Рожкова Людмила Ивановна
Управление персоналом
Учебное пособие
Минск - 2011
Предисловие
Сегодня существует много названий в научной, популярной литературе равноценных заменителей названий курса « кадровый менеджмент», «управление персоналом», « управление человеческими ресурсами»,
« управление трудовыми ресурсами предприятия». Если вам встречаются такие названия, помните, то, что это материал, который поможет специалисту в области управления персоналом углубить и расширить знания в данной конкретной области знаний.
Управление персоналом понимается как совокупность воздействий на коллектив и отдельных работников с целью оптимального и эффективного использования в производственном процессе их знаний, умений, способностей.
Данное учебное пособие предназначено для подготовки специалистов технического и инженерно – экономического направления в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.
В пособии используются активные методы обучения с использованием
И моделированием производственных ситуаций их анализом, ролевыми играми. Будут представлены тесты, ориентированных на: диагностику и самооценку личностных характеристик.
Автор не ставила перед собой цель наиболее полно изложить теоретический материал, но позволит систематизировать определенные знания накопленные специалистом раннее но, и при изучении данного курса «Управление персоналом» при этом обогатит знаниями в данной конкретной области человеческих знаний.
Глава 1 Человек на предприятии.
Людей интересуете не вы
Их и интересуют они сами.
Д. Карнеги.
Термин "человеческий капитал" впервые появился в работах Теодора Шульца (Theodore Schultz), экономиста, интересовавшегося трудным положением слаборазвитых стран. Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».
Можно описать человеческий капитал как комбинацию следующих факторов.
· Качества, которые человек привносит в свою работу: ум, энергия, позитивность, надежность, преданность.
· Способность человека учиться: одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка («как делать дела»).
· Побуждения человека делиться информацией и знаниями: командный дух и ориентация на цели.
В управлении человеческие ресурсы — самый обременительный из всех активов. Почти безграничное разнообразие и непредсказуемость людей делают их невероятно сложными для оценивания, гораздо сложнее, чем любой электромеханический узел, поступающий с предписанными практическими спецификациями. Тем не менее люди — единственный элемент, обладающий способностью производить стоимость. Все остальные переменные — деньги и их «родственник» кредит, сырье, заводы, оборудование и энергия — могут предложить лишь инертные потенциалы. По своей природе они ничего не прибавляют и не могут добавить, пока человек, будь это рабочий самой низкой квалификации, искуснейший профессионал или руководитель высшего звена, не использует этот человеческий потенциал, заставив его работать.
Одна из основных движущих сил в выполнении работы — знание. Знание о том, насколько мы преуспели, непосредственно связано с удовлетворением от выполненной работы. Единственное, что доставляет нам больше удовольствия, чем созерцание собственных достижений, — когда наш начальник видит результаты нашего труда и хвалит нас за хорошо сделанную работу.
Чтобы поддержать конкурентоспособную позицию на рынке XXI века, менеджменту придется найти методы, повышающие его информированность о людях. Самое рентабельное и долговременное решение проблемы дефицита талантов — помочь каждому человеку стать более производительным. Это обязывает менеджмент выяснить, как инвестировать в потенциал человеческой производительности.
В индустриальной эре инструменты производства воздействуют на сырье. В постиндустриальной — инструменты производства воздействуют на информацию, которая, в свою очередь, сообщает нам, как и когда менять соответствующие сведения и службы. Применение электронных технологий для того, чтобы производить полезные данные и быстро ими оперировать, еще только начинается. Производственный цикл начинает замыкаться, когда люди узнают, какие именно сведения им нужны, где, когда, в каком виде и от кого. Когда люди узнают, что означают эти сведения, круг замыкается и производительность повышается. Умение анализировать и интерпретировать превращает данные в информацию и порой — в осознание. Это единственный реальный способ решить проблему нехватки талантов. Тогда, десятилетия назад, Шульц был прав.
В последние годы XX века менеджмент полагал, что люди, а не деньги, здания или техника — решающий отличительный признак успешного предприятия. По мере движения в новое тысячелетие и существования в условиях экономики, основанной на знаниях, становится невозможным отрицать, что именно человеческий потенциал — источник прибыли. Любое имущество организаций, кроме людей, бездеятельно, это пассивные ресурсы, требующие вмешательства человека для производства стоимости.
