Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по образовательной деятельности
_________________ А.А. Панфилов

«______»_________________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая психология (III семестр)
(наименование дисциплины)

Направление подготовки: 37.03.01ПСИХОЛОГИЯ

Профиль/программа подготовки:

Квалификация (степень) выпускника:БАКАЛАВР

Форма обучения:ОЧНАЯ

Семестр Трудоем-кость зач. ед,час. Лекций, час. Практич. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
экзамен, реферат
Итого 4 (144 ч.)

Владимир, 2016

 

 


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Основные цели курса:

Ø дать обзор основных направлений, психологических систем и научных исследований, касающихся общепсихологических знаний;

Ø выработать установку на создание прочной научно-методологической базы, лежащей в основе психолого-педагогической деятельности;

Ø дать обзор основным тенденциям в области мировой психологии и сравнить научные подходы в различных психологических школах;

Ø познакомить с современными тенденциями в отечественной и зарубежной психологии и создать основу для развития критического мышления и адекватного анализа основных психологических теорий;

Ø формировать научно-теоретические представления о психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Задачи освоения содержания курса – помочь студентам получить психологические знания, которые в дальнейшем могут быть ими использованы при освоении смежных дисциплин, различных педагогических и психологических техник, актуализировать научно-теоретические и экспериментальные позиции (подходы) к исследованию психики человека.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Общая психология» находится в цикле общепрофессиональных дисциплин базовой части образовательной программы, Б1.Б.7.

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: школьные курсы анатомии и физиологии, истории, общей биологии.

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин история психологии, психодиагностика, общепсихологический практикум, социальная психология, психология личности в цикле профессиональном базовом ООП.

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК) ипрофессиональные (ПК) компетенции:

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

- способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

- способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);

- способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

Знания, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

1) психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов (ПК-7, ПК-9);

2) методологические основы изучения психологии человека, основные методы психологических исследований (ПК-7),

3) закономерности развития психики в эволюции животных и человека (ОПК-1),

Умения, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

1) анализ психологических теорий возникновения и развития психики в процессе эволюции (ОК-7, ОПК-1);

2) основы профессионального воздействия на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-9);

3) использование основных методов психологии в эмпирическом исследовании (ПК-6, ПК-7),

4) на основе данных и результатов диагностики формулирование выводов об особенностях протекания психических процессов, состояний и свойств личности, интерпретация полученных результатов (ПК-7, ПК-9).

навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

1) владение основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп (ПК-9);

2) владение критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности; приемами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий (ПК-9);

3) применение доступного диагностического инструментария для диагностики познавательных процессов и личности человека (ПК-7, ПК-9),

4) обработка данных и интерпретация результатов, полученных в ходе практических работ (ПК-6, ПК-7),

5) самостоятельная работа с учебными пособиями (ОК-7),

6) психолого-педагогическое мышление (ОК-7),

7) психологический анализ и самоанализ (ОК-7).

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Общая трудоемкость дисциплины (III семестр) составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Объем учебной работы, с применением интерактивных методов (в часах / %) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинары Практические занятия Лабораторные работы Контрольные работы, коллоквиумы СРС КП / КР
Раздел III. Эмоции и воля
  Тема 1. Эмоции 1-3       7/50% Опрос, проверка письменных заданий, решение ситуаций, тестирование
  Тема 2. Воля 4-6       7/50% Опрос, проверка письменных заданий, решение ситуаций, тестирование
  Тема 3. Психические состояния 7-9       5/50% Опрос, проверка письменных заданий, решение ситуаций, тестирование
Итого по разделу           17/50%  
  Раздел IV. Психология личности. Индивидуально-типологические свойства личности
  Тема 1. Личность. Структура личности. Направленность личности. 10-12       5/50% Опрос, выполнение тестов, составление справочных материалов, решение ситуационных задач, тренинг, кейс-метод, рейтинг-контроль
  Тема 2. Темперамент. 13-14       4/50% Опрос, составление справочных материалов, тренинг, кейс-метод,
  Тема 3. Характер. 15-16       4/50% Опрос, составление справочных материалов, тренинг, кейс-метод, рейтинг-контроль №2
  Тема 4. Способности. 17-18       4/50% Опрос, выполнение тестов, составление справочных материалов, решение ситуационных задач, рейтинг-контроль, экзамен  
Итого по разделу           17/50%  
Итого за семестр           34/50%  

