Внеурочная деятельность дает широкие возможности для использования тренинговых занятий, позволяющих развивать любые качества в младшем школьнике, в том числе и лидерские[17]. Тренинг как технология обучения способен выявлять потребности, формулировать цели и находить действенные способы их достижения. Разрабатывая тренинг, можно спрогнозировать его эффект и достичь именно намеченного. Так же тренинг является эффективным методом: благодаря специфике тренингового обучения, оно проходит в сравнительно короткие сроки и очень успешно. То есть хорошо спланированный тренинг – это оптимальный метод по соотношению временных затрат и результатов в целом[17].
Научной разработкой теоретических, методологических основ тренинговых занятий определения их сущности, форм, методов занимались как зарубежные (К. Бенн, К. Левин, К. Роджерс и др.), так и отечественные психологи (Л. А. Петровская, Н. Н. Богомолова, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалёв и др.) [21].
В самом широком понимании тренинговые занятия можно отнести к разряду общественных явлений. Как отмечают Л. Бредфорд, К. Бенн, тренинговое занятие по своему происхождению – явление не только междисциплинарное, но и межпрофессиональное: к его становлению причастны как различные научные дисциплины, например, социология, этика, социальная психология, философия, лингвистика, педагогика, так и такие сферы социальной практики, как образование, психиатрия, административное управление, различные формы консультирования и прочие.[14]
Целесообразность применения методов социально – психологических тренинговых занятий в значительной степени подтверждается данными психологических исследований, согласно которым у человека остаётся в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит и 90% из того, что он делает[32].
Анализ научных работ по проблемам тренинговых занятий (Н. Н. Богомолова, А. Я. Гройсман, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская, К. Рудестам) позволили выделить специфические особенности тренинговых занятий, их разновидности, задачи, которые можно решить в ходе тренинговых упражнений, методы социально – психологических тренинговых занятий и принципы организации тренинговых занятий – группы.
Главной особенностью тренинговых занятий как средства формирования лидерских качеств является их групповой характер[8]. Успешность и популярность группового тренинга связываются с именами Д. Морено, К. Роджерса, К. Левина.
Потенциальное преимущество условий группы – это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других[12].
Тренинговые занятия как модель подлинного гуманистического общения рассматривал К. Роджерс, который выделил 3 узловых момента:
• полное принятие или безусловное положительное отношение к другому, как к личности;
• адекватное эмпатическое понимание чувств другого человека и того смысла, который они имеют для него;
• способность в общении с другими оставаться самим собой[21].
Цель тренинговых занятий - достижение разнообразных изменений психологических, социально-психологических и других характеристик человека, группы, организации. В нашем случае развитие лидерских качеств, психологическое осознание, необходимости развитие данных качеств, их правильное применение в коллективе.
В процессе тренинговых занятий могут решаться следующие задачи:
• осознание себя в ситуации: своих целей, правил ситуации, содержание ролей участников, стратегий поведения и используемых при этом коммуникативных средств самовыражения;
• осознание целостности своего социально – психологического бытия среди других людей и овладение приёмами декодирования психологических сообщений, идущих от окружающих;
• осознание своей причастности к возникающим межличностным отношениям;
• коррекция и формирование социально – психологических умений и навыков участников;
• обучение приёмам делового и повседневного общения, создание позитивных отношений с окружающими.
В наиболее широком контексте термин «тренинговые занятия» используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. «Тренинговые занятия – это совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе». [29]
На тренинговых занятиях акцент делается на разработку так называемых активных методов обучения: ролевых игр, проблемных ситуаций. Все методы тренинговых занятий характеризуются, во-первых, ориентацией на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия. Во-вторых, эти методы реализуют принцип активности самого обучающегося. В-третьих, названные методы предполагают своеобразный вариант обучения с использованием моделей[17].
В практике российских дошкольных учреждений имеются первые опыты применения отдельных тренинговых занятий, например, пособие М.И.Чистяковой «Психогимнастика».
Тренинговые занятия ориентированы на воздействие, на групповое развитие с помощью оптимизации и форм межличностного общения.
Таким образом, тренинговые занятия можно определить как современный метод обучения, профессионального и личностного развития, предполагающий активную вовлеченность участников в процесс овладения новыми навыками и знаниями.[38]
Особенностью тренинговых занятий является то, что это процесс обучения на практике, на примерах который предполагает моделирование и разыгрывание ситуаций из жизни, профессиональной деятельности. Также тренинговые занятия включают деловые игры, групповые и индивидуальные упражнения, тренировку новых стратегий поведения, анализ ошибочных и успешных стратегий, пересмотр собственных взглядов, установок и убеждений, развитие сильных сторон личности, активизацию внутренних ресурсов.
Тренинговые занятия – это интенсивная работа в группе из 6-12 человек с погружением в определенную область или тему. Таким образом, психологические тренинговые занятия выступают как инструментальное действие, в процессе которого участники получают: возможность присвоить набор «орудий» для овладения новым поведением.[22]
При подготовке тренинговых занятий необходимыми являются следующие действия:
• анализ потребностей участников.
