Лекция 1. Введение в организацию труда персонала. Предмет и задачи курса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Волгоградский филиал

Кафедра менеджмента

Дроздова Ю.А., Ленская И.Ю.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

Управление персоналом

(код специальности) (наименование специальности ).

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол №­­­­_____от «____» ______________20_____ г.   Зав. кафедрой ______________________ А.А. Огарков    

 

Волгоград 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины ............  
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицыпо дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
1.4. Тематический план учебной дисциплины
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.2. Рекомендации по работе с литературой
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами
2.5. Советы по подготовке к экзамену
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

Раздел 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Извлечение из образовательного стандарта.

СД.05 Организация труда персонала (раздел «Организация труда») Сущность организации труда и необходимость ее совершенствования на научной основе; краткий исторический очерк развития организации труда персонала; научная организация труда – понятие, содержание, задачи и принципы; регламентация и проектирование организации труда; разделение и кооперация труда; организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда; устройство и планировка помещений и размещение рабочих мест; планировка рабочего места; оснащение и оборудование рабочих мест; условия труда; организация процессов труда по управлению коллективом; виды умственного труда; методы и средства выполнения управленческих операций; организационно-распорядительная деятельность персонала управления как форма осуществления управленческого решения; делегирование полномочий; основные правила делегирования полномочий; экономическая эффективность научной организации труда.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цельучебной дисциплины – обеспечение фундаментальной подготовки в области организации труда, необходимой для осуществления деятельности по разработке и реализации организационных нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов.

Задачи:

• усвоение студентами теоретических и методических основ организации труда;

• овладение современными методами анализа трудовых процессов, оценки и проектирования систем организации труда;

• ознакомление с методами и организационными формами управления организацией труда на предприятиях и в организациях как неотъемлемой части управления комплексным (техническим, организационным, экономическим, социальным) развитием предприятий;

• приобретение студентами основ практических навыков организации труда на основе полученных знаний с учетом конкретных производственных условий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В условиях становления рыночной экономики возрастает значимость человеческого фактора в производственной системе. Знания, квалификации, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического развития деловых организаций.

Учебный курс «Организация труда персонала» является базовой специальной дисциплиной для специалистов- менеджеров, нацеленной на формирование у студентов видения целостной системы управления социально-трудовыми отношениями в современной организации, овладение методиками и технологиями планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой деятельности, создании условий труда и отдыха в организациях.

Дисциплина «Организация труда персонала» находится на стыке гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, опирается на знания студентов по истории, социальной философии, социологии, психологии, менеджмента, экономики, статистики. Междисциплинарные связи осуществляются при анализе этапов развития теории и практики кадрового менеджмента, применении основных принципов, форм и методов управления персоналом с учётом конкретных социально-экономических условий, научных исследований управленческих процессов и отношений в государственных и муниципальных органах, финансово-кредитных учреждениях и предприятиях.

Изучение курса базируется на таких дисциплинах, как «Менеджмент», «Теория управления», «Теория организации», «Социология», «Организационное поведение», «Трудовое право».

Программа курса составлена в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта и аккумулирует достижения мировой и отечественной теории и практики управления персоналом.

В процессе преподавания дисциплины читаются лекции, проводятся практические занятия, деловые игры, тестирование, конференции.

По окончании изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление:о месте и роли организации труда на научной основе в системе

управления персоналом организации (предприятия);

знать:современную теорию и методологию организации труда, основные и специальные

методы анализа и проектирования трудовых процессов, принципы и методы, используемые в организации труда;

уметь:анализировать и оценивать состояние организации труда, разрабатывать и обосновывать предложения по развитию системы организации труда.

1.4. Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
Очная форма обучения
Тема 1 Введение в организацию труда персонала. Предмет и задачи курса организации. -  
Тема 2 Сущность организации труда и ее совершенствование на научной основе -
Тема 3 История развития науки об организации труда  
Тема 4Трудовой процесс и рационализация методов его выполнения
Тема 5 Разделение и кооперация труда  
Тема 6 Организация и обслуживание рабочих мест  
Тема 7 Условия труда на предприятии  
Тема 8 Формы организации труда  
Тема 9 Нормирование труда
Тема 10 Управление организацией труда -
Итого по курсу:
           

Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских занятий на основе оценки активности студентов в ходе групповой и индивидуальной работы, а также по результатам тестирования.

