Организация правовой работы по обеспечению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сохранности имущества предприятия

План

1. Содержание, особенности и этапы правовой работы по обеспечению сохранности имущества предприятия.

2. Роль юридической службы в организации работы по обеспечению сохранности имущества предприятия.

3. Правовые средства и способы обеспечения сохранности имущества предприятия.

4. Осуществление контроля за сохранностью имущества. Договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Локальные нормативные акты в области обеспечения сохранности имущества предприятия.

5. Порядок списания материальных ценностей. Инвентаризация. Ревизия.

6. Организация правовой работы по возмещению материального ущерба, причиненного организации.

Цель изучения темы – получение студентами теоретических знаний о значении, содержании, особенностях организации и ведения правовой работы по обеспечению сохранности имущества предприятия.

Задачи темы:

1) Уяснение содержания и особенностей организации правовой работы по обеспечению сохранности имущества предприятия.

2) Рассмотрение отдельных этапов правовой работы по обеспечению сохранности имущества предприятия.

3) Выявление роли и функциональных обязанностей работников юридической службы в вопросах организации работы по обеспечению сохранности имущества предприятия.

4) Рассмотрение правовых средств и способов обеспечения сохранности имущества предприятия.

5) Определение места договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, локальных нормативных актов в решении вопросов обеспечения сохранности имущества предприятия.

6) Анализ установленного законодательством порядка списания материальных ценностей, проведения инвентаризаций, ревизий; установление значения указанных операций в целях организации работы по обеспечению сохранности имущества предприятия.

7) Изучение порядка организации правовой работы по возмещению материального ущерба, причиненного организации.

Указания по самостоятельному изучению темы

Изучение учебного материала темы № 5 начните с уяснения значения, в котором применяется в законодательстве и в теоретических исследованиях словосочетание «обеспечение сохранности имущества предприятия». Выясните в чем заключается профилактическая (предупредительная) деятельность, реализуемая в рамках изучаемого направления правовой работы, из каких составных элементов она состоит. Проанализируйте роль, значение и особенности локального нормотворчества при организации работы по обеспечению сохранности имущества предприятия. Выясните значение и содержание договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Рассмотрите особенности применения таких средств контроля за сохранностью имущества предприятия, как ревизия и инвентаризация, выясните при этом какова роль юридической службы в процессе проведения таких мероприятий. Особое внимание обратите на содержание работы по возмещению материального ущерба, причиненного организации, так как эта часть изучаемого направления правовой работы в большей степени возлагается на «плечи» юридической службы. Помимо лекционного материала изучите рекомендованную литературу, ответьте на вопросы для самопроверки.

Обеспечение сохранности собственности (имущества) предприятия следует рассматривать в широком и узком смысле слова.В широком смысле слова – это деятельность, в процессе которой используются экономические, организационные, идеологические, правовые средства и способы охраны материальных благ, находящихся в хозяйственном ведении, либо в оперативном управлении государственных предприятий и учреждений или в собственности хозяйственных обществ, товариществ, общественных организаций и т.д. В узком смысле – это организация охраны материальных благ преимущественно правовыми средствами. Суть этой деятельности заключается как в установлении компетентными органами государства управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм, так и в применении их в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Заметную роль в данном случае играют аналогичные нормы, но принимаемые и применяемые уже непосредственно на предприятиях.

Нарушение вышеназванных норм может повлечь за собой юридическую ответственность, которая применяется на основе специальных норм: уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-правовых и норм трудового права.

Острие правовой работы и ее организация по обеспечению сохранности собственности предприятий должно быть направлено на предупреждение правонарушений. Эта работа включает в себя как собственно предупредительную деятельность, так и деятельность по выяснению фактов нарушений законодательства, применения, в случае необходимости, мер юридической ответственности.