Теоретический курс

 

Раздел III. Эмоции и воля

Тема № 1. Эмоции.Эмоции как психическое явление.Сущность эмоций. Функции эмоций. Свойства эмоций. Индикаторы эмоциональных явлений. Эмоциональность, ее составляющие. Факторы индивидуальных различий эмоций. Эмоции и чувства. Виды чувств. Высшие чувства. Формы проявления чувств. Анатомо-физиологическая основа эмоций. Теории эмоций. Методы и методики изучения эмоций.

Тема № 2. Воля.Воля как психическое явление.Сущность воли. Произвольная, волевая регуляция поведения и деятельности человека. Функциональная структура волевой регуляции (самоинициация, самоконтроль, самомобилизация, самостимуляция). Содержательная структура волевой регуляции. Волевые качества личности. Психофизиологические механизмы волевой регуляции. Методы и методики изучения воли.

Тема № 3. Психические состояния.Психические состояния.Сущность психических состояний.Функции психического состояния. Виды психических состояний. Регуляция психических состояний. Методы и методики изучения психических состояний.

Раздел IV. Психология личности. Индивидуально-типологические свойства личности

Тема № 1. Личность. Структура личности. Направленность личности Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.

Направленность как стержневая характеристика личности. Активность личности. Потребности как источник активности. Мотивация как проявление потребностей личности. Проблема мотивации в психологии. Теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии. Виды мотивов. Уровень притязаний личности. Самосознание личности. Интересы, идеалы и мировоззрение личности как условия, обеспечивающие целостность, устойчивость и направленность личности.

Тема № 2. Темперамент.Понятие о темпераменте. Устойчивость и постоянство темпераментов в ходе психического развития. Историческое содержание терминологии в учении о темпераментах. Круг психических свойств, характеризующих темперамент. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Проблемы изменчивости темперамента. Роль наследственного фактора в происхождении свойств темперамента. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Тема № 3. Характер. Понятие о характере. Характер и индивидуальность человека. Структура характера. Черты характера и закономерная зависимость между ними. Социально-историческая обусловленность формирования черт характера. Черты характера и отношения личности. Характер как программа типичного поведения человека в типичных обстоятельствах. Акцентуация черт характера. Природа и проявления характера. Характер и темперамент. Природные и социальные предпосылки характера. Характер как результат воспитания.

Тема № 4. Способности.Понятие о способностях. Способности и деятельность. Количественная и качественная характеристики способностей. Структура способностей. Проблема измерения и определения способностей. Возможности компенсации способностей. Общие и специальные способности. Творческие способности. Талант, его происхождение и роль труда в его формировании и реализации. Задатки и способности. Способности в связи с общим и парциальными типами высшей нервной деятельности. Проблема наследственности способностей. Формирование способностей, зависимость развития способностей от обучения.

 

Практические занятия

Планы практических занятий

и задания для самостоятельной работы

Раздел III. Эмоции и воля

Практическое занятие № 1

ЭМОЦИИ

План

1. Подходы к определению понятия «эмоция».

2. Функции эмоций.

3. Свойства эмоций.

4. Формы эмоций. Эмоциональные состояния.

5. Эмоции и чувства.

6. Подходы к классификации эмоций.

7. Индикаторы эмоциональных явлений.

8. Индивидуальные особенности эмоций, их факторы.

9. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы личности. Методика «Карта эмоций».