Итоговый контроль: экзамен.

Рейтинговые и итоговая оценки формируются исходя из результатов активности работы студентов на семинарских занятиях (разбор и решение задач, кейсов), по результатам выполнения практических и тестовых заданий, ответа на экзамене.

1. 5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Семинарское занятие №1.

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА КАК НАУКА И СФЕРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 ЧАСА)

1. Научная организация труда (НОТ) за рубежом и в России: история становления, теоретические предпосылки и практические результаты.

2. Организация труда: понятие и содержание

3. Основные задачи организации труда

4. Взаимосвязь организации труда с другими науками

5. Нестандартные формы организации труда и «обогащение труда»

6. Специфика исследований проблем организации труда в условиях рынка.

Темы рефератов, сообщений:

1. Российская школа научной организации труда (от СССР до современной России).

2. Классические теории организации труда.

3. Что такое организация и гуманизация труда? Как они связаны с системой Тейлора и школой «человеческих отношений»?

4. Кто такие «кочующие менеджеры»?

5. Телекоммюнитинг (телеработа) – его суть и преимущества.

 

Литература:

Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.

Басаков М.И. Как правильно подготовить приказ / М.И. Басаков. – М.: Дашков и Ко, 2012. -152 с.

Бадагуев Б.Т. Порядок проведения аттестации рабочих мест на предприятии / Б.Т. Бадагуев. – М.: Альфа-Пресс, 2010. - 112 с.

Егорова А.С. Этика деловых отношений / А.С. Егорова. – М.: Олма Медиа Групп, 2010. – 64 с.

Шекшня С.В. Как эффективно управлять свободными людьми. Коучинг / С.В. Шекшня. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 206 с.

Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби; Проспект, 2009.

Карташова, Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник - ("Учебники для программы MBA"). – М., - ИНФРА-М, 2009. С.92.

Лукичёва Л.И. Управление персоналом: учеб пособие / Л.И. Лукичёва. – М.: Омега-Л, 2008. -263 с.

Рогожин М.Ю. Управление персоналом: практ пособие / М.Ю. Рогожин. – М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 320 с.

Старр Д. Великолепный коучинг. Как стать блестящим коучем на своём рабочем месте / Джулия Старр. – М.: ИГ «Весь», 2011 – 144 с.

Смирнова И. Бизнес-кейсы. Управление персоналом / И. Смирнова. – М.: Инфотропик Медиа, 2010. – 152 с.

Федорова, Н.В. Управление персоналом организации: учеб. пособие / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КНОРУС, 2008. – 512 с.

Филина, Ф.Н. Всё о работе директора по кадрам: лучшие кадровые решения / Ф.Н. Филина. – М.: Гроссмедиа; РОСБУХ, 2008. 304с.

Герчиков В.И. Управление персоналом: работник самый ценный ресурс компании: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: «Дело», 2005.

Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2010.

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. - М.: Новосибирск: ИНФРА-М; Изд-во НГАЭиУ, 2008.

Учебники из списка основной литературы по курсу.

Кайгер Патрик Дж. Организация труда: отказ от старых правил? // Справочник по управлению персоналом. – 2009. - № 2. -С. 122 - 125

Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2004. – (Глава 23. Гуманизация и рационализация труда). – С. 436 – 465

Сидорина Т.Ю. Человек и его работа: из прошлого в информационную эпоху // Общественные науки и современность. – 2007. - № 3. – С. 32 – 43

Шевчук А.В. О будущем труда и будущем без труда // Общественные науки и современность. – 2007. - № 3. – С. 44 – 54

 

Семинарское занятие №2 .

Семинарское занятие №3 .

Семинарское занятие № 4 .

1. Условия труда: специфика, факторы, оценка.

2. Научные основы построения рациональных режимов труда и отдыха.

 

Решение практических задач

Литература:

Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.

Басаков М.И. Как правильно подготовить приказ / М.И. Басаков. – М.: Дашков и Ко, 2012. -152 с.

