Деятельностный подход в современной психологии и его своеобразие в научном исследовании.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деятельностный подход в психологии — совокупность теоретико-методологических и конкретноэмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм. В 30-е гг. складываются два наиболее проработанных варианта Д. п., представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева — с другой. Большую роль в методологическом обосновании Д. п. сыграли работы С. Л. Рубинштейна 20-х и особенно 30-х гг., в которых он формулирует основополагающий теоретический принцип Д. п. — единства сознания и деятельности принцип. Параллельно А. Н. Леонтьевым и др. членами Харьковской психологической школы в 30-е гг. теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности, в известной степени в оппозиции «словоцентристской» концепции Л. С. Выготского определенного периода его творчества. Различия между двумя вариантами Д. п. отчетливо формулируются в 40 — 50-е гг. и затрагивают в основном два круга проблем. Во-первых, это проблема предмета психологической науки. С точки зрения С. Л. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредований, в т.ч. через исследование деятельности. А. Н. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности. Во-вторых, споры касались соотношения собственно внешнепрактической деятельности и сознания. По С. Л. Рубинштейну, нельзя говорить о формировании «внутренней» психической деятельности из «внешней» практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психической) план уже наличествует. А. Н. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов.

Понятие теории в социальных науках. Функции и критерии оценки теорий.

Что представляет собой теория? В широком смысле этот термин обозначает любую концептуальную репрезентацию или объяснение феномена. К. Франклин так говорит об этом: «Теории в социальной психологии представляют совокупность связанных понятий и предположений о социальном взаимодействии между людьми; индивидуальных процессах в ситуации социального стимулирования и социальных структурах в их отношении к индивидам» . В прагматическом контексте под теорией часто понимается «общий принцип или система взаимосвязанных общих принципов, выдвигаемых в целях объяснения ряда известных фактов или полученных эмпирических данных»

Говоря о теориях в целом можно сделать два обобщения: 1) все теории суть являются абстракции. Любая теория является частичным объяснением определенных вопросов,. фокусируясь на одних аспектах проблемной области, опускает другие; 2) все теории рассматриваются как конструкции, создаваемые людьми. Будучи способом видения наблюдателями их окружения, сами по себе теории не являются реальностью.

Наиболее общим, сущностным элементом теории являются понятия. Весь наш символический мир базируется на понятиях, которые мы обозначаем обычными словами, а теоретик видит то, что он рассматривает как наиболее существенное. Некоторые останавливаются на концептуальном уровне, т.е. дают только перечень понятий и определений без какого-либо объяснения того, как они взаимосвязаны и как взаимовлияют друг на друга. Теории, опирающиеся на такой аппарат получили название таксономий. Правда, большинство исследователей не считает таксономии теориями. Другим общим для теорий элементом является объяснение, которое выходит за рамки простого наименования и определения переменных, идентифицирует регулярность в их взаимоотношениях, отвечая на вопрос почему? и основываясь в первую очередь на принципе необходимости. Принцип необходимости предполагает установление некото-рой логической зависимости между переменными, которая и делает конкретный результат необходимым. Причинная (каузальная) необходимость объясняет события с позиций причины и следствия, в которой поведение рассматривает-ся как следствие причинных сил. Практическая необходимость объясняет события с позиции действие = последствие, в которой поведение рассматривается как интенциальное действие, направ-ленное на достижение определенной цели или будущего состояния как реакции на стимулы, в то время как практическая – выдвигает в качестве причин особенности поведения личности и волю.

Функции научной теории

Функция организации и обобщения знаний. В нашем вос-приятии мир не представлен как некий набор единиц информации. Существующее многообразие данных о нем обусловливает необхо-димость их систематизации, организации, синтеза построения раз-личных моделей, установления связей между событиями и факта-ми, объяснения происходящего. Один из возможных путей подоб-ного рода организации представляет собою теория. Другим полез-ным аспектом ее конструирования является аккумуляция знания. Студент, практик или исследователь при наличии разработанной теории легче ориентируются в объеме полученных данных, могут внести в них, при необходимости, коррективы, увидеть те пробелы, ликвидация которых порою составляет целую исследовательскую область.

Функция фокусирования позволяет сосредоточить внимание на значимых переменных и взаимоотношениях между ними, выбрать ту “местность” науки, которая в данном случае дает теория дает и теория.

