Работаешь, работаешь,
а потом - бац! - и вторая смена»
(из к/ф «Большая перемена»)
Авторы-составители:
Вандышева А.В.
Педагог-психолог
МАОУ «Лицей № 29»
г. Тамбов
Кубасова Ю.В.
Педагог-психолог
МАОУ СОШ №1 – «Школа Сколково-Тамбов»
Тамбов
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы в системе образования происходит много нововведений: внедрение ФГОС, новых профессиональных стандартов, часто меняющиеся правила аттестации педагогических работников, постоянно увеличивающиеся требования как к уровню профессионализма педагога, так и к его личности в целом. Все это, а также необходимость систематично использовать личностно-ориентированный подход ко всем субъектам образовательного процесса приводит к сильной подверженности педагогов различным стрессовым воздействиям. Безусловно, это отражается на физическом и психологическом здоровье специалистов.
Впервые о синдроме эмоционального выгорания заговорил американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Основным его проявлением он считал нарастающее эмоциональное истощение, которое может повлечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до глубоких когнитивных искажений).
Актуальность данной проблемы связана с развитием гармонично развитой личности не только ученика, но и самого педагога.
Целью программы является профилактика профессионального «выгорания» педагогов.
Задачи:
· определение актуального эмоционального состояния участников для осознания ими личной заинтересованности;
· развитие навыков рационального использования собственного времени;
· повышение уровня грамотности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья;
· снижение психоэмоционального напряжения;
· развитие умения бесконфликтно общаться с различными категориями людей (коллегами, учениками и их родителями);
· актуализация творческого, креативного развития педагога.
Программа ориентирована на педагогов. Количество участников: 10-15 человек. Занятия планируются 1 раз в месяц. Всего 8 занятий (с сентября по апрель).
Методы, применяемые в ходе реализации программы: объяснительный, исследовательско-поисковый, игровой.
Формы организации занятий : сюжетно-ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания, диагностика, обсуждение.
Предполагаемые результаты:
· повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов;
· овладение педагогами психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний;
· повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления;
· снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.
Составителями данного курса был осуществлен анализ уже существующих программ по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Материал данной программы былподобран таким образом, что педагоги-психологи общеобразовательных организаций смогут использовать его без внесения каких-либо изменений. В связи с этим новизна программы заключается в учете особенностей системы образования в нашем регионе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
1 | «А Вас я попрошу остаться» | Определение актуального эмоционального состояния участников | Введение (шуточная экспресс-диагностика) Опросник на определение уровня психического выгорания (MBI) Теоретическая часть Упражнение «Карусель общения» Аффирмация на успех Рефлексия |
2 | «Совести-то у меня вагон, а вот времени нету» | Развитие навыков рационального использования собственного времени | Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...» Упражнение «Мой секундомер» Упражнение «Завершение предложения» Упражнение «Куда уходит наше время» Упражнение «Золотая рыбка» Информационный блок Упражнение «Постановка целей» Упражнение на распределение задач по принципу матрицы Эйзенхауэра Рефлексия |
3 | «Муля, не нервируй меня» | Повышение уровня грамотности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья | Упражнение «Стакан с водой» Упражнение «Ассоциации» Упражнение «Мой стресс» Тест на стрессоустойчивость Теоретическая часть Рефлексия |
4 | «Об этом я подумаю завтра» | Снижение психоэмоционального напряжения | Упражнение «Радуга настроения» Медитация Упражнение «Лимон» Упражнение «Сосулька» («Мороженое») Упражнение «Дышите глубже, вы взволнованы» Дыхательная гимнастика Визуализация Притча Упражнение «Улыбка на весь день» Рефлексия |
