Метод решения задачи выбирается в зависимости от целей исследования (поиск различий – поиск взаимосвязей), вида задачи, типа шкалы (метрическая-неметрическая), выборок (зависимые-независимые), количества выборок (2 или более), особенностей распределения (нормальное-нет) (Таблица 2).
Таблица 2. Классификация задач и рекомендуемые методы их решения
Вид задачи | Условия | Метод решения |
Выявление различия в уровне исследуемого признака | Две независимые выборки испытуемых | t - критерий Стьюдента U - критерий Манна-Уитни* |
три или более независимых выборок | Дисперсионный анализ Критерий Краскела-Уоллисса | |
Установление различия дисперсий признака | Две независимые выборки испытуемых | F - критерий Фишера |
Оценка сдвига значений исследуемого признака | два замера на одной и той же выборке испытуемых | t- критерий Стьюдента Т - критерий Вилкоксона для попарных сравнений |
Сравнение относительных частот встречаемости признака | Две независимые выборки испытуемых | критерий j* - угловое преобразование Фишера t- критерий Стьюдента |
Выявление различий в распределении признаков | Сопоставление двух эмпирических распределений между собой | l- критерий Колмогорова-Смирнова c2 - критерий Пирсона |
Исследование взаимосвязи признаков | Два признака, измеренные в шкале наименований | c2 - критерий Пирсона |
Два признака, измеренные в шкале отношений или в интервальной шкале | rxy - коэффициент линейной корреляции Пирсона | |
Признаки измерены в шкале рангов, либо в шкале интервалов, либо в шкале отношений | rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена t-Кендалла | |
Один из признаков измерен в дихотомической шкале, а другой - в шкале отношений или в интервальной шкале | rpb - точечно-бисериаль-ный коэффициент корреляции | |
Корреляция иерархий признаков | Два профиля (две иерархии) признаков в шкале рангов | rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
* - курсивом выделены непараметрические методы |
Большинство задач, решаемых в исследованиях, можно разделить на две группы:
Выявление различий в проявлении исследуемого признака между разными группами людей.
Например, между людьми разных профессий, между разными возрастными группами, мужчинами и женщинами и т.д. или «Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций в зависимости от степени удовлетворенности жизнью»
Например, «Сравнительный анализ образов «математически одаренного», «математически бездарного», «хорошего» и «плохого» ученика в сознании педагогов-практиков»
Исследование связи разных признаков.
Например, «Выявить взаимосвязи компонентов рефлексивных Я-образов с личностными качествами и направленностью студентов психологических и педагогических специальностей» или «анализ связи личностных характеристик с уровнем креативности у работников банковской сферы»
Для выявления различий в проявлении признака прежде всего, надо определить, являются выборки зависимыми или независимыми.
Зависимыми считаются выборки с одними и теми же испытуемыми, признаки которых измерены в различных условиях, например до тренинга и после него, в разных условиях или до начала опробования программы обучения, в середине и после. Зависимыми также являются выборки, состоящие из пар испытуемых, связанных между собой.
Например, супруги: жены – 1-ая выборка, мужья – 2-ая выборка;
дети – 1-ая выборка и родители – 2-ая выборка и т.д.
Независимыми будут выборки, в которых одни и те же признаки измерены в разных группах испытуемых, например, в экспериментальной группе и в контрольной, в разных профессиональных группах и т.д.
Сравнение выборок
3.1. Сравнение независимых выборок (1 способ)
Задание 7. Сравнить мотивацию, самооценку и направленность мальчиков и девочекиз Задания 4
1.01Откройте файл «Школьники»
1.02Копируем данные на новый лист. Удалите столбец «Направленность личности»
1.03Отсортируйте исходные данные по полу.
1.04Скопируйте строку 2 и добавьте скопированные ячейки между «девочками» и «мальчиками».
1.05Получите описательную статистику для «девочек» и «мальчиков».
1) Подключите пакет анализа
Откройте вкладку Файл } Параметры В открывшемся окне выберите Надстройки}Надстройки Excel }Перейти
В диалоговом окне выберите пакет анализа и поставьте против него R. Нажмите ОК. Во вкладке ДанныепоявитсяАнализ данных
2) Откройте вкладку Данные } Анализ данных
3) Выберите раздел Описательная статистика.
4) Выделите входной интервал (числовые данные и одну строку с заголовком, т.е. с ячейки D1по ячейку H19), поставьте Rпротив надписей «метки впервой строке», «Итоговая статистика».Нажмите «ОК»
5) На новом листе получили первичную статистику:
МУН | Название исследуемой характеристики | ||
Среднее | 13,77778 | Мх | Среднее арифметическое |
Стандартная ошибка | 0,383956 | ||
Медиана | Мd | ||
Мода | Мо | ||
Стандартное отклонение | 1,628986 | Sx | |
Дисперсия выборки | 2,653595 | Dx | |
Эксцесс | -0,26416 | Ex | Коэффициент эксцесса |
Асимметричность | -0,05708 | Ax | Коэффициент асимметрии |
Интервал | Размах | ||
Минимум | Наименьшее значение | ||
Максимум | Наибольшее значение | ||
Сумма | |||
Счет | nx | Объем выборки |
6) Для удобства пользования вставьте в А1 ячейку со сдвигом вправо, в свободной ячейке написать название выборки. После этого удалить столбцы с названиями показателей, т.е. через 1, начиная с С. При этом Название исследуемой характеристики передвинется в столбец с числовыми значениями.
1.06Вычислите t-критерий Стьюдента
1) Перенесите обе таблицы на один лист. Оставьте между ними 3 строки. Назовите лист «сравнение м-д».