Собственно профилактическая (или предупредительная) деятельность выражается в принятии локальных нормативно-правовых актов (положений, инструкций, стандартов и т.д.), конкретизирующих базовое законодательство в целях надлежащей реализации этих актов, соблюдении порядка приема и перевода материально-ответственных лиц, своевременного заключения с ними договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Здесь же большую роль играет договор об охране объектов собственности между предприятием и отделом вневедомственной охраны при органах милиции. Сказанное в равной мере относится и к порядку приема продукции и товаров по количеству и качеству, порядку хранения, учета, движения со склада в производство (реализацию) материальных ценностей, организации материального и морального стимулирования работников за экономию материальных ресурсов.

Выявление причин и условий нарушения соответствующего законодательства, самих фактов такого нарушения, пресечение их представляет собой как бы вторую ступень мероприятий по обеспечению сохранности собственности предприятий в процессе производства, хранения, распределения, обмена и потребления. Содержанием этих мероприятий является организация надлежащего контроля за деятельностью как отдельных должностных лиц, в том числе и материально-ответственных, так и структурных подразделений предприятия.

В случаях выявления материального вреда, вызванного нарушением законодательства, суть правовой работы сводится к правильному и своевременному определению его размера, установлению лиц, виновных в его причинении, а также обязательному его возмещению в соответствии с действующими нормативными актами.

Особо следует подчеркнуть, что эффективность всей правовой работы по обеспечению сохранности собственности предприятий в значительной степени обусловлена стабильной координацией усилий всех субъектов данной деятельности, постоянного и всестороннего анализа практики использования правовых средств, обеспечивающих сохранность собственности предприятий, предупреждающих и пресекающих факты бесхозяйственности.

В деле надлежащего обеспечения сохранности собственности предприятий в процессе хранения и производства важная роль отводится локальному нормотворчеству. Локальные нормативные акты призваны конкретизировать нормы централизованного законодательства по вопросам обеспечения сохранности имущества применительно к условиям данного предприятия, устанавливать наиболее оптимальные варианты хранения имущества или его использования в процессе производства, четко определить права и обязанности (функции) соответствующих должностных лиц, подразделений предприятия и порядок взаимоотношений между ними по хранению и использованию материальных ценностей. Иными словами, локальные нормативные акты устанавливают как бы весь внутренний распорядок на предприятии по рассматриваемым вопросам. Точным соблюдением этого распорядка должностными лицами и иными подразделениями предприятия и обеспечивается сохранность собственности такого предприятия. Поэтому локальное нормотворчество является необходимой и обязательной стадией правовой работы, направленной на сохранность имущества предприятий. Причем правила (положения), направленные на сохранность имущества, могут содержаться как в локальных нормативных актах общего характера, так и специального характера. К локальным актам первого порядка следует, например, отнести Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, где закрепляются обязанности работников и администрации по обеспечению сохранности материальных ценностей, порядок приема на работу и перевода материально-ответственных лиц. В Положении об оплате труда должна быть отражена организация материального стимулирования работников за экономию материальных ресурсов. Среди специальных локальных нормативных актов нужно выделить стандарты предприятия. К таковым относятся, в частности, стандарты, определяющие порядок приема продукции и товаров по качеству и количеству, порядок хранения, учета, движения со склада в производство материальных ценностей, выпуск и отпуск готовой продукции.

Издание локальных нормативных актов – это составная часть правовой работы, осуществляемой администрацией предприятия. Однако важное значение здесь имеет надлежащая организация взаимосвязи и взаимодействия между администрацией и юридической службой. Юридическая служба должна проверять соответствие действующему законодательству проектов локальных нормативных актов, регулирующих вопросы обеспечения сохранности имущества предприятий. Такое право (обязанность) закреплено, например, в п.9 Общего положения, согласно которому юрисконсульт проверяет соответствие требованиям законодательства и визирует представляемые на подпись руководителю предприятия проекты приказов, инструкций, положений и других документов правового характера.