5 | «Иногда такую глупость услышишь, а оказывается – точка зрения» | Развитие умения бесконфликтно общаться с различными категориями людей (коллегами, учениками и их родителями) | Упражнение «Один день из жизни педагога» Упражнение «Марионетка» Упражнение «Почтальон Печкин» Упражнение «Рисование вдвоем» Рефлексия |
6 | Педагогический практикум Рефлексия | ||
7 | «Маленькая, а с фантазией» | Актуализация творческого, креативного развития педагога | Упражнение «Визитка» Упражнение «Принцесса, дракон и самурай Теоретическая часть Упражнение «Объявление» Упражнение «Перекинь мяч» Рефлексия Упражнение «Путешествие» Упражнение «Перевертыши» Упражнение «Попробуй нарисуй» Упражнение «Рифмовка» Рефлексия |
8 | «Это я удачно зашел» | Подведение итогов цикла занятий, получение обратной связи | Коллаж/плакат Презентация работ Рефлексия |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата (по плану) | Дата (по факту) | Примечание |
1 | «А Вас я попрошу остаться» | Октябрь 1 неделя | ||
2 | «Совести-то у меня вагон, а вот времени нету» | Ноябрь 1 неделя | ||
3 | «Муля, не нервируй меня» | Декабрь 1 неделя | ||
4 | «Об этом я подумаю завтра» | Январь 2 неделя | ||
5 | «Иногда такую глупость услышишь, а оказывается – точка зрения»
| Февраль 1 неделя | ||
6 | Март 2 неделя | |||
7 | «Маленькая, а с фантазией» | Апрель 1 неделя | ||
8 | «Это я удачно зашел» | Май 3 неделя |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретическая часть
Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Выделяют три стадии эмоционального выгорания педагогов:
1-я стадия «Напряжение»
Симптомы: неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку»,
переживание психотравмирующих ситуаций, тревожность и депрессия.
2-я стадия «Резистенция»
Симптомы: неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.
3-я стадия «Истощение»
Симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.
Упражнение «Карусель общения»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.
Материалы: мягкая игрушка.
Участники по кругу передают мягкую игрушку и у кого из участников игрушка продолжают фразу, заданную ведущим. Если другие участники группы чувствуют в этой ситуации, то же самое, то они встают (участники ощущают рядом с собой людей со схожими «проблемами» и радостями).
1. Я люблю…
2. Мне грустно, когда…
3. Я сержусь, когда…
4. Я горжусь собой, когда…
5. Я радуюсь...
6. Мне трудно, когда...
7. Если меня приглашает к себе начальство...
8. Когда я вижу в глазах учеников интерес, ...
9. Выходя с работы, я...
10. Когда я делюсь с коллегами своим опытом, ...
11. Больше всего я боюсь...
12. Я нервничаю, когда...
13. Меня огорчает...
14. Когда я общаюсь с родителями учеников, ...
15. Когда я хвалю себя за выполненную работу, ...
Аффирмация на успех
Участники делятся произвольно на 6 групп. Каждая группа получает свой конверт с материалами. Задание одно на всех: из слов составить предложение. Затем группы по очереди их зачитывают, получается фраза:
1 группа. Когда вы устали, двигайтесь медленно.
2 группа. Двигайтесь спокойно, не спеша, но не останавливайтесь.
3 группа. Вы устали по вполне объективным причинам.
4 группа. Вы устали, потому что многое меняете и делаете.
5 группа. Вы устали, потому что вы растете.
6 группа. И когда-нибудь этот рост сможет по-настоящему вдохновить вас.
Вопросы для рефлексии: «Как именно Вы ощущаете свою профессиональную «усталость»? Что это за симптомы? Как давно они появились? Что помогает Вам двигаться дальше?»
Упражнение «Мой секундомер»
Закройте глаза. Вам необходимо мысленно отметить тот момент, когда пройдет 1 минута: открыть глаза и поднять руку. Отсчитывать секунды нельзя. Оптимальным является время от 55-65 сек. Если человек раньше поднимает руку – слишком спешите по жизни, если более 66 сек – вы предпочитаете не торопиться.
Упражнение «Золотая рыбка»
Цель: демонстрация ошибок при постановке целей.
Инструкция: «Вызывается доброволец. Ведущий начинает говорить с ним в быстром темпе, чтобы создать момент растерянности. Как бы между делом нужно обратиться к аудитории: «Смотрите внимательнее, что сейчас будет происходить».
