Содержательные характеристик шкал
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Психоэмоциональное истощение» процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

«Деперсонализация» (личностное отдаление) специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Теоретическая часть

Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Выделяют три стадии эмоционального выгорания педагогов:

1-я стадия «Напряжение»

Симптомы: неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку»,

переживание психотравмирующих ситуаций, тревожность и депрессия.

2-я стадия «Резистенция»

Симптомы: неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

3-я стадия «Истощение»

Симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.

Упражнение «Карусель общения»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Материалы: мягкая игрушка.

Участники по кругу передают мягкую игрушку и у кого из участников игрушка продолжают фразу, заданную ведущим. Если другие участники группы чувствуют в этой ситуации, то же самое, то они встают (участники ощущают рядом с собой людей со схожими «проблемами» и радостями).

1. Я люблю…

2. Мне грустно, когда…

3. Я сержусь, когда…

4. Я горжусь собой, когда…

5. Я радуюсь...

6. Мне трудно, когда...

7. Если меня приглашает к себе начальство...

8. Когда я вижу в глазах учеников интерес, ...

9. Выходя с работы, я...

10. Когда я делюсь с коллегами своим опытом, ...

11. Больше всего я боюсь...

12. Я нервничаю, когда...

13. Меня огорчает...

14. Когда я общаюсь с родителями учеников, ...

15. Когда я хвалю себя за выполненную работу, ...

Аффирмация на успех

Участники делятся произвольно на 6 групп. Каждая группа получает свой конверт с материалами. Задание одно на всех: из слов составить предложение. Затем группы по очереди их зачитывают, получается фраза:

1 группа. Когда вы устали, двигайтесь медленно.

2 группа. Двигайтесь спокойно, не спеша, но не останавливайтесь.

3 группа. Вы устали по вполне объективным причинам.

4 группа. Вы устали, потому что многое меняете и делаете.

5 группа. Вы устали, потому что вы растете.

6 группа. И когда-нибудь этот рост сможет по-настоящему вдохновить вас.

Вопросы для рефлексии: «Как именно Вы ощущаете свою профессиональную «усталость»? Что это за симптомы? Как давно они появились? Что помогает Вам двигаться дальше?»

Дата: 2019-11-01, просмотров: 214.