Ключ к поддержанию доходности компании или к здоровой экономике — производительность рабочей силы, человеческий капитал. Для американской экономики, где свыше половины ВВП приходится на информационный сектор, очевидно, что знающие люди — движущая сила.
В течение столетий функционирования индустриальной рыночной экономики основой управления кадрами являлись иерархические отношения между собственником и подчиненными ему работниками. Это взаимодействие можно выразить формулой « хозяин – работник ».А управление кадрами определить как использование работников для достижения целей, которые поставили собственники фирмы, предприятия.
Ели это была фабрика, завод – то управляющий, мастер преданность, которых, проверялась десятилетиями и даже целыми поколениями. В современном мире на предприятии отношения между собственниками и наемными работниками представляют более сложными.
Во - первых, фигура собственника становится неопределенной, так как сегодня доминирует форма собственности коллективная, которая предполагает большое число собственников, в той или иной степени влияющей на дела предприятия. Кроме того, на дела могут воздействовать разные субъекты хозяйственного процесса: банк, который финансирует проект, инвестор, профсоюз, государственные учреждения и т. д.
Во - вторых, управление на предприятии становится профессией и особой сферой деятельности. При этом интересы и цели менеджеров управленцев разного уровня не совпадают с целями наёмных работников на предприятии. Поэтому не зависимо от масштабов производства, форм собственности профессионализация управления сегодня столь высока, что даже индивидуальные предприниматели, частные унитарные предприятия прибегают, к услугам экспертов и менеджеров по управлению в сфере управления кадров не говоря о холдингах, корпорациях, унитарных предприятий, обществах ограниченной ответственностью и др.
Участники предприятия ( фирмы) – это люди, от которых зависит выработка и осуществление хозяйственных решений внутри предприятий( фирм).
Традиционно к участникам предприятия относятся:
1.Собственники.
2. Менеджеры( эту группу можно разделить на руководителей высшего, среднего, низшего звена управления).
На предприятиях промышленно-развитых стран принята следующая классификация занятых в производственном процессе:
1. Top-менеджеры (высшее звено управления).
2. Middle-менеджеры (среднее звено управления).
3. Low-менеджеры (supervisors – низшее звено управления).
4. «Белые воротнички» – инженерно-технический персонал и конторские служащие.
5. «Синие воротнички» – рабочие, занятые физическим трудом.
6. «Серые воротнички» – работники социальной инфраструктуры.
Во всех странах наблюдается тенденция роста количества «белых воротничков».
Низовое звено
Представители:
• мастера;
• старшие мастера;
• руководители малых групп;
• младшие начальники.
Задачи:
• распределение заданий, контроль их выполнения;
• несут ответственность за рациональное использование ресурсов.
Характер работы:
• частая смена заданий (оперативная работа);
• короткий период выполнения текущих решений, которые принимает мастер;
• больше контактируют с исполнителями, чем с начальством.
Специфические требования:
• умение ослаблять напряженность от решений высшего руководства;
• умение предотвращать конфликты;
• обоснованное, рациональное распределение заданий и закрепление ответственности за работниками;
• способность мотивировать труд.
Среднее звено
Представители:
• начальники цехов;
• начальники лабораторий;
• начальники отделов;
• функциональные руководители.
Задачи:
• координирование работы младших начальников (менеджеров);
• подготовка необходимой информации для руководства высшего звена;
• представление решений высшего звена управления в удобной, понятной форме младшим начальникам (в виде конкретных заданий);
• анализ производственно-экономических показателей;
•оказание содействия своими решениями продвижению новых разработок, идей.
Специфические требования:
• владение различными методиками анализа с использованием компьютерных средств;
• знание научных методов управления и принятия решений;
• владение методами в области психологии управления;
• умение мотивировать труд.
Основной характеристикой среднего уровня менеджмента является то, что он является информационно-аналитическим центром. С одной стороны, представители этого уровня анализируют то, что происходит на низовом уровне, с другой – дают высшему руководству информацию, которая может быть использована при стратегическом планировании.
