Принцип демократизма
Принцип демократизма воспроизводит народовластие в государственном управлении. Его обосновывает в своей работе «Размышления о представительном правлении» Джон Милль – рассуждая о формах правления, Милль пишет: «мы пришли к той истине, что форма народного правления, которая может вполне удовлетворить всем требованиям гражданских обществ, есть та, где весь народ допускается к участию в управлении, что всякое участие, даже в самых мелких общественных должностях, благотворно, что участие народа в правлении должно быть так велико, как только позволяет степень развития всего общества, и что в будущем нельзя желать ничего более для народного правления, как участия в нем всего народа.». Милль считает, что идеальной формой народного правления является представительное правление везде, где это возможно.
Принцип разделения власти
Принцип разделения властей означает независимость законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти друг от друга и наличие взаимного контроля как элемента системы сдержек и противовесов. Это одна из фундаментальных основ демократии. Существование независимых ветвей обусловлено необходимостью защиты общества от тирании со стороны власть имущих. А. Смит, рассуждая о расходах на отправление правосудия, пишет, что судебная власть должна быть не только отделена от исполнительной, но и максимально независимой: «Когда судебная и исполнительная власть соединены, представляется мало возможным, чтобы правосудие не приносилось часто в жертву тому, что обычно называют политикой. Лицо, обладающее исполнительной властью, может ради великих государственных интересов, даже не имея корыстных целей, иногда думать, что необходимо пожертвовать правами частного лица». Милль рассматривает принцип разделения властей как реально существующее положение в Англии: «Некоторое равновесие существует почти всегда, но стрелка весов никогда не стоит на нуле».
Принцип федерализма
Принцип федерализма государственного управления подразумевает разделение полномочий и сфер деятельности между различными уровнями власти. По этому поводу высказался и Адам Смит, и Джон Милль. Смит, считает, что содержание убыточных сооружений, имеющих локальное значение, должно быть в компетенции местной и провинциальной администраций: «Если бы лондонские улицы должны были освещаться и моститься за счет казначейства, была бы какая-либо вероятность, чтобы они были освещены и вымощены так хорошо и с такими небольшими расходами, как в настоящее время? … Злоупотребления, которые по временам вкрадываются в управление местными или провинциальными доходами, как бы огромны они иногда ни были, тем не менее почти всегда оказываются ничтожными в сравнении с теми, которые обыкновенно имеют место в управлении и тратах доходов большого государства. С другой стороны, они могут быть гораздо легче исправлены.» Дополнительно, Смит считает несправедливым содержание улиц Лондона за счёт жителей всего королевства. Милль в «Рассуждениях», пишет, что из-за проблем с неслаженным исполнением местных обязанностей администраций округов Лондона, центральное правительство вынуждено «принимать на себя дела, которые было бы гораздо лучше оставить местным учреждениям». В следующем абзаце Милль проводит черту между сферами деятельности: «Главное занятие центральной власти — давать начала, а местных властей — прилагать их к делу».
Принцип объективности
Принцип объективности обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил. Данный принцип косвенно обосновывает Смит - в своем исследовании он формулирует 4 общих положения относительно налогов вообще, которые в своей работе «Основы политической экономии» дословно цитирует Милль. Положение IV начинается со слов: «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства». Смит поясняет, что налоги издержки от налогов могут быть больше, чем сам доход в казну: это и увеличенные расходы на содержание сборщиков налога, и издержки, связанные с прекращением экономической деятельности, с контрабандой…
Принцип публичности
Принцип публичности обеспечивает связь государственного управления с обществом, гражданами. Мы уже выяснили, что Милль выступал за максимальное участие граждан в правлении, но также он критиковал коллегиальность, так как она снимает ответственность с исполнителей. «В принципе всякая исполнительная должность, высшая или низшая, должна быть определенною обязанностью какого-либо отдельного лица. Тогда бы всем было известно, кто что делает и что по чьей вине остается не сделанным., - пишет Милль, - Коль скоро неизвестно, кто должен отвечать, то нет и ответственности; если же она и существует, то не может быть разделена без ослабления. Чтобы удержать ее на возможной высоте, необходимо, чтобы одно лицо пользовалось всеми почестями за сделанное хорошее и подвергалось всем последствиям за дурное». Дополнительно, Милль упоминает о гласности как об основной функции представительного органа: «Настоящее назначение представительного собрания не управление государством, к чему оно совершенно не способно, а поверка этого управления; оно обязано проливать на него свет гласности, давать ему возможность объясниться и оправдаться во всех сомнительных случаях. Оно должно представлять свои замечания в случае его ошибок, наконец, в случае, если лица, составляющие правительство, не заслуживают доверия или действия их не совпадают с желаниями нации, оно обязано удалять эти лица от должностей, назначая или указывая на их место новых деятелей. В этом кажется достаточно гарантий для свободы нации».
Выводы.
Подводя итог, следует отметить, что и Смит, и Милль были образованными людьми и принципы государственного управления знали. Говоря о государстве на различных примерах, они не раз упоминали имеющиеся проблемы: злоупотребления чиновников, несистемность управления, стремление административного аппарата к необоснованному волюнтаристскому расширению своих полномочий. Смит и Милль рассматривали принципы государственного управления как элементы идеальной системы, которые работают только при общественном развитии. В современных демократических государствах эти принципы обязаны работать, но только если члены общества будут производить контроль над деятельностью государства.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 214.