Кроме того, в целях повышения эффективности правовых средств в деле улучшения организации работы по обеспечению сохранности имущества юридической службе совместно с заинтересованными подразделениями необходимо принимать участие в разработке локальных актов, с тем чтобы в указанных документах были предусмотрены различные формы и методы активного использования соответствующими службами всего арсенала правовых средств, особенно по вопросам:

  • организации работы соответствующих подразделений по приемке поступающей продукции и товаров, хранению и учету движения со склада в производство материальных ценностей, выпуска и отпуска готовой продукции;
  • организации работы структурных подразделений по предупреждению хищений, недостач, порчи материальных ценностей;
  • проведения служебных проверок, оформления документов при обнаружении недостач, хищений, порчи материальных ценностей и передачи материалов следственным органам, суду;
  • материального и морального стимулирования работников за экономию материальных ресурсов, обеспечение выпуска продукции высокого качества.

Так, например, в проекте стандарта предприятия о порядке проведения служебных проверок, оформления документов при обнаружении фактов причинения ущерба предприятию и передачи материалов в следственные органы, в суды, целесообразно определить: основания, порядок и сроки проведения служебных проверок; права и обязанности должностных лиц, ответственных за подготовку материалов о хищениях, недостачах, потерях, порче материальных ценностей и передачу их в следственные органы, в суд; степень и формы участия юридической, бухгалтерской, финансовой, снабженческо-сбытовой и других служб в этой работе.

Юридическая служба должна принимать меры по своевременному и обоснованному заключению договоров о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности. Своевременность заключения таких договоров позволяет в случае причинения ущерба полностью его возместить и тем самым восстановить прежнее имущественное положение предприятия, сохранить целостность имущества предприятия от гибели, порчи, утраты и т.п.

Необходимым условием обеспечения сохранности имущества и других материальных ценностей, приобретаемых предприятием по договорам с другими организациями, является соблюдение установленного порядка приема продукции и товаров по качеству и количеству. Ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции как по количеству, так и по качеству несут лица, уполномоченные на то руководителем предприятия. Полномочия по приемке могут быть определены в приказе, должностной инструкции работника или выдаваемой доверенности.

Как отмечается в Методических рекомендациях об участии юридических служб объединений, предприятий и организаций в работе по обеспечению сохранности собственности предприятий, данных Министерством юстиции СССР в письме от 03 ноября 1986г. № К-14-726, юридический отдел, юрисконсульт должны прежде всего осуществлять контроль за соблюдением на предприятии установленного действующими инструкциями порядка приемки продукции по количеству и качеству. С этой целью необходимо проверять выполнение уполномоченными по приему продукции требований действующих нормативных актов. В соответствии с Инструкциями о порядке приемки продукции по количеству и качеству, в ходе приема материальных ценностей составляются акты приемки по количеству и качеству, от своевременного и правильного оформления которых во многом зависит сохранность получаемой продукции. Поэтому на такие моменты юридической службе следует обращать особое внимание. Одной из важнейших задач этой службы является также участие в организации изучения действующих правил по приемке продукции по количеству и качеству, особых условий поставки отдельных видов продукции и т.д. Таким образом, обеспечение надлежащего порядка приема продукции и товаров на предприятии является необходимым этапом правовой работы, направленной на охрану имущества, поступающего в хозяйственное ведение или оперативное управление государственных и муниципальных предприятий и в собственность хозяйственных обществ и товариществ.

Следующий этап правовой работы уже непосредственно связан с самим процессом хранения, учета и движения со склада в производство приобретенных или произведенных материальных ценностей.

Важнейшим условием обеспечения сохранности материальных ценностей в процессе хранения является надлежащая организация сторожевой охраны. Для организации такой охраны предприятия, как правило, заключают договоры с отделами вневедомственной охраны при районном (городском) отделе внутренних дел. Основой для заключения указанного договора служат Типовые договоры по охране объектов подразделениями вневедомственной охраны при органах милиции. Типовой договор содержит в себе положения о порядке заключения и исполнения договора, права, обязанности и ответственность сторон, обязательные условия его заключения. Все эти моменты должны найти отражение в конкретном договоре.

