Тест-опросник структуры темперамента (ОСТ). Автор методики: Русалов В.М.
Цель: Предназначен для диагностики эргичности, социальной эргичности, пластичности, социальной пластичности, темпа (скорости), эмоциональности, социальной эмоциональности.
Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.
ОСТ содержит следующие шкалы:
1. Предметная эргичность
2. Социальная эргичность
3. Пластичность
4. Социальная пластичность
5. Темп или Скорость
6. Социальный темп
7. Эмоциональность
8. Социальная эмоциональность
9. «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов)
Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста. Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.
Лабораторная работа № 3. Характер
Диагностика акцентуаций характера.
Опросник акцентуаций характера Шмишека-Леонгарда
Г. Шмишек разработал данный тест характера в 1970 году на основе теоретической концепции Карла Леонгарда акцентуированных характеров.Иногда также употребляется название опросникЛеонгарда-Шмишека.
Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических — в них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Тест Шмишека исследует типы характера, раскладывая его по акцентуированным характерам, описанным далее.
Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).
1. Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению.
2. Застревающие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
3. Эмотивные, аффективно лабильные.
4. Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
5. Тревожные.
6. Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
7. Демонстративные, с истерическими чертами характера.
8. Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
9. Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.
10. Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.
Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:
§ демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга);
§ педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия);
§ возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);
§ застревание (в патологии: паранояльные психопаты).
Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.
Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.
Лабораторная работа №4. Способности.
Диагностика коммуникативных и организаторских способностей
Тест КОС. Шкалы:коммуникативные склонности, организаторские склонности и способности.
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.
4.4. Самостоятельная работа студентов
Основные виды заданий
по дисциплине «Общая психология»
и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ студентам
По их выполнению
Индивидуальные формы работы
1. Составление библиографического списка литературы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008.
2. Определение круга основных понятий темы. Выписать три термина, обозначающих понятия, не рассмотренные в лекции. Дать их определения разными авторами (3-5 первоисточников). Записать примеры, основываясь на собственных наблюдениях или используя специальную литературу.
3. Составление ответов на вопросы семинара. Составить в индивидуальных пособиях «Схемы и таблицы по общей психологии» схемы ответов на каждый из вопросов плана семинарского занятия (это могут быть сложный план, тезисная запись ответа, цитатный план по 2-3-м источникам, схема по учебникам разных авторов, таблица или логическая схема с последовательно, системно расположенными составляющими, т.е. алгоритм полного, включающего основные понятия, примеры, сопоставление разных точек зрения ответа).
4. Составление оригинальных вопросов.Записать по одному оригинальному (подобранному самостоятельно по дополнительному материалу) вопросу к ответу на каждый из вопросов семинара. Задать его в качестве дополнительного вопроса отвечавшему студенту (имея свой ответ на этот вопрос).
Коллективные формы работы
Или работа в микрогруппах
(устное изложение результатов обязательно,
но предварительно оно фиксируется в рабочей тетради)
5. Аннотирование – краткая характеристика содержания книги, статьи.
Группа студентов (1/2 группы) аннотирует (по специально и заранее объясненной схеме определяет цель, задачи, идеи, вытекающие из статьи, степень ее прикладного значения) статьи конкретных номеров журнала за год по определенному разделу и изучаемой теме. Сообщения, в целом, занимают немного времени. Остальные студенты записывают выходные данные интересующих их статей по теме занятия.
6. Конспектирование (монографий, статей из сборников, хрестоматий, журналов) – краткое письменное изложение научной работы.
Аудитория делится на 2-3 группы студентов. Группы конспектируют иногда один источник, но по-разному: цитатный конспект, тезисный, «пересказный» и другие), иногда – два-три разных источника по специальному плану. Во втором случае при пересказе конспекта одной группой другая группа обязательно делает тезисную запись услышанного для последующего устного сравнения и обсуждения точек зрения разных авторов на один из вопросов темы занятия.
7. Рецензирование– письменный анализ, содержащий критическую оценку научной работы.
8. Реферирование–1) подготовка доклада по теме, основанная на обзоре первоисточников, 2) краткое устное или письменное изложение научной работы, книги.
9. Оппонирование – выступление с возражениями в публичной беседе, диспуте.
