Значение, задачи и источники информации. Анализ рентабельности продукции. Факторный анализ рентабельности продукции. Анализ рентабельности отдельных видов продукции.
К показателям рентабельности продукции относят:
1. Рентабельность отдельных изделий — рассчитывается как отношение прибыли от изделия до себестоимости самого изделия.
2. Рентабельность реализованной продукции — рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (или чистой прибыли) к выручке от реализации продукции.
3. Рентабельность производства — рассчитывается как отношение прибыли от реализации до стоимости основных фондов и материальных оборотных средств.
Показатели рентабельности определяются в коэффициентах или в процентах и показывают часть прибыли в каждой денежной единице расходов, или долю товарной продукции в ее себестоимости.
Показатели рентабельности можно рассчитывать и за отдельными структурными подразделами, и по видам деятельности.
Показатели рентабельности используют для оценки результатов деятельности предприятия, его структурных подразделов, в ценообразовании, инвестиционной политике, для сравнительного анализа родственных предприятий, которые вырабатывают такую самую продукцию, для выбора вариантов формирования ассортиментов и структуры продукции, анализа рациональности производства продукции.
Задачи анализа рентабельности:
-оценка выполнения определенных параметров (плана, прогноза и т.п.);
-изучение динамики показателей;
-определение факторов изменения их уровня;
-поиск резервов роста рентабельности;
-разработка мер по использованию выявленных резервов.
Выбор и последовательность анализа определяется его задачам. Так, для оценки результатов деятельности предприятия анализируют рентабельность реализованной продукции для изучения производства отдельных видов продукции с точки зрения спроса на них, целесообразности их выпуска - рентабельность отдельных изделий и факторы ее изменения.
Следует изучать уровень рентабельности не только в целом по предприятию, а и в его структурных подразделах, а также по видам деятельности предприятия (основная, инвестиционная, финансовая и т.п.).
Изменение рентабельности отдельных видов продукции происходит под влиянием разных факторов, некоторые из них показано на рис. 4.1.
| РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ИЗДЕЛИЯ |
| Цена реализации |
| Себестоимость изделия |
| Качество продукции |
| Спрос на рынке |
| Показатели инфляции |
| Прямые материальные зхатраты |
| Прямые трудовые затраты |
| Непрямые затраты |
Рис. 4.1. Структурная схема рентабельности единицы изделия
Факторы изменения цены реализации и себестоимости изделия считаются факторами первого, а все другие — факторами второго порядка. Определение влияния факторов первого порядка проводится методом цепных подстановок или методом абсолютных разностей.
Для предприятия важно изучение рентабельности реализованной продукции через отношение валовой прибыли к выручке от реализации.
Рентабельность реализованной продукции целесообразно анализировать, учитывая влияние таких факторов:
-изменение структуры и ассортименты продукции;
-изменение себестоимости продукции;
-изменение отпускных цен на продукцию.
Практическое занятие 1
1. Значение, задачи и источники информации.
2. Анализ рентабельности продукции.
3. Факторный анализ рентабельности продукции.
4. Анализ рентабельности отдельных видов продукции.
5. Решение задач
Задача 1
Рассчитать недостающие показатели, а также влияние факторов. Сделать выводы
| Наименование изделий (шифр изделий) | Реализация, тыс. грн | Себестоимость изделия | Уровень рентабельности | Отклонение от плана | ||||||
| по плану | фактически | по плану | фактически | по плану | по фактической цене и плановой себестоимости | за отчетом | всего | в т.ч. за счет | ||
| цены | себестоимости | |||||||||
| б | ||||||||||
| А | ||||||||||
| Б | ||||||||||
| В | ||||||||||
| Г |
Задача 2
Рассчитать влияния факторов на рентабельность реализованной продукции. Сделать выводы
| Показатели рентабельности реализованной продукции | Выручка от реализации, тыс. грн | Себестоимость реализованной продукции, тыс. грн | Уровень рентабельности, % |
| 1. По плану | |||
| 2. По плану и фактическим объемом и структурой продукции | |||
| 3. Фактически по плановым ценам на материалы и продукцию | |||
| 4. По отчету |
Задача 3
Рассчитать отклонения по показателям отчетного года от предыдущего, произвести расчет недостающих показателей, сделать выводы. Формулы расчета недостающих показателей должны быть указаны.
| Показатели | Предыдущий год | Отчетный год |
| 1.Имущество предприятия | ||
| 2.Собственный капитал | ||
| 3.Основные средства по первоначальной стоимости | ||
| 4.Выручка от реализации (без НДС) | ||
| 5.Расходы на производство | ||
| 6. Валовая при быль | ? | ? |
| 7.Чистая прибыль | 812,7 | 851,2 |
| 8.Рентабельность имущества, % | ? | ? |
| 9.Рентабельность собственного капитала, % | ? | ? |
| 10.Рентабельность основных средств, % | ? | ? |
| 11.Рентабельность продукции, % | ? | ? |
| 12.Рентабельность основной деятельности, % | ? | ? |
| 13.Период окупаемости собственного капитала | ? | ? |
Вопросы для самоконтроля:
1.Сущность рентабельности продукции.
2.Задачи анализа рентабельности продукции.
3.Информационная база проведения анализа рентабельности продукции.
4.Порядок расчета показателей рентабельности продукции.
5.Факторы. влияющие на величину рентабельности продукции.
Литература: [1, 2, 3, 7, 12, 32, 33, 37, 38, 39, 41]
Дата: 2016-10-02, просмотров: 299.