ЗАНЯТИЕ 2. «Совести-то у меня вагон, а вот времени нету» (из к/ф «Афоня»)
Цель: развитие навыков рационального использования собственного времени.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто …»
Задача участников - поменяться местами в зависимости от указанного условия, не договариваясь между собой. Ведущий пытается занять пустующее место. Если ему это удается, то на его место становится тот человек, которому не досталось стула. По команде ведущего меняются местами те, кто:
- всегда успевает в рабочее время выполнить все необходимое;
- планирует свой рабочий день заранее;
- кто не успевает отдохнуть в выходные;
- кто часто замечает нехватку свободного времени.
- никогда не опаздывали на работу;
- чаще всего успевает выполнить все необходимое;
- планирует день заранее;
- успевает отдохнуть в выходные;
- часто ощущает нехватку рабочего времени.
Вся наша жизнь – набегу. Мы торопимся все успеть: хорошо учиться, «вовремя» выйти замуж, родить ребенка, сделать карьеру, а еще уделить внимание мужу и себе, позвонить родителям…. И часто можно слышать фразы «Я ничего не успеваю, я все время на работе, мне некогда заняться собой…».
Время – это ценность, которая дается нам природой. Эффективно использовать этот подарок – вот цель, которая присуща каждому человеку с рождения. Но многие об этой цели не догадываются и потому транжирят время так же, как и деньги. Но если деньги можно делать, делать время еще никому не удавалось.
«За кусочек золота не купишь кусочек времени» – так гласит китайская мудрость. Время нельзя ни купить, ни произвести, однако его можно накопить. Главное – искать ресурсы не в самом времени, а в себе. Идея разработки правил организации времени возникла в Европе в 60-е гг. 20 века и называется эта отрасль – тайм-менеджмент. Взяв ее на вооружение, любой человек способен решить проблему нехватки времени, а значит добиться успеха и в профессии, и в личной жизни, сохранить душевное равновесие и физическое здоровье. Сегодня мы поговорим о том, как найти время для работы, для семьи и для себя любимой.
А сейчас я предлагаю Вам обратиться к своим ощущениям.
Упражнение «Мой секундомер»
Закройте глаза. Вам необходимо мысленно отметить тот момент, когда пройдет 1 минута: открыть глаза и поднять руку. Отсчитывать секунды нельзя. Оптимальным является время от 55-65 сек. Если человек раньше поднимает руку – слишком спешите по жизни, если более 66 сек – вы предпочитаете не торопиться.
Упражнение «Завершение предложения»
Для меня время – это…Участникам надо назвать ассоциации, которые у них возникают со словом «время». Ответы записываются на доске, после чего педагогам предлагается оценить, каких ассоциаций больше - положительных или отрицательных. На основе этого ведущий делает вывод.
Упражнение «Куда уходит наше время»
По данным французских социологов из материалов журнала «Наука и жизнь» за 70 лет современный средний европеец:
ü Стоит 30 лет ü Спит 23 года ü Сидит 17 лет ü Ходит 17 лет ü Работает 8-9 лет ü Ест 6-7 лет ü Едет в транспорте 3 года ü Разговаривает и слушает разговоры 2 года ü Читает 250 дней ü Говорит по телефону 180 дней ü Смотрит телевизор 6 лет | ü Смеется 623 дня ü Готовит еду 560 дней ü Болеет насморком 500 дней ü Занимается шопингом 440 дней ü Болеет 440 дней ü Отмечает праздники 340 дней ü Заполняет различные документы 305 дней ü Одевается мужчины 177, женщины 531 день. ü Ходит в туалет по малой нужде 106 дней |
Итак, вы видите, что мелочи в нашей жизни занимают очень много места.
Упражнение «Золотая рыбка»
Цель: демонстрация ошибок при постановке целей.
Инструкция: «Вызывается доброволец. Ведущий начинает говорить с ним в быстром темпе, чтобы создать момент растерянности. Как бы между делом нужно обратиться к аудитории: «Смотрите внимательнее, что сейчас будет происходить».
Примерный текст для добровольца: «Вы поймали золотую рыбку. У вас есть 15 секунд, чтобы загадать ей три желания.»
Далее ведущий ведет отсчет или загибает пальцы по секундам. Через 15 секунд звучит команда «Стоп!» Далее следуют комментарии ведущего. Если участник загадал, но не произнес желания, то, как Рыбка догадается о них? Если произнес, ведущий повторяет их так, как было сказано. Например:
Участник: Дом...
Ведущий: (рисует дом).
Вот тебе дом. Получи! Или: хорошо, у меня в следующем году будет дом. Ты же не сказал, кому ты загадал дом?
Участник: кучу денег.
Ведущий: скиньтесь по рублю! Вот куча монет. Получи.
Участник: хочу быть счастливым!
Ведущий: обязательно: в следующем месяце будешь счастлив, даже несколько раз. Или будешь всегда счастлив, начиная с 2050 года.
И т.д.Можно повторить игру еще с одним-двумя участниками».
Далее ведущий задает группе вопрос: что сейчас происходило? Как нужно было загадывать желания, чтобы они были исполнены?
Информационный блок. SMART.
Итак, необходимо уметь правильно ставить цели. Еще древнеримский мыслитель Луций Анней Сенека говорил, что «для корабля, не имеющего пристани, ни один ветер не бывает попутным», в старинные мореплаватели говорили: «Плыву не как ветер дует, а как парус поставлю». Ставить перед собой цель – значит смотреть в будущее. Четко, ясно, конкретно, реалистично сформулированные цели побуждают к действиям, направленным на их достижение. Свои цели необходимо не только продумывать и придавать им максимально реалистичный вид, но и записывать.
В науке управления разработана специальная технология, помогающая правильно ставить цели. Это технология SMART. SMART – это аббревиатура:
Specific - конкретные
Measurable - измеримые
Agreed - согласованные (с целями более высокого уровня)
Realistic - реалистичные
Timed - определенные во времени
Для того, чтобы лучше запомнить, можно использовать отечественную версию теории SMART. Это принцип «КРОВИ».
Цели должны быть:
К – конкретными
Р – реалистичными
О – ограниченными по времени
В – важными
И – измеряемыми
Дата: 2019-11-01, просмотров: 249.