Успех – это успеть.
М.Цветаева.
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями, учреждениями встает задача работать по-новому, овладевая новым типом экономического поведения, разрабатывая эффективные способы управления производством, совершенствуя организацию труда персонала.
В условиях современного мира усиливается роль и значение, как работников организации, так и существующей системы управления персоналом для достижения организацией своих целей. Это обусловлено целым рядом факторов, важнейшими из которых являются:
- быстрое изменение внешней среды, предъявляющей высокие и нетрадиционные требования к работникам;
- возрастание требований к качеству производимых изделий и оказываемых услуг;
- изменение ценностных ориентации людей в трудовой деятельности, что требует направленности мотивационного механизма организации на повышение качества жизни сотрудников;
- все очевиднее становится ограниченность технократических подходов к управлению ресурсами организации, важнейшими из которых являются:
1) время, которое возврату не подлежит;
2) персонал, представляющий собой главный источник творчества и инноваций;
3) капитал, обладание которым делает реальным коммерческие и благотворительные проекты;
4) природные ресурсы, которые всегда ограничены;
5) информация, обладание и правильная интерпретация которой становятся залогом выживания и развития;
- усложнение и дифференциация экономической деятельности, ее резко возросшая интеллектуализация в условиях быстро увеличивающегося объема рассеянной информации.
Поэтому искусство управления персоналом становится основным параметром, определяющим конкурентоспособность субъектов хозяйствования, т.к. организации могут достичь своих целей, лишь опираясь на высокий уровень творческого потенциала всех сотрудников.
В настоящее время руководители многих предприятий Республики Беларусь не в полной мере осознали названные выше особенности современной экономической ситуации. В связи с этим они не в состоянии сделать соответствующие выводы для построения своей кадровой политики. Сегодня ситуация с кадрами на ряде предприятий имеет следующие характеристики:
– равнодушие и недостаточная идентификация работника с предприятием, на котором он работает, с выполняемым заданием, порождает феномен «внутреннего увольнения», т. е. человек не меняет место работы или сферу деятельности, а становится разочарованным инфантильным пессимистом, не заинтересованным в производительном труде;
– наличие высокой степени бюрократизма в организации создает недоверие между руководством и исполнителями, снижает уровень творчества, что негативно сказывается на конечном результате;
– недостаточная ориентация на достижение целей предприятия, отсутствие у большей части работников предпринимательского мышления; это порождает эгоизм и эгоцентризм в их поведении, что ведет к снижению эффективности коллективного труда и не способствует сплочению коллектива;
– на предприятиях не создаются условия для проявления творческих способностей работников, ограничиваются их свободы действий; это побуждает их проявлять свои способности в других местах, там, где их знания и опыт оцениваются адекватно их усилиям, т.е. вне предприятия в свободное от основной работы время, а иногда и в теневой экономике.
Характерно, что причиной перечисленных выше недостатков является не ограниченные способности работников, а практическое отсутствие на предприятиях целостной системы управления персоналом, построенной на современной качественной основе.
Основной целью управления персоналом является использование с наибольшей эффективностью его потенциала для достижения целей организации . Под кадровым потенциалом понимается уровень совместных возможностей персонала организации, в которые интегрируются
– профессиональные возможности работников и руководителей;
– организационная культура;
– сложившиеся в организации межличностные отношения (социально-психологический климат коллектива организации);
– преобладающий стиль руководства.
В реализации кадрового потенциала можно выделить два основных направления – стабилизация и развитие (рисунок 1.1).
Основой системы управления персоналом предприятия (рисунок 1.2), является механизм управления, включающий в себя принципы, функции, методы управления и стиль руководства .
Сегодня ценность «человеческих ресурсов» признается всеми. Но так было не всегда. Формирование целостной системы поиска и отбора персонала имеет долгую и сложную историю.
Весь период становления системы подбора кадров можно условно разделить на три основные этапа:
1. Донаучный этап начинается еще 4-5 тысяч лет назад в период
формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке ( Шумера, Египет,Аркада).