Бадагуев Б.Т. Порядок проведения аттестации рабочих мест на предприятии / Б.Т. Бадагуев. – М.: Альфа-Пресс, 2010. - 112 с.

Егорова А.С. Этика деловых отношений / А.С. Егорова. – М.: Олма Медиа Групп, 2010. – 64 с.

Шекшня С.В. Как эффективно управлять свободными людьми. Коучинг / С.В. Шекшня. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 206 с.

Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби; Проспект, 2009.

Карташова, Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник - ("Учебники для программы MBA"). – М., - ИНФРА-М, 2009. С.92.

Лукичёва Л.И. Управление персоналом: учеб пособие / Л.И. Лукичёва. – М.: Омега-Л, 2008. -263 с.

Рогожин М.Ю. Управление персоналом: практ пособие / М.Ю. Рогожин. – М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 320 с.

Старр Д. Великолепный коучинг. Как стать блестящим коучем на своём рабочем месте / Джулия Старр. – М.: ИГ «Весь», 2011 – 144 с.

Смирнова И. Бизнес-кейсы. Управление персоналом / И. Смирнова. – М.: Инфотропик Медиа, 2010. – 152 с.

Федорова, Н.В. Управление персоналом организации: учеб. пособие / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КНОРУС, 2008. – 512 с.

Филина, Ф.Н. Всё о работе директора по кадрам: лучшие кадровые решения / Ф.Н. Филина. – М.: Гроссмедиа; РОСБУХ, 2008. 304с.

Герчиков В.И. Управление персоналом: работник самый ценный ресурс компании: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: «Дело», 2005.

Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2010.

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. - М.: Новосибирск: ИНФРА-М; Изд-во НГАЭиУ, 2008.

Михайлов А. Условия труда как элемент качества трудовой жизни // Человек и труд. – 2006. - № 2. – С. 84 - 86

Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы (из опыта работы московских организаций) // Экономика и учет труда. – 2005. - № 8 (104). – С. 54 – 59

 

Семинарское занятие № 5 .

Семинарское занятие № 6 .

Семинарское занятие № 7 .

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и содержание дисциплины «Организация труда персонала» и ее связь с другими дисциплинами.

2. Сущность и содержание организации труда как системы.

3. Сущность организации труда как управленческой деятельности, ее направление, цель, задачи и функции.

4. Взаимосвязь организации и нормирования труда.

5. Современные концепции организации труда.

6. Организация и самоорганизация труда: понятие, соотношение, факторы, оказывающие влияние.

7. Становление науки об организации труда. Роль Ф. Тейлора, Ф. Гилбрета, Г. Форда,
Г. Эммерсона.

8. Этапы развития науки об организации труда в России.

9. Сущность, содержание и задачи совершенствования организации труда на научной основе.

10. Теоретические основы НОТ: основные категории, принципы, нормативная база.

11. Внутрипроизводственное разделение труда: понятие, виды, преимущества специализации работников.

12. Границы разделения труда: понятие, виды, методические подходы к оценке.

13. Технологическое (операционное) разделение труда: понятие, направления совершенствования, роль в обеспечении синхронизации выполнения частичных трудовых процессов.

14. Влияние развития техники на содержание и организацию труда работников.

15. Трудовой процесс: понятие, классификация, взаимосвязь с производственным процессом, влияющие факторы, направления совершенствования.

16. Изучение трудовых процессов: методы, направления анализа, требования к организации.

17. Метод труда: понятие, элементы, методы изучения, направления анализа и совершенствования.

18. Проектирование и внедрение рациональных методов труда.

19. Рабочее место: понятие, классификация, задачи и основные направления совершенствования.

20. Рабочее место как социотехническая система. Требования к подбору работников.

21. Специализация и оснащение рабочих мест.

22. Планировка рабочего места: виды требований к совершенствованию, нормативная база.

23. Комплексное проектирование и внедрение НОТ с использованием карт организации труда рабочих и служащих.

24. Аттестация рабочих мест и использование ее результатов для совершенствования организации труда на принципах НОТ.

25. Типовые проекты организации рабочих мест, их содержание, разработка и практическое использование.

26. Занятость рабочего в трудовом процессе: понятие, виды. Причины появления и пути рационализации.