Функция прояснения наблюдаемого помогает исследовате-лю разобраться в анализируемых проблемах и в этом смысле пси-хологические теории представляют собою своеобразный путеводи-тель для интерпретации, объяснения и понимания сложности чело-веческих взаимоотношений.

Функция организации наблюдения дает возможность не только сориентироваться в том, что следует наблюдать при изуче-нии интересующего нас явления, но и делать это.

Функция предсказания – одна из наиболее дискутируемых в последние годы в науке. Предсказательные возможности теории особенно значимы в прикладных науках и конкретных областях. Вместе с тем предсказательные возможности теории объективно ограничены. В психологии они ограничены в силу целого спектра ситуативных и личностных детерминант человеческого поведения, которые зачастую не осознаются и самим субъектом.

Эвристическая функция в теории обладает высоким потен-циалом генерирования исследований, являя собой своеобразное руководство в том или ином направлении исследований, в аспек-тах, требующих уточнения и развития, и тем самым в совершении открытий, столь необходимых для обогащения знаний.

Коммуникативная функция позволяет исследователю сде-лать теорию достоянием других ученых, создает дополнительные возможности для развития и самой теории и исследователя. Через коммуникацию различных теоретических моделей исследуемого феномена становится возможным изучение, сравнение данных, дальнейшее углубление познания.

Функция контроля связана с ценностными ориентирами ис-следователя в этической сфере определенного теоретического под-хода. Такие функции часто обозначаются как нормативные, т.к. придерживаются определенных норм исполнения.

Генеративная функция. По определению К. Гергена, эта функция есть «способность изменять руководящие основоположения культуры, ставить фундаментальные вопросы рассмотрения современной со-циальной жизни, ускорения пересмотра того, что имеется, и на этой основе генерировать новые альтернативы социальных действий»

Теоретические возможности определяются ее современ-ностью и содержательностью, способностью теории к широкой генерализации, которая устанавливает необходимость объектив-ных, выходящих за рамки исследуемых феноменов, а не просто спекулятивный подход, т.е. чисто теоретический.

Соответствие.Это понятие связано с проблемой уяснения насколько эпистемологические, онтологические и аксиологические выводы соответствуют содержанию и методам, используемым тео-рией.

Одним из условий соответствия теории является ее логиче-ская непротиворечивость предположениям и выводам. Например, многие представители когнитивной традиции в психологии при-держиваются взгляда об активном характере процесса переработки человеком поступающей к нему информации и, следовательно, це-ленаправленности его действий по достижению преследуемых це-лей. В то же время такая позиция находится в полном противоре-чии с их стремлением к установлению универсальных законов по-ведения, которые вряд ли могут ассоциироваться с целенаправлен-ностью действий.

Эвристическая ценность теории зависит от того, насколько она обладает потенциалом стимулирования новых исследований и обобщений..

Валидность в широком смысле отражает истинность теории, которую нельзя понимать как нечто абсолютное и неизменное. Речь скорее идет о правомерности существования различных тео-ретических истин.

Экономичность теории часто ассоциируется с ее логиче-ской простотой. При рассмотрении валидности двух или более тео-рий, достовернее будет называться та, которая более компактна, логически проста, определенна. Примером подобного рода может служить теория когнитивного диссонанса, демонстрирующая идею соответствия.

 

24. Теоретическое доказательство в психологии и его специфика.

Одним из наиболее важных для методологии научного исследования вопросов является теоретическое доказательство. Важность этого вопроса обусловлена тем, что без наличия строго определенных и относительно однозначных критериев доказательности научное знание становится невозможным в принципе.

Особый тип представляет теоретическое доказательство. Претендуя на создание какой-либо теории, ее создатель, как минимум, должен предполагать ее признание научным сообществом, которое становится возможным только при условии наличия общепринятых правил «игры». Первым таким правилом является определенность в понятиях, проявляющаяся в том, что люди, пытающееся нечто доказать должны, как минимум, говорить на одном языке. Если такового нет, то и доказательство становится невозможным. Данное обстоятельство является характерным не только для научного знания, но и для обыденных взаимоотношений. Пока люди не договорятся друг с другом о совместном понимании обсуждаемого вопроса и правилах принятия решений, их выработка обречена на неудачу.

И информация из №23.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 214.