Парадигма- законченная система,т ряд понятий, процедур, принципов. Которые трорганизуют научное познание, позволяют структуртровать его. В психологическом контексте под парадигмой обычно понимается «коллективно установленный ряд аттитюдов, ценностей, процедур, техник и т. п., формирующих общепризнанное направление в рамках определенной научной дисциплины в конкретный период времени» (Reber, 1995, c. 534). Одни из парадигм обладают общефилософской природой и охватывают широкие пласты знания, другие направляют исследовательское мышление в весьма специфические, ограниченные области знания.
Парадигма столь же существенна для науки, как и наблюдение, она определяет мировоззрение исследователя, ориентирует его в проблемной области, вооружает понятийным и инструментальным аппаратом, предоставляет возможность диалога с научным сообществом по существу. Парадигмы выполняют не только познавательную, но и нормативную функции - в дополнение к тому, что они являются утверждениями о природе реальности, они устанавливают допустимые методы и набор стандартных решений. Под воздействием парадигмы все основания в какой-то отдельной области подвергаются коренному переопределению. Одни проблемы и решения, представлявшиеся ранее как ключевые, могут быть объявлены несообразными или ненаучными, другие - отнесены к иной проблемной области.
Кун выделял оснкомпоненты парадигм:
Частный случай(экземпляр). Конкрет теория решения определении задачи, оформлен в виде системы понятий и взаимосвязи между ними и принимаемая грппой исследователей в качестве символич обобщения проблем, перед которой стоит дисциплина
Дисциплинарная матрица- общее разделённое исследователями представление в данной обл-ти. Они включ в себя символич обобщения, правила.
В осн парадигмы лежат определён философские основания:
Онтологич- учение о бытие
Эпистемологич- что такое научное знание, как оно м б получено и проверено, его еритерии: интроспекция, экстраспекция.
Аксиологич-ценности
Парадигма-это конкретно сформирован на осн конкрет метатеоретич и онтолого-эпистемологич принципов и позиций науч психологич мировоззрение в отношении изучаемых объектов. Оно разделяется и признаётся психологич сообществаом на протя ж длит времени. Оьно включ в себя ряд принципов описания и объяснения исследуемых феноменов. Норм и процедур доказательства науч знания и его верификации(проверки, подтверждения), а также процедур и техник исследований. Выдел мировоззрения 1 и мировоззрение 2.
М1 осн на позиции эмпиризма и рационализма.Реальность восприним как отличное от ч-ка бытие, как нечто, что люди открывают вне себя, как объективное , познаваемое, доступное подготовлен исследователю. Доступно за счёт исполнения спец процедур исследования, использ-я спец операций. Методов..Проявл в физич науке, а в психологии в позитивистской парадигме.. Осн цель- установление закономерностей, законов исследуемых феноменов, выработка обобщений. Сохраняющих свлю истинность во времени и разн ситуациях.
М2 ассоциир с конструктивизмом. Мир вещей восприним как процесс, а люди активно учавствуют в построении субъективной картины мира. Мир вещей сущ вне ч-ка.Знание возник в проц взаимод-я между познающим и познаваемым. Явл рез-том конструирования. М2 не стремится ОТК универсальн законы, оно ориентир на изучение контекста. И как этот контекст влияет на наши знания..П-р, гуманистич психолгия, экзистенциальн.
1 Наука проходит несколько стадий:
2 Допарадигмальная стадия
3 Ст единой парадигмы, научная революция, котор приводит к смене парадигмы
Метапарадигма-объединение разн парадигм,котр относ к разн теориям познания. Рпздел позитивистскую(объект-способ получения объективн знаний, объект-данные,те то, что мы можем наблюдать) и конструктивистскуюметапар(субъективн представление задаёт объект)
., некотор выдел промежут между ними- теорию соц предубеждений.
Классификация:
По критерию отношения к реальности
Позитивистская(реальность сущ лобъективно, можно найти её закономерности)
Феноменологическая(мир сост из феноменов, явлений. Мы их можем опис, наблюдать0
Критическая(соотнос с парадигм соц предубуждений, знание, котор мы пользуемся явлср-вом налаживания отношений, осущ-я соц власти)
По критерию оформлен-ти, по истории сущ-я в науч сообществе, конституированность
Бихевиористская
Биологич
Когнитивн
Психодинамич(психроанализ)
Экзистенциально-феноменологич
Гуманистич
Герменевтич(Шлеермахер: мы понимаем целое из частей; Дильтей перенёс эти идеи на психолгию, пс должна быть понимающей)
Социально-конструктивистская
Системная
Деятельностная
Феноменологич
Синергетич
По критерию активности(Ковалёв)
объектная(реактивная) ч-к –пассивный продукт воздействия внеш среды(бихевиоризм)
субъектная(акциональн) ч-к активен и избирателен в отнош внеш возд-ий. Он организует поступающуб из –вне инф-ю
субъект-субъектная(диалогич)
по критерию культурно-исторической традиции - модернистская, постмодернистская, пост-постмодернистская, пост-пост-постмодернистская
Дата: 2016-10-02, просмотров: 238.