27. Совмещение профессий: понятие, виды, условия применения, социально-экономическое значение.

28. Многостаночное обслуживание: понятие, особенности организации, условия эффективного применения.

29. Внутрипроизводственная кооперация труда: понятие, виды, методы обеспечения тесного трудового взаимодействия между работниками.

30. Коллективная форма организации труда: понятие, роль в повышении эффективности труда, условия эффективного применения.

31. Бригадная организация труда: понятие, классификация видов бригад, принципы формирования, условия эффективного применения.

32. Организация труда в бригадах.

33. Основные тенденции в развитии коллективной формы организации труда.

34. Автономные группы рабочих и опыт их применения в зарубежной практике.

35. Функциональное разделение труда и его влияние на производительность труда работников.

36. Организация обслуживания рабочих мест: понятие, функции, задачи и основные направления рационализации.

37. Системы обслуживания рабочих мест: виды, особенности построения. Факторы, обусловливающие выбор системы обслуживания.

38. Совершенствование организации труда вспомогательных рабочих. Оптимизация соотношения между численностью основных и вспомогательных рабочих.

39. Условия труда: понятие, составные элементы и их характеристика, факторы, влияющие на их формирование.

40. Экономическое и социальное значение совершенствования условий труда. Источники появления эффекта.

41. Режимы труда и отдыха: разновидности, влияние рационализации на производительность труда работников.

42. Графики сменности, основные требования к их разработке.

43. Принципы выбора варианта внутрисменного режима труда и отдыха. Организация внутрисменного отдыха работника.

44. Гибкие режимы труда: виды, особенности организации, социально-экономическое значение внедрения и рационализации.

45. Использование цвета и музыки в функциональных целях как направление внедрения НОТ.

46. Управление организацией труда на предприятии: задачи, субъекты, планирование.

47. Взаимовлияние организации труда и трудовой и технологической дисциплины работников.

48. Изучение и анализ сложившейся организации труда: задачи, методические подходы к количественной оценке уровня организации труда.

49. Уровень использования рабочего времени как показатель рациональности организации труда.

50. Экономическое и социальное обоснование внедрения мероприятий по совершенствованию организации труда.

51. Планирование работы по организации труда.

52. Участие трудящихся в совершенствовании организации труда на предприятии. Пути повышения творческой активности работников в этом направлении.

53. Подготовка и повышение квалификации работников как условие внедрения научной организации труда.

54. Особенности характера и содержания труда служащих (технических исполнителей), влияющие на организацию их труда.

Список литературы

Основная литература

1. Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.

2. Басаков М.И. Как правильно подготовить приказ / М.И. Басаков. – М.: Дашков и Ко, 2012. -152 с.

3. Бадагуев Б.Т. Порядок проведения аттестации рабочих мест на предприятии / Б.Т. Бадагуев. – М.: Альфа-Пресс, 2010. - 112 с.

4. Егорова А.С. Этика деловых отношений / А.С. Егорова. – М.: Олма Медиа Групп, 2010. – 64 с.

5. Шекшня С.В. Как эффективно управлять свободными людьми. Коучинг / С.В. Шекшня. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 206 с.

6. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби; Проспект, 2009.

7. Карташова, Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник - ("Учебники для программы MBA"). – М., - ИНФРА-М, 2009. С.92.

8. Лукичёва Л.И. Управление персоналом: учеб пособие / Л.И. Лукичёва. – М.: Омега-Л, 2008. -263 с.

9. Рогожин М.Ю. Управление персоналом: практ пособие / М.Ю. Рогожин. – М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 320 с.

10. Старр Д. Великолепный коучинг. Как стать блестящим коучем на своём рабочем месте / Джулия Старр. – М.: ИГ «Весь», 2011 – 144 с.

11. Смирнова И. Бизнес-кейсы. Управление персоналом / И. Смирнова. – М.: Инфотропик Медиа, 2010. – 152 с.

12. Федорова, Н.В. Управление персоналом организации: учеб. пособие / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КНОРУС, 2008. – 512 с.

13. Филина, Ф.Н. Всё о работе директора по кадрам: лучшие кадровые решения / Ф.Н. Филина. – М.: Гроссмедиа; РОСБУХ, 2008. 304с.

14. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник самый ценный ресурс компании: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

15. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: «Дело», 2005.

16. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2010.

17. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. - М.: Новосибирск: ИНФРА-М; Изд-во НГАЭиУ, 2008.

18. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2004. – 560 с.

19. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учебно-практическое пособие / В.П.Пашуто. – 5-е изд, стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 320 с.

20. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: электронный учебник / В.П.Пашуто. – М.: КНОРУС, 2011.

21. Перевозкин Л.М. Основы экономики и социологии труда: учеб. пособие / Л.М.перевозкин; Орл. регион. акад. гос. службы (ОРАГС). – Орел: изд-во ОРАГС, 2007. – 114 с.

Дополнительная литература

1. Базовая система микроэлементных нормативов времени (БСМ): методические и нормативные материалы. М.: Экономика, 1989.

2. Барышников Ю.Н. и др. Аттестация и рационализация рабочих мест. М.: Экономика, 1987.

3. Быгин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда в условиях перехода к рыночной экономике: учеб. пособие. М., 1995.

4. Быгин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда на предприятии. М.: Финансы и статистика, 1993.

5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

6. Зубкова А.Ф., Слезингер Г.Э. Организация нормирования труда на предприятиях. М.: Экономика, 1995.

7. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. М., 1997.

8. Калина А.В. Организация и оплата труда в условиях рынка. Киев: МАУП, 1997.

9. Коноплянник Т.М., Морозова И.В. Оплата труда в бюджетных организациях. Учебно-практическое пособие. М. : КНОРУС, 2009.

10. Костюков Н.И., Щепакин М.Б., Малеванчук В.А. Организация, нормирование и оплата труда. Ростов-на-Дону, 1993.

11. Макарова Е.Н. Основные принципы организации и построения системы оплаты труда. НДФЛ и страховые взносы. М. : КНОРУС, 2010.

12. Малиновский В.Р., Силантьева Н.А. Техническое нормирование труда в машиностроении. М.: Машиностроение, 1990.

13. Методика определения экономической эффективности мероприятий по НОТ. 3-е изд., доп. и перераб. М., 1990.

14. Методические основы нормирования труда рабочих в народном хозяйстве. М.: Экономика, 1978.

15. Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда. М. : КНОРУС, 2009.

16. НОТ и нормирование труда. М.: Машиностроение, 1993.

17. Научная организация и нормирование труда в машиностроении: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов / Под ред. С.М. Семенова. М.: Машиностроение, 1991.

18. Научная организация труда в управлении производственным коллективом. М.: Экономика, 1991.

19. Организация и нормирование труда: учеб. пособие / под ред. В.В. Адамчука. М.: Финстатинформ, 1999.

20. Павленко А.П., Суэтина Л.М. Организация нормирования труда на предприятиях в современных условиях. М.: Экономика, 1997.

21. Пашуто В.П. Организация и нормирование труда на предприятии. Минск: Новое знание, 2002.

22. Попов Ю.П. Охрана труда. М. : КНОРУС, 2009.

23. Рофе А.И. Научная организация труда. М., 1998.

24. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М., 1996.

25. Суэтина Л.М. Значение, функции и задачи нормирования труда в условиях рыночной экономики. М.: НИИтруда, 1996.

26. Суэтина Л.М. Методы изучения затрат рабочего времени. М.: НИИТруда, 1996.

27. Фильев В.И. Организация, нормирование и оплата труда в развитых странах. М.: ИнтелСинтез, 1996.

28. Фильев В.Н. Нормирование труда на современном предприятии. М., 1997.

29. Черняева Д.В. Международные стандарты труда. (Международное публичное трудовое право). М.: КНОРУС, 2010.

Интернет-ресурсы

1. www.knorus.ru (Сайт издательства КНОРУС)

2. www.colibri.ru (Книжный интернет-магазин КОЛИБРИ)

3. www.aup.ru (Административно-управленческий портал)

4. www.businesspravo.ru (Расчет нормированных заданий для работников с повременной оплатой труда)

5. www.economicus.ru (Экономический портал, главной целью которого является предоставление качественной информации по самому широкому спектру экономических дисциплин)

6. www.ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»)

7. www.finansy.ru (На этом ресурсе представлены доступные для скачивания или просмотра экономические тексты: книги, статьи, рабочие материалы и т.п.)