Примерный текст для добровольца: «Вы поймали золотую рыбку. У вас есть 15 секунд, чтобы загадать ей три желания.»
Далее ведущий ведет отсчет или загибает пальцы по секундам. Через 15 секунд звучит команда «Стоп!» Далее следуют комментарии ведущего. Если участник загадал, но не произнес желания, то, как Рыбка догадается о них? Если произнес, ведущий повторяет их так, как было сказано. Например:
Участник: Дом...
Ведущий: (рисует дом).
Вот тебе дом. Получи! Или: хорошо, у меня в следующем году будет дом. Ты же не сказал, кому ты загадал дом?
Участник: кучу денег.
Ведущий: скиньтесь по рублю! Вот куча монет. Получи.
Участник: хочу быть счастливым!
Ведущий: обязательно: в следующем месяце будешь счастлив, даже несколько раз. Или будешь всегда счастлив, начиная с 2050 года.
И т.д.Можно повторить игру еще с одним-двумя участниками».
Далее ведущий задает группе вопрос: что сейчас происходило? Как нужно было загадывать желания, чтобы они были исполнены?
Информационный блок. SMART.
Итак, необходимо уметь правильно ставить цели. Еще древнеримский мыслитель Луций Анней Сенека говорил, что «для корабля, не имеющего пристани, ни один ветер не бывает попутным», в старинные мореплаватели говорили: «Плыву не как ветер дует, а как парус поставлю». Ставить перед собой цель – значит смотреть в будущее. Четко, ясно, конкретно, реалистично сформулированные цели побуждают к действиям, направленным на их достижение. Свои цели необходимо не только продумывать и придавать им максимально реалистичный вид, но и записывать.
В науке управления разработана специальная технология, помогающая правильно ставить цели. Это технология SMART. SMART – это аббревиатура:
Specific - конкретные
Measurable - измеримые
Agreed - согласованные (с целями более высокого уровня)
Realistic - реалистичные
Timed - определенные во времени
Для того, чтобы лучше запомнить, можно использовать отечественную версию теории SMART. Это принцип «КРОВИ».
Цели должны быть:
К – конкретными
Р – реалистичными
О – ограниченными по времени
В – важными
И – измеряемыми
Цель
Сфера
Срок
Анализ по «КРОВИ»
Результат
Через 5 минут желающие зачитывают свои цели. Группа анализирует, удалось ли участникам выполнить упражнение.
Информационный блок
Правило Парето и матрица Эйзенхауэра.
Существует, так называемый, закон Парето, который гласит примерно следующее: 20% всего, что мы делаем, приносит нам 80% результата. Все остальные 80% наших усилий создают всего лишь 20% результата
|
Другими словами, результативна лишь 1/5 часть нашей деятельности, лишь 1/5 времени мы тратим оправданно. На что же уходят остальные 4/5 наших ресурсов и времени? А вот на что:
- на поддержание текущего уровня комфорта;
- на выполнение неважных и несрочных дел;
- на выполнение задач, которые в принципе может выполнить кто-то другой;
- на выполнение задач, от которых вообще можно отказаться.
Как же организовать свое время, чтобы повысить свою эффективность?
В своей книге «Главное внимание – главным вещам» Стивен Кови описал метод Эйзенхауэра, помогающий в потоке дел, выявить самые важные, на которые должны быть направлены наши силы. Сама идея этого метода принадлежит 34-му президенту США Д.Д. Эйзенхауэру. В результате опыта организации своего времени он сделал вывод, что срочные дела редко бывают важными и в то же время, важные дела редко бывают срочными. Эйзенхауэр предложил инструмент для управления временем, который получил название «Матрица Эйзенхауэра».
Матрица помогает быстро сориентироваться в потоке дел и определиться какие задачи важные и какие требуют срочности.
Важными можно назвать те дела, от которых зависит успешная, здоровая, эмоционально насыщенная жизнь. Срочными – дела, которые нельзя отложить.
