Это о психических процессах – как связано с лидерскими качествами?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» [23].

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий[28].

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения лидерства. С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. [4]

Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками. [5]. Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка. В младшем школьном возрасте происходит рост-стремление детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни. Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха[21].

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества[24].

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Поэтому необходимо начинать формировать лидерские качества у детей с младшего школьного возраста и знать особенности этого формирования[26].

Формирование лидеров не стихийный процесс, его можно и нужно «организовать», и это можно и необходимо делать в процессе обучения и воспитания, где сам человек был бы активным участником, субъектом собственного становления[15]. Наряду с учебной деятельностью осуществляется трудовая, эстетическая, игровая, спортивная и другие виды деятельности. Младшие школьники в процессе обучения получают постоянные поручения, играя различные роли в классе: это выполнение домашнего задания, дежурство по классу, приготовление к мероприятию, выборы в актив класса и выполнение своих обязанностей. Таким образом, среди ребят выделяются наиболее работоспособные, успевающие ученики. Они обычно входят в ядро коллектива, осуществляя управление классом, и являясь его лидерами[21].

Так же в проявлении лидерских качеств важную роль играет внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации[17].

Рассмотрим подробно, что же такое внеурочная работа? Термином "внеклассная работа" чаще всего обозначается воспитательная работа, проводимая классными руководителямии учителями-предметниками сучащимися своей школы[27]. Термин "внеурочная работа" означает воспитательную работу, осуществляемую специальными внешкольнымиучреждениями[27]. Эти понятия часто сливаются и объединяются в одно понятие "внешкольная работа". Термины "внеурочная" и "внеучебная воспитательная работа" можно рассматривать как наиболее широкие и к тому же синонимичные, охватывающие все виды и формы воспитательной работы с учащимися, проводимыми за пределами урока или учебного времени[13].

Именно во внеурочной работе можно успешно культивировать у детей многие качества, причиной этому является не связанность педагога жесткими временными и плановыми рамками. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеурочная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности и позволяет стирать рамки «учитель» - «ученик» открывая возможность действий для учителя по формированию лидерских качеств.

Любой вид занятий, в который включается учащийся, имеет общественную направленность, учащийся занимается делом, которое нужно и полезно. Необходима опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации каких-либо дел в школе, где учителя все еще многое стараются сделать за ребят. Если этот принцип реализуется, то любое дело или мероприятие воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе, даже если оно и было подсказано старшими. Желательно, чтобы ученики были вовлечены в активную, в том числе поисковую, деятельность, связанную с розыском необходимых материалов. Внеурочная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней присутствовали элементы игры. Успеху внеурочной воспитательной работы содействует четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков[13].

Во внеурочной деятельности для раскрытия лидерских качеств и потенциала ребенка важную роль играет такой вид деятельности как ученическое самоуправление. Опыт самоуправления на столь ранней ступени образования в чистом виде слабо представлен в российской практике и мало изучен в науке[5].

Одним из наглядных примеров могло бы послужить октябрятское движение, оно развивало у младших школьников способность к управленческой деятельности, лидерские качества, но часто функции детей сводились к исполнению данных учителем заданий и поручений, обязанности распределял также сам учитель, считая школьников начальных классов недостаточно самостоятельными. Возникает вопрос, способны ли учащиеся 2–4 классов к самостоятельности и как следствие к самостоятельной управленческой деятельности? Продолжив разрабатывать этот вопрос мы обратились к исследованиям Н. Григорьевой. По ее словам: « Самостоятельность может быть обретена ребенком в процессе совместной жизнедеятельности со взрослым, но обретена только через собственные усилия ребенка, «возвышающего себя в актах взросления» [10].

Остается лишь одна сложность - не так много педагогов, способны «делегировать полномочия» младшему школьнику и «позволить» ему самому принимать решения, в то время как это остро необходимо взрослеющему ребенку. Необходимость этого мы нашли у исследователя детской одаренности А.В. Кулемзиной, она считает что, участие в ученическом самоуправлении, дает возможность младшему школьнику пробовать себя в усвоении навыков управления, развития своих лидерских качеств и организаторских способностей[2].

Преимущества ученического самоуправления становятся очевидны при первых же попытках «поделиться полномочиями» с детьми. Учитель предлагает выбрать дело, разделиться на группы, разработать, реализовать его. Появляется заинтересованность. Все учащиеся включены в процесс. Именно так, с помощью педагога ребенок постигает первые навыки самоуправления.

К младшему школьному возрасту ребенок многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных связях, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками.

Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, под которой подразумевается педагогическая организация мотивообразующих условий деятельности, направленная на включение личности в социально-значимые отношения с позиции лидера[9]. Компоненты педагогического стимулирования лидерства могут быть непосредственными и опосредованными:

1. Диагностический компонент. Предполагается, что личность принимает, осознает и интериоризирует позицию лидерства. Поэтому педагог, должен обеспечить для ребенка формирование определенного комплекса знаний о себе, других, психологии отношений (здесь очень уместны различные тесты, тренинги и т.п.).

2. Эмоциональный компонент. Деятельность педагога направлена на пробуждение самоутверждения, социальной ответственности, гражданского долга и приведения в действие волевых механизмов личности.

3. Перцептивно-групповой механизм. Воздействие педагога на личность через корректировку межличностных отношений в группах различных уровней развития.

4. Деятельностный компонент – включенность младших школьников в различные виды деятельности, позволяющие проявляться лидерским наклонностям личности, реализовать ее лидерский потенциал[5]. Средствами являются деловые игры, тренинги, биржи идей, практические занятия, организаторская деятельность.

В связи с этим, можно выделить педагогические условия формирования лидерства в детском коллективе:

1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер.

2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.

3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров), через использование тренинговых занятий;

4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться[17].

Таким образом, зная кто такой лидер, его основные черты и функции мы можем определить пути развития лидерских качеств в системе школьного образования. Одним из таких условий является активное использование трениговых занятий во внеучебной деятельности, которые будут способствовать формированию у детей лидерских качеств.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 3133.