8. www.glossary.ru (На сайте представлены множество глоссариев на экономические, биологические, технические и смежные темы)

9. www.lib.ua-ru.net (Студенческая электронная библиотека «ВЕДА»)

10. www.public.ru (Публичная Интернет-библиотека. Специализация: отечественная периодика)

11. www.ru.wikipedia.org (Википедия — многоязычная, общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия, издаваемая в Интернете)

12. www.soc.pu.ru (Зарубежные исследования в области организации труда: направления, персоналии, работы. Этапы развития науки организация и нормирование труда)

 

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

 

2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса:

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на изучение рекомендованной литературы, выполнение тестовых и проблемных заданий, а также письменных работ. Рекомендуется тестировать способности и склонности студентов после изучения определенных тем курса. В период промежуточной аттестации выполняются контрольные работы, и проводится тестирование знаний студентов.

Специфика тем, связанных с организацией работы персонала, проявляется в достаточно сложном практическом материале, который должны усвоить студенты. Рекомендуется шире использовать разнообразные формы занятий. Изучение тем курса предполагает логическую и временную последовательность. Важно добиваться личностного восприятия и усвоения учебного материала, что позволит приобрести навыки успешного решения проблем трудоустройства, адаптации, организации трудовой деятельности.

Следует обратить внимание студентов на необходимость овладения этими знаниями, поскольку они обязаны иметь дело со структурными подразделениями либо в качестве их сотрудников, либо в качестве работников предприятия.

Рекомендации по работе с литературой

Востребованность информации о теории и методах управления персоналом стала причиной публикационного бума. В этих в целом благоприятных условиях перед студентами возникает проблема выбора наиболее ценных источников информации на бумажных и электронных носителях. При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на рекомендуемую основную и дополнительную литературу.

Важным элементом подготовки к семинару является глубокое изучение основной и дополнительной литературы, рекомендованной по теме занятия, а также первоисточников. При этом полезно прочитанную литературу законспектировать. Конспект должен отвечать трем требованиям: быть содержательным, по возможности кратким и правильно оформленным.

Содержательным его следует считать в том случае, если он передает все основные мысли авторов в целостном виде. Изложить текст кратко - это значит передать содержание книги, статьи в значительной мере своими словами. При этом следует придерживаться правила - записывать мысль автора работы лишь после того, как она хорошо понята. В таком случае поставленная цель будет достигнута. Цитировать авторов изучаемых работ (с обязательной ссылкой на источник) следует в тех случаях, если надо записывать очень важное определение или положение, обобщающий вывод.

Важно и внешнее оформление конспекта. В его начале надо указать тему семинара, дату написания, названия литературных источников, которые будут законспектированы. Глубокая самостоятельная работа над ними обеспечит успешное усвоение изучаемой дисциплины.

Одним из важнейших средств серьезного овладения теорией является конспектирование первоисточников.

Для составления конспекта рекомендуется сначала прочитать работу целиком, чтобы уяснить ее общий смысл и содержание. При этом можно сделать пометки о ее структуре, об основных положениях, выводах, надо стараться отличать в тексте основное от второстепенного, выводы от аргументов и доказательств. Если есть непонятные слова, надо в энциклопедическом словаре найти, что это слово обозначает. Закончив чтение (параграфа, главы, статьи) надо задать себе вопросы такого рода: В чем главная мысль? Каковы основные звенья доказательства ее? Что вытекает из утверждений автора? Как это согласуется с тем, что уже знаете о прочитанном из других источников?

Ясность и отчетливость восприятия текста зависит от многого: от сосредоточенности студента, от техники чтения, от настойчивости, от яркости воображения, от техники фиксирования прочитанного, наконец, от эрудиции - общей и в конкретно рассматриваемой проблеме.

Результатом первоначального чтения должен быть простой план текста и четкое представление о неясных местах, отмеченных в книге. После предварительного ознакомления, при повторном чтении следует выделить основные мысли автора и их развитие в произведении, обратить внимание на обоснование отдельных положений, на методы и формы доказательства, наиболее яркие примеры. В ходе этой работы окончательно отбирается материал для записи и определяется ее вид: план, тезисы, конспект.

