,810 | ||||
экономическая | 10,583 | 6,265 | ||||
психология | 9,833 | 6,557 | ||||
Принятие ответствен-ности | техническая | 6,600 | 3,007 | 0,588 | 0,624 | |
финансовый менеджмент | 7,278 | 7,389 | ||||
экономическая | 7,000 | 4,909 | ||||
психология | 6,600 | 2,524 | ||||
Бегство-избегание | техническая | 9,100 | 12,921 | 4,995 | 0,003 | |
финансовый менеджмент | 10,944 | 12,291 | ||||
экономическая | 12,917 | 16,265 | ||||
психология | 12,300 | 13,872 | ||||
Планиро-вание решения проблемы | техническая | 12,800 | 6,855 | 4,993 | 0,003 | |
финансовый менеджмент | 9,389 | 12,840 | ||||
экономическая | 11,833 | 8,333 | ||||
психология | 11,867 | 8,878 |
Дисперсионный анализ (Таблица9) показал, что значимые различия между студентами разных специальностей есть по трем копинг-стратегиям. По самоконтролю (F=3,273, p=0,025) самый высокий уровень у студентов – экономистов, самый низкий – у студентов специальности финансовый менеджмент….(интерпретация). По стратегии бегство-избегание (F=4,995, p=0,003) самый высокий уровень у студентов – экономистов, самый низкий – у студентов технических специальностей….(интерпретация).. По планированию (F=4,993, p=0,003) самый высокий уровень у студентов технических специальностей, самый низкий – у студентов специальности финансовый менеджмент…(интерпретация)..
Дата: 2016-10-02, просмотров: 299.