Работы, выполняемые при стандартизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приведем коротко основные работы, выполняемые при стандартизации:

· систематизация объектов, явлений или понятий

· кодирование и классификация технико-экономической информации;

· унификация и симплификация деталей, узлов и т. д.;

· типизация конструкций, изделий и технологических процессов;

· агрегатирование машин и других изделий.

Данный перечень больше применим к стандартизации продукции, а особенности стандартизации процессов мы рассмотрим в конце пункта, а также в гл.6.

 

Систематизация объектов, явлений или понятий преследует цель расположить их в определенном порядке и последовательности, образующей четкую систему, удобную для использования.

Кодирование представляет собой образование - по определенным правилам – и присвоение кодов объекту или группе объектов, позволяющее заменить несколькими знаками (символами) наименования этих объектов. Коды бывают цифровые, буквенные и буквенно-цифровые.

Коды должны удовлетворять следующим основным требованиям:

· однозначно идентифицировать объекты и/или группы объектов, т. е. быть идентификаторами;

· иметь минимальное число знаков (минимальную длину);

· иметь достаточный резерв для кодирования вновь возникающих объектов;

· быть удобными для использования человеком и компьютерной обработки;

· обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы.

 

Рассмотрим пример кодирования технических условий (ТУ), разрабатываемых предприятиями.

Для обозначения технических условий используют код структуры

ТУ XXXX-XXX-XXXXXXXX-XX, который включает:

- первые 4 разряда – код класса продукции по ОКП (обще-российский классификатор продукции);

- трехразрядный регистрационный код (фактически порядковый номер ТУ, зарегистрированного данным предприятием);

- восьмизначный код предприятия-держателя подлинника техни-ческих условий по ОКПО (общероссийскому классификатору предприятий и организаций);

- две последние цифры года утверждения документа.

 

После утверждения ТУ подлежат государственной учетной регистрации. Если ТУ утверждены предприятием, то они направляются в лаборатории государственного надзора за стандартами.

Примеры ТУ:

· Салат «Капуста Провансаль» ТУ 916-001-40322653-99,

· «Ароматная приправа» КНОРР ТУ 9164-008-29083662-00,

· Конфеты «Комильфо» ТУ 9123-011-18251777-03,

· Балтика 3 ТУ 9184-005-01824944-97.

 

Мы привели ТУ для пищевых продуктов, которые всегда можно на любой упаковке. Обратите внимание, что первые цифры совпадают. Это означает, что продукты близкие по сущности, и расположены рядом друг с другом в общероссийском классификаторе продукции (ОКПО). В то же время, кодирование национальных стандартов (ГОСТ Р) полностью отличается, например: «Очаково Премиум Светлое» ГОСТ Р 51174-98.

 

Унификация – это приведение объектов одинакового функционального назначения к единообразию по установленному признаку и рациональное сокращение числа этих объектов на основе данных об их эффективной применяемости. Ограничительное направление в унификации в мировой практике получило название симплификации.

Симплификация – форма стандартизации, цель которой уменьшить число типов или других разновидностей изделий до числа, достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей.

 

Типизация – разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, сборочных единиц и деталей.

 

Агрегатирование – принцип создания машин, оборудования, приборов и других изделий из унифицированных стандартных агрегатов, устанавливаемых в изделии в различном виде и комбинациях.

 

Рассмотрим два замечания в отношении стандартизации процессов. Систематизация начинается с формулы 5W+1H, что означает:

1. What? – Что должно быть сделано?

2. Who? – Кто должен это сделать (важны не только должность, но и квалификация)?

3. Why? – Почему это должно быть сделано (и для кого)?

4. Where? – Где это должно быть сделано (в каких условиях)?

5. When? – Когда это должно быть сделано (начаться и закончиться)?

6. How? – Как это должно быть сделано (с учетом последствий)?

 

Ответы на эти вопросы как раз и становятся стандартами деятельности. Существует расхожее мнение, что стандарт на процесс досконально определяет, что НУЖНО делать в определенной ситуации. Фактически ситуация обратная: напротив, стандарт определяет чего НЕЛЬЗЯ делать в конкретной ситуации, предлагая эффективную альтернативу.

 

В заключение главы приведу повседневный пример, встречи со стандартом на процессы.

Я год назад оформлял документы в «Райффайзенбанк Австрия» для получения кредитной карты. Документы оформляла операционистка (кажется, ее звали Катя), которая, вероятно, не так давно начала работать и проходила обучение. На данном этапе, начальные знания были, очевидно, ею уже получены. Текущий этап обучения проводила сотрудница, которая предостерегала операционистку от ошибок. Персональная информация обо мне как о клиенте включала фамилию, причем дважды: до смены фамилии и после. Катя вводила данные из паспорта в базу данных на своем компьютере. Вероятно, она решила, что поскольку я мужчина, то фамилию не менял, и нет смысла дважды заполнять эти сроки. Я услышал, как она спросила у своей наставницы: «Можно это скопировать?» В ответ прозвучало: «Надо спросить». Катя спросила: «Вы меняли фамилию после рождения?» Я ответил: «Нет». «Вот теперь можно копировать» - получила разрешение Катя.

 

 

Этот неприметный пример вновь возвращает нас к главному в управлении качеством: изменчивости. Стандарты обучения и обслуживания клиентов в «Райффайзенбанк Австрия» сводили вероятность ошибки к минимуму. Поняв способ работы с данными, определяемый стандартом, операционист не только сам не допустит этих ошибок, но и сможет предостеречь от ошибок других. Если же твердых стандартов не установлено, ошибки только усиливаются, поскольку сотруднику не с чем сравнить свой способ работы, и его требовательность к самому себе снижается.

 

Методические указания:

· изучить дополнительные материалы:

Ø Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005. – Гл.7 с.280-290, гл.9 с.311-324, гл.10 с.340-351, 395-400;

Ø ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.12.02 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Ø Цыганкова Э. Г. У истоков дизайна. М.: Наука, 1977.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятия стандартизации и стандарта.

2. Перечислите основные принципы стандартизации.

3. Объясните различия между стандартами и техническими регламентами.

4. Назовите основной закон в сфере стандартизации в РФ.

4. Объясните цели деятельности государственной системы стандартизации (ГСС) в РФ.

5. Объясните сущность различных категорий, видов и стандартов.

Выполнить практическое задание из раздела 5.1.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 219.