План это краткий, последовательный перечень основных мыслей автора. Запись прочитанного в виде тезисов - значит выявить и записать опорные мысли текста. Разница между планом и тезисами заключается в следующем: в плане мысль называется (ставь всегда вопрос: о чем говорится?), в тезисах - формулируется - (что именно об этом говорится?). Запись опорных мыслей текста важна, но полного представления о прочитанном на основании подобной записи не составишь. Важно осмыслить как автор доказывает свою мысль, как убеждает в истинности своих выводов. Так возникает конспект. Форма записи, как мы уже отметили, усложняется в зависимости от целей работы: план - о чем?; тезисы - о чем? что именно?; конспект - о чем? что именно? как?

Конспект это краткое последовательное изложение содержания. Основу его составляет план, тезисы и выписки. Недостатки конспектирования: многословие, цитирование не основных, а связующих мыслей, стремление сохранить стилистическую связанность текста в ущерб его логической стройности. Приступать к конспектированию необходимо тогда, когда сложились навыки составления записи в виде развернутого подробного плана.

Форма записи при конспектировании требует особого внимания: важно, чтобы собственные утверждения, размышления над прочитанным, четко отделялись при записи. Разумнее выносить свои пометки на широкие поля, записывать на них дополнительные справочные данные, помогающие усвоению текста (дата события, упомянутого авторами; сведения о лице, названном в книге; точное содержание термина). Если конспектируется текст внушительного объема, необходимо указывать страницы книги, которые охватывает та или иная часть конспекта.

Для удобства пользования своими записями важно озаглавить крупные части конспекта, подчеркивая заголовки. Следует помнить о назначении красной строки, стремиться к четкой графике записей - уступами, колонками. Излагать главные мысли автора и их систему аргументов - необходимо преимущественно своими словами, перерабатывая, таким образом, информацию,– так проходит уяснение ее сути. Мысль, фразы, понятые в контексте, могут приобрести более пространное изложение в записи. Но текст оригинала свертывается, и студент, отрабатывая логическое мышление, учиться выделять главное и обобщать однотипные суждения, однородные факты. Кроме того, делая записи своими словами, обобщая, студент учится письменной речи.

Знание общей стратегии чтения, техники составление плана и тезисов определяет и технологию конспектирования

· Внимательно читать текст, попутно отмечая непонятные места, незнакомые термины и понятия. Выписать на поля значение отмеченных понятий.

· При первом чтении текста необходимо составить его простой план, последовательный перечень основных мыслей автора.

· При повторном чтении текста выделять систему доказательств основных положений работы автора.

· Заключительный этап работы с текстом состоит в осмыслении ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

· При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более глубокому усвоению текста.

· В рамках работы над первоисточником важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато, изложена мысль. Цитировать необходимо те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому, или иному вопросу.

Конспектировать целесообразно не на отдельном листе, а в общей тетради на одной странице листа. Оборотная сторона листа может быть использована для дополнений, необходимость которых выяснится в дальнейшем. При конспектировании литературы следует оставить широкие поля, чтобы записать на них план конспекта. Поля могут быть использованы также для записи своих замечаний, дополнений, вопросов. При выступлении на семинаре студент может пользоваться своим конспектом для цитирования первоисточника. Все участники занятия внимательно слушают выступления товарищей по группе, отмечают спорные или ошибочные положения в них, вносят поправки, представляют свои решения и обоснования обсуждаемых проблем.
В конце семинара, когда преподаватель занятия подводит итоги, студенты с учетом рекомендаций преподавателя и выступлений сокурсников, дополняют или исправляют свои конспекты.

НА НАУЧНОЙ ОСНОВЕ

1. Внедрение организации труда на научной основе – это задача:

а) службы НОТ на предприятии;

б) непосредственных руководителей структурных подразделений;

в) руководителей функциональных подразделений и самих рабочих.

2. Организация труда является составной частью:

а) управления;

б) производственного процесса;

в) орг<

Дата: 2016-09-30, просмотров: 181.