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте библиографический список литературы по теме «Эмоции», включив в него имеющиеся в библиотеке монографии, сборники, статьи одного из периодических изданий за последние 5 лет.

2. Определите основные понятия темы: эмоция, функция эмоции, свойство эмоции, эмоциональный процесс, эмоциональное состояние, классификация эмоций, индикаторы эмоциональных явлений, индивидуальные особенности эмоций, факторы индивидуальных особенностей эмоций.

3. Выпишите определения понятия «эмоции», сформулированные разными авторами (3-5 первоисточников из списка литературы). Сравните эти определения: установите сходство и различия.

4. Составьте схемы ответов на вопросы 3-8 плана. Для составления ответов на вопросы 2 и 6 используйте 3-5 первоисточников из списка литературы.

5. Из научной, публицистической, художественной литературы выпишите примеры переживания человеком различных эмоциональных состояний (3-5 описаний, по одному на определенное эмоциональное состояние). Каждый пример оформите на отдельной карточке 10х15 см. Правильный ответ запишите в тетради.

 

Образец оформления карточки

  Ф.И.О. студента «…Описание ситуации…»     (Ф.И.О. автора произведения, статьи. Название произведения, статьи. Выходные данные)

 


6. Составьте конспект статьи (форма конспекта по выбору) по теме семинара, выбрав одну любую статью в периодическом издании из составленного самостоятельно библиографического списка литературы.

7. Напишите рецензию на законспектированную статью.

8. Используя указанные первоисточники или из составленного самостоятельно библиографического списка литературы (2-3 первоисточника), напишите реферат об одном из эмоциональных состояний (страх, тревога, печаль, горе, чувства, настроение, счастье, любовь, аффект, фрустрация и др.). Подготовьте выступление на семинаре.

9. Выберите и выполните одно из следующих трех заданий:

1) составьте тест по теме «Эмоции» для проверки знаний студентов вашего курса;

2) составьте кроссворд по теме «Эмоции»;

3) Составьте 3-5 задач, в которых требуется объяснить описываемое явление, исходя из знаний, полученных при изучении темы «Эмоции».

 

Литература

1. Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии). – ISBN 5-94723-691-5. – С. 268-275.

2. Вилюнас, В.К. Эмоции и деятельность // В.К. Вилюнас // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии). – ISBN 5-94723-691-5. – С. 285-302.

3. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М. : Изд-во МГУ, 1987. – 174 с.

4. Додонов, Б.И. Эмоции в системе ценностей / Б.И. Додонов // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии). – ISBN 5-94723-691-5. – С. 303-313.

5. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. – М. : Политиздат, 1978. – 272 с. – (Серия «Над чем работают, о чем спорят философы»).

6. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-318-00236-6.

7. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии). – ISBN 5-94723-691-5. – С. 257-267.

8. Лук, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лук. – М. : Знание, 1982. – 175 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Эмоции / С.Л. Рубинштейн // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»). – ISBN 5-94723-691-5. – С. 244-250.

10. Симонов, П.В. Информационная теория эмоций / П.В. Симонов // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»). – ISBN 5-94723-691-5. – С. 275-284.

11. Симонов, П.В. Что такое эмоции? / П.В. Симонов. – М. : Наука, 1966. – 93 с.

12. Якобсон, П.М. Психология чувств / Под ред. К.Н. Корнилова. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 238 с.

 

Практическое занятие № 2

ВОЛЯ

План

1. Подходы к изучению психической регуляции поведения человека.

2. Подходы к определению понятия «воля».

3. Содержательная и функциональная структура воли (Е.П. Ильин).

4. Самоинициация произвольных действий.

5. Самоконтроль действий.

6. Самомобилизация и самостимуляция действий.

7. Волевые состояния.

8. Волевые качества личности.

9. Структура волевых качеств личности (Е.П. Ильин).

10. Подходы к классификации волевых качеств личности.

