Формирование лидерских качеств младших
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование лидерских качеств младших

Школьников через организацию тренинговых

Занятий во внеурочной деятельности

 

Дипломная работа

 

 

Составитель:Изгагин Г.П.,

студент 52 группы,

специальность 050709

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель:Екимова Е.В.,

преподаватель кафедры

психолого-педагогических дисциплин

 

г. Красноуфимск

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………..………………………………….3

Тезаурус……………………………………...……………………………………7

Глава 1. Теоретические основы вопроса формирования лидерских качеств у младших школьников

1.1. Анализ понятий «лидерство», «лидер», «лидерские качества» с позиции отечественных и зарубежных психологов……………………………...……… 8

1.2.Проявление лидерства в младшем школьном возрасте, условия формирования лидерских качеств во внеурочной деятельности……………..19

1.3. Условия проведения тренинговых занятий по лидерству во внеурочной деятельности……………………………………………………………………..23

Глава 2. Практическая деятельность по организации тренинговых занятий, направленных на развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста

2.1. Проведение диагностического исследования по выявлению типов лидера и особенностей лидерских качеств у детей младшего школьного возраста, оформление выводов…………………………………………………………21

2.2. Проведение тренинговых занятий на развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности…………………?

2.3. Определение динамики в развитии лидерских качеств у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..?

Заключение…..………………………………………………………….……….31

Список информационных источников..………….………..…………….........33

Приложения……………………………………………………………………..65

Проверь страницы!!!!

 

ВВЕДЕНИЕ

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие социальные явления современного общества на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях - от исполнительского до творческого, созидательного. Сегодня обществу нужны люди, способные четко видеть цель, правильно принимать решения в экстренных ситуациях, вести за собой и направлять окружающих к достижению поставленной цели, то есть обладать лидерскими качествами. В связи с этим, в требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования прописано, что «выпускник начальной школы - это выпускник готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом».[37] Поэтому, уже в младшем школьном возрасте требуется от учащихся быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах

Первоначальная ступень образования способствуют развитию у учащихся лидерских качеств, готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты, формированию целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма, которые необходимы для развития ребенка на следующих этапах получения образования [31].

Так как лидер-школьник – это, прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой, то педагогам необходимо создать соответствующие условия, при которых дети смогут в полной мере раскрыть свои способности, развивать лидерские качества и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни[28].

Младший школьник пытается самоутвердиться через поиск своего места в среде сверстников. Классным руководителям и педагогам следует помнить, что лидера выдвигает деятельность. Поэтому, необходимо вовлекать учащихся во внеклассную работу и, таким образом, обеспечивать благоприятные возможности для развития учащихся[11].

Все это может быть осуществлено посредством организации тренинговых занятий, способствующих формированию лидерских качеств у младших школьников.

Данная проблема актуальная для сегодняшнего дня, так как использование интерактивных технологий дает возможность реализации нового (Полностью). В основе требований ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает признание способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Это способствует развитию метапредметных навыков «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха» [37].

Эти особенности в полной мере описывают человека-лидера.

В связи с этим, мы и обратились к изучению темы: «Формирование лидерских качеств младших школьников через организацию тренинговых занятий во внеурочной деятельности»

Теоретическое и практическое значение данной проблемы определяет существование противоречиямежду необходимостью формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста через организацию тренинговых занятий и недостаточной разработанностью механизмов проведения данных занятий в условиях внеурочной деятельности.

Проблема исследования:как организовать тренинговые занятия во внеурочной деятельности, чтобы они способствовали формированию лидерских качеств у младших школьников?

Объект исследования:процессформирования лидерских качеств младших школьников во вне урочной деятельности.

Предмет:организация тренинговых занятиий во вне урочной деятельности как условие формирования лидерских качеств.

Цель:определить условия организации тренинговых занятий во внеурочной деятельности младших школьников для формирования у них лидерских качеств.

Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2.Раскрыть понятия «Лидерство», «Лидерские качества», особенности их проявления у детей младшего школьного возраста.

3. Представить теоретический анализ тренингового занятия по формированию лидерских качеств младших школьников

4. Организовать диагностическое исследование по выявлению уровня развития лидерских качеств детей младшего школьного возраста.

5.Разработать и провести тренинговые занятия по формированию лидерских качеств у младших школьников; методическое пособие для классного руководителя по организации тренинговых занятий по теме «Я - лидер».

6.Организовать повторную диагностику для определения динамики в формировании лидерских качеств младших школьников.

У тебя потерялась гипотеза!!!! Формирование лид кач у дет дошк возр возможно осуществить во внеурочной деят. Если будут соблюдаться следующие условия (возьми из теории):

-

-

-

Методологической основойпослужили научные работы кто они???? Педагоги. Психологи ……Н. Н. Богомолова, А. Л. Гройсман, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская, К. Э. Рудестам –по каким вопросам- конкретно, например¸организации или проведении или……тренинг занятий по проблемам тренинговых занятий: научные разработки теоретических, методологических основ тренинговых занятий определения их сущности, форм, методов кто они? Л. А. Петровская, Н. Н. Богомолова, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалёв и другие.

По внеучебн деят………кто? Пишем полностью фамилию, имя, отчество – ищи в интернете.

 

 

База исследования: МОУ СОШ №5, 3 класс.

Методы исследования:теоретический анализ информационных источников и эмпирический метод - тестирование.

