Валидность психологического исследования и ее типы. Соотношение валидности и надежности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В общем плане валидность представляет собой соот-ветствие результатов исследования тому, что изучалось в нем. В социальной психологии представлены десятки определений валидности, часто пересекаю-щихся с другим, не менее важным понятием, надежности, опреде-ляемой как точность исследовательского инструментария и его способность давать стабильные показатели. Также следует отме-тить, что проблема валидности чаще всего обсуждается в контексте экспериментальной социальной психологии. Предложенное определение валидности относится к уста-новлению научной строгости и обоснованности выводов исследо-вания и подчеркивает относительный характер истинности знания в социальных науках. Как отмечает Элена Дзуки, в любом научном исследовании исследователь должен уметь находить ответы на, про крайней мере, следующие вопросы:1) существует ли зависимость между двумя переменными; 2) носит ли эта зависимость причинный характер; 3) является ли данная зависимость значимой 4) действительно ли процедуры измерения и наблюдения относятся к исследуемым конструктам; 5) могут ли быть обобщены причинные зависимости, вы-явленные в ходе исследования. Нахождение ответов на данные вопросы крайне важно, пре-жде всего, по той причине, что исследователь часто не задумывает-ся над тем соответствуют ли избираемые им методы и процедуры особенностям изучаемого явления, можно ли говорить по получен-ным результатам о их адекватности и т.п. По отношению к постав-ленным вопросам можно говорить о нескольких типах валидности: внутренней и внешней валидности; валидности статистических выводов и процедур исследования; конструктной и экологической валидности. Внутренняя валидность – степень, в которой результаты ис-следования позволяют сделать причинно-следственные выводы о влиянии одной переменной на другую. В отношении внутренней валидности часто возникает два вопроса: Первый вопрос связан выяснением наличия реального влия-ния. Второй вопрос связан с выяснением того действительно ли эффект связан с влиянием данной переменной или чего-либо друго-го? Если различия принимаются как статистически значимые, то можно ли делать вывод о том, что они являются следствием прямо-го влияния исследуемой переменной. Под внешней валидностью понимается возможность обоб-щения результатов исследования, то есть генерализации выводов, полученные на экспериментальной выборке, на всю генеральную совокупность. Популяционная валидность обозначает степень генерализи-руемости результатов исследования на население. Под экологической валидностью понимается соответствие результатов исследования и используемых процедур и инструмен-тов изучению и объяснению феноменологии в реальных условиях ее существования. Валидность статистических выводов.

Этот тип валидности соответствует проверке статистической значимости зависимости между двумя переменными. Такие выводы всегда являются вероятностными. Тем не менее, в обыденном соз-нании часто присутствует своеобразная идеализация статистиче-ского подтверждения. Третий тип валидности – это валидность процедур, которые позволяют варьировать и измерять переменные. Даже необходи-мость определить в операциональных терминах концептуальные переменные, значимые для исследования, уже является источником риска. Действительно, «перевод» понятия на уровень конкретных операций может неадекватно отразить теоретические положения исследования.Конструктная валидность.

Этот тип валидности подобен внутренней валидности и под-разумевает соответствие между полученными результатами и тео-рией, которая лежит в основе исследования. Для того, чтобы оце-нить конструктную валидность, необходимо исключить другие возможные теоретические объяснения результатов. Если есть со-мнения в том, насколько экспериментальные результаты соотно-сятся с теоретическими, необходимо спланировать новый экспери-мент, который позволит выбрать одно из нескольких теоретических объяснений результатов. Этот тип валидности наиболее трудно получить, потому что имеются многочисленные теории, с помощью которых можно объяснить соотношение переменных, полученное в эксперименте.

 

Выборка и ее роль в обеспечении генерализации результатов научного исследования. Типы и способы организации.

Выборка или выборочная совокупность — множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

Характеристики выборки:1.Качественная характеристика выборки – кого именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем. 2. Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.