Тематическое планирование самостоятельной работы
Раздел III. Эмоции и воля
Практическое занятие № 1
ЭМОЦИИ
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте библиографический список литературы по теме «Эмоции», включив в него имеющиеся в библиотеке монографии, сборники, статьи одного из периодических изданий за последние 5 лет.
2. Определите основные понятия темы: эмоция, функция эмоции, свойство эмоции, эмоциональный процесс, эмоциональное состояние, классификация эмоций, индикаторы эмоциональных явлений, индивидуальные особенности эмоций, факторы индивидуальных особенностей эмоций.
3. Выпишите определения понятия «эмоции», сформулированные разными авторами (3-5 первоисточников из списка литературы). Сравните эти определения: установите сходство и различия.
4. Составьте схемы ответов на вопросы 3-8 плана. Для составления ответов на вопросы 2 и 6 используйте 3-5 первоисточников из списка литературы.
5. Из научной, публицистической, художественной литературы выпишите примеры переживания человеком различных эмоциональных состояний (3-5 описаний, по одному на определенное эмоциональное состояние). Каждый пример оформите на отдельной карточке 10х15 см. Правильный ответ запишите в тетради.
Образец оформления карточки
Ф.И.О. студента «…Описание ситуации…» (Ф.И.О. автора произведения, статьи. Название произведения, статьи. Выходные данные) |
6. Составьте конспект статьи (форма конспекта по выбору) по теме семинара, выбрав одну любую статью в периодическом издании из составленного самостоятельно библиографического списка литературы.
7. Напишите рецензию на законспектированную статью.
8. Используя указанные первоисточники или из составленного самостоятельно библиографического списка литературы (2-3 первоисточника), напишите реферат об одном из эмоциональных состояний (страх, тревога, печаль, горе, чувства, настроение, счастье, любовь, аффект, фрустрация и др.). Подготовьте выступление на семинаре.
9. Выберите и выполните одно из следующих трех заданий:
1) составьте тест по теме «Эмоции» для проверки знаний студентов вашего курса;
2) составьте кроссворд по теме «Эмоции»;
3) Составьте 3-5 задач, в которых требуется объяснить описываемое явление, исходя из знаний, полученных при изучении темы «Эмоции».
Литература
1. Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии). – ISBN 5-94723-691-5. – С. 268-275.
2. Вилюнас, В.К. Эмоции и деятельность // В.К. Вилюнас // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии). – ISBN 5-94723-691-5. – С. 285-302.
3. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М. : Изд-во МГУ, 1987. – 174 с.
4. Додонов, Б.И. Эмоции в системе ценностей / Б.И. Додонов // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии). – ISBN 5-94723-691-5. – С. 303-313.
5. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. – М. : Политиздат, 1978. – 272 с. – (Серия «Над чем работают, о чем спорят философы»).
6. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-318-00236-6.
7. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии). – ISBN 5-94723-691-5. – С. 257-267.
8. Лук, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лук. – М. : Знание, 1982. – 175 с.
9. Рубинштейн, С.Л. Эмоции / С.Л. Рубинштейн // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»). – ISBN 5-94723-691-5. – С. 244-250.
10. Симонов, П.В. Информационная теория эмоций / П.В. Симонов // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»). – ISBN 5-94723-691-5. – С. 275-284.
11. Симонов, П.В. Что такое эмоции? / П.В. Симонов. – М. : Наука, 1966. – 93 с.
12. Якобсон, П.М. Психология чувств / Под ред. К.Н. Корнилова. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 238 с.
Практическое занятие № 2
ВОЛЯ
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте библиографический список литературы по теме «Воля», включив в него имеющиеся в библиотеке монографии, сборники, статьи одного из периодических изданий за последние 5 лет.
2. Определите круг основных понятий темы: психическая регуляция поведения человека, воля, функция воля, структура воли, содержательная структура воли, функциональная структура воли, самоинициация произвольных действий, самоконтроль действий, самомобилизация действий, самостимуляция действий, волевое состояние, волевое качество личности, структура волевого качества личности, классификация волевых качеств, развитие воли, формирование воли.
3. Выпишите определения понятия «воля», сформулированные разными авторами. Сравните эти определения: установите сходство и различия.