 

 

ТЕЗАУРУС

Лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя при соответствии его норм, ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей. [34]

Лидерство - как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. [34]

Лидерские качества -это совокупность психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения лидерских функций. [10]

Младший школьный возраст –период физического и психофизиологического развития ребенка, обеспечивающий возможность систематического обучения в школе. [23]

Тренинговое занятие- один из ведущих методов практической психологии, опирающийся на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения. [10]

 

 

Занятие 1

Цель: создание представления у школьников понятия «Лидер» и соотнесение с собственными индивидуально-личностными особенностями.

Структура:

1. Ритуал приветствия

2. Разминка

3. Упражнения

«Лидер – это...» упражнение на представление качеств, которые характеризуют лидера.

«Идеал» упражнение на соотнесения качеств лидера с качествами товарищей и одноклассников.

«Мой портрет в лучах солнца » упражнение на соотнесение качеств лидера и своих личных качеств.

4. Рефлексия, осуществляется через дневник.

5. Ритуал прощания

Планируемый результат: в ходе работы дети совместно создали образ человека - лидера, индивидуально обозначили лучшие человеческие качества, и благодаря самоанализу определили свои индивидуально-личностные особенности, сравнив с идеалом.

Занятие 2

Цель: создание условий для освоения активного стиля общения, использования различных стилей общения при взаимодействии с ровесниками.

Структура:

1. Ритуал приветствия

2. Разминка

3. Упражнения

«Круги» упражнение на развитие активного стиля общения, умения договариваться и использовать различные речевые приемы.

«Лестница» упражнение на развитие бессловесного общения.

«Семейная фотография» упражнение на развитие умения договариваться, находить компромиссы, назначать роли.

4. Рефлексия, осуществляется через дневник.

5. Ритуал прощания

Планируемый результат: в ходе работы дети овладели приемами активного стиля общения, опробовали разные стили общения в ходе групповой работы.

Занятие 3

Цель: создание условий для осознания понятия самооценки, освоить несколько приемов повышения уверенности в себе, и снятия волнения.

Структура:

1. Ритуал приветствия

2. Разминка

3. Упражнения

«Молодец!» упражнение на повышение самооценки, ценности своих качеств.

«Я – Алла Пугачева» упражнение на повышение самооценки, фиксацию положительных моментов.

"Хвастовство" упражнение на создание условий и формирование навыков самораскрытия

4. Рефлексия, осуществляется через дневник.

5. Ритуал прощания

Планируемый результат: в ходе работы дети узнали что такое самооценка, как необходимо реально представлять свои силы, а так же усвоили несколько простых приёмов повышения уверенности в себе и снятию волнения.

Занятие 4

Цель: создание условий для осознания необходимости проявления волевых качеств, усвоение основных приёмов тренировки воли.

Структура:

1. Ритуал приветствия

2. Разминка

3. Упражнения

«Лучшие воспоминания» упражнение на эмоциональное переживание чувства уверенности.

«Ваш герой» упражнение на создание образа героя, эмоциональное соотнесение себя с героем.

«Символ уверенности» упражнение на создание своего символа, амулета уверенности.

4. Рефлексия, осуществляется через дневник.

5. Ритуал прощания

Планируемый результат: в ходе работы дети узнали что такое воля, и об необходимости проявления волевых качеств, а так же усвоили несколько простых приёмов тренировки воли.

Занятие 5

Цель: создание условий для развития лабильности ума и нестандартности мышления.

Структура:

1. Ритуал приветствия

2. Разминка

3. Упражнения

«Ассоциации» упражнение на развитие легкости ассоциирования.

«25 букв» упражнение на развитие интеллектуальных способностей и внимания.

«Иероглифы» упражнение на развитие интеллектуальных способностей и креативности.

4. Рефлексия, осуществляется через дневник.

5. Ритуал прощания

Планируемый результат: в ходе работы дети освоили нестандартные виды решения различных ситуаций, по тренировали свое ассоциативное мышление и креативность.

По окончании каждого занятия учащимся предлагалось заполнить странички рефлексивного дневника под названием «Я - лидер».

Для классного руководителя разработано методическое пособие на тему «Формирование лидерских качеств младших школьников через организацию тренинговых занятий во внеурочной деятельности», в котором представлены упражнения для развития отдельных, важнейших лидерских качеств учащихся и приёмы, которые можно использовать на любом этапе урока.

 

Табл.№4

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме использования тренинговых занятий для развития лидерских качеств детей во внеурочной деятельности, мы пришли к следующим выводам: коротко по теории

 

На основе изученного теоретического аспекта проведена практическая работа по выявлению типов лидерства и исследованию лидерских качеств у детей …….какого? класса. В результате выявилось следующее: двое обучающихся с типом лидерства …….?(11%) проявляют необходимые лидеру качества, остальным же не хватает уверенности в своей цели (67% учащихся), напористости (44% детей), уверенности в себе (16%испытуемых).

Именно для развития этой группы детей мы разработали сборник тренинговых занятий направленный на развитие лидерских качеств обучающихся во внеурочной деятельности и рефлексивный дневник, предназначенные классному руководителю. Входе преддипломной практики данные разработки были опробованы. Прочитай снова и поймешь, что здесь перепутано. Что тобою проведено!

После проведения тренинговых занятий направленных на развитие лидерских качеств прослеживается положительная тенденция в изменении качеств необходимых ребенку-лидеру, так кроме двух обучающихся активно проявляющих себя лидерами появились еще двое, количество обучающихся неуверенных в себе активно снизилось с 38% до 16 %.

Здесь пишешь про сборник и рефлексивный дневник

Цель достигнута, т.е……..

Задачи реализованы, гипотеза частично доказана.

 

 

Формирование лидерских качеств младших

Дата: 2016-10-02, просмотров: 652.