Средства обеспечения юридической службой законности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В деятельности организаций

План

1. Средства, направленные на предупреждение нарушений законности.

2. Средства, направленные на пресечение нарушений законности.

3. Средства, направленные на восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.

4. Контролирующая функция юридической службы за соблюдением требований нормативных актов. Виды контроля.

5. Справочно-информационная деятельность юридической службы.

6. Направления методической работы юридической службы.

7. Кодификационная работа юридической службы.

8. Меры повышения эффективности работы юридической службы.

Цель изучения темы – получение студентами теоретических знаний о средствах обеспечения законности в деятельности предприятий и функциях юридической службы.

Задачи темы:

1) Рассмотрение совокупности средств, направленных на предупреждение нарушений законности в деятельности организаций.

2) Рассмотрение совокупности средств, направленных на пресечение нарушений законности в деятельности организаций.

3) Рассмотрение совокупности средств, направленных на восстановление нарушенной законности и привлечение виновных лиц к ответственности.

4) Характеристика контролирующей функции юридической службы за соблюдением требований нормативных актов.

5) Характеристика справочно-информационной деятельности юридической службы.

6) Изучение направлений методической работы юридической службы.

7) Характеристика кодификационной работы юридической службы.

8)Проведение анализа мероприятий, направленных на повышение эффективности работы юридической службы.

Указания по самостоятельному изучению темы

Учебный материал, изложенный в рамках темы № 8, посвящен изучению того правового инструментария, который находится в арсенале юридических подразделений и способствует реализации одной из важнейших задач правовой работы – обеспечению законности в деятельности предприятий. Изучение темы рекомендуется начинать с рассмотрения тех критериев, которые лежат в основе классификации юридических средств обеспечения законности. Обратите внимание на перечень конкретных юридических средств, поименованных в каждой классификационной группе в начале лекционного материала. В дальнейшем указанные средства рассматриваются более подробно применительно к отдельным функциям, направлениям деятельности юридической службы. Поэтому более детально анализируя организаторскую, контрольную функции, справочно-информационное, методическое, кодификационное направления деятельности юридического подразделения, следует выяснить, какие правовые средства лежат в их основе. Рассматривая приведенные в лекции меры повышения эффективности работы юридической службы, попробуйте сформировать свою собственную позицию по данной проблеме. Помимо лекционного материала изучите рекомендованную литературу, ответьте на вопросы для самопроверки.

Обеспечение и укрепление законности в деятельности организаций является одной из основных задач юридической службы.

По непосредственной цели конкретных действий юридической службы различаются средства, направленные на предупреждение нарушений законности, пресечение ее нарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.

Предупреждение правонарушений во всей многообразной деятельности государственных органов и общественных организаций имеет особое значение. Это отображается и в Общем положении о юридическом отделе: юрисконсульты проверяют соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, а также визируют их (п. 9 «а» Общего положения).

Средства обеспечения юридической службой законности весьма разнообразны: она принимает участие в подготовке и заключении коллективных договоров, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины (п. 9 «г» Общего положения) и т.д. Большинство средств, используемых юридической службой, имеет целью именно предупреждение нарушений законности. Поэтому юридический отдел (юрисконсульт) уполномочен докладывать руководителю о любых нарушениях, допускаемых должностными лицами (п. 13 Общего положения).

На восстановление нарушенной законности, а равно и на привлечение виновных лиц к ответственности направлено такое средство, как подготовка с участием других подразделений материалов о хищениях, растратах, недостачах, об иных правонарушениях для передачи следственным, судебным органам, а также для принятия мер по возмещению ущерба (п. 9 «п» Общего положения).

По степени самостоятельности действий следует различать средства, реализуемые юридической службой либо самостоятельно, либо совместно с другими структурными подразделениями организации, либо по ее представлению руководителем организации.

По функциональному признаку средства обеспечения юридической службой законности в деятельности организаций различаются в зависимости от того, какая именно функция проявляется в конкретном случае.

Организаторская функция состоит в том, что юридическая служба организует работу по обеспечению законности, а также разрабатывает проекты мероприятий по дальнейшему повышению уровня правовой работы.

Наиболее четкое закрепление эта функция получила применительно к юридической службе органов управления, где последняя совместно с другими структурными подразделениями разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение неуклонного соблюдения законности в системе министерства, ведомства, принимает меры к предупреждению нарушений действующего законодательства (п. 7 «а» Общего положения о юридическом отделе). Представляется, что такого рода нормы должны быть включены в положения о юридической службе организаций, имеющих в своем подчинении предприятия, учреждения, обособленные структурные подразделения, поскольку и в этом случае она должна выступать организатором мероприятий по обеспечению законности.

Контрольная функция юридической службы относится к числу основных как по составу правомочий этой службы, так и по своему удельному весу.

Тенденция нашего законодательства выражается в усилении самостоятельности юридической службы, направленной на обеспечение законности. Если ранее в юридической литературе преобладало мнение о юридической службе, что она должна лишь консультировать руководителей и других должностных лиц и, в известной мере, отыскивать юридическое обоснование предполагаемых или совершаемых администрацией действий, то теперь в литературе, более того в нормативных актах (в частности, это было закреплено в Общем положении о юридическом отделе) содержится четкое указание на осуществление юридической службой функции контроля за соблюдением законодательства в рамках организации.

Юридическая служба контролирует исполнение всех без исключения законов и подзаконных актов, относящихся к деятельности данной организации. Прокурорский надзор, призванный обеспечивать исполнение законов, указов, постановлений правительства, не в силах проникнуть во все детали деятельности организаций, но это в возможностях юридической службы.

По видовой принадлежности контроль юридической службы является разновидностью внутриведомственного контроля, отличным от надведомственного, осуществляемого государственными инспекциями и приравненными к ним органами.

Контроль юридической службы может быть предварительным, текущим, последующим.

Предварительный контроль осуществляется до начала определенных действий. В известной степени, это есть разрешение, хотя и не являющееся безусловно обязательным, на осуществление предполагаемых действий должностных лиц, структурных подразделений, а в некоторых случаях (например, при просмотре проектов правовых документов) и руководителя организации.

Текущий контроль имеет место в случаях, когда работники юридической службы знакомятся с практикой соблюдения предписаний правовых норм в процессе совершения юридически значимых действий должностными лицами и другими служащими организации. Это, в частности, проверка соблюдения порядка составления спецификаций, актов и иных документов.

Последующий контроль состоит в проверке законности уже осуществленных, состоявшихся действий гражданско-правового, управленческого и иного характера. Сюда относится контроль за законностью приказов и других актов, изданных руководителями структурных подразделений.

Юридическая служба обязана считаться с принципом единоначального руководства, а также с принципом коллективности руководства в коллегиальных органах. Выявив нарушение законности, она не может непосредственно отменять или каким-либо образом изменять акты администрации, либо давать обязательные для исполнения указания. Все предложения по устранению допускаемых или уже допущенных нарушений законности могут осуществляться только через руководителя организации. Конечно, юридический отдел (юрисконсульт) вправе давать те или иные рекомендации.

Средства осуществления контрольной функции юридической службы следующие:

  1. Проверка проектов решений, постановлений, приказов, инструкций, распоряжений, положений и других документов правового характера с точки зрения их соответствия действующему законодательству. Эти проекты разрабатываются, как правило, структурными подразделениями или должностными лицами организации, заинтересованными или обязанными в силу правового предписания или распоряжения руководителя.

До подписания руководителем разработанные проекты юридической силы не имеют. Проверка юридической службой проектов документов нормативного и ненормативного характера является важной гарантией их законности. Тот факт, что проект документа законен, удостоверяется визой работника юридической службы. Виза должна содержать подпись работника и дату согласования проекта.