Высшее звено
Представители:
• президент;
• вице-президент;
• директор и его заместители.
Задачи:
• текущее и стратегическое планирование и управление.
Специфические требования:
• гибкость в принятии решений;
• учет макросреды;
• способность предвидения (основанная на профессиональном опыте, интуиции);
• способность к новаторству;
Работники
Рабочие разных уровней квалификации:
• экономические знания – 10%;
• знания в области управления – 5%;
• технические знания – 85%.
Неквалифицированные работники.
4.Деловые партнеры(поставщики, клиенты)
5.Службы государственной администрации районной, местных органов самоуправления.
Вопросы для самоконтроля
1. Трудовые ресурсы. Классификация персонала промышленного предприятия.
2. Структура трудового потенциала организации и факторы, влияющие на его изменения.
3. Показатели эффективности использования трудового потенциала предприятия.
4. Управление численностью и структурой трудового потенциала организации.
Вопросы для самоконтроля.
1. Какие сегодня существуют институты, которые регулируют трудовые отношения в Республике Беларусь?
2. Как сегодня работники организаций, предприятий участвуют в управлении?
3. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.
4. Правовое обеспечение системы управления персоналом.
Вопросы для самоконтроля.
1.Дайте определение понятия «управление персоналом»?
2. В чем отличие понятия « стратегия» и «кадровая политика»?
3. Кадровая политика предприятия. Этапы разработки и реализации кадровой политики.
4.Характеристика отношений работников и организации при разных типах кадровой политики. Факторы, влияющие на выбор организацией той или иной кадровой политики.
Требования к критериям отбора.
При установлении критериев отбора должны быть соблюдены следующие требования :
• валидность
• полнота
• надежность
• необходимость и достаточность критериев.
Валидность критериев отбора. Валидность критериев означает, что критерии отбора должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на одится отбор.
Полнота критериев. Требование полноты критериев, используемых при отборе означает, что они должны учитывать все ключевые характеристики, важные для успешной работы в данной должности. Неполнота критериев отбора может привести к
тому, что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие организацию по
некоторым важным рабочим показателям.
Надежность критериев. Отбор на основании установленных критериев должен обеспечивать точность и устойчивость результатов. Результаты, полученные в ходе
отбора, не должны быть случайными.
Необходимость и достаточность критериев. Не следует перегружать процесс поиска кандидатов и излишне сокращать число возможных кандидатов, беря за
основу критерии, которые не являются необходимыми или обязательными для успешной работы в должности.
ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ КАДРОВОГО ПОПОЛНЕНИЯ.
При решении задачи поиска возможных источников кадрового пополнения каждая организация использует свои методы. Поиск работников для замещения вакантных должностей может осуществляться как за счет внутренних ресурсов организации, так и за счет внешних источников.
Работа по поиску подходящих людей начинается на основе уже существующих критериев отбора.
При внутреннем отборе наиболее часто используются такие подходы к выявлению подходящих кандидатов, как:
• Выявление наиболее подходящих кандидатов из числа работающих на основании формальных характеристик (образование, профессия, стаж работы, возраст, пол ) и др.;
• Формирование кадрового резерва для выявления потенциальных кандидатов, соответствующих основным требованиям работы в вакантной должности.
• Привлечение работников организации к конкурсу на замещение вакантных
должностей через информирование об имеющихся вакансиях и условиях участия в конкурсе. Наличие большого числа претендентов, отвечающих минимальным требованиям, является важным условием для замещения имеющейся вакансии наилучшей кандидатурой. При этом число кандидатов на одно вакантное место может колебаться от нескольких человек до нескольких десятков.
Преимуществами внутренних замещений можно назвать множество различных факторов:
- предоставление уже работающему сотруднику возможности
профессионального роста;
- формирование у личности требуемых качеств, для занятия новой должности;
ограничение текучести кадров;
- сведение к минимуму ошибки при отборе за счет знания работника, его
опыта и деловых качеств, следовательно, его соответствии предполагаемой
должности;
- сокращение затрат на найм;
- повышение лояльности персонала и стимулирование к большей отдаче в
работе и т.д.
