Главные задачи руководителей высшего уровня
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Определение видения, миссии и целей развития организации  
Установление стратегических целей и направлений развития организации  
Разработка и проведение политики развития ключевых подсистем организации маркетинга, научных исследований и нововведений, производства продукции и услуг  
Финансовая и инвестиционная политика  
Проектирование организационной структуры управления  
Главные вопросы управления персоналом и социальным развитием  
Управление системами, обеспечивающими координацию, контроль и оценку деятельности подраз­делений и организации в целом

Лидерство и организационные лидеры

 

Лидерство это способность активизировать людей, умение быть образцом для подражания и оказывать влияние на людей для достижения целей организации.

В теоретических работах лидерство рассматривается в разных аспектах с позиций: характерных черт людей-лидеров, особенностей их поведения, ситуационного под­хода к организационному лидерству. В соответствии с этим сло­жился определенный портрет лидера, обладающего некоторым набором черт:

Характер: энергичность, способности и упорство в достижении целей.

Мотивация к лидерству: ярко выраженное стремление к влиянию на других и демонстрация желания принимать на себя ответственность.

Честность и правдивость, открытость и прямолинейность в отношениях с другими людьми и последователями.

Уверенность в своих способностях, установка на большие зада­чи, оптимизм по поводу преодоления препятствий в их достижении.

Знания, связанные с работой (компании, отрасли, техники и т.п.), позволяющие лидеру принимать обоснованные решения и предвидеть их последствия.

Эмоциональная зрелость, сохранение спокойствия и хладнокро­вия в стрессовых ситуациях, реальное представление о собственных сильных и слабых сторонах, отсутствие эгоцентризма,

нормальное восприятие критики.

Поведение лидеров описывается тремя типами или стилями:

1) автократический, при котором лидер централизует полно­мочия, диктует применение методов работы, принимает единоличные решения и ограничивает участие работников;

2) демократический, основанный на привлечении работников к принятию решений и выбору методов работы, на делегировании полномочий и на использовании обратной связи для инструктажа работников;

3) невмешательства, при котором лидер предоставляет работ­никам полную свободу принимать решения и выбирать методы работы.

Выбор того или иного стиля (или их комбинации) зависит от факторов, связанных с желаниями самого лидера, его последователей и сложившейся ситуации.

Ситуационный подход к лидерству исходит из необходимости учета не только тех или иных черт или стилей поведения, но и множества других ситуационных факторов, влияющих на формирова­ние модели лидерства в организации.

Современные теории лидерства концентрируют внимание на трех важных вопросах, раскрывающих суть лидерства как феномена социального воздействия:

1. Кто может оказывать воздействие на людей: только должностные лица, имеющие власть и соответствующие полномочия в организации, или все члены вне зависимости от занимаемых должностей?

2. Можно ли влиять на людей преднамеренно, имея в виду достижение специфических целей группы или организации?

3. Должно ли быть добровольным согласие тех, на кого оказывается воздействие?

Теоретически лидером может быть любой член организации, а не только те, кто ею управляют. Это означает, что лидерство может проявляться и на самых нижних уровнях иерархии: лидером может быть бригадир, который вдохновляет своим примером чле­нов бригады на качественную и эффективную работу. Лидерами могут быть рабочие, которые своим отношением к работе и постоянным поиском лучших путей ее выполнения служат для других образцом для подражания. Приверженность некоторых руководителей предприятий к автократическому стилю руководства, а также отсутствие их реальной ответственности перед акционерами, трудовым коллективом и другими заинтересованными группами и организациями, являются серьезными препятствиями для максимального использования этого феномена социального воздействия.

Отвечая на второй вопрос, следует иметь в виду, что больше всего возможностей для проявления лидерства имеют люди, занимающие в организации руководящие позиции и ставящее определенные цели, на достижение которых направляют деятельность сотрудников. Руководитель должен стремиться к выполнению лидерской роли, постоянно имея в виду, что успех в достижении общих целей может быть получен только за счет общего видения и общей ответственности, доверия к людям и отношений между ними, которые характеризуются как партнерские, равные, доверительные.

Что касается третьего вопроса, то теоретически здесь превалирует следующая точка зрения: настоящее лидерство имеет не должностную, а личностную основу власти, полномочия лидеру делегируются снизу сотрудниками, которые добровольно берут на себя обязанности последователей. Таким образом, они готовы следовать за лидером и согласны нести общую ответственность за результаты работы.

Не все менеджеры в организации могут быть лидерами, так же как не все лидеры являются менеджерами. Но в современных усло­виях все большее количество руководителей осознают важность лидерских качеств, так как только таким путем можно развивать творчество и внедрять новшества, находить лучшие пути для достижения и превышения плановых установок, для включения в эти процессы всех сотрудников. Поэтому лидерство является важнейшей составной частью тех ролей, которые руководители выполняют в современной организации.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.