Известно, что человек-лидер легче приспосабливается к различным жизненным ситуациям, лучше усваивает знания[33]. Но не все знают, что лидером может стать практически каждый. Для этого необходимо воспитывать и развивать в себе основные качества, присущие лидеру (активный стиль общения, волевые качества, активный стиль общения, и т.д.) Для развития лидерских качеств необходима постоянная и планомерная работа. Поэтому, нами был организован формирующий этап, цель которого…….???
Для проведения тренинговых занятий был осуществлен подготовительный этап, который заключался в выборе тренинговых упражнений, содержание которых соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста и составлении структуры занятий.
Каждое занятие имеет определенную структуру:
· Ритуал приветствия - представляет собой простое упражнение для позитивного настроя участников и является обязательным элементом, повтор одного и того же упражнения необходим для того что бы на каждом следующем занятии этот позитивный настрой был легче.
· Разминка – небольшое упражнение на раскрепощение участников, преодоление блоков в общении.
· Основной этап – содержит одно - два упражнения для развития определенных лидерских качеств.
· Ритуал прощания – простое упражнение для закрепления полученного эмоционального состояния.
В каждом занятии представлены цель и планируемый результат, все занятия выстроены в соответствующей последовательности.
В начале первого занятия, совместно с детьми обговариваются все правила, которые они должны соблюдать в процессе тренинга, на последующих занятиях эти правила руководителем только упоминаются.
Занятие 1
Цель: создание представления у школьников понятия «Лидер» и соотнесение с собственными индивидуально-личностными особенностями.
Структура:
1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Упражнения
«Лидер – это...» упражнение на представление качеств, которые характеризуют лидера.
«Идеал» упражнение на соотнесения качеств лидера с качествами товарищей и одноклассников.
«Мой портрет в лучах солнца » упражнение на соотнесение качеств лидера и своих личных качеств.
4. Рефлексия, осуществляется через дневник.
5. Ритуал прощания
Планируемый результат: в ходе работы дети совместно создали образ человека - лидера, индивидуально обозначили лучшие человеческие качества, и благодаря самоанализу определили свои индивидуально-личностные особенности, сравнив с идеалом.
Занятие 2
Цель: создание условий для освоения активного стиля общения, использования различных стилей общения при взаимодействии с ровесниками.
Структура:
1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Упражнения
«Круги» упражнение на развитие активного стиля общения, умения договариваться и использовать различные речевые приемы.
«Лестница» упражнение на развитие бессловесного общения.
«Семейная фотография» упражнение на развитие умения договариваться, находить компромиссы, назначать роли.
4. Рефлексия, осуществляется через дневник.
5. Ритуал прощания
Планируемый результат: в ходе работы дети овладели приемами активного стиля общения, опробовали разные стили общения в ходе групповой работы.
Занятие 3
Цель: создание условий для осознания понятия самооценки, освоить несколько приемов повышения уверенности в себе, и снятия волнения.
Структура:
1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Упражнения
«Молодец!» упражнение на повышение самооценки, ценности своих качеств.
«Я – Алла Пугачева» упражнение на повышение самооценки, фиксацию положительных моментов.
"Хвастовство" упражнение на создание условий и формирование навыков самораскрытия
4. Рефлексия, осуществляется через дневник.
5. Ритуал прощания
Планируемый результат: в ходе работы дети узнали что такое самооценка, как необходимо реально представлять свои силы, а так же усвоили несколько простых приёмов повышения уверенности в себе и снятию волнения.
Занятие 4
Цель: создание условий для осознания необходимости проявления волевых качеств, усвоение основных приёмов тренировки воли.
Структура:
1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Упражнения
«Лучшие воспоминания» упражнение на эмоциональное переживание чувства уверенности.
«Ваш герой» упражнение на создание образа героя, эмоциональное соотнесение себя с героем.
«Символ уверенности» упражнение на создание своего символа, амулета уверенности.
4. Рефлексия, осуществляется через дневник.
5. Ритуал прощания
Планируемый результат: в ходе работы дети узнали что такое воля, и об необходимости проявления волевых качеств, а так же усвоили несколько простых приёмов тренировки воли.
Занятие 5
Цель: создание условий для развития лабильности ума и нестандартности мышления.
Структура:
1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Упражнения
«Ассоциации» упражнение на развитие легкости ассоциирования.
«25 букв» упражнение на развитие интеллектуальных способностей и внимания.
«Иероглифы» упражнение на развитие интеллектуальных способностей и креативности.
4. Рефлексия, осуществляется через дневник.
5. Ритуал прощания
Планируемый результат: в ходе работы дети освоили нестандартные виды решения различных ситуаций, по тренировали свое ассоциативное мышление и креативность.
По окончании каждого занятия учащимся предлагалось заполнить странички рефлексивного дневника под названием «Я - лидер».
Для классного руководителя разработано методическое пособие на тему «Формирование лидерских качеств младших школьников через организацию тренинговых занятий во внеурочной деятельности», в котором представлены упражнения для развития отдельных, важнейших лидерских качеств учащихся и приёмы, которые можно использовать на любом этапе урока.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 247.