Выбор метода статистического анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Метод решения задачи выбирается в зависимости от целей исследования (поиск различий – поиск взаимосвязей), вида задачи, типа шкалы (метрическая-неметрическая), выборок (зависимые-независимые), количества выборок (2 или более), особенностей распределения (нормальное-нет) (Таблица 2).

Таблица 2. Классификация задач и рекомендуемые методы их решения

Вид задачи Условия Метод решения
Выявление различия в уровне исследуемого признака Две независимые выборки испытуемых t - критерий Стьюдента U - критерий Манна-Уитни*
три или более независимых выборок Дисперсионный анализ Критерий Краскела-Уоллисса
Установление различия дисперсий признака Две независимые выборки испытуемых F - критерий Фишера
Оценка сдвига значений исследуемого признака два замера на одной и той же выборке испытуемых t- критерий Стьюдента Т - критерий Вилкоксона для попарных сравнений
Сравнение относительных частот встречаемости признака Две независимые выборки испытуемых критерий j* - угловое преобразование Фишера t- критерий Стьюдента
Выявление различий в распределении признаков Сопоставление двух эмпирических распределений между собой l- критерий Колмогорова-Смирнова c2 - критерий Пирсона
Исследование взаимосвязи признаков Два признака, измеренные в шкале наименований c2 - критерий Пирсона
Два признака, измеренные в шкале отношений или в интервальной шкале rxy - коэффициент линейной корреляции Пирсона
Признаки измерены в шкале рангов, либо в шкале интервалов, либо в шкале отношений rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена t-Кендалла
Один из признаков измерен в дихотомической шкале, а другой - в шкале отношений или в интервальной шкале rpb - точечно-бисериаль-ный коэффициент корреляции
Корреляция иерархий признаков Два профиля (две иерархии) признаков в шкале рангов rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена
* - курсивом выделены непараметрические методы

Большинство задач, решаемых в исследованиях, можно разделить на две группы:

Выявление различий в проявлении исследуемого признака между разными группами людей.

Например, между людьми разных профессий, между разными возрастными группами, мужчинами и женщинами и т.д. или «Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций в зависимости от степени удовлетворенности жизнью»

Например, «Сравнительный анализ образов «математически одаренного», «математически бездарного», «хорошего» и «плохого» ученика в сознании педагогов-практиков»

 

Исследование связи разных признаков.

Например, «Выявить взаимосвязи компонентов рефлексивных Я-образов с личностными качествами и направленностью студентов психологических и педагогических специальностей» или «анализ связи личностных характеристик с уровнем креативности у работников банковской сферы»

Для выявления различий в проявлении признака прежде всего, надо определить, являются выборки зависимыми или независимыми.

Зависимыми считаются выборки с одними и теми же испытуемыми, признаки которых измерены в различных условиях, например до тренинга и после него, в разных условиях или до начала опробования программы обучения, в середине и после. Зависимыми также являются выборки, состоящие из пар испытуемых, связанных между собой.

Например, супруги: жены – 1-ая выборка, мужья – 2-ая выборка;

дети – 1-ая выборка и родители – 2-ая выборка и т.д.

Независимыми будут выборки, в которых одни и те же признаки измерены в разных группах испытуемых, например, в экспериментальной группе и в контрольной, в разных профессиональных группах и т.д.

Сравнение выборок

3.1. Сравнение независимых выборок (1 способ)

Задание 7. Сравнить мотивацию, самооценку и направленность мальчиков и девочекиз Задания 4

1.01Откройте файл «Школьники»

1.02Копируем данные на новый лист. Удалите столбец «Направленность личности»

1.03Отсортируйте исходные данные по полу.

1.04Скопируйте строку 2 и добавьте скопированные ячейки между «девочками» и «мальчиками».

1.05Получите описательную статистику для «девочек» и «мальчиков».

1) Подключите пакет анализа

Откройте вкладку Файл } Параметры В открывшемся окне выберите Надстройки}Надстройки Excel }Перейти

 

В диалоговом окне выберите пакет анализа и поставьте против него R. Нажмите ОК. Во вкладке ДанныепоявитсяАнализ данных

2) Откройте вкладку Данные } Анализ данных

3) Выберите раздел Описательная статистика.

4) Выделите входной интервал (числовые данные и одну строку с заголовком, т.е. с ячейки D1по ячейку H19), поставьте Rпротив надписей «метки впервой строке», «Итоговая статистика».Нажмите «ОК»

5) На новом листе получили первичную статистику:

МУН   Название исследуемой характеристики
   
Среднее 13,77778 Мх Среднее арифметическое
Стандартная ошибка 0,383956    
Медиана Мd  
Мода Мо  
Стандартное отклонение 1,628986 Sx  
Дисперсия выборки 2,653595 Dx  
Эксцесс -0,26416 Ex Коэффициент эксцесса
Асимметричность -0,05708 Ax Коэффициент асимметрии
Интервал   Размах
Минимум   Наименьшее значение
Максимум   Наибольшее значение
Сумма    
Счет nx Объем выборки

 

6) Для удобства пользования вставьте в А1 ячейку со сдвигом вправо, в свободной ячейке написать название выборки. После этого удалить столбцы с названиями показателей, т.е. через 1, начиная с С. При этом Название исследуемой характеристики передвинется в столбец с числовыми значениями.

1.06Вычислите t-критерий Стьюдента

1) Перенесите обе таблицы на один лист. Оставьте между ними 3 строки. Назовите лист «сравнение м-д».