В Методических рекомендациях об участии юридических служб объединений, предприятий и организаций в работе по обеспечению сохранности собственности предприятий обращается особое внимание на необходимость активного участия юридической службы при заключении такого рода договоров. В частности, работникам юридической службы следует обеспечивать строгое соблюдение предусмотренного Типовым договором требования о составлении сторонами при заключении договора двустороннего акта о техническом состоянии принимаемых под охрану объектов и средств охраны, который является составной частью договора.

Договор об охране объектов проверяется юрисконсультом на предмет соответствия действующему законодательству и визируется им. При этом нужно обращать внимание на правильность и полноту включения в этот документ условий, обеспечивающих надлежащую сохранность материальных объектов. В необходимых случаях работники юридической службы могут вносить администрации предприятия предложения об уточнении, изменении или дополнении этих условий, а также о включении в договор условий, отражающих специфику охраняемого объекта. Юридическая служба должна предупреждать и не допускать фактов формального заключения и исполнения договора во избежание потерь охраняемых материальных ценностей. Формализм в этом деле, невключение в договор какого-либо существенного условия может, например, лишить предприятие возможности потребовать у подразделения вневедомственной охраны возместить ущерб, возникший в результате ненадлежащего исполнения им своих обязательств по договору.

Одним из важнейших направлений всей правовой работы на предприятии является организация надлежащего и действенного контроля за состоянием сохранности имущества предприятия и по обеспечению соблюдения требований законодательства при списании материальных ценностей. Осуществление постоянного и действенного контроля служит необходимым условием своевременного пресечения и выявления фактов злоупотреблений и хищений со стороны соответствующих должностных лиц и рядовых работников, недостач, утраты, гибели материальных ценностей, условий и причин, приведших к таким правонарушениям. Основными видами контроля за сохранностью имущества предприятий, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или в собственности хозяйственных товариществ и обществ, являются инвентаризация, ревизия и систематическая отчетность.

Инвентаризация представляет собой проверку наличия и состояния материальных ценностей по количеству и качеству, а также денежных средств, осуществляемую либо периодически (в плановом порядке), либо в силу чрезвычайных обстоятельств (например, при обнаружении правонарушений).

В обычном порядке инвентаризация осуществляется при наступлении установленных законодательством сроков, в случаях смены материально-ответственных лиц или выбытия из коллектива, с которым заключен трудовой договор о коллективной материальной ответственности, более 50% его членов. Аналогичное решение принимается и при заявлении требования о проведении инвентаризации одного или нескольких членов коллектива. Под чрезвычайными обстоятельствами, которые являются основанием для проведения инвентаризации, понимаются такие факты, как хищение, ограбление, разбой, а также случаи пожаров, землетрясений и других стихийных бедствий.

Инвентаризация в обычном порядке проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, состав которой рассматривается и утверждается администрацией предприятия. При необходимости назначения инвентаризации в случае обнаружения фактов хищений, пожаров, стихийных бедствий может быть образована специальная инвентаризационная комиссия. По общему правилу в состав этой комиссии включаются компетентные специалисты данного предприятия.

К числу основных инвентаризационных действий относится проверка фактического наличия материальных ценностей, то есть в натуре путем их выявления, оценки и сличения с данными бухгалтерского учета.

Результаты инвентаризации отражаются в специальном акте, именуемом протоколом рабочей инвентаризационной комиссии. Данный протокол обязательно подписывается всеми лицами, участвовавшими в инвентаризации, иначе он не будет иметь законную силу.

Ревизия, как одна из разновидностей контроля за сохранностью имущества предприятий, представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий или должностных лиц за определенный период. Различается ревизия документальная и ревизия материальных ценностей, которая перекликается с инвентаризацией.