В случае противоречия действующему законодательству проектов документов правового характера, представляемых на подпись руководителю, начальник юридического отдела, юрисконсульт возвращает проекты не визируя их, и дает заключения с предложениями о законном разрешении рассматриваемых вопросов (п. 14 Общего положения о юридическом отделе).

В связи с проверкой юридической службой проектов документов возникает вопрос правового характера: проекты каких именно документов следует согласовывать с нею. Общее положение о юридическом отделе определенно перечисляет проекты важнейших документов (приказы и т.д.), а в отношении иных документов содержит указание «и другие документы правового характера». Буквальное толкование соответствующих пунктов Общего положения о юридическом отделе (п.п. 7 «в», 8 «а», 9 «а») приводит к выводу, что с юридической службой должны согласовываться также проекты договоров, претензий, если они составляются не ею, ответов на претензии, стандартов и других документов перед подписанием их руководителем и направлением по принадлежности. В каждой организации рекомендуется утвердить перечень документов правового характера, проекты которых следует обязательно согласовывать с юридической службой, и объявить этот перечень в приказе руководителя.

Руководители, как известно, довольно часто составляют сами проекты приказов (распоряжений) о наложении дисциплинарных взысканий, о принятии мер в связи с нарушением нормальной деятельности предприятия и по ряду других вопросов. Юридическая служба должна знакомиться с такого рода проектами и визировать их. Это тем более важно, что отдельные руководители, как показывает практика, самостоятельно готовя проекты приказов, под влиянием различных факторов превышают предоставленные им полномочия или не используют их.

2. Проверка изданных руководителями структурных подразделений правовых актов с точки зрения соответствия их законодательству – другое проявление контрольных полномочий юридической службы. Такого рода проверка осуществляется в порядке последующего контроля, то есть после издания этих актов. При обнаружении нарушений закона в актах руководителей структурных подразделений юридическая служба должна принять необходимые меры. Среди них надо, прежде всего, выделить такие, как: разъяснение руководителям структурных подразделений сути допущенных нарушений с одновременной рекомендацией отменить либо изменить незаконные правовые акты; информирование руководителя данной организации о незаконных актах, изданных руководителями структурных подразделений (для последующей отмены или изменения их).

Разъясняя руководителям структурных подразделений признаки и причины незаконности изданных ими актов, убеждая в необходимости их отмены (изменения), юрисконсульты тем самым проводят работу по правовой пропаганде и правовому воспитанию.

3. Контроль за соблюдением порядка приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству также осуществляется юридической службой (п. 9 «з» Общего положения о юридическом отделе).

4. Изучение и обобщение практики соблюдения законодательства в данной организации и в подчиненных ей – особое средство осуществления юридической службой контрольной функции. Эта работа проводится, как правило, совместно с другими подразделениями. Так юридическая служба участвует: в проверке числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности; в обобщении результатов рассмотрения претензий, арбитражных и судебных дел; в изучении практики заключения и исполнения хозяйственных договоров; в разработке предложений по итогам финансово-хозяйственной деятельности; в подготовке материалов о растратах, хищениях, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной, некомплектной продукции и об иных правонарушениях для передачи следственным и судебным органам; в принятии мер к возмещению причиненного организации ущерба.

Контрольная деятельность юридической службы тесно связана с организацией практических мероприятий по обеспечению и укреплению законности. Выявляя в процессе проверок нарушения законности, она обязана принимать все меры к предупреждению дальнейших правонарушений и строгому проведению принципа персональной ответственности виновных в том лиц.

В деле повышения режима законности на предприятии имеет важное значение и в настоящее время правовое воспитание трудящихся. Данную функцию юридической службы также нельзя сбрасывать со счетов.

Работники юридической службы должны принимать активное участие в правовом воспитании сотрудников организации. Правовое воспитание включает в себя пропаганду права, способствование формированию правильного понимания его сущности и назначения, выработку привычки соблюдать законы и другие правовые акты, умения правильно использовать действующие правовые нормы в интересах коллектива и личности. Это особенно актуально в настоящее время, когда Президент РФ объявил курс на преодоление правового нигилизма в обществе.

При осуществлении правового воспитания юридической службе следует постоянно использовать конкретные примеры, касающиеся определенных субъектов правоотношений. В частности, она консультирует представителей администрации по различным вопросам, которые ставятся работниками в предложениях, заявлениях, жалобах. Некоторые требования и предложения могут быть неправомерными. Обязанность юридической службы – разъяснить неправомерность притязаний, убедить в необходимости отказаться от них. В тех случаях, когда по поступившим обращениям требуется дать письменные ответы, направляемые заинтересованным лицам, то в последних должна содержаться не только ссылка на норму права, но также и ее разъяснение.

Особого внимания требует справочно-информационная деятельность по правовым вопросам, осуществляемая юридической службой. Она включает в себя:

1) создание фонда нормативных актов (в том числе публикуемых в периодических и непериодических изданиях, а также приказов, инструкций и других актов данной организации);

2) обеспечение структурных подразделений текстами нормативных актов;

3) внесение в тексты нормативных актов последующих изменений и дополнений, изъятии из пользования отмененных нормативных актов и соответствующего информирования об этом структурных подразделений;

4) накопление материалов арбитражной, административной, и судебной практики;

5) обеспечение организации практическими, научно-практическими пособиями, монографиями и другими литературными источниками по правовым вопросам;

6) подготовку по просьбам заинтересованных организаций, подразделений и работников справок и консультаций относительно действующего законодательства, а также практики разрешения органами управления, арбитражными и народными судами определенных категорий дел;

7) информирование о действующем законодательстве. Целью такой информации является обеспечение соблюдения, применения, исполнения и использования нормативных предписаний, содержащихся как во вновь принятых актах, так и действующих, по вопросам, имеющим значение для данной организации.

Информация о законодательстве, а также практике его применения производится самыми различными способами (устные и письменные обзоры, направление текстов нормативных актов, помещение их на стендах и др.).

Методическая работа юридической службы имеет следующие направления:

1) она должна охватывать неюридические структурные подразделения организации, так как в применении действующего законодательства участвуют не только руководители организации, но и различные подразделения. Применение законодательства – область деятельности всех без исключения структурных подразделений, и юридическая служба призвана обеспечить нормальную работу в данном направлении. В этих целях она организует изучение должностными лицами нормативных актов, относящихся к их деятельности, осуществляет методическое руководство претензионной работой, если она ведется неюридическими подразделениями;

2) методическая работа проводится для юридических подразделений всех подчиненных организаций. Юридическая служба объединения (крупного предприятия) организовывает обмен опытом работы юридических отделов, юрисконсультов, созывает совещания и проводит семинары для работников подведомственных организаций;

3) своеобразным направлением в деятельности юридической службы, стыкующимся с осуществляемой ею методической работой, является оказание помощи по правовым вопросам профсоюзному комитету, другим общественным организациям, действующим на предприятии.

Несколько слов следует сказать о кодификационной работе юридической службы. Кодификация заключается в систематизированном учете и хранении текстов нормативных актов. Она обеспечивает быструю и полную правовую информацию по вопросам, возникающим в деятельности организаций.

Любая юридическая деятельность в качестве составных частей включает в себя ознакомление с изданными по конкретному вопросу нормативными актами, их толкование и применение в соответствии с конкретными условиями. Успех юридической деятельности зависит, в первую очередь, от знания юридическими работниками действующих правовых норм и правильного их применения. Этого не достичь, если в их распоряжении не будет текстов всех необходимых правовых актов.