4. Составьте схемы ответов на вопросы 1, 3-12 плана.
5. Из научной, публицистической, художественной литературы выпишите примеры проявления волевых качеств личности (3-5 описаний, по 1 на определенное волевое качество). Каждый пример оформите на отдельной карточке 10х15 см. Правильный ответ запишите в тетради. Образец оформления карточки см. в плане предыдущего семинара.
6. Составьте конспект статьи (форма конспекта по выбору) по теме семинара, выбрав одну любую статью в периодическом издании из составленного самостоятельно библиографического списка литературы.
7. Напишите рецензию на законспектированную статью.
8. Прочитайте один из первоисточников (монография, сборник) из указанного в списке литературы (кроме работы Е.П. Ильина) или из составленного самостоятельно библиографического списка литературы и напишите аннотацию на изученную работу.
9. Выберите и выполните одно из следующих трех заданий:
1) составьте тест по теме «Воля» для проверки знаний студентов вашего курса;
2) составьте кроссворд по теме «Воля»;
3) составьте 3-5 задач, в которых требуется объяснить описываемое явление, исходя из знаний, полученных при изучении темы «Воля».
ЛИТЕРАТУРА
8. Вопросы психологии воли: Сборник статей / Ред. В.И.Селиванов. – Рязань, 1979. – 153 с.
9. Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения / В.И. Высоцкий. – Челябинск, 1979. – 69 с.
10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 509 с. – ( Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-272-00028-5.
11. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 280 с. – ( Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-8046-0125-3.
12. Кандыба, В.М. Воля и техника самоприказов / В.М. Кандыба // Кандыба В.М. Психическая саморегуляция // www. myword. ru
13. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 5-12.
Леонтьев, А.Н. Воля / А.Н. Леонтьев // Вестник Московского Университета. – Сер. 14. Психология. – 1993. – № 2. – С. 3-14.
Практическое занятие № 3
ПСИХические состояния
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте библиографический список литературы по теме «Психические состояния», включив в него имеющиеся в библиотеке монографии, сборники, статьи одного из периодических изданий за последние 5 лет.
2. Определите основные понятия темы: психическое состояние, классификация психических состояний, функциональные состояния, неравновесные состояния, измененные состояния сознания, трудные состояния, деятельностные состояния.
3. Выпишите определения понятия «психическое состояние», сформулированные разными авторами (3-5 первоисточников из списка литературы). Сравните эти определения: установите сходство и различия.
4. Составьте схемы ответов на вопросы 2-8 плана. Для составления ответов на вопрос 3 используйте 3-5 первоисточников из списка литературы.
5. Из научной, публицистической, художественной литературы выпишите примеры переживания человеком различных психических состояний (3-5 описаний, по 1 на определенное эмоциональное состояние). Каждый пример оформите на отдельной карточке 10х15 см. Правильный ответ запишите в тетради. Образец оформления карточки см. в плане предыдущего семинара.
6. Составьте конспект статьи (форма конспекта по выбору) по теме семинара, выбрав одну любую статью в периодическом издании из составленного самостоятельно библиографического списка литературы.
7. Напишите рецензию на законспектированную статью.
8. Используя указанные первоисточники или источники из составленного самостоятельно библиографического списка литературы (2-3 первоисточника), напишите реферат об одном из психических состояний. Подготовьте выступление на семинаре и презентацию выступления.
9. Выберите и выполните одно из следующих трех заданий:
1) составьте тест по теме «Психические состояния» для проверки знаний студентов вашего курса;
2) составьте кроссворд по теме «Психические состояния»;
3) составьте 3-5 задач, в которых требуется объяснить описываемое явление, исходя из знаний, полученных при изучении темы «Психические состояния».
Литература
1. Гилева, К.В. Психологические условия коррекции посттравматических стрессовых состояний личности: Автореферат дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / К.В. Гилева. – Новосибирск, 2004. – 21 с.
2. Гиссен, Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 192 с. – ISBN 5-278-00250-6.
3. Джордж, М. Что такое стресс и как с ним совладать / М. Джордж // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – №1. – С. 65-72.
4. Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс / Д.Н. Исаев. – СПб. : Речь, 2005. – 400 с. – ISBN 5-9268-0342-Х.
5. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М. : Наука, 1983. – 386 с.
6. Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. – М. : Изд-во Московского университета, 1976. – 112 с.
7. Психические состояния: Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : Питер, 2000. – 506 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»). – ISBN 5-272-00061-7.
Раздел IV. Психология личности. Индивидуально-типологические свойства личности
Практическое занятие № 1
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Задания для самостоятельной работы
1. В тетрадях для семинарских занятий дайте определения следующих понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность, направленность личности (влечение, желание, интерес и т.д.), потребность, мотив, цель, мотивация, самосознание, самооценка, уровень притязаний.
2. Проанализируйте соотношение биологического и социального в структуре личности. Докажите, что личность биосоциальна. Приведите примеры. Задание выполните письменно, как контрольную работу (Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб., 2003. – С. 472-481).
3. Изучите главу 20 «Личность» и главу 22 «Направленность и мотивы деятельности личности» учебника А.Г. Маклакова «Общая психология» (С. 469-535). Ответьте устно на контрольные вопросы после каждой главы.
4. Подготовьте конспект статьи А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» из хрестоматии (см. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 20-27).
5. Изучите главу 15 «Мотивация и эффективность деятельности» книги Е.П. Ильина «Мотивация и мотивы» (С. 297-315). Начертите схему, иллюстрирующую закон Йеркса-Додсона, письменно поясните ее.
6. Дайте определения понятий «организованность», «трудолюбие», «коллективизм», «любознательность», «эстетическое развитие».
7. В тетрадях для схем и таблиц составьте ответы на вопросы семинара в виде схем, таблиц, развернутых планов.
Практическое занятие № 2
ТЕМПЕРАМЕНТ
Задания для самостоятельной работы
1. В тетрадях для семинарских занятий дайте определения следующих понятий (письменно): активность, динамичность, интроверт, концентрированность, лабильность, меланхолик, пластичность, подвижность, реактивность, ригидность, сангвиник, сензитивность, сила нервной системы, темперамент, тип высшей нервной деятельности, уравновешенность, флегматик, холерик, экстраверт.
2. Подготовьте конспект главы 5, п. 4, 5, 6. «Конституционные типологии», «Диспозиционное направление и факторный анализ личности (взаимосвязь темперамента с экстраверсией – интроверсией)», «Типологический подход» (Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2003. – С. 283-298).
3. Изучите лекцию 14 «Способности. Темперамент» книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию» (М., 2002. – С. 244-266). Дайте определение темперамента и перечислите его проявления. Рассмотрите физиологическую ветвь учения о темпераменте, его психологические описания, учение о типах нервной системы и эволюцию взглядов на темперамент в школе И.П. Павлова. Охарактеризуйте разработку физиологических основ темперамента в советской дифференциальной психофизиологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.). Подведите итоги. Подготовьте краткое выступление по материалам, представленным на с. 256-266 указанной книги.
4. Изобразите схематично, опираясь на лекции и выполненную самостоятельную работу, три отечественные научные школы, изучавшие физиологические основы темперамента, и опишите их особенности.
5. Представьте схематически взаимосвязь характерологических черт темперамента с показателями двухфакторной модели Г. Айзенка (Батаршев, А.В. Темперамент и характер. – М., 2001. – С. 22-25, 29-32).
6. Докажите взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности (Батаршев, А.В. Темперамент и характер. – М., 2001. – С. 46-55).
7. Подготовьте список литературы по теме, запишите его в тетради.
8. Подготовьте конспект главы XIX «Темперамент и характер» работы С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (СПб., 2000. – С. 483-499).
9. В тетрадях для схем и таблиц составьте ответы на вопросы семинара в виде схем, таблиц, развернутых планов.
Практическое занятие №3
ХАРАКТЕР
Задания для самостоятельной работы
1. В тетрадях для семинарских занятийдайте определения понятий по теме «Характер».
2. Письменно перечислите теории объяснения характера человека, существовавшие в истории психологии.
