Основные ряды | Номер предпочтительного числа | Расчетные величины числа | |||
R5 | R10 | R20 | R40 | ||
1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,0000 | |
1,06 | 1,0593 | ||||
1,12 | 1,12 | 1,1220 | |||
1,18 | 1,1885 | ||||
1,25 | 1,25 | 1,25 | 1,2589 | ||
1,32 | 1,3335 | ||||
1,40 | 1,40 | 1,4125 | |||
1,50 | 1,4962 | ||||
1,60 | 1,60 | 1,60 | 1,60 | 1,5849 | |
1,70 | 1,6788 | ||||
1,80 | 1,80 | 1,7783 | |||
1,90 | 1,8836 | ||||
2,00 | 2,00 | 2,00 | 1,9953 | ||
2,12 | 2,1135 | ||||
2,24 | 2,24 | 2,2387 | |||
2,36 | 2,3714 | ||||
2,50 | 2,50 | 2,50 | 2,50 | 2,5119 | |
2,65 | 2,6607 | ||||
2,80 | 2,80 | 2,8184 | |||
3,00 | 2,9854 | ||||
3,15 | 3,15 | 3,15 | 3,1623 | ||
3,35 | 3,3497 | ||||
3,55 | 3,55 | 3,5481 | |||
3,75 | 3,7584 | ||||
4,00 | 4,00 | 4,00 | 4,00 | 3,9811 | |
4,25 | 4,2170 | ||||
4,50 | 4,50 | 4,4668 | |||
4,75 | 4,7315 | ||||
5,00 | 5,00 | 5,00 | 5,0119 | ||
5,30 | 5,3088 | ||||
5,60 | 5,60 | 5,6234 | |||
6,00 | 5,9566 | ||||
6,30 | 6,30 | 6,30 | 6,30 | 6,3096 | |
6,70 | 6,6834 | ||||
7,10 | 7,10 | 7,0795 | |||
7,50 | 7,4989 | ||||
8,00 | 8,00 | 8,00 | 7,9433 | ||
8,50 | 8,4140 | ||||
9,00 | 9,00 | 8,9125 | |||
9,50 | 9,4406 | ||||
10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,0000 |
Введение единого порядка при переходе от одних числовых значений параметров к другим во всех отраслях промышленности уменьшает количество типоразмеров, способствует более экономичному расходованию исходных материалов, позволяет согласовать и увязать между собой различные виды изделий, материалов, полуфабрикатов, транспортных средств, производственного оборудования ( по мощности, габаритам и т. д.) Если, например, на каком-то заводе предполагается выпускать семь типоразмеров двигателей (минимальная мощность первого типоразмера 10 кВт), то по нормальному ряду чисел параметрического ряда R5 будет включать двигатели следующих мощностей: 10, 16, 25, 40, 63, 100 и 160 кВт. Нетрудно также заметить, что в соответствии с рядом R40 выбираются типовые объемы двигателей внутреннего сгорания, простой пример: объем 1332 см3 является пятым числом ряда.
Принцип прогрессивности и оптимизации стандартов. Показатели, нормы, характеристики и требования в стандартах должны соответствовать мировому уровню науки, техники и производства и учитывать тенденцию развития стандартизуемых объектов. Количество стандартов в каждой области должно быть минимальным. Не следует разрабатывать дополнительные стандарты, если в области происходят необратимые изменения. Так, например, в первой половине 20 в. происходил постепенный переход кораблей с твердого топлива на жидкое. Как только процесс начался, новых стандартов, связанных с использованием твердого топлива во всем мире уже не разрабатывали. Кроме того, должен быть получен максимальный экономический эффект при минимальных затратах.
Принцип взаимоувязки стандартов. При разработке стандартов необходимо учитывать все основные элементы (факторы), влияющие на конечный объект стандартизации. Для сокращения трудоемкости работ по стандартизации, элементы, незначительно влияющие на основной объект, не учитывают. При стандартизации рассматривают систему характеристик и требований к комплексу взаимосвязанных материальных и нематериальных элементов. При этом требования к элементам определяются исходя из требований к объекту стандартизации. Рациональная стандартизация предусматривает охват всех стадий жизненного цикла продукции.
Принцип минимального удельного расхода материалов. Стоимость материалов и фабрикатов в машиностроении составляет от 40 до 80% общей себестоимости продукции. Поэтому снижение удельного расхода материала на единицу продукции имеет большое народно-хозяйственное значение. Принцип реализуется в т.ч. за счет решения оптимизационных задач, приводящих к выбору габаритов при заданном объеме и т. п.
Стандартизация осуществляется методами комплексной или опережающей стандартизации.
Комплексная стандартизация – это стандартизация при которой осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как самому объекту стандартизации в целом и его основным элементам, так и к материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального решения конкретной задачи. В качестве примера успешного использования этого метода в СССР и РФ были разработаны межотраслевые системы стандартов, направленные на решение крупных народнохозяйственных задач:
· единая система конструкторской документации (ЕСКД);
· единая система технологической документации (ЕСТД);
· унифицированные системы документации (УСД);
· система информационно-библиотечной документации и др.
