Преподаватель Сипачева О.И.
Тема: Решение логических задач.
Цель работы: уметь решать задачи, используя формул алгебры логики.
Ход работы.
Разобрать задачи с решениями.
· Равносильны ли высказывания:
1. и
2. и
3. и
· Исходя из разговорной практики, мы знаем, что, имея высказывания А и В,
Можно построить высказывания: не А (неверно, что А); А и В; А или В; если А, то В (из А следует В); А только и только тогда, когда В (А эквивалентно В, А тождественно В)
Эти высказывания, в отличие от элементарных, естественно назвать сложными, поскольку они уже наделены структурой. Однако они так же, как и простые, могут принимать только два возможных значения: И либо Л.
Среди следующих высказываний укажите составные; выделите в них простые, обозначив каждое из них буквой; запишите с помощью логических операций каждое составное высказывание:
1. «Пришла весна, и грачи прилетели».
Решение задачи:
Обозначим через A-«пришла весна»; а через B- «грачи прилетели». Тогда высказывание
С -«Пришла весна, и грачи прилетели» запишем так: С= А B.
Ответ: : С= А B.
2. «Число 6 делится на 2 и число 6 делится на 3».
3. « Неверно, что 4 делится на 3». Обозначим через простое высказывание «4 делится на 3». Представьте первое высказывание в виде логической формулы.
4.Неверно, что Солнце движется вокруг Земли.
5.Земля имеет форму шара.
6.На уроке математики старшеклассники отвечали на вопросы учителя и писали самостоятельную работу.
7.Если сумма цифр числа делится на 3, то число делится на 3.
8.Число делится на 3 тогда и только тогда, когда сумма цифр числа делится на 3.
9. Число 376 четное и трехзначное.
10. 1) «Летом я поеду в деревню или в туристическую поездку».
2) «Летом я поеду в деревню или в туристическую поездку, или в санаторий»
3) «Если летом я поеду в деревню, то я не поеду в туристическую поездку»
4) «Если летом я не поеду в деревню или в санаторий, то я поеду в туристическую поездку».
5) ««Если летом я поеду в деревню или в санаторий, то я не поеду в туристическую поездку».
· Решить задачи средствами алгебры логики.
1.В процессе составления расписания уроков учителя высказали свои пожелания. Учитель русского языка хочет проводить первый или второй урок, учитель математики – первый или третий, а учитель физкультуры – второй или третий урок. Сколько существует возможных вариантов расписания и каковы они?
Решение. Введем обозначения: А – 1-й урок русского языка, В – 2-й урок русского языка, - 1-й урок математики, С – 3-й урок математики, - 2-й урок физкультуры, - 3-й урок физкультуры. Составим логическую формулу, опираясь на условие задачи: (АvВ) & ( v C) & ( v ). Таблица истинности для нее будет иметь вид:
Ответ. Анализируя таблицу, приходим к выводу, что расписание может быть представлено в двух вариантах:
1 урок математика 1 урок русский язык
2 урок русский язык или 2 урок физкультура
3 урок физкультура 3 урок математика.
2. Только один из подозреваемых участвовал в преступлении. Известно, что если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров участвовал; если Иванов не участвовал, то Сидоров не участвовал. Кто участвовал в преступлении?
3. Аня, Вика и Сергей решили пойти в кино. Учитель, хорошо знавший ребят, высказал предложения: Аня пойдет в кино только тогда, когда пойдут Вика и Сергей; Аня и Сергей пойдут в кино вместе или же оба останутся дома; чтобы Сергей пошел в кино, необходимо, чтобы пошла Вика. Когда ребята пошли в кино, оказалось, что учитель немного ошибся: из трех его утверждений истинными оказались только два. Кто из ребят пошел в кино?
4. Намечаются экскурсии в три города А, В и С. Руководитель фирмы сказал: «Неверно, что если будет экскурсия в город В, то не будет экскурсии в город С. Если будет экскурсия в город С, то не будет экскурсии в город А.» В какие города будет проводиться экскурсия?
Практическая работа 4
Дата: 2019-11-01, просмотров: 837.