Эйзенхауэр для наглядности разработал матрицу. Смысл ее в том, что в начале, нужно каждое дело или задачу оценить по приоритетности в одну из четырех групп:
A - Важное и срочное, это Аврал!
B - Важное и не срочное.
C - Срочное, но не важное.
Д - Не срочное и не важное. Д – «дурацкие» дела.
Для наглядности обозначим их буквами: A, B, C, D.
А - Важное и срочное.
Только незапланированные, форсмажорные, внезапно возникшие дела. Часто они появляются в результате кризиса или аврала. Эти дела очень важные и откладывать их не получится. Если человек правильно организован, то эта часть дел минимальна.
В - Важное, но не срочное.
Дела и задачи, которые мы относим к этой категории и выполняем, чаще всего результативны. Отсутствие спешки помогает спланировать дела: наметить сроки и способы выполнения задачи. Это самые большие по времени дела. Если человек сосредоточивает свое внимание на этих задачах, то он чаще всего добивается успеха. Но если такие дела постоянно откладывать, то они могут перейти в разряд авральных!
С - Не важное, но срочное.
Чаще всего это незапланированные второстепенные дела, никак не влияющие на нашу жизнь, но требующие срочного внимания. Многие причисляют их ошибочно к важным. Поэтому нужно научиться понимать действительно ли это для вас важное дело или нет.
D (Д) - Не важные и не срочные.
Это поглотители времени. Они забирают много времени, но не приносят никакого результата. Часто советуют, что от них просто нужно избавляться. Но так как они легки и интересны, то отказаться от них бывает сложно. И поэтому можно выделять на них время по остаточному принципу.
Список задач
Педагоги объединяются в группы по 4 человека. Задача: прийти к общему решению за 3 минуты.
Обсуждение результатов
Каждая группа представляет результаты по одному из четырех квадрантом матрицы.
Давайте посмотрим, можно было бы избежать возникновения этих дел и попадания их в список важных и срочных.
Защита диплома – сроки поджимают, а проект не готов. – Правильное планирование и организация работы над проектом обеспечили бы своевременную подготовку проекта без аврала.
Приступ аппендицита – вызов скорой помощи. – Никто не застрахован. Но, регулярное медицинское обследование и здоровый образ жизни, возможно, помогли бы избежать этой проблемы.
Болезнь из-за переутомления. – Организация отдыха и проведения свободного времени имеет большое значение в сохранении здоровья.
Как видим, многое зависит от организованности человека, его умения предвидеть неприятности и планировать профилактические мероприятия. А это уже относится к задачам важным, но не срочным
Упражнение «Стакан с водой»
Инструкция: «Возьмите в руки стакан с водой. – Что случится, если бы я попросила бы вас держать стакан несколько минут? – А если бы вы держали его на протяжении часа? – А если весь день? – Хорошо. Обсуждая эту тему всего несколько минут, что вы чувствуете? Что вы хотите сделать со стаканом сейчас? – Поставить стакан, – ответ. – Это точно! С проблемами так всегда. Только подумал о них – и они тут как тут. Начнешь думать о них дольше – они уже зудят. Будешь думать о них еще больше – они тебя окончательно парализуют. Чтобы решать проблемы, думать о них важно. Но еще важнее научиться вовремя, ставить их на место.
Упражнение «Ассоциации»
Инструкция: «Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово. Придумайте ассоциации на слово «стресс». Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову».
Обсуждение рисунков
Тест на стрессоустойчивость
Раздражает ли вас:
1. Смятая страница книги и журнала, которую вы хотите прочитать?
2. Небрежно одетые дети?
3. Чрезмерная близость собеседника при разговоре?
4. Женщина, курящая на улице?
5. Человек, кашляющий в вашу сторону?
6. Когда кто-то грызет ногти?
7. Когда кто-то смеется в невпопад?
8. Когда кто-то учит вас, что делать?
9. Когда кто-то опаздывает?
10. Вы смотрите фильм и его комментируют?