11. Определение конкретных ВКЛ (в рамках любого подхода).

12. Формирование волевой регуляции поведения.

13. Диагностика стиля саморегуляции деятельности и ВКЛ. Методика «Стиль саморегуляции деятельности» В.И. Моросановой.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте библиографический список литературы по теме «Воля», включив в него имеющиеся в библиотеке монографии, сборники, статьи одного из периодических изданий за последние 5 лет.

2. Определите круг основных понятий темы: психическая регуляция поведения человека, воля, функция воля, структура воли, содержательная структура воли, функциональная структура воли, самоинициация произвольных действий, самоконтроль действий, самомобилизация действий, самостимуляция действий, волевое состояние, волевое качество личности, структура волевого качества личности, классификация волевых качеств, развитие воли, формирование воли.

3. Выпишите определения понятия «воля», сформулированные разными авторами. Сравните эти определения: установите сходство и различия.

4. Составьте схемы ответов на вопросы 1, 3-12 плана.

5. Из научной, публицистической, художественной литературы выпишите примеры проявления волевых качеств личности (3-5 описаний, по 1 на определенное волевое качество). Каждый пример оформите на отдельной карточке 10х15 см. Правильный ответ запишите в тетради. Образец оформления карточки см. в плане предыдущего семинара.

6. Составьте конспект статьи (форма конспекта по выбору) по теме семинара, выбрав одну любую статью в периодическом издании из составленного самостоятельно библиографического списка литературы.

7. Напишите рецензию на законспектированную статью.

8. Прочитайте один из первоисточников (монография, сборник) из указанного в списке литературы (кроме работы Е.П. Ильина) или из составленного самостоятельно библиографического списка литературы и напишите аннотацию на изученную работу.

9. Выберите и выполните одно из следующих трех заданий:

1) составьте тест по теме «Воля» для проверки знаний студентов вашего курса;

2) составьте кроссворд по теме «Воля»;

3) составьте 3-5 задач, в которых требуется объяснить описываемое явление, исходя из знаний, полученных при изучении темы «Воля».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вопросы психологии воли: Сборник статей / Ред. В.И.Селиванов. – Рязань, 1979. – 153 с.

2. Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения / В.И. Высоцкий. – Челябинск, 1979. – 69 с.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 509 с. – ( Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-272-00028-5.

4. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 280 с. – ( Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-8046-0125-3.

5. Кандыба, В.М. Воля и техника самоприказов / В.М. Кандыба // Кандыба В.М. Психическая саморегуляция // www. myword. ru

6. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 5-12.

Леонтьев, А.Н. Воля / А.Н. Леонтьев // Вестник Московского Университета. – Сер. 14. Психология. – 1993. – № 2. – С. 3-14.

 

Практическое занятие № 3

ПСИХические состояния

План

1. Подходы к определению понятия «психическое состояние».

2. Функции психического состояния.

3. Классификация психических состояний.

4. Функциональные состояния.

5. Неравновесные состояния.

6. Измененные состояния сознания.

7. Трудные состояния (стресс и его виды).

8. Деятельностные состояния (психическое выгорание, монотония, экзаменационный стресс, опустошение).

9. Критические состояния.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте библиографический список литературы по теме «Психические состояния», включив в него имеющиеся в библиотеке монографии, сборники, статьи одного из периодических изданий за последние 5 лет.

2. Определите основные понятия темы: психическое состояние, классификация психических состояний, функциональные состояния, неравновесные состояния, измененные состояния сознания, трудные состояния, деятельностные состояния.

3. Выпишите определения понятия «психическое состояние», сформулированные разными авторами (3-5 первоисточников из списка литературы). Сравните эти определения: установите сходство и различия.

4. Составьте схемы ответов на вопросы 2-8 плана. Для составления ответов на вопрос 3 используйте 3-5 первоисточников из списка литературы.