2) В ячейку А17 вставьте название «t-критерий Стьюдента»,
3) В ячейку В17вставьте формулу t-критерия. Вместо Мх, Му, Dx, Dу, nx, nу вставить номера ячеек, в которых они расположены . Формула будет иметь вид
=(B3-B21)/КОРЕНЬ((B8*(B15-1)+B26*(B33-1))/(B15+B33-2)*(1/B15+1/B33))
Протяните формулу на все столбцы.
4) Полученные значения коэффициента сравните с табличными. Выделите жирным шрифтом показатели, по которым есть существенные различия.
5) Распределение «Самооценки» и«Направленности на себя» не является нормальным, поэтому сравнение по этим показателям надо провести другим критерием. Например, U – Манна-Уитни.
1.07Преобразование таблицы различий для переноса из Excel вWord
1) Выделите таблицу на листе «сравнение м-д».Скопируйте ее и вставьте на новый лист в ячейку А2, используя специальную вставку
Вставить ìспециальная вставка
(отметьте Вставить значения и транспонировать).
2) Перенесите названия выборок в ячейки С1 и U1 над средним арифметическим.
3) Выделите в полученной таблице столбцы необходимые для описания различий:
- Первый столбец с названиями показателей,
- среднее,
- стандартную ошибку,
- дисперсию или стандартное отклонение
- (максимум и минимум выделяют, если это принципиальные величины в проведенном исследовании) и
- t-критерий Стьюдента
4) Удалите все столбцы, кроме выделенных.
5) Вставьте столбец между средним и стандартной ошибкой и заполните его «+» (знак «+» подчеркнутый)
6) Уменьшите количество цифр после запятой.
7) Расположите столбцы в нужном порядке.
8) Добавьте границы
9) Эту таблицу скопируйте в текст Word сравнения выборок. Уберите ненужные заголовки и границы.
10) Дополните таблицу пояснениями.
3.2. Сравнение независимых выборок (2 способ)
Задание 8. Сравните копинг-стратегии юношей и девушек (студентов ПГУПС). (Файл «копинг-стратегии студентов»)
1.01Запустите пакет SPSS. Введите данные
1.02Подготавливаем таблицу
1. Открываем вкладку «Переменные»
2. Введите название и тип переменной
· Имя – Пол
· Тип – числовая
· Ширина – 1 (можно этот показатель пропустить, для нас он не важен)
· Десятичные – 0 (чтобы не было лишних нулей в таблице)
· Метка – пропускаем (название переменной не отличается от названия показателя)
· Значения .
Щелкните курсором по кнопке … Вставьте расшифровку значений
1 – мужской пол, (Щелкните мышкой «Добавить»)
2 – женский. (Щелкните мышкой «Добавить»)
Перед тем как щелкнуть «ОК» убедитесь, что в окошке появились все значения.
.
· Выберите шкалу – Номинальная.
3. Аналогично введите остальные показатели из файла «копинг-стратегии студентов» (кроме возраста)
Таблица 3
Имя | метка | шкала |
спец | специальность | номинальная |
Конфронт | Конфронтационный копинг | количественная |
Дистанц | Дистанцирование | количественная |
Самоконтр | Самоконтроль | количественная |
поддерж | Поиск социальной поддержки | количественная |
ответств | Принятие ответственности | количественная |
Бегство | Бегство-избегание | количественная |
Планир | Планирование решения проблемы | количественная |
переоценка | Положительная переоценка | количественная |
Жизнест | Жизнестойкость | номинальная |
Вовлечен | Вовлеченность | номинальная |
Контроль | Контроль | номинальная |
риск | Принятие риска | номинальная |
1.03Введите данные
1. Откройте файл «копинг-стратегии студентов»
2. Скопируйте данные с Листа1 на новый лист
3. Удалите столбцы «№» и возраст
4. Замените буквенные данные на числовые в соответствии с таблицей 3 и 4. Значения переменных для номинальных шкал
Таблица 4
Имя | Значения | Имя | Значения | ||
спец | техническая | Жизнест | низкая | ||
менеджмент | Вовлечен | средняя | |||
экономика | Контроль | высокая | |||
психология | риск |
5. Скопируйте данные (без заголовка) и вставьте их в SPSS на лист «данные»
1.04Сравните копинг-стратегии юношей и девушек с помощью t –критерия Стьюдента.
1. Откройте вкладку Анализ } Сравнение средних } Т-критерий для независимых выборок
2. Выберите переменные, по которым будете сравнивать выборки (копинг-стратегии)
3. Выберите переменную, для деления на группы (пол)
и задайте значения для групп
Нажимаем «Продолжить» и «ОК».
1.05Получаем 2 таблицы «Групповые статистики» и «Критерии для независимых выборок»
1. Сперва рассмотрим таблицу «Критерии для независимых выборок». Обращаем внимание на столбцы «t» и «Значимость».
2. Выбираем «Значимость» меньше 0,05.
Задание 9. Сравните копинг-стратегии студентов технических специальностей и психологов с помощью t –критерия Стьюдента.
Задание 10. Сравнить эмоциональное выгорание у студентов с разной мотивацией достижения (файл «выгорание»).
1.01Скопируйте данные на новый лист. Оставляем столбцы по методике Бойко и один из показателей, которые могут оказать влияние на эмоциональное выгорание, например, по уровень мотивации к достижению
1.02Отсортируйте данные по этому показателю. Разделим испытуемых на две группы:
1.03Сравните полученные группы по среднему арифметическому
Дата: 2016-10-02, просмотров: 273.