Раздел 4. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

* Абсентеизм –явление, порождаемое самовольными невыходами на работу.

* Адаптация– включение нового работника в организационную среду, в процессе которого происходит приспособление и преобразование этой среды

* Адаптивность личности– способность нового работника без чрезмерных нервно-психических, интеллектуальных и физических усилий осуществить успешное включение в организационную среду.

* Администратор– ведущий работник аппарата управления фирмой, компанией.

* Анкета для приема на работу– опросный лист для получения сведений о претендентах на работу, заполняемый лично.

* Аттестация рабочих мест – комплексная оценка рабочих мест на соответствие техническим, технологическим, санитарно-гигиеническим условиям и требованиям безопасности труда.

* Барнард Честер – американский исследователь поведения людей в организациях, функций руководителя, организационной морали, мотивации и др. аспектов менеджмента персонала.

* Бехтерев Владимир Михайлович(1857-1927) – русский и советский психолог, уделял значительное внимание вопросам научной организации труда, мотивации коллективной трудовой деятельности.

* Аттестация персонала– процедура, в результате которой устанавливается степень соответствия работника требованиям должности и рабочего места.

* Вебер Макс –немецкий социолог, сформулировал принципы рациональной бюрократии как системы методов управления кадрами.

* Друкер Питер – американский теоретик в области менеджмента.

* инновационная система управления персоналом -

* Кадровая политика, или стратегия персонала - программа формирования, развития и рационального использования человеческих ресурсов организации.

Кадровая служба, или служба управления персоналом - обобщенное понятие, которое обозначает структурное подразделение в организации, занимающееся разработкой и реализацией кадровой политики и управления персоналом.

Кадры– основной (штатный) состав квалифицированных работников организации.

Персонал – личный состав организации, который включает наряду с кадрами временных работников, стажеров, совместителей, которые рассматриваются не только как исполнители трудовых функций, но носители социальных потребностей в общении, признании, уважении.

Витке Николай Андреевич – советский исследователь в области организации труда и управления персоналом

Высвобождение персонала – сокращение работников либо рабочего времени, обусловленное ликвидацией рабочих мест, модернизацией производства, уменьшением заказов.

Гастев Алексей Капитонович (1882-1941)– советский теоретик и практик научной организации труда и производственного обучения.

Герцберг Фредерик – американский психолог, исследователь в области трудовых отношений и теории мотивации.

Гилбрет Лилиан – американский психолог, проводила исследования проблем подбора, подготовки и расстановки кадров.

Гилбрет Фрэнк –американский специалист, исследователь оптимальных способов труда.

* Менеджер по персоналу– специалист, обладающий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления всего цикла работ с персоналом: от изучения рынка труда и рекрутинга персонала до ухода на пенсию и увольнения.

* Кадровое планирование – деятельность, направленная на определение качественных и количественных потребностей организации в персонале.

* Карьера – индивидуальный трудовой путь работника, связанный с накоплением профессионального опыта и/или должностным продвижением.

* Керженцев Платон Михайлович (1881-1941) – советский государственный деятель, исследователь в области научной организации труда и управления.

* Конфликт– столкновение соперничающих сторон (людей, групп) в борьбе за статус, власть, ресурсы и др. ценности.

* Кадровый менеджмент – сфера управленческой деятельности, включающая разработку и реализацию кадровой политики и работу с персоналом.

* Маркетинг персонала– вид управленческой деятельности, направленный на определение и покрытие потребности в персонале.

* Маслоу Абрахам– американский психолог, разработал иерархию потребностей человека («пирамиду потребностей»)

* Мотивация трудовой деятельности – совокупность внутренних (мотивы) и внешних (стимулы) движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности направленность на достижение определенных целей.

* Мэйо Элтон(1880-1949) – американский социолог, основатель школы человеческих отношений в управлении, руководитель экспериментов в г. Хоторне в 1927-1932 г.г.

* Набор персонала – процедура привлечения претендентов на рабочие места из внутренних и внешних источников.

* Наём персонала– завершающий процесс рекрутинга, который выражается в заключении трудового договора (служебного контракта).

* Организационная культура – устойчивый комплекс базовых представлений, ценностей, норм и правил поведения персонала на работе.

* Ориентация персонала – первый этап адаптации, который включает информирование новых работников об условиях, организации и оплате труда и ознакомление с рабочим местом.

* Отбор персонала – процедура выявления в кадровом резерве кандидатов, в наибольшей степени соответствующим требованиям организации.

* Оценка персонала – процедура соизмерения уровня развития профессиональных, деловых и личностных качеств с определенным эталоном.

* Рекрутинг персонала – комплексная процедура привлечения новых работников в организацию, которая включает набор, отбор и наём персонала.

* Руководитель – должностное лицо, осуществляющее управление персоналом организации либо её подразделения.

* Инновационное управление персоналом - управленческое воздействие на персонал, основанное на использовании новых методов и технологий, соответствующих мировым стандартам и рациональным элементам национальной культуры.

Рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия (организации), той элементарной ячейкой, в которой осуществляются процесс производства, его обслуживание и управление. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель — производство предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и соответственно производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия.

Рабочее место представляет собой закрепленную за отдельным рабочим или группой рабочих часть производственной площади, оснащенную необходимыми технологическим, вспомогательным, подъемно-транспортным оборудованием, технологической и организационной оснасткой, предназначенными для выполнения определенной части производственного процесса.