Опережающая стандартизация – это стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам будут оптимальными в будущем.
Для целей опережающей стандартизации особенно активно используется патентная информация, опережающая все другие виды информации на 3-5 лет (от идеи до опытного образца). По количеству выданных патентов судят о темпах технического развития. Если количество патентов растет, значит, инженерное решение прогрессивно, а если падает – идея реализована и инженерный принцип себя изжил.
Категории и виды стандартов
До недавнего времени стандарты в Российской Федерации имели отличия по условиям использования от западных стран. Но принятие 27 декабря 2002 года Федерального Закона N 184-ФЗ «О техническом регулировании» выправило ситуацию. Приведем два важных определения из закона:
«Стандарт - документ, в котором в целях добровольногомногократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Технический регламент - документ, который … устанавливает обязательныедля применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)».
Как следует из определений, технические регламенты (ТР) принципиально отличаются от стандартов, и нельзя считать ТР видом стандартов. Эту разницу удобно проиллюстрировать графически с помощью рис .5.3.
Рис. 5.3. Объекты технического регулирования
Как видно из рисунка, некоторая часть объектов технического регулирования – А) – находится на той грани, которая существенна для безопасности. Поэтому объекты, не отвечающие требованиям технических регламентов, незаконны.
Большая часть объектов – Б) – отвечает требованиям технических регламентов. Но для обеспечения прогресса, совершенствования объектов, для них устанавливается целевой – но необязательный – уровень стандарта.
Как мы помним, существует метод опережающей стандартизации. Его можно наглядно представить на рисунке как постепенное повышение горизонтальной линии уровня стандарта. В этом случае наиболее передовые, развитые объекты – В) – не застаиваются, а постоянно получают новые целевые уровни. Основная часть объектов – Б) – постепенно достигают уровня стандарта, это дает возможность повысить уровень технического регламента и т. д.
Отметим основные положения, касающиеся технических регламентов по закону о «Техническом регулировании».
Технические регламенты принимаются в целях:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобрета-телей.
Принятие ТР в иных целях не допускается.
1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие практически все известные технические виды безопасности: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, а также единство измерений.
В Российской Федерации действуют:
· общие технические регламенты;
· специальные технические регламенты.
Общие ТР разрабатываются по определенным вопросам безопасности. Их действие распространяется на большие группы продукции. Требования общего ТР обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Специальные ТР устанавливают конкретные требования для специфических видов продукции в случае, если требования общих ТР недостаточно для обеспечения безопасности этих видов продукции
Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих ТР и специальных ТР.
Каждый стандарт характеризуется его категорией и видом,
рис. 5.4. Категория стандарта тождественна его значению для других участников рынка. Можно выделить - по возрастанию значения – категории стандартов предприятий и организаций, национальные стандарты и международные стандарты. Вид стандарта меняется в зависимости от сферы его применения (начиная от стандартов для стандартов и заканчивая стандартами на конкретную продукцию).
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся [2, ст.13]:
· национальные стандарты;
· правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации (стандарты общеполагающие);
· применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (не отражены на рис. 5.4);
· стандарты организаций.
Рис. 5.4. Категории и виды стандартов
Национальный стандарт (ГОСТ РОСТ) – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.
Государственные стандарты (ГОСТ Р) – устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшие государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходимы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др. Понятие государственного стандарта отсутствует в законе «О техническом регулировании», но используется в связи с их большим количеством, принятым до 2003 г.
Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывались в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государственные стандарты Российской Федерации или при необходимости установления требований, превышающих требования государственных стандартов Российской Федерации (требования отраслевых стандартов не должны были противоречить обязательным требованиям государственных стандартов).
Стандарты организаций (СТО) (ранее также использовались стандарты предприятия) разрабатываются в рамках предприятия и относятся к процессам организации и выпускаемой ей продукции. Документация системы менеджмента качества (СМК) фактически является стандартом организации (точнее, комплексом стандартов). Документация СМК будет подробнее рассмотрена нами в главе 6.
Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и организации, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те положения, которые установлены в существующих ГОСТах или ОСТах. Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже категорий стандартов или противоречат им (принцип прогрессивности и оптимизации стандартов).
ТУ как документ включает, помимо вводной части и следующие разделы:
· основные параметры и (или) размеры;
· технические требования;
· требования по безопасности;
· комплектность, правила приемки;
· методы контроля (испытаний, анализа, измерений);
· правила маркировки, транспортирования и хранения;
· указания по эксплуатации;
· гарантии изготовителя.
Международные стандарты разрабатываются различными международными организациями. В частности, головной международной организацией в области стандартизации является ИСО. Цель ИСО – содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 215.