Например, в Египте существовала школа чиновников, готовившая элитную касту государственных служащих. В эту школу был строжайший, целенаправленный отбор по многим критериям. Умственные способности, физическое развитие, культурный уровень и многое другое, влияли на зачисление в эту школу.
К началу нашей эры сформировалась очень сильная школа отбора в Древнем Китае.
Конфуций и его приемники создали целую философию отбора чиновников и
представителей знатных сословий. Основой отбора чиновника на службу стала не принадлежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги, качество ума и интеллект.Наивысшие достижения донаучного этапа приходятся на период рассвета Др. Греции. В ту пору профессионализм ремесленников, мореплавателей, воинов достиг невиданных высот. Поэтому требования к профотбору резко ужесточились и усложнились. Этому в значительной мере способствовали труды древнегреческих
мыслителей (Аристотель, Платон и т.д.), которые впервые в истории
попытались систематизировать критерии и качества, необходимые для того или иного рода деятельности. В средние века известно также не мало примеров применения различных способов поиска и отбора кадров, но все это были лишь попытки создать целостную систему отбора персонала. В донаучный период сформировались отдельные элементы, части этой системы, но более-менее законченную целостность она обрела позже.
2.классическому этапу положила великая индустриальная
революция XVIII -ХIX веков, которая стимулировала развитие европейского
капитализма. Замена малопроизводительного ручного труда властью пара и машин повлекла за собой изменения условий работы, общественных форм разделения труда и т.д. Новый тип служащего, босс, руководитель, который теперь не обязательно является собственником, как это было в прошлом, становится могучим посредником в новой фабричной системе. Со всеми этими изменениями растет разрыв между
рабочими и собственниками, хозяевами. Возникла острая необходимость в
отдельной структуре организации, которая могла бы стать связующим звеном между противоборствующими сторонами.
И такие структуры (отделы, службы), призванные заниматься вопросами
персонала, вскоре появились.
Точной даты возникновения первого департамента не зафиксировано, но к концу XIX - началу XX века крупные предприятия уже имели в своей структуре специальные кадровые службы. Первые администраторы по персоналу именовались секретарями по благосостоянию. Их функция состояла в посредничестве между администрацией и рабочим; другими словами, они должны были говорить с рабочими на понятном для них языке, а затем давать рекомендации управляющим по
поводу того, что нужно делать, чтобы добиться от рабочих наилучших
результатов. Кадровая проблема в то время решалась незатейливо: лучших
работников просто переманивали с другого предприятия денежными посулами и всевозможными привилегиями.
Первым, кто решил научно обосновать проблему отбора кадров, были американский ученый Парсонс и известный немецкий психолог Мюнстерберг.
Но кардинальные изменения в системе отбора персонала стали возможны только к 20-м годам двадцатого века. В эти годы широко распространяется учение Тейлора о научной организации труда. В сфере кадровой политики Тейлор особое внимание уделял созданию специальной системы поиска и отбора персонала, а также оценке деятельности руководителя соответственно занимаемой должности. Наиболее развитые державы (США. Германия, Франция и т. д.) использовали систему Тейлора, а также активно разрабатывали свои собственные системы отбора кадров.
Во многих американских компаниях образовывались «отделы установки личного состава», целями которых были привлечение рабочей силы, отбор, начальная установка, выдвижение, воспитание и обучение, здоровье рабочих, техника безопасности и санитарии, улучшение быта, методы изучения персонала.Германское правительство повсеместно привлекало психологов к подбору в армию и на предприятия. В начале 1920-х годов в Германии был проведен глобальный опрос руководителей фирм. Цель опроса - выявления критериев детального описания конкретных профессий. Для облегчения и систематизации получаемых от руководителей фирм и рабочих ответов, Институтом Прикладной Психологии в Берлине была разработана анкета, содержащая 151 вопрос. На основании тысяч ответов на эти вопросы, со стороны представителей различных профессий удалось
создать ряд «профессиональных психограмм».Например; « машиниста, наборщика, вагоновожатого, конторщика, телефонистки» в виде со6рания карточек. Картотеки профессий.