Большинство же недостатков в отборе внутренних кандидатов (застой новых
идей, угроза возможного накопления сложных личностных взаимоотношений
работников) и др. являются достоинствами внешних замещений.
Привлечение внешних рынков труда зачастую неизбежно, поскольку любой
организации рано или поздно требуется «свежее дыхание».
Достоинствами данного источника набора можно назвать:
выбор из большого числа претендентов;
· уменьшение угрозы возникновения интриг внутри «застоялого» коллектива;
· уменьшение затрат на обучение или переподготовку, при условии отбора квалифицированного сотрудника.
Внешний источник набора при этом совсем не безупречен: относительно долгий период привыкания нового сотрудника, возможное ухудшение морально- психологического климата в коллективе с его приходом, а также эффект «кота в мешке», когда первые впечатления о профессиональных и коммуникативных способностях кандидата не совпадают с реалиями. Все это делает метод использования внешних источников довольно рискованным.
Базис успешного отбора персонала в организации исходит из принципов
рационального совмещения внутренних и внешних источников отбора на вакантные должности.
ТЕХНОЛОГИИ ОТБОРА.
После того, как организация решила задачи по определению потребности в
персонале, разработке критериев отбора и поиску его источников, она выбирает оптимальные средства и методы для отбора кадров. Тем самым организуя непосредственную работу по отбору персонала.
Выбор методов и средств поиска, а также путей привлечения кандидатов зависит от направления деятельности организации, от финансовых средств, выделяемых на подбор персонала, от имеющихся вакансий и от того, насколько срочно должна быть заполнена данная вакантная должность.
Возможными источниками рационального отбора рабочей силы являются:
• рекрутинговые агентства;
• службы (центры) занятости, биржи труда, ярмарки вакансий;
• школы, гимназии, колледжи;
• высшие и средние специальные учебные заведения;
• личные знакомства (контакты);
• работники, уже работающие в организации;
• самостоятельное обращение в организацию людей, ищущих работу;
• переманивание лучших работников из других организаций - "охота за
головами» .
Для привлечения в организацию новых работников довольно часто используют
рекламные объявления о вакантных должностях в газетах, журналах
(специальных и рассчитанных на широкую аудиторию), по радио и кабельному телевидению. Для этих целей могут также быть использованы отраслевые или тематические выставки, ярмарки вакансий.
Выбор средства массовой информации должен быть обусловлен учетом
существующих предпочтений потенциальных кандидатов. Для того чтобы решить вопрос, через какое средство массовой информации следует дать объявление о поиске кандидатов на вакантные должности в высшем руководстве, в экономической службе, в службе маркетинга и т.п., следует ответить на вопрос, какие газеты читают, какие радиостанции слушают потенциальные кандидаты на имеющиеся вакансии?
Хорошо продуманное рекламное объявление должно одновременно решать ряд задач:
• привлечение наиболее подходящих кандидатов;
• исключение обращений со стороны лиц, мало подходящих для имеющихся вакансий.
• обеспечение достаточного числа обращений со стороны потенциальных
претендентов на должность.
Новым и перспективным средством поиска и привлечения кандидатов в наши дни стал Интернет. Основными преимуществами этого средства поиска являются его относительная дешевизна и высокая скорость распространения информации.
Кроме того, при этом автоматически происходит и первичный отсев, поскольку на сегодня пользователями Интернета являются люди, обладающие достаточно высоким образовательным уровнем.
В Интернете можно найти сайты, ориентированные на работодателей, где
публикуются резюме специалистов, советы по поиску и отбору кадров и т.п.;
специализированные сайты, ориентированные на узкий сегмент рынка (например, только программисты), и универсальные, рассчитанные на всех
заинтересованных в поиске работы. Есть здесь также сайты рекрутинговых
компаний и государственных служб занятости.
Имея долгосрочные связи с учебными заведениями организация может рассчитывать на получение квалифицированной рабочей силы, что называется «с конвеера», правда такие кадры отличаются полным отсутствием опыта работы. Для устранения этой погрешности организация может использовать метод устроения профессиональной практики на своем производстве.