• правильная постановка целей и задач тренинговых занятий и их соответствие целям участников тренинговых занятий.
• разработка программы и формы тренингового занятия, соответствующей целям тренингого занятия.
• оценка результатов и эффективности тренингового занятия[6].
В процессе тренингого занятия как инструментального действия выделяются следующие этапы:
1. выведение из внутреннего плана во внешний план неконструктивных элементов и моделей поведения;
2. построение модели идеального поведения во внешнем плане;
3.модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону;
4. закрепление его во внутреннем плане[14].
По форме тренинговое занятие состоит из следующих структурных блоков:
1. Теоретический материал.
2. Проигрывание и анализ конкретных ситуаций.
3. Групповые и индивидуальные упражнения.
4. Ролевые игры.
5.Система объективной (видеосъемка), промежуточной (ведущие тренингого занятия) и субъективной (участники группы) обратной связи каждому участнику тренингового занятия[20].
Основные факторы успешности тренингого занятия: «правильная теория», инструментарий и личное мастерство тренера[29].
Также успешность тренингого занятия во многом определяется мотивацией участников, их готовностью к эффективному общению.
Роль педагога состоит: в стимулировании группового воздействия, одобрении групповой активности; в интерпретации группового процесса, рефлексии действий, слов, чувств детей в процессе общения со сверстниками; во введении групповых правил и контроля за их выполнением[26].
Все методы тренинговых занятий характеризуются, во-первых, ориентацией на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия. Во-вторых, эти методы реализуют принцип активности самого обучающегося. В-третьих, названные методы предполагают своеобразный вариант обучения с использованием моделей[3].
Как отмечают Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская, при выборе и разработке ситуаций для целей социально – психологических тренинговых занятий, необходимо соблюдать 2 условия:
• содержание ситуации и характер поставленных в ней проблем должны быть адекватны реальной действительности;
• ситуации должны быть значимыми для участников[3].
Соблюдение первого условия, то есть соответствие ситуации тренинговых занятий реальной действительности, обязательно, по мнению данных авторов, потому, что тренинговое занятие направлено на обучение эффективным способам общения именно в условиях реальной жизни. В противном случае тренинговое занятие может вызвать у его участников ложные иллюзии, что вместо пользы принесёт обратные результаты. Соблюдение второго условия необходимо для того, чтобы соответствующим образом мотивировать участников и целенаправленно активизировать их познавательную и эмоциональную деятельность при выполнении предусматриваемых тренинговым занятиям заданий.[14]
Анализ литературы показывает, некоторые приемы тренинговых занятий, игры, упражнения имеют много общего с детской ролевой игрой. Это даёт основание использовать тренинговые занятия в воспитании и развитии младших школьников и в частности, при формировании у детей лидерских качеств[19].
Тренинг лидерских качеств отличается от прочих своей направленностью на активное развитие нескольких групп качеств: коммуникабельность, адаптивность, проявления воли, гибкости мышления, уверенности в себе. В тренингах лидерства эти группы качеств развиваются чаще всего неразрывно, позволяя ребенку проявлять себя. По утверждению Е. В. Кудряшовой, особенностью тренинга лидерских качеств является то что лидерству трудно учиться, наблюдая за другими со стороны. Для того чтобы стать лидером, необходимы практика и опыт и именно тренинговое занятие может обеспечить этот опыт[21].
Желательно сюда добавить про проведение тренинга лидерства!!!!По возможности
Таким образом, рассмотрев теоретический аспект вопроса развития лидерских качеств, условия их формирования у младших школьников, можно сделать следующие выводы:
• под лидерскими качествами мы понимаем совокупность его психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций. В структуре, которых можно выделить четыре основных компонента: индивидуально-личностный, социально-психологический, организационно-управленческий, и перцептивно-лидерский;
• для развития лидерских качеств необходимо создание определенных условий: обеспечение многообразия деятельности, создание самоуправления, создание условия для обучения в различных формах, формирование коллектива, личность педагога-организатора;
• младший школьный возраст - это период физического и психофизиологического развития ребенка, обеспечивающей возможность систематического обучения в школе, полноценное проживание, позитивные приобретения которого, являются необходимым основанием выстраивания дальнейшего развития ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Поэтому необходимо начинать формировать лидерские качества у детей с младшего школьного возраста и знать особенности этого формирования.
• развитие лидерских качеств младших школьников по средствам тренинга позволяет создать необходимые условия свободного взаимодействия, общения, атмосферу творчества и наиболее интересные для развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте.
• использование тренинговых занятий как формы организации помогает детям лучше осознать и усваивать соответствующие этим ролям планы поведения, а также научиться адекватно, воспринимать своё собственное и чужое поведение.
Проведенный нами теоретический анализ источников позволяет приступить к практической деятельности, которая заключается в организации исследовательской и развивающей деятельности на базе общеобразовательного учреждения МОУ СОШ №5.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 239.