3. Рассмотрите основные положения одной из следующих типологических моделей характеров (Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара, 1997):
1) социальных характеров Э. Фромма, Э. Шострома, Б.С. Братуся;
2) индивидуальных характеров К. Юнга, Э. Кречмера, У. Шелдона, Хейманса-Ле Сенна;
3) акцентуаций характера и психопатий К. Леонгарда, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкина;
4) психоаналитических А. Лоуэна, Р. Мэя.
4. Прочитайте лекцию Ю.Б. Гиппенрейтер «Характер» (Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2002. – С. 267-291). Письменно ответьте на вопросы пунктов плана.
5. Подготовьте рецензию на одну любую книгу по теме «Характер».
6. В тетрадях для схем и таблицсоставьте ответы на вопросы семинара в виде схем, таблиц, развернутых планов.
Практическое занятие №4
СПОСОБНОСТИ
Задания для самостоятельной работы
1. В тетрадях для семинарских занятий дайте определения понятий по теме «Способности».
2. Подготовьте конспект главы XVI «Способности» книги С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (СПб., 2000. – 712 с.).
3. Подготовьте сообщение по теме «Модели способностей»: факторные модели, модели Спирмена, Терстоуна, Гилфорда, Кеттелла, Стернберга, Холодной, иерархические модели, монометрический подход, когнитивные модели (Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999).
4. Ответьте письменно на следующие вопросы, используя учебное пособие А.Г. Маклакова «Общая психология» (СПб., 2003. – С. 535-552).
1) Как определял способности Б.М. Теплов?
2) В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?
3) Какие вы знаете классификации способностей? В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?
4) Какие уровни развития способностей вы знаете?
5) Что такое потенциальные и актуальные способности?
6) В чем выражается биосоциальная природа способностей?
7) Какие теории и концепции способностей вы знаете?
5. Подготовьте список литературы по теме «Способности».
6. В тетрадях для схем и таблиц составьте ответы на вопросы семинара в виде схем, таблиц, развернутых планов.
Практические занятия проводятся по наиболее сложным темам курса методом дискуссии, обсуждения докладов слушателей, проведения научно-практической конференции, круглых столов, выездных семинаров по проблемам теоретической и практической направленности. Семинары проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, полученных на лекциях. В процессе проведения семинарских занятий применяются информационно - коммуникационные технологии инновационных методов обучения. По наиболее сложным темам дисциплины студенты готовят доклады и иллюстрируют их в виде презентаций.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Содержание дисциплины «Общая психология» имеет научно-теоретическую направленность. Предметомизучения в данном курсе являются современные научные представления по следующим направлениям: «Понятие предмета и объекта науки», «Возникновение и развитие психики в филогенезе», «Возникновение и развитие сознания», «Психология сознания и бессознательного», «Психология познавательных процессов», «Эмоции и воля. Психические состояния», «Психология личности и деятельности».
В связи с этим изучение курса «Общая психология» предполагает сочетание таких взаимодействующих форм занятий, как лекция, семинарское занятие, практическое занятие и самостоятельная работа с научно-практическими источниками. Все перечисленные виды учебной и самостоятельной работы реализуются с помощью современных образовательных технологий, в том числе с использованием активных (инновационных) методов обучения.
Лекционный материал должен иметь проблемный характер и отражать профиль подготовки слушателей. На лекциях излагаются основные теоретические положения по изучаемой теме. В процессе изложения всего лекционного материала по всем темам изучаемой дисциплины применяются информационно - коммуникационные технологии, а именно электронные портфолио (презентации и опорные конспекты). По каждой теме лекционного материала разработаны презентации, которые предоставлены в электронном виде.
Практические занятия проводятся с использованием дискуссии, обсуждения реферативных работ слушателей. Семинары проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, полученных на лекциях. В процессе проведения семинарских занятий применяются интерактивные методы: кейс-технологии, модерация, ролевые игры, тренинг.
Психологический мониторинг (опросы, анкетирование, интервью, психодиагностические исследования для получения информации о том, как студенты ощущают себя в процессе обучения, профессионализации и жизни на факультете) должен быть одной из главных частей организации учебно-воспитательного процесса. Целью психологического мониторинга является построение упорядоченной системы обратной связи со студентами и оказания, при необходимости, помощи и поддержки будущему специалисту, что способствует формированию ориентационного поля развития, ответственности за собственные действия, поведение, поступки.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 240.