Систематизированный учет и хранение текстов правовых нормативных актов является обязанностью юридического отдела, установленной Общим положением о юридическом отделе. Юридическая служба выступает своеобразным хранителем нормативного материала всей организации. В настоящее время эта задача облегчается в связи с существованием различных компьютерных правовых информационных программ, таких как «Гарант», «КонсультантПлюс».

Нормативная информация поступает в организацию по четырем каналам. Это, во-первых, опубликование в официальных сборниках текущего законодательства текстов нормативных актов, во-вторых, извлечение текстов нормативных актов из компьютерных правовых информационных программ, в-третьих, рассылка вышестоящими органами текстов принятых (изданных) ими нормативных правовых актов, и, в четвертых, в необходимых случаях тексты нормативных актов могут быть присланы по просьбе организации органом, издавшим данный акт. В настоящее время основными источниками информации являются первых два канала.

Все тексты правовых нормативных актов, поступающие в организацию, должны направляться в юридический отдел, который передает их руководству организации и заинтересованным структурным подразделениям для ознакомления. Исключение может быть сделано для так называемых технико-юридических нормативных правовых актов, то есть таких, в которых содержатся технические предписания, облеченные в правовую форму (государственные и иные стандарты, технические условия, инструкции по бухгалтерскому и материальному учету и т.д.). Однако необходимо регистрировать поступление и таких актов, отражая сведения о том, в какое структурное подразделение или какому работнику они передаются для руководства и соблюдения.

Учет, хранение и использование в практических целях нормативного материала – важная функция юридической службы.

Систематический учет и хранение нормативных правовых актов, издаваемых организацией и органом управления, имеют несколько целей:

1) Обеспечение строгого соблюдения законности в деятельности данной организации.

Учет нормативного материала позволяет не забывать о вновь издаваемых приказах, распоряжениях, постановлениях и об исполнении тех предписаний, которые должны быть исполнены в первое время. Нормативно-правовые акты, имеющиеся в юридическом отделе, фактически находятся на постоянном контроле и позволяют установить насколько последовательно исполняются, соблюдаются и применяются нормы права вне зависимости от момента их создания.

2) Сокращение количества издаваемых нормативных актов.

Органы низших и средних звеньев нередко издают нормативные акты с такими же предписаниями, которые прежде уже были зафиксированы в акте администрации либо органа управления.

Нет необходимости вновь повторять содержание уже зафиксированных однажды и действующих норм права, и систематический учет и хранение нормативной правовой информации должен способствовать предупреждению появления таких актов.

3) Облегчение поиска нормативных актов.

Меры повышения эффективности работы юридической службы. На наш взгляд первоочередное внимание здесь необходимо обратить на следующие вопросы организации и деятельности юридической службы:

1) В настоящее время цели, задачи, функции, права и обязанности юридической службы должны быть зафиксированы в законодательных актах, что создало бы возможность более успешно осуществлять правовую работу на предприятии. Необходимо принятие специального Закона о юридической службе вместо устаревшего Общего положения о юридическом отделе. В новом Законе следует более детально определить правовой статус юридической службы применительно к новым экономическим условиям.

2) Для того, чтобы о компетенции юридической службы были осведомлены не только юридические работники, но и руководители предприятий, другие должностные лица, текст Положения о юридическом отделе данного предприятия необходимо размножить и вручить соответствующим должностным лицам и всем структурным подразделениям этого предприятия.

3) Необходимо правильно определить нужное количество работников юридической службы.

Численность персонала юридической службы в настоящее время в каждом конкретном случае устанавливается исходя из местных условий, поэтому в юридических отделах работает неодинаковое число сотрудников – от двух до нескольких человек.

На государственных предприятиях структура и штаты юридической службы разрабатываются применительно к типовым структурам и штатам, утверждаемым вышестоящим органом в установленном порядке. Они утверждаются директором, который на основе действующего законодательства устанавливает и изменяет оклады заработной платы работников и служащих в соответствии со схемой должностных окладов в пределах фонда заработной платы, а также средней заработной платы по штатному расписанию.

Численность персонала юридической службы зависит от следующих факторов:

а) Объем деятельности организации, выраженный в годовых показателях (стоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). То есть имеется прямая зависимость между объемом производственной деятельности и масштабами правовой работы;

б) Численность рабочих и служащих в организации. Естественно, что с увеличением числа работающих на предприятии возрастает необходимость в консультировании, хотя бы по вопросам организации труда, заработной платы, охраны труда;

в) Наличие или отсутствие подчиненных предприятий или учреждений, наличие или отсутствие в их аппарате юридической службы. Если, например, в подчиненных предприятиях, расположенных в пределах той же административно-территориальной единицы, что и вышестоящий орган, нет собственной юридической службы, юридической службе вышестоящей организации приходится обслуживать подчиненные организации;

г) Количество обслуживаемых субъектов (клиентов, абонентов, покупателей и т.п.), с возрастанием которого, как правило, увеличивается число претензий, заявлений, жалоб; по большинству из них необходима предварительная консультация юридической службы.

Раньше министерства и ведомства разрабатывали специальные рекомендации для определения оптимальной численности персонала юридической службы с учетом специфики работы соответствующих отраслей.

Другая сторона вопроса о численности персонала юридической службы – соотношение между основным составом юридического подразделения (то есть юридическими работниками) и вспомогательным составом (секретари, претензионисты и др.).

Практика показывает, что основной состав персонала предприятий тратит только на делопроизводственные операции от 35 % до 50 % своего рабочего времени. Поэтому один из наиболее существенных путей повышения эффективности работы служащих основного состава – организация выполнения малопроизводительных и несложных управленческих функций вспомогательным персоналом, не имеющим специальной (в данном случае - юридической) подготовки.

Исходя из результатов конкретных исследований о соотношении основной и вспомогательной технической работы в деятельности юридического подразделения признают оптимальным введение должности вспомогательного работника на каждые 2-3 должности основного состава юридического подразделения.

Подобное решение вопроса о составе персонала юридических подразделений в организациях позволяет достигнуть рационального распределения обязанностей между персоналом подразделений, обеспечить полный охват правовой работой всех сторон деятельности организаций.

Правовой формой распределения компетенции между юридическим и вспомогательным персоналом является должностная инструкция. Она составляется по каждой должности и содержит следующие реквизиты: наименование должности, функции, обязанности и права, указание на то, кем исполняются обязанности в случае временного отсутствия работника. Инструкции утверждаются начальником юридического отдела. Возможно утверждение ее руководителем организации.

Начальник юридического подразделения призван осуществлять не только общее руководство отделом, но и некоторые функции юридического обслуживания. За ним целесообразно закреплять такие функции, как визирование проектов нормативных актов, издаваемых администрацией или органом управления, подготовка заключений по просьбе администрации. Руководитель юридической службы осуществляет и контроль за деятельностью работников отдела.

Распределение обязанностей между работниками юридического отдела желательно довести до сведения руководителей организации и структурных подразделений.

4) Служебные обязанности юрисконсультов должны касаться только правовой работы. Необходимость выполнения юрисконсультом только правовой работы закреплена в Общем положении о юридическом отделе, в нем говорится: «Возложение на юридический отдел предприятия обязанностей, не предусмотренных настоящим Общим положением и не относящихся к правовой работе, не допускается».

Специальное указание на недопустимость возложения на правовую службу иных, неюридических функций обязывает юрисконсультов всемерно повышать эффективность своей работы.