В настоящее время все больше организаций используют так называемую «охоту за головами» для переманивания лучших работников из других организаций. Это позволяет существенно повысить эффективность работы. Однако существует и ряд
негативных последствий:
· Относительная дороговизна этого метода.
· Снижение мотивации персонала из-за отсутствия видимых перспектив
профессионального роста.
· Возможное напряжение отношений внутри коллектива.
Как заинтересовать потенциальных кандидатов работой в организации?
Здесь есть разные возможности.
Возможность быстрого роста, продвижения по службе.
Динамично развивающиеся организации часто дают уникальную возможность сделать быструю карьеру (что предполагает последующий быстрый рост зарплаты).
Возможность самостоятельной работы, без жесткого контроля
со стороны руководства. Современные компании стремятся освободиться от
жесткого бюрократического регулирования деятельности каждого работника, они гибки и мобильны. Путь от принятия решения до его реализации на практике быстр и короток.
Теплые, дружественные отношения. Для многих
людей высокую привлекательность имеет климат командной работы, когда каждый работник понимает, каков его вклад в общее дело, когда он видит, что успех общего дела зависит от усилий всех работников.
Дополнительные льготы. Если нет возможности
предложить высокий уровень оплаты, следует определить, какие дополнительные льготы могут быть предложены для привлечения высококвалифицированных кандидатов. Это могут быть:
• организация бесплатного питания или оплата питания;
• предоставление автомобиля от компании или денежные компенсации для
работников, использующих личный автомобиль;
• оплата мобильного телефона;
• медицинское страхование за счет компании;
• распродажи для работников компании. К примеру, некоторые торговые
компании устраивают распродажи отремонтированной некондиционной техники для
своих сотрудников.
КОМПЛЕКС МЕТОДОВ ОТБОРА.
Независимо от того, идет ли речь о внутреннем или о внешнем отборе, для
установления степени соответствия кандидатов предъявляемым требованиям может
использоваться целый комплекс различных методов, направленных на
всестороннюю оценку кандидатов. Комплекс используемых методов отбора может
включать в себя:
• предварительный отбор (анализ информации о кандидате, содержащейся в
предоставленной документации: резюме стандартной формы, диплом, рекомендации и др.);
• сбор информации о кандидате (от других людей);
• личностные вопросники и тесты (в том числе и тесты профессиональных
способностей);
• групповые методы отбора;
• экспертные оценки;
• собеседование/интервью.
Необходимость использования комплекса различных методов при отборе связана с тем, что ни один из предлагаемых методов по отдельности не дает
исчерпывающей информации, на основании которой можно было бы принять
верное решение о приеме на работу. Только дополняя результаты, полученные с помощью одного метода, данными, собранными с помощью других методов, можно рассчитывать на то, что отобранные работники будут максимально соответствовать установленным критериям отбора и полностью устроят организацию.
Чтобы иметь возможность сравнивать результаты, полученные от разных
кандидатов, важно, чтобы используемые при отборе методы предполагали
единообразие фиксации полученных результатов. Этому может способствовать использование стандартных форм и бланков.
Рассмотрим некоторые методы отбора персонала, наиболее часто используемые в большинстве организаций.
АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
В соответствии с выбранной технологией отбора, предприятие чаще всего
начинает знакомство с кандидатами заочно — через изучение присланных ими заявительных документов. Обстоятельный анализ каждой из поданных «бумаг» позволяет составить первичную картину о претенденте и определить
необходимость «контактного» общения, а также сэкономить время работникам службы управления персоналом, особенно при большом количестве вакансий и желающих получить рабочее место.
Классический пакет заявительных документов включает:
1) заявление;
2) автобиографию;
3) свидетельства;
4) анкеты;
5) фотографии;
6) рекомендательные письма;
7) медицинское заключение;
Далее следует оценка присланного пакета в целом и составляется примерный
список кандидатов, удовлетворяющих требованиям организации.
Анализ предоставленных документов является простым, дешевым и достаточно эффективным методом первичного отбора кадров. В то же время, этот метод достаточно приблизителен в оценке потенциала, поскольку ориентирован исключительно на факты из прошлого кандидата, а не на его сегодняшнее
состояние и способность к профессиональному развитию.
.МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ.