Каждое рабочее место имеет специфические особенности, связанные с особенностями организации производственного процесса, многообразием форм конкретного труда. Вид рабочего места определяется такими факторами, как тип производства, уровень разделения и кооперации труда, место выполнения работы, содержание труда, степень механизации и автоматизации, число единиц оборудования на рабочем месте. Тип производства в свою очередь связан со специализацией рабочих мест и означает закрепление за каждым из них группы однородных работ (операций).

Рабочее место, закрепленное за одним рабочим, называется индивидуальным рабочим местом; закрепленное за группой (бригадой) рабочих без закрепления за каждым из них индивидуальной рабочей зоны — групповым (бригадным) рабочим местом. По месту выполнения работы различают стационарные и передвижные рабочие места. Большинство рабочих мест в промышленности — стационарные, т. е. такие, у которых рабочая зона неизменна. Передвижные рабочие места, как правило, организуют для вспомогательных рабочих (например, наладчиков, ремонтников), которые в процессе работы перемещаются на производственной площади.

По степени автоматизации и механизации можно выделить рабочие места ручного труда, механизированные, полуавтоматизированные и автоматизированные. В зависимости от количества обслуживаемого оборудования различают: одностаночные (одноагрегатные) и многостаночные (многоагрегатные) рабочие места.

В ряде случаев в зависимости от специфики производства могут применяться другие классификационные признаки, на основе которых составляется характеристика конкретного рабочего места.

Организация рабочего места представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности работников. Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются технические, организационные, экономические и эргономические требования.

Организационные требования: имеющееся на рабочем месте оборудование должно быть рационально расположено в пределах рабочей зоны; найден вариант оптимального обслуживания рабочего места по его своевременному обеспечению сырьем, материалами, заготовками, деталями, инструментом, ремонтом оборудования и оснастки, уборкой отходов, обеспечены безопасные и безвредные условия труда.

Технические требования: рабочее место должно быть оснащено прогрессивным оборудованием, необходимой технологической и организационной оснасткой, инструментом, контрольно-измерительными приборами, предусмотренными технологией, подъемно-транспортными средствами.

* Развитие персонала –совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения персонала, подготовки и повышения квалификации.

* Лидер – наиболее авторитетная личность, за которой признаётся право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях.

* Стимулирование –управленческое воздействие на персонал посредством использования экономических и неэкономических, поощрительных и наказательных методов (стимулов).

Структура кадровой службы – комплекс подразделений/специалистов, обеспечивающих управление персоналом организации.

* Тейлор Фредерик(1856- 1915) – крупнейший представитель американской и мировой управленческой мысли, «отец научного менеджмента», сформулировал основные положения и методы научного управления предприятием и его кадрами.

* Тестирование –процесс получения необходимой информации с помощью тестов, по результатам которого оценивают психофизиологические, личностные и профессиональные качества испытуемого.

* Управление персоналом – научная дисциплина, учебный предмет и профессиональная деятельность, обеспечивающая привлечение персонала в организацию, его развитие, рациональное использование и своевременное высвобождение.

* Форд Генри (1863-1947) – основатель автомобильной промышленности и разработчик теории управления производством и персоналом, которая получила название «фордизм». Первым установил на своих заводах 8-часовой рабочий день, минимальный уровень зарплаты и создал социологическую службу со штатом 60 человек.

Функции кадровой службы – трудовые операции, направленные на организационное, методическое, документационное, правовое и информационное обеспечение управления персоналом.

* Функции руководителя – управленческие действия, направленные на планирование, организовывание, мотивирование, координацию и контроль деятельности подчиненных.

Человеческие ресурсы –персонал организации, который воспринимается и оценивается не только с точки зрения рационального использования профессиональных и личностных свойств работников, но и развития этих свойств в интересах организации и удовлетворения потребностей работников в познании, обучении, проявлении самостоятельности и творчества на рабочем месте.

Экономические требования: организация рабочего места должна обеспечить оптимальную занятость работника(ов), максимально высокий уровень производительности труда и качество работы.

Эргономические требования учитываются при проектировании оборудования, технологической и организационной оснастки, планировке рабочего места.

Процессу труда работника независимо от того, какие функции он выполняет, свойственны присущие ему закономерности, определяющие:

· размещение работника в рабочей зоне;

· рабочую позу;

· последовательность, количество и пространственную протяженность составляющих трудовой процесс трудовых движений;

· последовательность вхождения человека в работу;

· появление, наращивание и снижение утомляемости.

Эргономика исследует влияние, оказываемое на функциональное состояние и работоспособность человека различными факторами производственной среды. Последние учитываются при проектировании оборудования, организационной и технологической оснастки, обосновании планировки. Правильная планировка должна предусматривать такое размещение работника в зоне рабочего места и такое расположение в ней предметов, используемых им в процессе работы, которые обеспечили бы наиболее удобную рабочую позу; наиболее короткие и удобные зоны движения; наименее утомительные положения корпуса, рук, ног и головы при длительном повторении определенных движений.

Этика руководителя – система норм нравственного поведения руководителя, основанная на понимании и учете личностных особенностей сотрудников и умении управлять своим поведением во взаимоотношениях с вышестоящими руководителями, коллегами и подчиненными.

Раздел 5. Методические указания для выполнения итогового задания по курсу

Смотри:

1. Методические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ (под ред.
Е. Р. Мкртчян, Д.М.Зиновьевой). ВАГС, 2006

2. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление – М. Гардарики, 2005

3. Колесников Н.И. От конспекта до диссертации (уч. пособие) – М. Флинта. 2002

4. Эко У. Как написать дипломную работу. – М. 2004

5. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство – М. Инфра-М. 2002


Дата: 2016-09-30, просмотров: 213.