11. Когда в поезде вам мешают отдыхать?
12. Когда дарят вам не нужные вещи?
13. Пересказывают содержание книги, а вы ее хотели прочитать?
14. Слишком сильный запах духов?
15. Коллега, слишком жестикулирующий во время разговора?
16. Когда коллега, употребляет иностранные слова?
Ключ: да, безусловно - 3 б., да, но не очень - 1 б., нет – 0 б.
Результат: более 36 баллов. Вас не отнести к терпеливым и спокойным людям. Вас раздражает почти все, даже самое незначительное. Вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это расшатывает вашу нервную систему.
От 13 до 36 баллов. Вас раздражают очень неприятные вещи не драматизируйте повседневные невзгоды, вы способны легко забывать о них.
Менее 13 баллов. Вы достаточно спокойный человек, реально смотрящий на жизнь вас не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стресса.
Теоретическая часть
Стресс – это своего рода сигнал бедствия, который заставляет тело приготовиться «либо к бою, либо к бегству». Стресс мобилизует нас на борьбу с неожиданным препятствием. Он позволяет человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Ганс Селье выделил три фазы реагирования организма на стресс:
1 – реакция тревоги. В начале стрессовой ситуации происходит мобилизация необходимых сил. Об этом свидетельствуют: учащенный пульс, участившиеся головные боли, жалобы на боли в желудке, учащенное дыхание и сердцебиение, повышенное потоотделение, кроме того, снижение усидчивости, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, гнева, беспокойство, смятение, отсутствие уверенности в себе, страх.
2 – фаза сопротивления, когда делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Наиболее эффективная помощь в этот период- укрепление уверенности в себе.
3 – реакция истощения, когда после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность.
Стресс – норма жизни. Главное – не доводить себя до третьей фазы.
Медитация
А теперь вы поехали в отпуск. Закройте глаза и вспомните не картинку, а запах и ощущения кожей и звуки самых приятных моментов своего отпуска. Пауза. Сядьте теперь так, как вам хочется. Посмотрите друг на друга, видите разницу?
Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс, мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит, и «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести: усталость, сниженное настроение, раздражительность или апатия, нарушения сна, психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз, колиты и др.»
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают, и мы поступим точно тек же.
Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Мышечная энергия», «Лимон» и др.
Упражнение «Лимон»
Инструкция: «Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя».
Дыхательная гимнастика
Абдоминальное дыхание
Инструкция: «Очень простой и эффективный метод. Сделайте 10 дыхательных циклов (а лучше 2 подхода по 10 циклов с перерывом) следующим образом:
• Медленно вдыхайте через нос до тех пор, пока живот не «раздуется» максимально.
• Задержите дыхание на несколько секунд.
• Медленно выдыхайте через рот или нос, пока не выдохните из лёгких весь воздух.
• Повторите цикл».
Это релаксационное упражнение не только способствует отличному насыщению крови кислородом, но и способствует выработке правильного дыхания вообще. Дело в том, что исследования показали, что у волнительных, подверженных стрессу и застенчивых людей чаще наблюдается поверхностное дыхание, при котором лёгкие не до конца (не до самого низа) заполняются воздухом. Абдоминальное дыхание исправляет этот недостаток и способствует правильной технике дыхания.
Визуализация
Инструкция: «Закройте глаза. Представьте, что всё своё напряжение вы упаковали в мешок и положили в вагон. Поезд уехал и увёз все ваши несчастья.
Представьте, что ваше эмоциональное напряжение – туго натянутый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. Проткните шар иголкой – он лопнет. С ним вместе лопнут и ваше напряжение, и ваше отчаяние».
Притча
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в такую атмосферу, в которой вы будут чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие, и за хорошие».
Упражнение «Визитка»
Инструкция: «Давайте с вами попробуем назвать на первую букву своего имени
· любой город;
· любимую еду».
Теоретическая часть
Сегодняшнее наше занятие будет посвящено креативности. Что такое креативность? Как вы понимаете? Творчество и креативность, это одно и тоже? (ответы педагогов).