5) Планирование работы. Планирование работы юридической службы проводится для целенаправленного охвата ею всех сторон многообразной деятельности организации, устранения ненужной поспешности и дублирования. Планирование необходимо особенно когда в подчинении данного предприятия находится несколько других организаций.

Планируя работу, юридический отдел вышестоящей организации может отразить на предстоящий период наиболее важные стороны собственной деятельности, акцентировать внимание юридических служб подчиненных предприятий на наиболее существенных вопросах юридической практики. Это тем более необходимо, поскольку юридическая служба вышестоящей организации осуществляет методическое руководство деятельностью соответствующих служб подчиненных организаций.

Планирование работы юридической службы предпочтительно во всех случаях с точки зрения взаимной увязки, координации деятельности структурных подразделений предприятия. Например, совместно с экономической службой юридический отдел может предусмотреть проверку практики проведения в организации мероприятий в рамках ее хозяйственной деятельности, причем, естественно, экономическая служба будет интересоваться экономическими вопросами, а юридическая – правовыми. В совместной справке (приказе или ином документе) обе службы могут отразить неизмеримо больший круг вопросов, чем если бы каждая из них составляла отдельный документ. Понятно, что совместный документ такого рода гораздо глубже осветит действительное положение дел.

По характеру содержащихся в плане мероприятий различают общие и специальные планы. Общие охватывают мероприятия по всем направлениям правовой работы в организации. Специальные утверждаются обычно для исполнения акта вышестоящего органа, они составляются, как правило, после того, как общие планы (на год, полугодие) уже утверждены, в них содержатся более углубленные мероприятия по сравнению с мероприятиями общих планов.

Планы работы юридической службы утверждаются руководителем организации, что делает их обязательными не только для юридического отдела и юрисконсультов, но и для других служб. Поскольку планы работы юридической службы так или иначе затрагивают деятельность других подразделений, постольку копии их необходимо направить всем заинтересованным подразделениям и должностным лицам.

План работы юридической службы может быть составлен примерно по следующему образцу:

Утверждаю

Директор ЗАО «________»

__________ И.И. Иванов

01 января 2009г.

План работы

юридического отдела ЗАО «________» на 2009г.

№ п/п Наименование мероприятий Срок исполнения Ответственный Примечание
1 Проверить практику взаиморасчетов с другими предприятиями. По результатам внести предложения директору ЗАО и оформить исковые заявления. январь начальник отдела А. И. Петров Отмечают: выполнено мероприятие или нет, если нет, то по какой причине не выполнено
2 Принять участие в семинарах, проводимых на предприятии с работниками служб. февраль март юрисконсульт П. П. Сергеев

Также отмечают:

на что следует обратить внимание при выполнении данного мероприятия и т. д.

3 Прочесть лекции на правовые темы в цехах и отделах предприятия. в течение года юрисконсульт Ж. Г. Пашина

Следует иметь в виду, что планироваться может далеко не вся работа юридической службы. Например, постоянную, текущую работу (консультирование руководства предприятия, подготовка материалов по претензиям и искам) невозможно заранее предусмотреть, регламентировать какими-либо сроками или объемом.

6) Учет и отчетность работы юридической службы действующими правовыми нормами не предусматриваются. Поэтому, решая вопрос об организации работы юридической службы, необходимо обратить внимание на постановку учета.

Учет заключается в систематическом фиксировании работы, отчетность – в сообщении вышестоящим органам или органам контроля в определенные сроки (по итогам года, полугодия, квартала, месяца) по заранее установленному перечню показателей работы.

Юридический отдел и юрисконсульты могут вести рабочий (неофициальный) учет осуществляемой ими деятельности, так как нормативными актами не обусловлено составление каких-либо перечней и реестров, отражающих правовую работу.

В процессе рабочего учета в специальном журнале желательно отражать характер и сущность, прежде всего, арбитражных и административных дел, рассмотренных по инициативе или с участием юридической службы. Важнейший показатель такого рода дел – сумма претензий и исков. Суммы исков по итогам за полугодие или год можно сводить в итоговые суммы, это наиболее характерный показатель работы по имущественным спорам.

Реквизиты журнала учета деятельности юридической службы по имущественным делам могут быть следующие:

Претензии и иски, предъявленные предприятием

№ п/п

К кому предъявлена

претензия или иск

Повод к предъявлению

Сумма претензии (иска)

заявлено удовлетворено
1 к ООО «________» Поставка недоброкачест- венной продукции 17 000 руб. 17 000 руб.
2 к ЗАО «_________» Недопоставка продукции 57 000 руб. 50 000 руб.
3…        
  Итого за 2008 год: претензий – 20 исков – 10   500 000 руб. 700 000 руб. 400 000 руб. 600 000 руб.

Претензии и иски, предъявленные предприятию

№ п/п

Кем предъявлена

претензия или иск

Повод к предъявлению

Сумма претензии (иска)

заявлено удовлетворено
1 ООО «________» Недостача продукции 30 000 руб. 17 000 руб.
2 ЗАО «_________» Недопоставка продукции 57 000 руб. 50 000 руб.
3…        
  Итого за 2008 год: претензий – 15 исков – 20   450 000 руб. 800 000 руб. 400 000 руб. 500 000 руб.

Здесь приведены только основные реквизиты журнала учета. В зависимости от конкретных условий работы могут вводиться и дополнительные реквизиты, такие, как номер документа (дела), фамилия юрисконсульта, которому поручено ведение дела или консультирование по нему, и другие.

Достоинство журнала учета – наглядность в характеристике работы юридической службы. Можно быстро установить, какая сумма средств экономится с помощью юридической службы, какие причины производственного или управленческого характера приводят к возникновению претензий и исков, и т.п.

Резюме

Юридические средства обеспечения законности в деятельности предприятия можно по различным критериям разделить на классификационные группы. По непосредственной цели конкретных действий юридической службы, различаются средства, направленные на предупреждение нарушений законности, пресечение ее нарушений, восстановление нарушенной законности и привлечение виновных лиц к ответственности. По функциональному признаку юридические средства различаются в зависимости от того, какая именно функция проявляется в конкретном случае. Выделяют организаторскую, контролирующую и воспитательную функции, а также справочно-информационное, методическое и кодификационное направления деятельности юридической службы. Каждое из них обладает своим специфическим набором юридических средств обеспечения законности.

Вопросы для самопроверки

1. На какие группы и по каким критериям можно классифицировать юридические средства обеспечения законности в деятельности предприятий?

2. Назовите юридические средства, направленные на предупреждение нарушений законности, на пресечение нарушений законности, на восстановление нарушенной законности и привлечение виновных лиц к ответственности.

3. В чем заключается контролирующая функция юридической службы за соблюдением требований нормативных актов?

4. Дайте характеристику справочно-информационной деятельности юридической службы.

5. Какие выделяются направления методической работы юридической службы?

6. Дайте характеристику кодификационной работы юридической службы.

7. Какие, на Ваш взгляд, существуют меры, способствующие повышению эффективности работы юридической службы?

Тема 8.

Техника юридического труда

План

1. Рабочая техника юриста.

2. Получение, отбор, обработка, учет правовой информации. Использование информации.

3. Использование современной информационной технологии в работе юриста.

4. Межличностные коммуникации юриста.

Цель изучения темы – получение студентами теоретических знаний об особенностях работы с информацией, использовании современных информационных технологий в работе юриста, о рабочей технике юриста.

Задачи темы:

1) Изучение приемов рабочей техники юриста.

2) Изучение особенностей, приемов и методов получения, отбора, обработки, учета и использования правовой информации.

3) Рассмотрение порядка использования современных информационных технологий в работе юриста.

4) Изучение понятия, способов и инструментов осуществления межличностных коммуникаций.