Документальная ревизия необходима для определения состояния экономики предприятий, сохранности денежных средств и материальных ценностей. Эта ревизия должна быть обеспечена посредством проверки эффективности использования и хранения материальных, финансовых и трудовых ресурсов, своевременности документального оформления хозяйственных операций, причин образования непроизводительных расходов и потерь. Результаты ревизии должны быть оформлены актом. Требования, предъявляемые к таким актам, аналогичны требованиям, предъявляемым к составлению протоколов рабочей инвентаризационной комиссии. Однако применительно к данному случаю акт ревизии должен быть подписан в обязательном порядке руководителем ревизионной группы (ревизором), а также руководителем и главным бухгалтером предприятия. Если руководитель предприятия или главный бухгалтер считают необходимым возразить против результатов ревизии и ее оформления, они, тем не менее, обязаны подписать соответствующий акт и одновременно приложить к нему свои письменные возражения.

В хозяйственных обществах проведение ревизий поручается специальному выборному органу – ревизионной комиссии. Она избирается общим собранием акционеров (участников) на срок, определенный в уставе общества. На ревизионную комиссию таких обществ возлагается обязанность в установленные уставом общества сроки проводить ревизии хозяйственно-финансовой деятельности организации, осуществлять проверку состояния сохранности материальных ценностей, правильного ведения документации, соблюдения действующего законодательства. Акты ревизии подлежат утверждению высшими органами управления названных обществ.

Следует сказать, что контроль за сохранностью имущества предприятий нельзя ограничивать только инвентаризацией и ревизией. Немаловажное значение имеет организация учета, хранения и движения материальных ценностей, качества и полноты, порядка составления установленной законодательством отчетности.

В осуществлении контрольной деятельности вышеназванными средствами активное участие принимают работники юридической службы. Юридической службе, в частности, рекомендуется: знакомиться с материалами комиссии по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализировать недостатки, установленные инвентаризацией, ревизией, принимать участие в организации и проведении служебных проверок состояния сохранности собственности предприятий.

Обязанностью же юридической службы является дача правовой оценки материалам ревизий, инвентаризаций и отдельных проверок с тем, чтобы обеспечить законность сделанных выводов и предложений.

Необходимым условием обеспечения сохранности имущества предприятия является надлежащая организация правовой работы по возмещению материального ущерба, причиненного организации.

В содержание данной работы входит деятельность по оформлению материалов о хищениях, растратах, недостачах, порче имущества для передачи их в следственные органы, а в необходимых случаях – в суд. С целью правильного и своевременного оформления таких материалов и документов может быть разработан и принят специальный локальный нормативный акт (положение, инструкция и т.п.) по возложению на виновного лица материальной ответственности, по оказанию юридической службой правовой помощи по вопросам взыскания материального ущерба.

Подготовка и оформление материалов и документов осуществляется бухгалтерской, финансовой и другими службами предприятия, руководителями производственных подразделений. В юридическом оформлении указанных документов принимает участие и юридическая служба предприятия.

За причинение ущерба имуществу предприятия рабочие и служащие несут материальную ответственность по трудовому законодательству. На рабочих и служащих, виновных в причинении имуществу предприятия действительного ущерба, может быть возложена ограниченная или полная материальная ответственность. Ограниченную материальную ответственность несут лица, причинившие ущерб по неосторожности при выполнении своих трудовых обязанностей. Полную материальную ответственность рабочие и служащие несут в случаях: когда ущерб причинен действиями работников, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке; когда в соответствии с действующим законодательством на работника возложена полная материальная ответственность при исполнении трудовых обязанностей; когда между работником и предприятием заключен письменный договор о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности вверенного ему имущества; когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей; когда имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности и по другим разовым документам; когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, изделий, а также инструментов, спецодежды и других предметов, выданных работнику в пользование; когда ущерб причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии.

Работники юридической службы должны принимать активное участие на всех стадиях правовой работы по возмещению ущерба, причиненного правонарушениями со стороны рабочих и служащих.

