Понятие парадигмы в научном познании. Разновидности парадигм. Смена парадигм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Парадигма- законченная система,т ряд понятий, процедур, принципов. Которые трорганизуют научное познание, позволяют структуртровать его. В пси­хологическом контексте под парадигмой обычно понимается «кол­лективно установленный ряд аттитюдов, ценностей, процедур, тех­ник и т. п., формирующих общепризнанное направление в рамках определенной научной дисциплины в конкретный период времени» (Reber, 1995, c. 534). Одни из парадигм обладают общефилософ­ской природой и охватывают широкие пласты знания, другие на­правляют исследовательское мышление в весьма специфические, ограниченные области знания.

Парадигма столь же существенна для науки, как и наблюде­ние, она определяет мировоззрение исследователя, ориентирует его в проблемной области, вооружает понятийным и инструменталь­ным аппаратом, предоставляет возможность диалога с научным сообществом по существу. Парадигмы выполняют не только позна­вательную, но и нормативную функции - в дополнение к тому, что они являются утверждениями о природе реальности, они устанав­ливают допустимые методы и набор стандартных решений. Под воздействием парадигмы все основания в какой-то отдельной об­ласти подвергаются коренному переопределению. Одни проблемы и решения, представлявшиеся ранее как ключевые, могут быть объ­явлены несообразными или ненаучными, другие - отнесены к иной проблемной области.

Кун выделял оснкомпоненты парадигм:

Частный случай(экземпляр). Конкрет теория решения определении задачи, оформлен в виде системы понятий и взаимосвязи между ними и принимаемая грппой исследователей в качестве символич обобщения проблем, перед которой стоит дисциплина

Дисциплинарная матрица- общее разделённое исследователями представление в данной обл-ти. Они включ в себя символич обобщения, правила.

В осн парадигмы лежат определён философские основания:

Онтологич- учение о бытие

Эпистемологич- что такое научное знание, как оно м б получено и проверено, его еритерии: интроспекция, экстраспекция.

Аксиологич-ценности

Парадигма-это конкретно сформирован на осн конкрет метатеоретич и онтолого-эпистемологич принципов и позиций науч психологич мировоззрение в отношении изучаемых объектов. Оно разделяется и признаётся психологич сообществаом на протя ж длит времени. Оьно включ в себя ряд принципов описания и объяснения исследуемых феноменов. Норм и процедур доказательства науч знания и его верификации(проверки, подтверждения), а также процедур и техник исследований. Выдел мировоззрения 1 и мировоззрение 2.

М1 осн на позиции эмпиризма и рационализма.Реальность восприним как отличное от ч-ка бытие, как нечто, что люди открывают вне себя, как объективное , познаваемое, доступное подготовлен исследователю. Доступно за счёт исполнения спец процедур исследования, использ-я спец операций. Методов..Проявл в физич науке, а в психологии в позитивистской парадигме.. Осн цель- установление закономерностей, законов исследуемых феноменов, выработка обобщений. Сохраняющих свлю истинность во времени и разн ситуациях.

М2 ассоциир с конструктивизмом. Мир вещей восприним как процесс, а люди активно учавствуют в построении субъективной картины мира. Мир вещей сущ вне ч-ка.Знание возник в проц взаимод-я между познающим и познаваемым. Явл рез-том конструирования. М2 не стремится ОТК универсальн законы, оно ориентир на изучение контекста. И как этот контекст влияет на наши знания..П-р, гуманистич психолгия, экзистенциальн.

1 Наука проходит несколько стадий:

2 Допарадигмальная стадия

3 Ст единой парадигмы, научная революция, котор приводит к смене парадигмы

Метапарадигма-объединение разн парадигм,котр относ к разн теориям познания. Рпздел позитивистскую(объект-способ получения объективн знаний, объект-данные,те то, что мы можем наблюдать) и конструктивистскуюметапар(субъективн представление задаёт объект)

., некотор выдел промежут между ними- теорию соц предубеждений.

Классификация:

По критерию отношения к реальности

Позитивистская(реальность сущ лобъективно, можно найти её закономерности)

Феноменологическая(мир сост из феноменов, явлений. Мы их можем опис, наблюдать0

Критическая(соотнос с парадигм соц предубуждений, знание, котор мы пользуемся явлср-вом налаживания отношений, осущ-я соц власти)

По критерию оформлен-ти, по истории сущ-я в науч сообществе, конституированность

Бихевиористская

Биологич

Когнитивн

Психодинамич(психроанализ)

Экзистенциально-феноменологич

Гуманистич

Герменевтич(Шлеермахер: мы понимаем целое из частей; Дильтей перенёс эти идеи на психолгию, пс должна быть понимающей)

Социально-конструктивистская

Системная

Деятельностная

Феноменологич

Синергетич

По критерию активности(Ковалёв)

объектная(реактивная) ч-к –пассивный продукт воздействия внеш среды(бихевиоризм)

субъектная(акциональн) ч-к активен и избирателен в отнош внеш возд-ий. Он организует поступающуб из –вне инф-ю

субъект-субъектная(диалогич)

по критерию культурно-исторической традиции - модер­нистская, постмодернистская, пост-постмодернистская, пост-пост-постмодернистская

Дата: 2016-10-02, просмотров: 238.