Типы выборки.Выборки делятся на два типа: 1. Вероятностные 2. невероятностные

Вероятностные выборки

1. Простая вероятностная выборка:

· Простая повторная выборка. Использование такой выборки основывается на предположении, что каждый респондент с равной долей вероятности может попасть в выборку.

· Простая бесповторная выборка. Процедура построения выборки такая же, только карточки с номерами респондентов не возвращаются обратно в колоду.

2. Систематическая вероятностная выборка. Является упрощенным вариантом простой вероятностной выборки. На основе списка генеральной совокупности через определённый интервал (К) отбираются респонденты. Величина К определяется случайно. Наиболее достоверный результат достигается при однородной генеральной совокупности.

3. Серийная (гнездовая) выборка. Единицы отбора представляют собой статистические серии (семья, школа, бригада и т. п.). Отобранные элементы подвергаются сплошному обследованию. Отбор статистических единиц может быть организован по типу случайной или систематической выборки.

4. Районированная выборка. В случае неоднородной генеральной совокупности рекомендуется разделить генеральную совокупность на однородные части. Группами районирования могут выступать как естественные образования (например, районы города), так и любой признак, заложенный в основу исследования. Признак, на основе которого осуществляется разделение, называется признаком расслоения и районирования.

5. «Удобная» выборка. Процедура «удобной» выборки состоит в установлении контактов с «удобными» единицами выборки — с группой студентов, спортивной командой, с друзьями и соседями. Если необходимо получить информацию о реакции людей на новую концепцию, такая выборка вполне обоснована. «Удобную» выборку часто используют для предварительного тестирования анкет.

Невероятностные выборки

Отбор в такой выборке осуществляется не по принципам случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д.

1. Квотная выборка – выборка строится как модель, которая воспроизводит структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) изучаемых признаков. Число элементов выборки с различным сочетанием изучаемых признаков определяется с таким расчётом, чтобы оно соответствовало их доле (пропорции) в генеральной совокупности. Так, например, если генеральная совокупность у нас представлена 5000 человек, из них 2000 женщин и 3000 мужчин, тогда в квотной выборке у нас будут 20 женщин и 30 мужчин, либо 200 женщин и 300 мужчин. Квотированные выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование и прочих.

2. Метод снежного кома. Выборка строится следующим образом. У каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования.

3. Стихийная выборка – выборка так называемого «первого встречного». Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов. Минусы: невозможно установить какую генеральную совокупность представляют опрошенные, и как следствие – невозможность определить репрезентативность.

4. Маршрутный опрос – часто используется, если единицей изучения является семья. На карте населённого пункта, в котором будет производиться опрос, нумеруются все улицы. С помощью таблицы (генератора) случайных чисел отбираются большие числа. Каждое большое число рассматривается как состоящее из 3-х компонентов: номер улицы (2-3 первых числа), номер дома, номер квартиры. Например, число 14832: 14 – это номер улицы на карте, 8 – номер дома, 32 – номер квартиры.

5. Районированная выборка с отбором типичных объектов. Если после районирования из каждой группы отбирается типичный объект, т.е. объект, который по большинству изучаемых в исследовании характеристик приближается к средним показателям, такая выборка называется районированной с отбором типичных объектов.

Способы построения выборки:

1.Рандомизация, или случайный отбор, используется для создания простых случайных выборок. Использование такой выборки основывается на предположении, что каждый член популяции с равной вероятностью может попасть в выборку.

2.Попарный отбор — стратегия построения групп выборки, при котором группы испытуемых составляются из субъектов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Данная стратегия эффективна для экспериментов с использованием экспериментальных и контрольных групп.

3.Многоступенчатый способ построения выборки. При многоступенчатом отборе выборка строится в несколько этапов, причём на каждой стадии меняется единица отбора.

4.Многофазный способ построения выборки – является разновидностью многоступенчатого способа, заключается в том, что из сформированной выборки большего объёма производится новая выборка меньшего объёма, при этом, единица отбора остаётся одной и той же.

5.Комбинированный способ построения выборки – соединение в многоступенчатой выборке различных приёмов отбора.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 229.