Указания по самостоятельному изучению темы

При изучении учебного материала темы № 8 необходимо особое внимание уделить усвоению понятий «рабочая техника» и «основание рабочей техники», установите с какой целью вводятся данные термины. Рассматривая вопрос о рабочей технике, проанализируйте ее свойства и структуру. Одним из элементов рабочей техники юриста является умение работать с фиксированной информацией. Рассмотрите содержание, особенности, основные этапы работы с фиксированной информацией. Выясните, что понимается под «межличностными коммуникациями». При освоении курса лекций ознакомьтесь с глоссарием. Ответьте на сформулированные вопросы для самопроверки.

Известно, что любой работающий юрист вынужден в процессе исполнения своих обязанностей выполнять массу самых различных действий, без которых невозможно решить никакой профессиональной задачи. Каждый юрист, кем бы он ни был, должен читать книги, нормативные акты, документы; он обязан составлять процессуальные документы, проекты, справки, отчеты. Он должен разговаривать с людьми, убеждать их в своей правоте, в истинности или ложности документов. Совершенно понятно и бесспорно, что юрист в каждой ситуации стремится осуществлять любые необходимые действия максимально эффективно, по возможности быстро и с наименьшей затратой сил.

Для этого нужно отрабатывать наиболее подходящие приемы профессионального труда, экономию усилий и улучшение его результатов. Рабочая техника распространяется как на стереотипные, так и сложные, нестандартные действия. Так, например, опытный юрист может долго работать над текстом договора, стремясь найти адекватную терминологию, включить в договор необходимые оговорки, четко сформулировать основания ответственности. В этом случае еще более необходимо использовать соответствующую рабочую технику.

В самом деле, здесь нужно многое: собрать необходимую правовую информацию, проверить ее полноту, юридическое значение, установить, не устарела ли она, уяснить предмет и желательное содержание договора, а на этой основе его связь с различными правовыми нормами, так как для различных товаров существуют различные порядки прохождения таможенной границы, налогообложения; неодинаково регулируется момент перехода права собственности, наступления ответственности. В процессе подготовки и согласования проекта договора происходят контакты с коллегами, которые могут обладать не меньшими знаниями.

В процессе разрешения трудового спора юрист в ответ на обращение работника, который считает себя незаконно уволенным, опять таки должен определить, где находится нужная ему информация, в частности, отражающая специфику трудовых прав и обязанностей по контракту; определить, что считается основанием увольнения, проверить наличие этих фактов, оценить их; провести переговоры или просто беседу с жалобщиком, лицами, ответственными за увольнение; подготовить материалы для комиссии по трудовым спорам или суда; выступать в суде; писать при необходимости жалобы и пр.

Как видим, и в первом, и во втором случае необходима добротная рабочая техника юриста. Нужно уметь слушать (а это большое и, к сожалению, редкое искусство), уметь читать документы и нормативные акты, вычленяя информацию, относящуюся к делу, давать правовую оценку деяния.

Исходя из вышесказанного, рабочая техника юриста – это совокупность получивших профессиональное признание и проверенных на личном опыте приемов, оптимизирующих решение стоящих перед юристом задач. Сам термин «рабочая техника» восходит к ряду распространенных в праве понятий, например, законодательной техники, криминалистической техники, которые также отражают в сущности владение некоторыми приемами и их успешное воплощение в тексте нормативного акта, в результатах следственных действий.

Можно указать на ряд характерных свойств рабочей техники юриста:

  1. рабочая техника юриста – это реальное воплощение планов юриста, своевременное выполнение необходимых действий. К рабочей технике не относится интеллектуальный, мыслительный процесс;
  2. рабочая техника – состоит в рационализации выполняемых приемов труда юриста, а поэтому ее неотъемлемым свойством является возможность выбора, вариативность. Любая часть работы, любое трудовое действие на основе рабочей техники юриста можно выполнить несколькими способами, из которых один будет наиболее оптимальным для данного работника;
  3. особенностью использования рабочей техники является ориентация на улучшение своего труда, его эффективности, повышение подготовленности юриста.

Под основанием рабочей техники юриста понимается система предшествующих знаний и навыков, которыми обладал юрист или сообщество (группа) юристов до овладения техникой или которые он развивает для лучшего ее освоения, а также общая готовность юриста (или сообщества) к овладению рабочей техникой в целом или ее элементами.

Это определение скрывает за собой ряд закономерностей развития, освоения рабочей техники. Прежде всего это процесс, в котором каждый предыдущий этап становится основанием последующего. Кроме того, рабочая техника зависит от индивидуального и коллективного опыта.

В сущности, здесь выявляется закономерность: чем выше общее развитие, физические и интеллектуальные ресурсы юриста, тем лучше он владеет рабочей, профессиональной техникой.

Структура рабочей техники юриста включает в себя:

а) отдельные приемы, применяемые в процессе труда юриста, в частности, поиск информации;

б) система или совокупность приемов, реализуемых в процессе осуществления отдельных направлений работы юриста или отдельных операций, например, техника выступлений в суде при рассмотрении дел.

При изучении данной темы следует обратить внимание также на такой вопрос, как работа юриста с фиксированной информацией.

Результативность работы каждого отдельного юриста, всего коллектива юристов в значительной степени определяется их возможностью получить, переработать и использовать информацию фиксированную, то есть закрепленную в соответствующих источниках.

Когда скорость обработки информации возрастает (например, при внедрении компьютеров), когда она лучше подготовлена к использованию, резко повышается эффективность юридической деятельности. Более того, работа юриста становится иной, более быстрой, качественной, надежной и контролируемой.

Необходимо уяснить содержание работы юриста с фиксированной информацией. Она включает изучение:

а) законодательства и подзаконных актов;

б) правоприменительных актов, к которым относятся различные договоры, доверенности, исковые производства, т.е. отдельные документы и юридические дела, предназначенные для решения какого-либо спора и др.;

в) методической, справочной и научной литературы, необходимой юристу.

Объектом работы с фиксированной информацией оказываются разнообразные по смыслу, значению и содержанию тексты, написанные от руки, исполненные на пишущей машинке или на компьютере, отпечатанные в типографии.

Можно отметить следующие особенности работы юриста с фиксированной информацией:

а) фиксированная информация многозначна, противоречива, во многих случаях неполна и нередко нуждается в преобразовании, что требует объемной мыслительной работы;

б) высока цена ошибок и велик риск неправильного восприятия информации, что повышает интеллектуальные и волевые затраты;

в) объем информации при ее получении, восприятии, переработке крайне велик и работа с нею ведет к физической и психической усталости.

При этом содержание информации обязывает юриста владеть используемым в документе (тексте закона) понятийным аппаратом, внимательно следить за мыслью автора и понимать аргументацию, постоянно оценивать значение тех или иных данных, устанавливать связи между фактами и выводами.

Основные этапы работы с фиксированной информацией:

а) поиск необходимых источников информации, т.е. изданий, текстов неопубликованных документов и материалов;

б) отбор необходимых источников и текстов информации главным образом по признаку относимости к выполняемым обязанностям и решаемым задачам;

в) оценку состояния источников и текстов;

г) анализ и переработку информации в интеллектуальном и техническом планах;

д) использование информации.

Особый интерес представляет, пожалуй, такой вопрос, как работа с законодательством. Она постоянно осуществляется юристом и включает в себя следующие этапы:

а) понимание права;

б) поиск необходимых нормативных актов;

в) систематизация нормативно-правовых актов и подготовка нормативной базы к использованию;

г) непосредственный анализ юридической силы и содержания нормативных актов.