5. Из научной, публицистической, художественной литературы выпишите примеры переживания человеком различных психических состояний (3-5 описаний, по 1 на определенное эмоциональное состояние). Каждый пример оформите на отдельной карточке 10х15 см. Правильный ответ запишите в тетради. Образец оформления карточки см. в плане предыдущего семинара.

6. Составьте конспект статьи (форма конспекта по выбору) по теме семинара, выбрав одну любую статью в периодическом издании из составленного самостоятельно библиографического списка литературы.

7. Напишите рецензию на законспектированную статью.

8. Используя указанные первоисточники или источники из составленного самостоятельно библиографического списка литературы (2-3 первоисточника), напишите реферат об одном из психических состояний. Подготовьте выступление на семинаре и презентацию выступления.

9. Выберите и выполните одно из следующих трех заданий:

1) составьте тест по теме «Психические состояния» для проверки знаний студентов вашего курса;

2) составьте кроссворд по теме «Психические состояния»;

3) составьте 3-5 задач, в которых требуется объяснить описываемое явление, исходя из знаний, полученных при изучении темы «Психические состояния».

 

Литература

1. Гилева, К.В. Психологические условия коррекции посттравматических стрессовых состояний личности: Автореферат дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / К.В. Гилева. – Новосибирск, 2004. – 21 с.

2. Гиссен, Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 192 с. – ISBN 5-278-00250-6.

3. Джордж, М. Что такое стресс и как с ним совладать / М. Джордж // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – №1. – С. 65-72.

4. Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс / Д.Н. Исаев. – СПб. : Речь, 2005. – 400 с. – ISBN 5-9268-0342-Х.

5. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М. : Наука, 1983. – 386 с.

6. Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. – М. : Изд-во Московского университета, 1976. – 112 с.

7. Психические состояния: Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : Питер, 2000. – 506 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»). – ISBN 5-272-00061-7.

 

 

Раздел IV. Психология личности. Индивидуально-типологические свойства личности

Практическое занятие № 1

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ПЛАН

1. Понятие о личности. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность.

2. Биологическое и социальное в структуре личности.

3. Активность личности, ее потребности, мотивы и цели.

4. Понятие о мотивации. Мотивационная сфера личности.

5. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса-Додсона.

6. Самосознание личности.

7. Исследование основных свойств личности. Тест «ОТКЛЭ».

 

Задания для самостоятельной работы

1. В тетрадях для семинарских занятий дайте определения следующих понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность, направленность личности (влечение, желание, интерес и т.д.), потребность, мотив, цель, мотивация, самосознание, самооценка, уровень притязаний.

2. Проанализируйте соотношение биологического и социального в структуре личности. Докажите, что личность биосоциальна. Приведите примеры. Задание выполните письменно, как контрольную работу (Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб., 2003. – С. 472-481).

3. Изучите главу 20 «Личность» и главу 22 «Направленность и мотивы деятельности личности» учебника А.Г. Маклакова «Общая психология» (С. 469-535). Ответьте устно на контрольные вопросы после каждой главы.

4. Подготовьте конспект статьи А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» из хрестоматии (см. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 20-27).

5. Изучите главу 15 «Мотивация и эффективность деятельности» книги Е.П. Ильина «Мотивация и мотивы» (С. 297-315). Начертите схему, иллюстрирующую закон Йеркса-Додсона, письменно поясните ее.

6. Дайте определения понятий «организованность», «трудолюбие», «коллективизм», «любознательность», «эстетическое развитие».

7. В тетрадях для схем и таблиц составьте ответы на вопросы семинара в виде схем, таблиц, развернутых планов.

Практическое занятие № 2

ТЕМПЕРАМЕНТ

ПЛАН

1. Теоретические концепции темперамента.

2. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамента.

3. Типологии темперамента: конституционное, диспозиционное направления, факторный анализ личности (взаимосвязь темперамента с экстраверсией – интроверсией), типологический подход.

