Режимы государства всеобщего благосостояния
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно теории Эспинга-Андерсена, разновидности Welfare State могут быть объединены в несколько групп в зависимости от характеристик режима (или типа) государства благосостояния.

Эспинг-Андерсен рассуждает следующим образом. В одном кластере могут находиться государства с чертами «либерального» государства всеобщего благосостояния, в котором преобладают адресная социальная помощь, невысокие универсальные трансферты и довольно скромное социальное страхование. При таком обеспечении социального благосостояния выплаты адресованы главным образом группам с низким достатком (в основном рабочему классу и иждивенцам). В этой модели продвижение социальных реформ было строго ограничено традиционными, либеральными и профессионально-этическими нормами. Впоследствии при таком режиме влияние декоммодификации снижается. Режим, изначально основанный на социальных правах, воздвигает стратификационную структуру, где получатели социальной помощи одинаково бедны и благосостояние большинства зависит от положения на рынке. Типичные примеры этой модели - Соединенные Штаты Америки, Канада и Австралия.

 

Ко второму режиму можно отнести Австрию, Францию, Германию и Италию. В этих странах историческое корпорационное наследие было модернизировано в соответствии с новой постиндустриальной классовой структурой. В таких консервативных обществах Welfare State, где силен корпорационный дух, либеральный сценарий рыночной эффективности и овеществления человека не был широко распространен. Предоставление социальных прав также принципиально никогда не оспаривалось. Преобладающей чертой было сохранение статусных различий. Таким образом, права были связаны со статусом и классовой принадлежностью. Этот корпоративизм был заложен в основании государства и мог вполне заменить рынок как источник благосостояния. Следовательно, частное страхование и дополнительные профессиональные льготы были чем-то маргинальным. Вместе с тем акцент государства на поддержании статусных различий означает, что его собственные способности к перераспределению богатства невелики.

Третья и самая малочисленная группа по отношению к проведению политики Welfare State включает страны, в которых принципы универсализма и декоммодификации социальных прав были также распространены на новый средний класс. Эспинг-Андерсен называет режим таких стран социально-демократическим, поскольку в них доминирует социально-демократическая составляющая социальных реформ. Согласно автору концепции, социал-демократы скорее будут развивать Welfare State, обеспечивающее равенство самых высоких стандартов, а не равенство минимальных потребностей, как это бывает обычно. Они предпочтут такое равенство двойным стандартам между государством и рынком, между рабочим и средним классами. Для достижения этой цели, во-первых, необходимо поднять уровень доходов и качество услуг до уровня, соизмеримого со стандартами нового среднего класса, и во-вторых, рабочим слоям должно быть гарантировано такое же качество соблюдения прав, как и у более высоких слоев общества.

Эта формула позволяет объединить универсалистский и декоммодификационный подходы, которые тем не менее отвечают разным ожиданиям. Рабочие начинают пользоваться правами, идентичными тем, которые гарантированы госслужащим, или

«белым воротничкам»; все страты включены в одну универсальную систему страхования, но вместе с тем выплаты зависят от суммы заработка. Эта модель ослабляет влияние рынка, усиливая дух солидарности и универсализма: все получают помощь, все зависят друг от друга, никто не склонен к оппортунистическому поведению.

Политика социально-демократического режима направлена и на рынок, и на традиционную семью. В отличие от корпорационной модели принцип этой политики не в том, чтобы ждать, пока способность внутренней помощи не будет исчерпана, а в том, чтобы рационально регулировать расходы семьи в зависимости от социальных приоритетов. Здесь целью становится не максимизация зависимости членов семьи друг от друга, а, наоборот, укрепление их индивидуальной независимости. В этом смысле модель представляет специфический сплав либерализма и социализма. Ее результат - государство всеобщего благосостояния, которое, например, адресует часть социальных выплат непосредственно детям, берет на себя прямую заботу о престарелых и инвалидах. Это накладывает на семью ряд требований. Например, если семья получает необходимые социальные услуги от государства, то женщина должна иметь гарантированную возможность изменить судьбу неработающей жены-домохозяйки, шанс получить работу и сделать карьеру.

Возможно, замечает Эспинг-Андерсен, наиболее заметная черта социально-демократического режима - сплав достатка и трудовой деятельности. Он подразумевает гарантии полной занятости и соответствия вознаграждения приложенным усилиям. С одной стороны, право на занятость имеет равный статус с правом на защиту трудовых доходов. С другой стороны, затраты на поддержание солидарной универсалистской декоммодифицирующей системы всеобщего благоденствия огромны. Это означает, что все усилия должны быть направлены на максимальное решение социальных проблем и эффективное использование доходов. Наиболее целесообразное средство достижения таких целей - увеличение числа занятых и уменьшение числа живущих за счет социальных отчислений.

Таким образом, согласно Эспинг-Андерсену, несмотря на отсутствие четких классификационных границ все-таки можно утверждать, что мир состоит из отдельных режимов или групп режимов обеспечения социального благосостояния.


 

« Т. Гоббс о социальном реформировании и справедливом государственном устройстве» Н.Березенцева


Введение

Проблема справедливости в мировой философии всегда была актуальной, а с учетом определенных исторических реалий различные аспекты ее приобретали особую остроту. Если в России отдавали приоритет моральной стороне, то в странах Западной Европы – преимущественно политико-правовой. Соответственно осуществление справедливости в русской общественной мысли связывалось с моральным воздействием на человека, а в общественной мысли Западной Европы основные надежды возлагались на политику и право. При исследовании концепций справедливости в мировой философии и их влияния на современную общественную мысль и социальную практику вызывают большой интерес.

Воззрения одного из крупнейших представителей социальной и политической философии Нового времени Томаса Гоббса, который высказал ряд очень ценных идей в вопросах справедливости и значительно обогатил данную проблематику.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 260.