Итак: творчество, прежде всего внутренний процесс, который приводит к созданию нового продукта. А креативность – это потенциал, внутренний ресурс человека – основа творчества. Прежде всего креативность – это гибкость и оригинальность мышления, нестандартное воображение, высокий Q, чувство юмора и, конечно же, высокая самооценка и уверенность в своих силах. Как вы думаете, для чего нужна креативность? (рассуждения).
Во-первых, она определяет успешность деятельности, повышая конкурентоспособность.
Вдохновляет и помогает активно включаться в процесс для решения сложных проблем.
Очень повышает мозговую активность, делает ум гибким и как следствие развивает личность.
Все эти факторы говорят о том, что в современном мире креативные качества ценны.
Поэтому целью нашей сегодняшней работы является:
· осознание (рефлексия) своего жизненного опыта;
· осознание компонентов креативности;
· понимание и нахождение своих барьеров, препятствующих её проявлению в жизни.
Мы с вами выяснили, что в той или иной степени креативность присутствует у всех. Далее в группах будем упражняться, выполняя творческие задания.
Упражнение «Объявление»
Инструкция: «В течение 5 минут каждая команда должна составить краткое объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой».
Упражнение «Перекинь мяч»
Инструкция: «Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу».
Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для рефлексии: «Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался? Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее? Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?»
Упражнение «Рифмовка»
Инструкция: «Вам необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся сегодняшней встрече.
Мы встречались, мы играли, креативность развивали …
На игру мы приходили, где мы с вами научились …
Креативность – что за птица?
Нам запомнилось так ярко…
Завершилась наша встреча…
Вы знаете, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. Подумайте для себя, что это может быть.
Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников».
Работаешь, работаешь,
а потом - бац! - и вторая смена»
(из к/ф «Большая перемена»)
Авторы-составители:
Вандышева А.В.
Педагог-психолог
МАОУ «Лицей № 29»
г. Тамбов
Кубасова Ю.В.
Педагог-психолог
МАОУ СОШ №1 – «Школа Сколково-Тамбов»
Тамбов
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы в системе образования происходит много нововведений: внедрение ФГОС, новых профессиональных стандартов, часто меняющиеся правила аттестации педагогических работников, постоянно увеличивающиеся требования как к уровню профессионализма педагога, так и к его личности в целом. Все это, а также необходимость систематично использовать личностно-ориентированный подход ко всем субъектам образовательного процесса приводит к сильной подверженности педагогов различным стрессовым воздействиям. Безусловно, это отражается на физическом и психологическом здоровье специалистов.
Впервые о синдроме эмоционального выгорания заговорил американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Основным его проявлением он считал нарастающее эмоциональное истощение, которое может повлечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до глубоких когнитивных искажений).
Актуальность данной проблемы связана с развитием гармонично развитой личности не только ученика, но и самого педагога.
Целью программы является профилактика профессионального «выгорания» педагогов.
Задачи:
· определение актуального эмоционального состояния участников для осознания ими личной заинтересованности;
· развитие навыков рационального использования собственного времени;
· повышение уровня грамотности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья;
· снижение психоэмоционального напряжения;
· развитие умения бесконфликтно общаться с различными категориями людей (коллегами, учениками и их родителями);
· актуализация творческого, креативного развития педагога.
Программа ориентирована на педагогов. Количество участников: 10-15 человек. Занятия планируются 1 раз в месяц. Всего 8 занятий (с сентября по апрель).
Методы, применяемые в ходе реализации программы: объяснительный, исследовательско-поисковый, игровой.
Формы организации занятий : сюжетно-ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания, диагностика, обсуждение.
Предполагаемые результаты:
· повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов;
· овладение педагогами психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний;
· повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления;
· снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.