4. Психологическая характеристика типов темперамента.

5. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.

6. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

 

Задания для самостоятельной работы

1. В тетрадях для семинарских занятий дайте определения следующих понятий (письменно): активность, динамичность, интроверт, концентрированность, лабильность, меланхолик, пластичность, подвижность, реактивность, ригидность, сангвиник, сензитивность, сила нервной системы, темперамент, тип высшей нервной деятельности, уравновешенность, флегматик, холерик, экстраверт.

2. Подготовьте конспект главы 5, п. 4, 5, 6. «Конституционные типологии», «Диспозиционное направление и факторный анализ личности (взаимосвязь темперамента с экстраверсией – интроверсией)», «Типологический подход» (Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2003. – С. 283-298).

3. Изучите лекцию 14 «Способности. Темперамент» книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию» (М., 2002. – С. 244-266). Дайте определение темперамента и перечислите его проявления. Рассмотрите физиологическую ветвь учения о темпераменте, его психологические описания, учение о типах нервной системы и эволюцию взглядов на темперамент в школе И.П. Павлова. Охарактеризуйте разработку физиологических основ темперамента в советской дифференциальной психофизиологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.). Подведите итоги. Подготовьте краткое выступление по материалам, представленным на с. 256-266 указанной книги.

4. Изобразите схематично, опираясь на лекции и выполненную самостоятельную работу, три отечественные научные школы, изучавшие физиологические основы темперамента, и опишите их особенности.

5. Представьте схематически взаимосвязь характерологических черт темперамента с показателями двухфакторной модели Г. Айзенка (Батаршев, А.В. Темперамент и характер. – М., 2001. – С. 22-25, 29-32).

6. Докажите взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности (Батаршев, А.В. Темперамент и характер. – М., 2001. – С. 46-55).

7. Подготовьте список литературы по теме, запишите его в тетради.

8. Подготовьте конспект главы XIX «Темперамент и характер» работы С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (СПб., 2000. – С. 483-499).

9. В тетрадях для схем и таблиц составьте ответы на вопросы семинара в виде схем, таблиц, развернутых планов.

Практическое занятие №3

ХАРАКТЕР

ПЛАН

1. Характер и его физиологические основы.

2. Структура характера. Понятие о чертах характера. Группы черт характера. Выразительные признаки характера.

3. Типология характеров: конституционные теории, типы акцентуаций характера Е.А. Личко, классификация характеров К. Леонгарда, классификация типов характера Э. Фромма.

4. Темперамент и характер. Формирование характера.

 

Задания для самостоятельной работы

1. В тетрадях для семинарских занятийдайте определения понятий по теме «Характер».

2. Письменно перечислите теории объяснения характера человека, существовавшие в истории психологии.

3. Рассмотрите основные положения одной из следующих типологических моделей характеров (Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара, 1997):

1) социальных характеров Э. Фромма, Э. Шострома, Б.С. Братуся;

2) индивидуальных характеров К. Юнга, Э. Кречмера, У. Шелдона, Хейманса-Ле Сенна;

3) акцентуаций характера и психопатий К. Леонгарда, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкина;

4) психоаналитических А. Лоуэна, Р. Мэя.

4. Прочитайте лекцию Ю.Б. Гиппенрейтер «Характер» (Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2002. – С. 267-291). Письменно ответьте на вопросы пунктов плана.

5. Подготовьте рецензию на одну любую книгу по теме «Характер».

6. В тетрадях для схем и таблицсоставьте ответы на вопросы семинара в виде схем, таблиц, развернутых планов.

 

Практическое занятие №4

СПОСОБНОСТИ

ПЛАН

1. Общая характеристика способностей человека.

2. Природа человеческих способностей.

3. Задатки и способности. Уровни развития способностей.

4. Виды способностей. Общие и специальные способности.

5. Формирование способностей, зависимость развития способностей от обучения.