Более точно определить сегодняшнее состояние кандидата с точки зрения его
соответствия требованиям, предъявляемым к вакантной должности, а также
потенциала развития можно с помощью специальных тестов, в том числе и на профессиональную пригодность. Сегодня существует достаточное число компаний, специализирующихся в области тестирования для диагностики различных качеств и характеристик личности - темперамента, аналитических способностей,коммуникабельности, быстроты реакции, памяти, лидерских данных и т.д.
Тестирование завоевывает в последнее время все большую популярность среди ведущих организаций развитых стран, его используют не только корпорации, но и государственные учреждения, университеты, общественные организации.
Преимущества тестирования состоят в возможности оценки сегодняшнего
состояния кандидата с учетом особенностей организации и будущей должности.
Недостатки этого метода первичного отбора - высокие издержки, часто
необходимость сторонней помощи, условность и ограниченность тестов, не дающих полного представления о кандидате.
Каждая организация должна принимать решение об использовании тестов с учетом собственных финансовых возможностей, культурных особенностей, приоритетов развития.
Тестирование персонала относят к психологическим и «полуконтактным» методам отбора. Последнее исходит, очевидно, из того, что встреча кадровика и претендента, хотя и имеет место во время испытания, тем не менее носит формальный характер, и результат отбора определяют не факты и впечатления,
полученные в живом общении, а состояние заполненных бланков.
Важным моментом организации и проведения тестирования является создание тестовой ситуации, в комплексное понятие которой включаются такие элементы тестовой процедуры, как внешние условия; взаимодействие между руководителем теста и испытуемым; установки и ожидания испытуемого; страх перед тестом.
Объективность тестовой ситуации прежде всего означает, что условия
проведения для кандидатов одинаковы, стандартизованы; если, например, для тестирования на интеллект приглашены 10 000 чел., то результаты тестирования сравнимы только в том случае, если условия проведения процедуры равны и могут быть сравнимы между собой и условиями тех групп, на которых был создан и нормирован тест.
Наиболее основательно изученной помехой является страх перед тестированием.
Опыт психодиагностов показал, что испытуемые, ощущающие страх перед этой процедурой, могут иметь худшие результаты, чем остальные. Однако зависимость между результативностью и страхом исследователи находят более сложной. В целом, согласно их рекомендациям, следует различать степень страха, которую уже сама личность привносит в тестовую ситуацию и которая характерна для нее, и страх, индуцированный тестом. Чувство страха, индуцированное условиями теста, «при принципиально низком уровне ведет к повышению, а при принципиально высоком уровне страха — к снижению показателей испытуемых».
Исследователи считают, что:
1) страх очень влияет на результаты теста не в пользу пугливых;
2) каждая тестовая ситуация, не носящая характера игры или исследования,
вызывает страх, с которым одни справляются лучше, чем другие, и который на одних действует иначе, чем на других;
3) нормальная тестовая ситуация при угрозе нехватки времени усиливает
чувство страха;
4) постоянный страх и страх перед тестированием являются помехами еще большими,
чем остальные, так как показывают, в какой степени индивидуум привносит в тестовую ситуацию свою собственную историю и какие-либо особенности, которые неотделимы от измеряемых качеств или способностей.
Большинство тестов оцениваются по шаблону, поэтому с этой задачей могут
справиться вспомогательные работники. Часто в указаниях сообщается
также о доверительных интервалах, которые при оценивании необходимо принимать во внимание. Оценка может быть вынесена в течение нескольких минут.Интерпретация результатов является уже задачей специалиста.
На предприятии принимаются во внимание, параллельно с организационными, а возможно, и предваряя их, экономические аспекты проведения тестирования нанимаемых. Большинство методов предполагает проведение группового тестирования и дает возможность одновременно проверить те или иные способности нескольких кандидатов. Для тестирования требуются канцелярские принадлежности и тестовые материалы, которые чаще всего состоят из анкет или формуляров для
ответов. Основной инструментарий (например, шаблоны, инструкции) должен приобретаться только один раз, если параллельно не будут заняты несколькооценщиков.
Расходы на тестирование могут быть точно прокалькулированы, если известно его направление, а значит — вид теста, длительность процедуры и количество требуемого тестового материала.