Составителями данного курса был осуществлен анализ уже существующих программ по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Материал данной программы былподобран таким образом, что педагоги-психологи общеобразовательных организаций смогут использовать его без внесения каких-либо изменений. В связи с этим новизна программы заключается в учете особенностей системы образования в нашем регионе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
1 | «А Вас я попрошу остаться» | Определение актуального эмоционального состояния участников | Введение (шуточная экспресс-диагностика) Опросник на определение уровня психического выгорания (MBI) Теоретическая часть Упражнение «Карусель общения» Аффирмация на успех Рефлексия |
2 | «Совести-то у меня вагон, а вот времени нету» | Развитие навыков рационального использования собственного времени | Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...» Упражнение «Мой секундомер» Упражнение «Завершение предложения» Упражнение «Куда уходит наше время» Упражнение «Золотая рыбка» Информационный блок Упражнение «Постановка целей» Упражнение на распределение задач по принципу матрицы Эйзенхауэра Рефлексия |
3 | «Муля, не нервируй меня» | Повышение уровня грамотности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья | Упражнение «Стакан с водой» Упражнение «Ассоциации» Упражнение «Мой стресс» Тест на стрессоустойчивость Теоретическая часть Рефлексия |
4 | «Об этом я подумаю завтра» | Снижение психоэмоционального напряжения | Упражнение «Радуга настроения» Медитация Упражнение «Лимон» Упражнение «Сосулька» («Мороженое») Упражнение «Дышите глубже, вы взволнованы» Дыхательная гимнастика Визуализация Притча Упражнение «Улыбка на весь день» Рефлексия |
5 | «Иногда такую глупость услышишь, а оказывается – точка зрения» | Развитие умения бесконфликтно общаться с различными категориями людей (коллегами, учениками и их родителями) | Упражнение «Один день из жизни педагога» Упражнение «Марионетка» Упражнение «Почтальон Печкин» Упражнение «Рисование вдвоем» Рефлексия |
6 | Педагогический практикум Рефлексия | ||
7 | «Маленькая, а с фантазией» | Актуализация творческого, креативного развития педагога | Упражнение «Визитка» Упражнение «Принцесса, дракон и самурай Теоретическая часть Упражнение «Объявление» Упражнение «Перекинь мяч» Рефлексия Упражнение «Путешествие» Упражнение «Перевертыши» Упражнение «Попробуй нарисуй» Упражнение «Рифмовка» Рефлексия |
8 | «Это я удачно зашел» | Подведение итогов цикла занятий, получение обратной связи | Коллаж/плакат Презентация работ Рефлексия |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата (по плану) | Дата (по факту) | Примечание |
1 | «А Вас я попрошу остаться» | Октябрь 1 неделя | ||
2 | «Совести-то у меня вагон, а вот времени нету» | Ноябрь 1 неделя | ||
3 | «Муля, не нервируй меня» | Декабрь 1 неделя | ||
4 | «Об этом я подумаю завтра» | Январь 2 неделя | ||
5 | «Иногда такую глупость услышишь, а оказывается – точка зрения»
| Февраль 1 неделя | ||
6 | Март 2 неделя | |||
7 | «Маленькая, а с фантазией» | Апрель 1 неделя | ||
8 | «Это я удачно зашел» | Май 3 неделя |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЗАНЯТИЕ 1. «А Вас я попрошу остаться» (из к/ф «Семнадцать мгновений весны»)
Цель: определение актуального эмоционального состояния участников.
Введение (шуточная экспресс-диагностика)
1. Часто ли Вы задумываетесь о смене сферы деятельности? (если да, то напишите букву Д).
2. Часто ли Вы раздражаетесь, когда Вас вызывает начальство? (если да, то напишите букву О).
3. Берете ли Вы работу на дом? (если да, то напишите букву Х).
4. Чувствуете ли Вы себя уставшим в последние дни отпуска /перед выходом на работу? (если да, то напишите букву Ы).
5. Получаете ли Вы удовольствие от возможности профессионального саморазвития? (если да, то напишите букву Т).
Давайте посмотрим, получается ли у Вас слово? Сколько букв Вы написали? А теперь предлагаем Вам определить уровень своего психического выгорания в нашей профессии.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 259.