2) В ячейку А17 вставьте название «t-критерий Стьюдента»,

3) В ячейку В17вставьте формулу t-критерия. Вместо Мх, Му, Dx, Dу, nx, nу вставить номера ячеек, в которых они расположены . Формула будет иметь вид

=(B3-B21)/КОРЕНЬ((B8*(B15-1)+B26*(B33-1))/(B15+B33-2)*(1/B15+1/B33))

Протяните формулу на все столбцы.

4) Полученные значения коэффициента сравните с табличными. Выделите жирным шрифтом показатели, по которым есть существенные различия.

5) Распределение «Самооценки» и«Направленности на себя» не является нормальным, поэтому сравнение по этим показателям надо провести другим критерием. Например, U – Манна-Уитни.

1.07Преобразование таблицы различий для переноса из Excel вWord

1) Выделите таблицу на листе «сравнение м-д».Скопируйте ее и вставьте на новый лист в ячейку А2, используя специальную вставку

Вставить ìспециальная вставка

(отметьте Вставить значения и транспонировать).

2) Перенесите названия выборок в ячейки С1 и U1 над средним арифметическим.

3) Выделите в полученной таблице столбцы необходимые для описания различий:

- Первый столбец с названиями показателей,

- среднее,

- стандартную ошибку,

- дисперсию или стандартное отклонение

- (максимум и минимум выделяют, если это принципиальные величины в проведенном исследовании) и

- t-критерий Стьюдента

 

4) Удалите все столбцы, кроме выделенных.

5) Вставьте столбец между средним и стандартной ошибкой и заполните его «+» (знак «+» подчеркнутый)

6) Уменьшите количество цифр после запятой.

7) Расположите столбцы в нужном порядке.

8) Добавьте границы

 

9) Эту таблицу скопируйте в текст Word сравнения выборок. Уберите ненужные заголовки и границы.

10) Дополните таблицу пояснениями.

3.2. Сравнение независимых выборок (2 способ)

Задание 8. Сравните копинг-стратегии юношей и девушек (студентов ПГУПС). (Файл «копинг-стратегии студентов»)

1.01Запустите пакет SPSS. Введите данные

1.02Подготавливаем таблицу

1. Открываем вкладку «Переменные»

 

 

2. Введите название и тип переменной

· Имя – Пол

· Тип – числовая

· Ширина – 1 (можно этот показатель пропустить, для нас он не важен)

· Десятичные – 0 (чтобы не было лишних нулей в таблице)

· Метка – пропускаем (название переменной не отличается от названия показателя)

· Значения .

Щелкните курсором по кнопке … Вставьте расшифровку значений

1 – мужской пол, (Щелкните мышкой «Добавить»)

2 – женский. (Щелкните мышкой «Добавить»)

 

 

 

 


Перед тем как щелкнуть «ОК» убедитесь, что в окошке появились все значения.

.

 

 

 

 


· Выберите шкалу – Номинальная.

 

 

3. Аналогично введите остальные показатели из файла «копинг-стратегии студентов» (кроме возраста)

 

Таблица 3

Имя метка шкала
спец специальность номинальная
Конфронт Конфронтационный копинг количественная
Дистанц Дистанцирование количественная
Самоконтр Самоконтроль количественная
поддерж Поиск социальной поддержки количественная
ответств Принятие ответственности количественная
Бегство Бегство-избегание количественная
Планир Планирование решения проблемы количественная
переоценка Положительная переоценка количественная
Жизнест Жизнестойкость номинальная
Вовлечен Вовлеченность номинальная
Контроль Контроль номинальная
риск Принятие риска номинальная

1.03Введите данные

1. Откройте файл «копинг-стратегии студентов»

2. Скопируйте данные с Листа1 на новый лист

3. Удалите столбцы «№» и возраст

4. Замените буквенные данные на числовые в соответствии с таблицей 3 и 4. Значения переменных для номинальных шкал

 

Таблица 4

Имя Значения   Имя Значения  
спец техническая Жизнест низкая
  менеджмент Вовлечен средняя
  экономика Контроль высокая
  психология риск    

 

5. Скопируйте данные (без заголовка) и вставьте их в SPSS на лист «данные»

1.04Сравните копинг-стратегии юношей и девушек с помощью t –критерия Стьюдента.

1. Откройте вкладку Анализ } Сравнение средних } Т-критерий для независимых выборок

2. Выберите переменные, по которым будете сравнивать выборки (копинг-стратегии)

3. Выберите переменную, для деления на группы (пол)

и задайте значения для групп

Нажимаем «Продолжить» и «ОК».

1.05Получаем 2 таблицы «Групповые статистики» и «Критерии для независимых выборок»

1. Сперва рассмотрим таблицу «Критерии для независимых выборок». Обращаем внимание на столбцы «t» и «Значимость».

 

 

2. Выбираем «Значимость» меньше 0,05.

Задание 9. Сравните копинг-стратегии студентов технических специальностей и психологов с помощью t –критерия Стьюдента.

 

Задание 10. Сравнить эмоциональное выгорание у студентов с разной мотивацией достижения (файл «выгорание»).

1.01Скопируйте данные на новый лист. Оставляем столбцы по методике Бойко и один из показателей, которые могут оказать влияние на эмоциональное выгорание, например, по уровень мотивации к достижению

1.02Отсортируйте данные по этому показателю. Разделим испытуемых на две группы:

1.03Сравните полученные группы по среднему арифметическому



Дата: 2016-10-02, просмотров: 273.