Советский Союз также активно использовал открытия психотехники. Большая часть промышленных предприятий начала пользоваться методиками работы с персоналом, разработанными в недрах одной из девяти лабораторий ЦИТа.
3. Современный этап. Переломным моментом в работе кадровых служб -
перенос опыта отбора кадров из промышленности во все сферы экономики – можно считать создание в конце 1950-х - начале 1960-х гг. «теории качеств»(первоначально разрабатывалась для управленцев). Представители этого направления шли по пути поиска необходимых для лидера личностных качеств, таких как «энергичность», «воля», «решительность», «оперативность» и т.д. В разных исследованиях фигурировало множество качеств, необходимых, с точки зрения исследователей, для успешного выполнения управленческих функций. Среди них такие как умение предвидеть, быстрая реакция, выдержка, терпение, способность привлекать внимание, такт, но прежде всего энергия, ум и характер.
Наиболее слабой и уязвимой стороной новой теории стала ее основная идея,
согласно которой управляющий должен обладать всеми добродетелями и ни одним пороком. К. Бирд, обобщив 20 исследований, указал 79 качеств необходимых для лидера. В те годы исследования на эту тему росли как грибы, и часто доходило до абсурда, когда результаты одних исследований противоречили результатам других.
Как считал Олпорт, из 17 000 определений, используемых в английском языке для описания индивидуума, почти каждое может быть использовано для характеристики лидера. Через несколько лет С.Джиб сделал вывод о том, что многочисленные исследования симптомо-комплексов лидерства не состоятельны ввиду того, что разнообразные ситуации требуют проявления различных, часто противоположных качеств от человека, призванного управлять. Ошибкой являлось так же то, что эти списки представляли собой набор прилагательных или существительных, которыми фактически подменялись искомые качества. Чем длиннее оказывался перечень, тем
менее надежным оказывался итоговый результат оценки. К тому же отсутствовала процедура перевода первичных оценок в стандартизированные статистические .
«Теория качеств» представляла собой первую попытку решения проблемы
индивидуального различия людей в целях их отбора для управляющей работы. Она носила утопический характер и не могла служить основой в процессе профессионального отбора управляющих. Несмотря на это, теория послужила отправным толчком для создания последующих, гораздо более эффективных, систем отбора персонала.В Советской России в 1960-х гг. нашего столетия также начался новый виток развития систем отбора персонала. Этот процесс связан с появлением и бурным ростом заводской (прикладной) социологии. Ее создавали главным образом академические социологи. Во всяком случае, так было на первом этапе.
Первоначально заводская социология получила статус в службах социального развития на крупных предприятиях, где бок о бок трудились социологи,
психологи и экономисты. Позже возникли службы: бюро, сектора, отделы и
лаборатории при отраслях, регионах, городах.
Расцвет прикладной социологии и психологии труда приходится на 70-е и начало 80-х годов. К этому времени возникли самостоятельные школы и направления, в ряде отраслей (Минэлектропром, Минрадиопром, Минпромсвязи, Минсудпром) сложилась разветвленная система заводских служб.
К концу 80-х годов, в связи с глобальным реформированием общества, заводские службы стали исчезать. Их функции в области подбора персонала перешли к новым отделам кадров и рекрутинговым агентства
В настоящее время большая часть современных и эффективных систем поиска и отбора (оценка, аттестация) персонала разрабатываются и применяются специализированными фирмами: кадровыми центрами и рекрутинговыми агентствами ( и это справедливо не только для нашей страны, но и для всего мира).
Вопросы для самоконтроля.
1.Дайте определение понятия «управление персоналом»?
2. В чем отличие понятия « стратегия» и «кадровая политика»?
3. Кадровая политика предприятия. Этапы разработки и реализации кадровой политики.
4.Характеристика отношений работников и организации при разных типах кадровой политики. Факторы, влияющие на выбор организацией той или иной кадровой политики.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 262.