Хорошие результаты тестирования показывают, что кандидат может добиться определенных успехов на выбранном рабочем месте. Слабые результаты, однако,
еще не свидетельствуют о том, что лучших показателей быть не может.
Противоречивость тестовых результатов претендентов нужно, согласно опытным данным, стараться прояснить, дополнив впечатлениями от свидетельств или
пробных экзаменов. Это подразумевает использовать тестирование, несмотря на высокую валидность метода, как один из нескольких, но не единственный и окончательный инструмент.
.СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА.
Собеседование по отбору персонала представляет собой обмен информацией между представителем организации и кандидатом на занятие вакантной должности, в ходе которого, представитель организации пытается составить собственное мнение по двум основным вопросам:
• может ли данный кандидат успешно работать в должности и в организации
(способность кандидата);
• будет ли данный кандидат успешно работать в должности и в организации
(мотивация кандидата).
Виды собеседований. Наиболее распространенным видом собеседования является собеседование "один на один", во время которого один представитель организации встречается с одним кандидатом. Однако сегодня используются и другие виды собеседований, во время которых один представитель организации встречается с несколькими кандидатами, несколько представителей организации беседуют с одним кандидатом, несколько представителей организации интервьюируют нескольких кандидатов. В первом случае интервьюеру предоставляется возможность одновременно (а не заочно) оценить нескольких кандидатов и понаблюдать за ними в условиях стрессовой ситуации (присутствие нескольких
претендентов на одну и ту же должность), хотя беседовать одновременно с
несколькими кандидатами значительно сложнее. Участие нескольких
представителей организации повышает объективность оценки и качество самого собеседования, однако может создать дополнительный стресс для кандидата и увеличивает издержки организации. Присутствие нескольких человек с обеих сторон значительно увеличивает сложность процесса собеседования и требует тщательной подготовки.
Типы собеседований. Существует несколько классификаций собеседований по отбору персонала, одним из наиболее распространенных является следующее
Разделении:
· биографические собеседования,
· ситуационные собеседования,
· критериальные собеседования.
Биографические собеседования строятся вокруг фактов из жизни кандидата,
его прошлого опыта. В ходе такого интервью задаются вопросы типа "Расскажите о своей прежней работе? Какой предмет Вам нравился больше всего в школе? Почему Вы выбрали тот институт, в который поступили? Если бы Вы могли вернуться на 10 лет назад, что бы Вы сделали по-другому?"
Биографическое собеседование дает возможность оценить то, что кандидат уже сделал в своей жизни и на основании этого предположить, насколько успешно он сможет работать в должности, на которую претендует. Ограниченность биографического собеседования состоит, прежде всего, в невозможности оценить сегодняшнее состояние кандидата, его способности и мотивацию.
В ходе ситуационного собеседования кандидату предлагается решить одну
или несколько проблем (практических ситуаций). В качестве таковых часто
используются реальные или гипотетические ситуации, связанные с будущей
профессиональной деятельностью кандидата. Проводящий собеседование сотрудник оценивает как сам результат, так и методы, с помощью которых кандидат находит решение. Данный тип собеседования позволяет в большей мере оценить способность кандидата решать определенные типы задач, нежели его аналитические способности в целом.
Критериальное собеседование представляет собой интервью, во время
которого кандидату задаются вопросы о том, что бы он сделал в определенной ситуации (связанной с будущей профессиональной деятельностью), а его ответы оцениваются с точки зрения заранее выработанных критериев. Преимущества этого вида собеседования состоят в использовании вопросов и методов оценки, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью, а также в возможности легко ранжировать кандидатов, отвечающих на стандартные вопросы.
Недостатки связаны с ограниченностью оцениваемых качеств кандидата и
необходимостью тщательной предварительной подготовки для проводящего
собеседование сотрудника.
Наилучшего результата можно добиться, построив собеседование с кандидатом таким образом, чтобы оно включало в себя элементы всех видов интервью.
Подобное собеседование требует от проводящего его человека определенного опыта и многосторонней предварительной подготовки, но позволяет достаточно
объективно и всестор<
Дата: 2016-09-30, просмотров: 212.