Тема 4. Анализ рентабельности продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значение, задачи и источники информации. Анализ рентабельности продукции. Факторный анализ рентабельности продукции. Анализ рентабельности отдельных видов продукции.

 

К показателям рентабельности продукции относят:

1. Рентабельность отдельных изделий — рассчитывается как отношение прибыли от изделия до себестоимости самого изделия.

2. Рентабельность реализованной продукции — рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (или чистой прибыли) к выручке от реализации продукции.

3. Рентабельность производства — рассчитывается как отношение прибыли от реализации до стоимости основных фондов и материальных оборотных средств.

Показатели рентабельности определяются в коэффициентах или в процентах и показывают часть прибыли в каждой денежной единице расходов, или долю товарной продукции в ее себестоимости.

Показатели рентабельности можно рассчитывать и за отдельными структурными подразделами, и по видам деятельности.

Показатели рентабельности используют для оценки результатов деятельности предприятия, его структурных подразделов, в ценообразовании, инвестиционной политике, для сравнительного анализа родственных предприятий, которые вырабатывают такую самую продукцию, для выбора вариантов формирования ассортиментов и структуры продукции, анализа рациональности производства продукции.

Задачи анализа рентабельности:

-оценка выполнения определенных параметров (плана, прогноза и т.п.);

-изучение динамики показателей;

-определение факторов изменения их уровня;

-поиск резервов роста рентабельности;

-разработка мер по использованию выявленных резервов.

Выбор и последовательность анализа определяется его задачам. Так, для оценки результатов деятельности предприятия анализируют рентабельность реализованной продукции для изучения производства отдельных видов продукции с точки зрения спроса на них, целесообразности их выпуска - рентабельность отдельных изделий и факторы ее изменения.

Следует изучать уровень рентабельности не только в целом по предприятию, а и в его структурных подразделах, а также по видам деятельности предприятия (основная, инвестиционная, финансовая и т.п.).

Изменение рентабельности отдельных видов продукции происходит под влиянием разных факторов, некоторые из них показано на рис. 4.1.

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ИЗДЕЛИЯ
Цена реализации
Себестоимость изделия
Качество продукции
Спрос на рынке
Показатели инфляции
Прямые материальные зхатраты
Прямые трудовые затраты
Непрямые затраты

 

 


Рис. 4.1. Структурная схема рентабельности единицы изделия

 

Факторы изменения цены реализации и себестоимости изделия считаются факторами первого, а все другие — факторами второго порядка. Определение влияния факторов первого порядка проводится методом цепных подстановок или методом абсолютных разностей.

Для предприятия важно изучение рентабельности реализованной продукции через отношение валовой прибыли к выручке от реализации.

Рентабельность реализованной продукции целесообразно анализировать, учитывая влияние таких факторов:

-изменение структуры и ассортименты продукции;

-изменение себестоимости продукции;

-изменение отпускных цен на продукцию.

 

Практическое занятие 1

1. Значение, задачи и источники информации.

2. Анализ рентабельности продукции.

3. Факторный анализ рентабельности продукции.

4. Анализ рентабельности отдельных видов продукции.

5. Решение задач

Задача 1

Рассчитать недостающие показатели, а также влияние факторов. Сделать выводы

Наименование изделий (шифр изделий) Реализация, тыс. грн Себестоимость изделия Уровень рентабельности Отклонение от плана
по плану фактически по плану фактически по плану по фактической цене и плановой себестоимости за отчетом всего в т.ч. за счет
цены себестоимости
б
А            
Б            
В            
Г            

Задача 2

Рассчитать влияния факторов на рентабельность реализованной продукции. Сделать выводы

Показатели рентабельности реализованной продукции Выручка от реализации, тыс. грн Себестоимость реализованной продукции, тыс. грн Уровень рентабельности, %
1. По плану  
2. По плану и фактическим объемом и структурой продукции  
3. Фактически по плановым ценам на материалы и продукцию  
4. По отчету  

Задача 3

Рассчитать отклонения по показателям отчетного года от предыдущего, произвести расчет недостающих показателей, сделать выводы. Формулы расчета недостающих показателей должны быть указаны.

Показатели Предыдущий год Отчетный год
1.Имущество предприятия
2.Собственный капитал
3.Основные средства по первоначальной стоимости
4.Выручка от реализации (без НДС)
5.Расходы на производство
6. Валовая при быль ? ?
7.Чистая прибыль 812,7 851,2
8.Рентабельность имущества, % ? ?
9.Рентабельность собственного капитала, % ? ?
10.Рентабельность основных средств, % ? ?
11.Рентабельность продукции, % ? ?
12.Рентабельность основной деятельности, % ? ?
13.Период окупаемости собственного капитала ? ?

Вопросы для самоконтроля:

1.Сущность рентабельности продукции.

2.Задачи анализа рентабельности продукции.

3.Информационная база проведения анализа рентабельности продукции.

4.Порядок расчета показателей рентабельности продукции.

5.Факторы. влияющие на величину рентабельности продукции.

Литература: [1, 2, 3, 7, 12, 32, 33, 37, 38, 39, 41]


Дата: 2016-10-02, просмотров: 205.