 

Задания для самостоятельной работы

1. В тетрадях для семинарских занятий дайте определения понятий по теме «Способности».

2. Подготовьте конспект главы XVI «Способности» книги С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (СПб., 2000. – 712 с.).

3. Подготовьте сообщение по теме «Модели способностей»: факторные модели, модели Спирмена, Терстоуна, Гилфорда, Кеттелла, Стернберга, Холодной, иерархические модели, монометрический подход, когнитивные модели (Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999).

4. Ответьте письменно на следующие вопросы, используя учебное пособие А.Г. Маклакова «Общая психология» (СПб., 2003. – С. 535-552).

1) Как определял способности Б.М. Теплов?

2) В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?

3) Какие вы знаете классификации способностей? В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

4) Какие уровни развития способностей вы знаете?

5) Что такое потенциальные и актуальные способности?

6) В чем выражается биосоциальная природа способностей?

7) Какие теории и концепции способностей вы знаете?

5. Подготовьте список литературы по теме «Способности».

6. В тетрадях для схем и таблиц составьте ответы на вопросы семинара в виде схем, таблиц, развернутых планов.

 

Практические занятия проводятся по наиболее сложным темам курса методом дискуссии, обсуждения докладов слушателей, проведения научно-практиче­ской конференции, круглых столов, выездных семинаров по проблемам теоретической и практической на­правленности. Семинары проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, полученных на лекциях. В процессе проведения семинарских занятий применяются информационно - коммуникационные технологии инновационных методов обучения. По наиболее сложным темам дисциплины студенты готовят доклады и иллюстрируют их в виде презентаций.

 

Планы лабораторных работ

Раздел III. Эмоции и воля

Методика изучения

Методика

«Измерение особенностей эмоциональной экспрессии» (И. Иранкова)

Смысл. Эмоциональная экспрессия – внешние проявления эмоций – составляющая индивидуальных особенностей эмоций. Знания своих экспрессивных особенностей позволяет управлять поведением в ситуации общения, регулировать эмоциональное состояние. Умение определять по особенностям экспрессии эмоциональное состояние другого человека важно для адекватного восприятия, понимания его поведения, взаимодействия с ним.

Цель – изучить индивидуальные устойчивые экспрессивные особенности.

Задачи -

определить уровень выраженности основных компонентов эмоциональной экспрессии,

выявить индивидуальные особенности эмоциональной экспрессии,

изучить индивидуальные особенности эмоций.

Гипотеза – существуют индивидуальные особенности эмоциональной экспрессии.

Объект – эмоции.

Предмет – эмоциональная экспрессия.

Методы. Сбор эмпирических данных естественный констатирующий эксперимент с применением вопросника И. Иранковой. Обработка данных – количественный анализ посредством методов математической статистики, качественный анализ. Результаты представлены в табличной и графической форме.

Выборка. В исследовании приняли участие…

Описание методики.

1) Что измеряет? Методика измеряет выраженность основных компонентов эмоциональной экспрессии – громкость голоса, темп речи, образность речи, двигательную активность, интонацию, мимику, наличие лишних движений, а также трех базальных эмоций – радости, гнева, страха

2) Для чего служит? Методика предназначена для определения индивидуальных устойчивых особенностей эмоциональной экспрессии и преобладающих эмоций.

3) Содержание методики. Опросник содержит инструкцию и 38 вопросов.

4) Процедура использования. Испытуемый отвечает на вопросы в альтернативной форме – выбор наиболее подходящего ответа. Ответы на каждый вопрос заносятся в бланк.

5) Качественная обработка –

- определение индивидуальных особенностей эмоциональной экспрессии по выраженности основных компонентов, деление испытуемых на группы на этой основе;

- определение индивидуальных особенностей эмоций по уровню выраженности базальных эмоций.

6) Количественная обработка. Данные обрабатываются в соответствии с ключом. Баллы по каждой ш<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 167.