Понимание права – представляет собой работу с самой правовой информацией, выяснение ее внутреннего смысла. Понимание права имеет различные цели и осуществляется с разной глубиной.

Поиск права – получение полной и непротиворечивой, актуальной и систематизированной информации об источниках права, а именно о нормативных актах, существующей правовой практике, о профессиональных и непрофессиональных суждениях о праве и т.п.

Для успешной работы по поиску нормативно-правовых актов необходимы:

а) знание систем и классификации нормативно-правовых актов, сложившихся в стране;

б) наличие представления о порядке и способах их публикации;

в) понимание и освоение действующей системы фиксации и предоставления нормативно-правовых актов адресату.

Изучение документов – это один из способов получения информации, рассчитанный на ее визуальное восприятие, как однократное, так и многократное в течение имеющегося для этого времени.

Изучение документов, как минимум, включает в себя: установление автора (коллективного или индивидуального) документа; проверку его фактической полноты, объективности, истинности; уяснение смысла документа; получение выводов о характере информации, содержащейся в документах и возможностях ее использования.

Рабочие приемы чтения документов включают:

а) определение целей чтения, выбор поисковой ориентации;

б) вычленение смысловых информационных блоков, причем здесь первостепенное значение имеет выявление фактических обстоятельств, фактического состава сообщения;

в) выявление источников информации, имеющейся в данном документе, по происхождению, юридическому значению, смыслу и пр.;

г) фиксация извлекаемой информации;

д) составление краткого вывода.

Наибольшие затруднения вызывает, как правило, вопрос о межличностных коммуникациях юриста.

Межличностные коммуникации – взаимодействие юриста с другими людьми в процессе осуществления профессиональной деятельности.

В сущности вся профессиональная деятельность юриста реализуется путем взаимодействия с другими людьми. Достаточно сказать, что любой текст, написанный юристом, будь то проект соглашения, либо проект нормативного акта, в конечном счете должен быть оглашен, доведен до сведения, согласован, выработан совместно. Только в процессе межличностной коммуникации осуществляются переговоры юриста с заинтересованными лицами, рассматриваются судебные дела, доводятся до сведения адресатов мнения и решения юристов.

Способы межличностных коммуникаций, распространенные в сфере исполнения служебных обязанностей: а) беседы; б) переговоры; в) участие в коллегиальном обсуждении; г) выступления (речи) в коллегиях и коллективах; д) получение оценок, инструкций, указаний от вышестоящих лиц либо иных субъектов; е) совместное осуществление каких-либо направлений или видов работы; ж) неформальные контакты, состоящие во взаимном наблюдении, нормальных оценках и т.п.

Общие инструменты межличностных коммуникаций. К ним можно отнести:

а) язык и в целом используемые знаковые системы, понятийный аппарат, которые должны быть если не общими, то по меньшей мере воспринимаемыми всеми участниками взаимодействия;

б) стратегию, тактику и манеру поведения юриста в процессе взаимодействия, включая соотношение убеждения и внушения, отбор и дозировку аргументов;

в) определение системы и пределов уступок в процессе взаимодействия, приемлемых результатов взаимодействия как для юриста, так и для его партнеров;

г) выбор подходящих условий взаимодействия, включая место, время, наличие посторонних лиц и т.д.

Резюме

Рабочая техника юриста – это совокупность получивших профессиональное признание и проверенных на личном опыте приемов, оптимизирующих решение стоящих перед юристом задач. Считается, что достигнуть той или иной цели, которую ставит перед собой юрист (составить договор, претензию, успешно выступить в суде и т.п.), можно разными путями. Выбор же наиболее оптимального пути зависит именно от уровня рабочей техники юриста, которая формируется на основе опыта, знаний, умений, приобретаемых юристом в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Основание рабочей техники – это тот начальный базис, от которого юрист отталкивается, нарабатывая профессиональную рабочую технику. Рабочая техника необходима, прежде всего, при работе с фиксированной информацией. Последняя является неотъемлемым элементом профессионального труда юриста. В структуру работы с фиксированной информацией включается и такая важная составляющая, как работа с законодательством.Межличностные коммуникации – это взаимодействие юриста с другими людьми в процессе осуществления профессиональной деятельности. Работнику юридической службы в процессе реализации своих функциональных полномочий необходимо постоянно контактировать с людьми, в силу чего ему небесполезно знать общие инструменты и основные способы осуществления межличностных коммуникаций в сфере исполнения служебных обязанностей.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под «рабочей техникой юриста» и «основанием рабочей техники юриста»?

2. Раскройте структуру и перечислите свойства рабочей техники юриста.

3. Раскройте содержание и особенности работы с фиксированной информацией.

4. Какие выделяются основные этапы работы с фиксированной информацией?

5 Расскажите о содержании работы с законодательством и о приемах ее осуществления.

6 Что понимается под «межличностными коммуникациями»? Какие выделяют основные способы и инструменты осуществления межличностных коммуникаций юриста.

ГЛОССАРИЙ

Акт – документ, предназначенный для подтверждения установленных фактов или событий несколькими лицами.

Акцепт – ответ лица, которому адресовано предложение о заключении договора, о его принятии.

Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций и участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акция – ценная бумага, удостоверяющая долевое участие ее владельца в капитале коммерческой организации, созданной в форме акционерного общества, и дающая право на получение части прибыли этой организации в виде дивиденда.

Арбитражная оговорка – условие договора, оговаривающее место и порядок разрешения споров, которые могут возникнуть из этого договора или в связи с ним.

База контракта – один или несколько сортов (марок) товара, разрешенных к поставке по биржевому контракту с платежом по цене, равной биржевой котировке.

Базис поставки – условие внешнеторговой сделки, предусматривающее распределение между продавцом и покупателем обязанностей по продвижению товара, оформление соответствующих документов и оплаты транспортных расходов, определение момента перехода от продавца к покупателю права собственности на товар, риска случайного повреждения или утраты товара, а также даты поставки.

Государственная регистрация юридического лица – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации, ликвидации юридического лица и иных сведений о юридическом лице.

Дивиденд – часть чистой прибыли акционерного общества после налогообложения, выплачиваемая акционерам деньгами, акциями, иным имуществом.

Договор – это соглашение двух или более лиц, позволяющее устанавливать, изменять или прекращать их взаимные права и обязанности.

Договорная работа – мероприятия, связанные с заключением и организацией исполнения договоров.

Изучение документов – один из способов получения информации, рассчитанный на ее визуальное восприятие, как однократное, так и многократное в течение имеющегося для этого времени.

Инвентаризация - проверка наличия и состояния материальных ценностей по количеству и качеству, а также денежных средств, осуществляемая либо периодически, либо в силу чрезвычайных обстоятельств.

Иск – обращение истца к суду с просьбой о рассмотрении и разрешении материально – правового спора с ответчиком и о защите нарушенного субъективного права или охраняемого законом интереса.

Исковая работа – совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по подготовке исковых материалов и предъявлению исков, а также по защите против предъявляемых исков.

Кворум – наименьшее количество членов собрания, при котором оно считается законным и может принимать имеющие силу решения.

Кодификационная работа – систематизированный учет и хранение текстов нормативных актов и иных документов правового характера.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками предприятия с работодателем.

Коммерческий акт – документ, составляемый в случае обнаружения в пункте назначения недостачи, повреждения или порчи груза.

Крупная сделка - сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки.

Лицевой счет – совокупность данных в реестре владельцев ценных бумаг о зарегистрированном лице, виде, количестве, категории (типе), государственном регистрационном номере выпуска, номинальной стоимости ценных бумаг, номерах сертификатов и количестве ценных бумаг, удостоверенных ими (в случае документарной формы выпуска), обременении ценных бумаг обязательствами и (или) блокировании операций, а также операциях по его лицевому счету.

