Тема 1. Организация экономического анализа на предприятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание, функции и задача экономического анализа. Предмет, объект и принципы экономического анализа. Метод экономического анализа, его особенности. Классификация методических приемов и способов экономического анализа. Организация аналитической работы на предприятии.

 

Хозяйственная деятельность предприятий, как и другие явления общественной жизни, требует систематического изучения для успешного и эффективного управления ею. Одним из способов изучения деятельности является анализ (от греческого analysis) и означает "разделять", "расчленять". В отношении экономического анализа – это означает вычленение отдельных показателей хозяйственной деятельности из общих составляющих для последующего их изучения.

Анализ экономических показателей дополняется противоположным – синтезом (от греческого "synthesis") который, объединяя отдельные показатели в единое целое, позволяет изучить связи и зависимости между ними. Таким образом, анализ и синтез в комплексе обеспечивают изучение явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимодействии. Экономический анализ проводится на всех уровнях управления экономикою: на уровне государства, отраслей и регионов (макроэкономика), на уровне предприятий и организаций (микроэкономика).

Под финансово-экономическим анализом деятельности предприятий следует понимать комплексное изучение их функционирования с целью объективной оценки достигнутых финансовых результатов и выявление путей дальнейшего повышения прибыльности (рентабельности) при обеспечении безопасного уровня ликвидности.Такое изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятия присуще финансово-экономическому анализу, т.е. оно формирует предмет этой научной дисциплины.

Цель экономического анализа – содействие выполнению планов предприятий и их подразделений, а также других хозяйственных формирований, содействие дальнейшему развитию и улучшению экономической работы благодаря подготовке проектов оптимальных управленческих решений.

Основными задачами экономического анализа являются:

- объективная оценка работы предприятия и его подразделений посредством сравнения результатов с расходами;

- выявление влияния соответствующих факторов на показатели, которые анализируются, и изучение причинных связей;

-поиск имеющихся резервов повышения эффективности производства;

-разработка конкретных мероприятий по использованию выявленных резервов и осуществления контроля за их выполнением;

-обобщение результатов анализа для принятия рациональных управленческих решений;

- оценка реальности, напряженности и оптимальности планов и обоснованности норм потребления ресурсов;

- выявление обеспеченности предприятия материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами;

- оценка действенности текущего контроля на всех производственных участках;

- изучение новаций и содействие их применению;

- изучение конкурентоспособности своего предприятия и конъюнктуры рынка.

Экономический анализ тесно связан со многими экономическими и неэкономическими дисциплинами: диалектикой, политической экономикой, маркетингом, организацией производства и управления, финансированием и кредитованием предприятий, экономико-математическими методами.

Каждая научная дисциплина имеет свой предмет и метод исследования. Термин "метод" происходит от греческого "methods", что в переводе означает "путь к чему-то", т.е. знания о том, каким способом, в какой последовательности нужно решать те или иные задачи. Под методом в широком смысле этого слова следует понимать пути, способы и средства познания действительности, совокупность органично увязанных принципов и приёмов исследования разнообразных явлений.

Метод экономического анализа деятельности предприятий определяется содержанием и особенностями предмета, которые, в свою очередь, обуславливаются теми конкретными целями, требованиями и задачами, которые встали на данном этапе развития экономики или просматриваются в перспективе. Предмет отвечает на вопрос, что изучается, а метод – как изучается, какими способами и при помощи каких именно средств.

Под методом экономического анализа понимают научно обоснованную систему теоретико-познавательных категорий, принципов, способов и специальных приемов исследования, которые позволяют принимать обоснованные управленческие решения и базируются на диалектическом методе познания.

Категории экономического анализа – это наиболее общие, ключевые понятия данной науки. К таким относятся, например: факторы, резервы, модель, результативный показатель, процент, дисконт, финансовый результат, капитал, обязательства, активы, денежный поток, леверидж и др.

Принципы экономического анализа регулируют процедурную сторону его методологии и методики. К ним относят: системность и комплексность, периодичность, понятность и адекватность понимания, достоверность и объективность, своевременность.

Метод анализа имеет специфические особенность. К ним относят:

- использование системных показателей, которые характеризуют деятельность предприятия;

- изучение причин изменения показателей;

- изучение и измерение взаимосвязей и взаимозависимостей между ними с помощью специальных приемов.

Все приемы экономического анализа можно разделить на две группы: качественные и количественные. Качественные приемы исследования не дают числовой характеристики явлений, которые изучаются, а только отвечают на вопрос, как исследовать экономические процессы, определяют способы подхода к изучению закономерностей. Качественные приемы присущи как процессу научного познания в целом, так и отдельным научным сферам исследования.

Количественные приемы исследования дают числовую характеристику экономических явлений и подразделяют на описательные и аналитические.

 

Практическое занятие 1

1 Роль экономического анализа при рыночных отношениях в экономике

2 История и перспективы развития экономического анализа

3 Предмет, цель и задачи экономического анализа. Основные его категории.

4 Связь экономического анализа с другими научными дисциплинами.

5 Сущность метода экономического анализа, его характеристика и методологическая основа.

6 Технические приемы экономического анализа и их классификация.

7 Характеристика качественных (абстрактно-логических) приемов.

8 Характеристика количественных приемов:

8.1. описательных;

8.2. аналитических.

9. Решение задач

Задача 1

Произвести расчет факторов, влияющих на результатирующий показатель всеми способами элиминирования, табл. 2.1.

Таблица 2.1

Показатель По плану Фактически Отклонение от плана Выполнение плана, %
1. Товарная продукция за месяц, тыс. грн. 140,8 140,4    
2. Среднеучетная численность рабочих, чел    
3.Отработано всеми рабочими человеко-дней    
1. Отработано всеми работниками человеко-часов    
5. Среднее число дней, отработанных одним рабочим    
6. Средняя продолжительность рабочего дня,час. 7,8    
7. Средняя выработка одного рабочего, грн.        
а) месячная    
б) дневная    
в) часовая    

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие экономического анализа в рыночной экономике.

2. История и перспективы развития экономического анализа.

3. Природа управленческих решений.

4. Процесс принятия управленческих решений и экономический анализ.

5. Управление по отклонениям и экономический анализ.

6. Предмет, цель, содержание, задачи и принципы экономического анализа.

7. Связь экономического анализа с макро- и микроэкономикой, экономикой предприятия, бухгалтерским учетом, статистикой, математикой, финансами, маркетингом, менеджментом и другими дисциплинами.

8. Методические принципы организации экономического анализа. основные этапы аналитической работы и их характеристика.

9. Обобщение и оформление результатов анализа.

10. Определение метода курса.

11. Прием детализации.

12. Метод сравнения.

13. Сравнимость показателей.

14. Моделирование экономических процессов.

15. Балансовый и сальдовый методы.

16. Метод элиминирования и его технические приемы.

17. Статистические методы исследования используемые в экономическом анализе.

18. Экономико-математические методы, применяемые в анализе.

19. Организация аналитических работ.

20. Порядок планирования аналитической работы.

21. Исполнители проведения анализа.

22. Этапы аналитического исследования.

23. Порядок обобщения и оформления материалов аналитической работы.

Литература: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10 32, 33, 37, 38, 41]

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.