Межличностные коммуникации юриста – взаимодействие юриста с другими людьми в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров и участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Объект договора – имущество, по поводу которого заключается тот или иной договор.

Основание иска – обстоятельства, на которых истец основывает свое обращение в суд.

Основание рабочей техники юриста – система предшествующих знаний и навыков, которыми обладал юрист или сообщество (группа) юристов до овладения техникой или которые он развивает для лучшего ее освоения, а также общая готовность юриста (или сообщества) к овладению рабочей техникой в целом или ее элементами.

Оферта – адресованное конкретному лицу предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, который примет предложение.

Правовая работа – особый многоплановый вид деятельности предприятия, структурных подразделений, всего трудового коллектива в целом, направленный на обеспечение законности, усиление воздействия права на общественное производство, на обеспечение задачи социального и экономического развития предприятия, снижение себестоимости, повышение производительности труда и качества продукции – увеличение прибыли, путем использования всего арсенала правовых средств.

Понимание права – работа с правовой информацией, выяснение ее внутреннего смысла.

Поиск права – получение полной и непротиворечивой, актуальной и систематизированной информации об источниках права, а именно о нормативных актах, существующей правовой практике, о профессиональных и непрофессиональных суждениях о праве.

Предварительный договор – договор, стороны которого обязуются заключить в будущем основной договор на условиях, предусмотренных в предварительном договоре.

Предмет иска – материально–правовой спор, о рассмотрении и разрешении которого истец просит у суда.

Претензионная работа – совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по предъявлению и рассмотрению претензий и по использованию полученной при этом информации.

Претензия – требование одного участника хозяйственных правоотношений, заявленное другому, которое возникло вследствие невыполнения или ненадлежащего исполнения хозяйственных договоров и других обязательств.

Предмет договора – отношения, по поводу которых заключается договор.

Преамбула договора – вводная (вступительная) часть договора, в которой указываются наименования сторон, а также кто именно представляет стороны при подписании данного договора и на каком основании они действуют.

Проспект эмиссии – документ установленной формы, содержащий необходимые сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Протокол – документ, при помощи которого закрепляется процесс принятия управленческого решения и само решение коллегиального органа.

Рабочая техника юриста – совокупность получивших профессиональное признание и проверенных на личном опыте приемов, оптимизирующих решение стоящих перед юристом задач.

Ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий или должностных лиц за определенный период.

Регистратор-держатель реестра ценных бумаг – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг как исключительную на основании договора с эмитентом и имеющий лицензию на осуществление данного вида деятельности, или эмитент, осуществляющий самостоятельно ведение реестра владельцев именных ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реестр владельцев ценных бумаг – часть системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность – сделка, в совершении которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества или участника (акционера) общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества (голосующих акций общества), а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

Спецификация – перечень предлагаемых или поставляемых товаров с указанием количества по каждому сорту, марке, артикулу и в необходимых случаях цен и качественных показателей.

Трансфер-агент – юридическое лицо, выполняющее по договору с регистратором функции по приему от зарегистрированных лиц или их уполномоченных представителей и передаче регистратору информации и документов, необходимых для исполнения операций в реестре, а также функции по приему от регистратора и передаче зарегистрированным лицам или их уполномоченным представителям информации и документов, полученных от регистратора.

Фиксированная информация – информация, закрепленная в соответствующих источниках.

Фирменное наименование – наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, позволяющее индивидуализировать конкретное предприятие в гражданском обороте.

Форс-мажор – возникновение чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств, результатом которых является невыполнение условий договора.

Ценная бумага – документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Элементы иска – составные части иска, определяющие содержание и индивидуализирующие его.

Эмиссионная ценная бумага – ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: 1) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; 2) размещается выпусками; 3) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Эмиссия ценных бумаг – установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Эмитент ценной бумаги – юридическое лицо, государственный орган или орган местного самоуправления, выпускающий (эмитирующий) ценные бумаги и несущий от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг.

Юридическая служба – самостоятельная функциональная служба предприятия, выполняющая контрольные функции за соблюдением действующего законодательства на данном предприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделениям предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1: федеральный закон от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 2: федеральный закон от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 3: федеральный закон от 26.11.2001г. № 146-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.

4. Жилищный кодекс РФ: федеральный закон от 29.12.2004г. № 188-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (Часть 1). - Ст. 14.

5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 24.07.2002г. № 95-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

6. Трудовой кодекс РФ: федеральный закон от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (Часть 1). - Ст. 3.

7. Налоговый кодекс РФ. Часть 2: федеральный закон от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.

8. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ: федеральный закон от 08.11.2007г. № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 46. - Ст. 5555.

9. Устав железнодорожного транспорта РФ: федеральный закон от 10.01.2003г. № 18-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 170.

10. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ: федеральный закон от 07.03.2001г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства. - 2001. - № 11. - Ст. 1001.

11. Кодекс торгового мореплавания РФ: федеральный закон от 30.04.1999г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2207.

12. Воздушный кодекс РФ: федеральный закон от 19.02.1997г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.

13. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2008г. № 312-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 20.

14. О связи: федеральный закон от 07.07.2003г. № 126-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 28. - Ст. 2895.

15. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.2003г. № 17-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 169.

16. О приватизации государственного и муниципального имущества: федеральный закон РФ от 21.12.2001г. № 178-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251.

  1. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (Часть 1). - Ст. 3431.
  2. О почтовой связи: федеральный закон РФ от 17.07.1999г. № 176-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3697.
  3. Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий): федеральный закон РФ от 19.07.1998г. № 115-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 30. - Ст. 3611.
  4. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон РФ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 785.
  5. О производственных кооперативах: федеральный закон РФ от 08.05.1996г. № 41-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 20. - Ст. 2321.

22. О рынке ценных бумаг: федеральный закон РФ от 22.04.1996г. № 39-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.

23. О некоммерческих организациях: федеральный закон РФ от 12.01.1996г. № 7-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

24. Об акционерных обществах: федеральный закон РФ от 26.12.1995г. № 208-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.

25. Об общественных объединениях: федеральный закон РФ от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.

26. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: федеральный закон РФ от 13.12.1994г. № 60-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 34. - Ст. 3540.

27. О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов: указ Президента РФ от 08.05.2001г. № 528 // Российская газета. – 2001. - 12 мая.

28. О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: постановление Правительства РФ от 26.02.2004г. № 110 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 10. - Ст. 864. – Прил.: Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации.

29. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей: постановление Правительства РФ от 19.06.2002г. № 439 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 26. - Ст. 2586.

30. Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей: постановление Правительства РФ от 17.05.2002г. № 319 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 20. - Ст. 1872.

31. Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации, учреждения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 22.06.1972г. № 467 // Бюллетень нормативных актов Министерств и Ведомств СССР. - 1978. - № 8. – Ст. 15.

32. О мерах по дальнейшему усилению роли правовой работы в укреплении государственной дисциплины и повышении эффективности общественного производства: постановление Совета Министров РСФСР от 21.08.1985г. № 365 // СП РСФСР. – 1986. - № 1. – Ст. 1.

33. Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров: постановление ФКЦБ РФ от 31.05.2002г. № 17/пс (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2002. - № 31.

34. Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг: постановление ФКЦБ РФ от 02.10.1997г. № 27 (с изм. и доп.) // Вестник ФКЦБ России. – 1997. - № 7.

35. Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг: приказ ФСФР РФ от 25.01.2007г. № 07-4/пз-н (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2007. - № 25.

36. Методические рекомендации об участии юридических служб объединений, предприятий и организаций в работе по обеспечению сохранности собственности предприятий: письмо Министерства юстиции СССР от 03.11.1986г. № К-14-726 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. – 1987. - № 3. - С. 28 – 46.

37. Об основных формах работы юридических служб органов и учреждений здравоохранения РСФСР по обеспечению правовыми средствами сохранности социалистической собственности: информационно – методическое письмо Минздрава РСФСР от 18.07.1980г. № 18 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

38. Об утверждении инструкции о порядке ведения судебно-правовой работы администрации города Тюмени: распоряжение Главы города Тюмени от 27.10.2006г. № 210-рг // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Прил.: Инструкция о порядке ведения судебно-правовой работы администрации города Тюмени.

39. О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах»: постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003г. № 19 // Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 1.

40. Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2001г. № 62 // Вестник ВАС РФ. - 2001. - № 7.

41. О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью: постановление Пленума ВС РФ № 90 и ВАС РФ № 14 от 09.12.1999г. // Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 2.

42. О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.09.1999г. № 48 // Вестник ВАС РФ. - 1999. - № 11.

Основная литература

1. Гражданское право: учебник: в 3 т.: Т. 1, 2, 3. – отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 1, 2, 3, 4, 5. – М.: Статут, 2003.

3. Жилинский С.Э. Предпринимательское право: учебник для вузов. – 8-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007.

4. Трудовое право: учебник. – под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Дополнительная литература

  1. Анохин В.С. Защита договорных обязательств. - М.: ИНФРА-М, 1998.
  2. Анохин В.С. Правовая работа в народном хозяйстве в рыночной экономике. - Воронеж, 1996.
  3. Аристаков Ю.М. Правовая работа на промышленном предприятии. - М., 1972.
  4. Бабенко Р.В. История и тенденция развития юридической службы вооруженных сил Российской Федерации // История государства и права. - 2006. - № 8.
  5. Бакшинскас В. О некоторых вопросах одобрения сделок с заинтересованностью // Закон. - 2007. - № 3.
  6. Веселов П.В. Современное деловое письмо в промышленности. - М., 1990.
  7. Воронов А.Ф. Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора в арбитражном процессе // Право в Вооруженных Силах. – 2003. - № 11.
  8. Данкея Ж. Деловой этикет. - Ростов-на-Дону, 1997.
  9. Елисеев Б. Организация правовой работы в ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» // Корпоративный юрист. - 2006. - № 10.
  10. Жалинский А.Э. Правовая мысль и профессиональная деятельность юристов // Право и политика. – 2005. - № 8.
  11. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. - М., 1997.
  12. Жигалина О.С. Виды юридической деятельности таможенных органов // Таможенное дело. – 2007. - № 1.

13. Замойский И. Правовая работа на предприятии // Хозяйство и право. - 1981. - № 10.

14. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. - М., 1987.

15. Карапетов А.Г. Расторжение нарушенного договора в российском и зарубежном праве. - М.: Статут, 2007.

16. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства. Учебное пособие. - Москва-Новосибирск, 1998.

17. Клеандров М.И. О правовом статусе юрисконсульта // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 18.

18. Клеандров М.И. Претензионная защита хозяйственных прав предприятий // Советская юстиция. - 1985. - № 15. - С. 12 - 14.

19. Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

20. Куликова Л. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров // Хозяйство и право. – 1996. - № 8.

21. Медникова М.Е. Установление факта несоблюдения досудебного урегулирования споров арбитражным судом: проблемы применения процессуальных норм // Арбитражный и гражданский процесс. – 2006. - № 11.

22. Минашкин А. Досудебное и внесудебное рассмотрение споров с участием органов публичной власти // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. - № 10, 11.

23. Минц Б.И. Организация правовой работы на предприятии. - Свердловск, 1983.

24. Мкртчян А.Ф. Предпосылки права на предъявление иска в арбитражный суд // Арбитражный и гражданский процесс. – 2005. - № 5.

25. Носиков Р. Организация договорной работы // ЭЖ-Юрист. – 2005. - № 24.

26. Организация правовой работы в народном хозяйстве. - Издательство Казанского университета, 1988.

27. Орлов К. Юридический отдел: роль в бизнесе и некоторые аспекты организации // Корпоративный юрист. - 2007. - № 4.

28. Осипова Г.Ф. Работа руководителя с документами. - М., 1983.

29. Основные акты о правовой работе в народном хозяйстве. - М.: Юридическая литература, 1983.

30. Пашин С.А. Психология судебных прений // Юридическая психология. - 2008. - № 1.

31. Певницкий С.Г. Некоторые проблемы юридической техники в договорных отношениях // Нотариус. – 2007. - № 2.

32. Правовая работа в народном хозяйстве. Сборник нормативных актов. Под общей редакцией Б.В.Кравцова. - М.: Юридическая литература, 1986.

33. Правовая работа в условиях перестройки. Ответственные редакторы: Т.Е. Абова, Е.А. Виноградова. - М., 1989.

34. Правовая работа на промышленном предприятии. - М.: Юридическая литература, 1972.

35. Ракитина Л.Н., Маркин А.В. Претензионное производство и «иной порядок досудебного урегулирования спора» // Юрист. – 2005. - № 8.

36. Ракитина Л.Н., Маркин А.В. Претензионное производство: понятие, сущность, значение // Юрист. – 2004. - № 5.

37. Ремишевский П.В. Проблема соотношения претензионного срока и срока исковой давности при урегулировании споров, возникающих в результате нарушения договора перевозки грузов // Транспортное право. – 2008. - № 2.

38. Рожкова М.А. Правила оформления, предъявления и рассмотрения претензий // Хозяйство и право. – 2008. - № 2 (Приложение).

39. Семенихин В.В. Договор возмездного оказания юридических услуг // Налоги. – 2006. - № 39.

40. Семенова Е. Работа с претензией // ЭЖ-Юрист. – 2004. - № 29.

41. Ситдикова Л.Б. Возмездное оказание консультационных услуг (консалтинг) в сфере аудита, инжиниринга, правовых (юридических услуг) // Юрист. - 2006. - № 12.

42. Ситдикова Л.Б. Теоретические проблемы правовой природы правовых услуг // Адвокатская практика. – 2008. - № 5.

43. Скуратовский М.Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции. - Волтерс Клувер, 2007.

44. Суворов Д.А. Претензионный и иной досудебный порядок в системе альтернативных форм рассмотрения спора // Юридический мир. – 2006. - № 7.

45. Терешкович С.В. Согласование юрисконсультом проекта хозяйственного договора // Право в Вооруженных Силах. – 2000. - № 2 – 3.

46. Фалькович М.С. Претензии и иски к железнодорожному перевозчику // ЭЖ-Юрист. – 2006. - № 31.

47. Хохлов С., Минц Б. Правовое положение юридической службы предприятия // Хозяйство и право. - 1983. - № 1.

48. Хохлов С. Распределение обязанностей по заключению и организации исполнения договоров на предприятии // Хозяйство и право. - 1983. - № 3.

49. Черновол И. Исковая работа в защиту прав граждан // Законность. – 2008. - № 4.

50. Чуднов В.И. Полпреды закона (о работе юрисконсульта). - М.: Юридическая литература, 1977.

51. Чуйченко К.А. О практической деятельности юристов ОАО «Газпром» // Энергетическое право. - 2007. - № 1.

52. Щепачев В.А. Совершенствование правовой работы в представительном органе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - № 21.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 750.