Данную работу необходимо начинать сразу же после обнаружения фактов хищений, растрат, недостач, порчи, утраты имущества предприятия. Прежде всего нужно добиться от соответствующих служб, должностных лиц надлежащего документального оформления материалов, подтверждающих и закрепляющих факты хищения, утраты материальных ценностей, принять необходимые меры к добровольному возмещению причиненного ущерба.

На юридическую службу возлагается обязанность соответствующим образом оформить имеющиеся материалы о правонарушении, либо для предъявления искового заявления, либо заявления о привлечении к уголовной ответственности.

Необходимое качество указанных заявлений может быть достигнуто путем тщательного анализа прежде всего сути правонарушения, времени и места его совершения, характера и размера причиненного вреда, лиц, виновных в его причинении и т.д. К этому следует добавить, что в обоснование ущерба и его размеров к заявлению необходимо приобщить и такие документы, как акты ревизии, списаний, документы отчетности (накладные, ведомости, счета-фактуры), расчет бухгалтерии о размере ущерба и др.

Если направленное в следственные органы заявление не повлекло за собой уголовное преследование или если возбужденное дело было прекращено, то тем не менее вопрос о предъявлении гражданско-правового иска не снимается. По этому поводу юрисконсульту надлежит проинформировать руководство предприятия о целесообразности обращения с иском в суд.

Юридическая служба призвана также оказывать необходимую правовую помощь администрации предприятия тогда, когда ущерб взыскивается непосредственно администрацией. Характер указанной помощи сводится к проверке проектов приказов администрации, к установлению соответствия этих документов действующему законодательству, соблюдению сроков и всего порядка привлечения к материальной ответственности по распоряжению администрации.

Эффективность правовой работы на предприятии, и в особенности по обеспечению сохранности имущества предприятия, во многом зависит от систематического и глубокого анализа, обобщения и использования достижений практики в этой работе. Ведущее место в этом процессе должна занимать юридическая служба.

Суть аналитической работы заключается в тщательном изучении прежде всего причин и условий, порождающих нарушение права собственности или права оперативного управления (хозяйственного ведения) имуществом.

В этой связи юридическая служба совместно с другими подразделениями должна не только в целом анализировать и обобщать состояние сохранности имущества предприятия, но и самым внимательным образом изучать каждое нарушение в отдельности, причины и условия, его вызывающие.

Если, например, речь идет об имеющихся фактах хищений, то необходимо изучить возможные каналы и способы хищений, на какой стадии хранения и производства материальных ценностей произошло хищение, состояние документации, проверить лиц, имеющих доступ к соответствующему имуществу.

Большую помощь в осуществлении этих мер способно оказать исследование и анализ данных, имеющихся в актах инвентаризаций, ревизий, отдельных проверок, претензионно-исковых материалах, решениях и определениях судов, сообщениях органов прокуратуры, внутренних дел о фактах хищений, недостач, порчи имущества.

Результаты анализа и обобщений оформляются в виде справки, заключения, служебной записки, в которых должны содержаться не только сам анализ, но и конкретные предложения по устранению причин и условий, мешающих нормальной сохранности имущества. Если в этом есть необходимость, юридическая служба может высказать предложения о применении мер дисциплинарной ответственности к материально-ответственным и другим должностным лицам.

Целесообразно итоги анализа и обобщения широко использовать при разработке или корректировке совместных планов комплексных мероприятий, приказов, инструкций, положений, стандартов и других документов, направленных на обеспечение сохранности имущества предприятия.

Резюме

Обеспечение сохранности имущества предприятия следует рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова – это деятельность, в процессе которой используются экономические, организационные, идеологические, правовые средства и способы охраны материальных благ предприятия. В узком смысле – это организация охраны материальных благ преимущественно правовыми средствами. Большая роль в организации этого направления правовой работы принадлежит локальному нормотворчеству. Причем положения, направленные на сохранность имущества, могут содержаться как в локальных нормативных актах общего характера, так и специального характера. К локальным актам первого порядка следует, например, отнести Правила внутреннего трудового распорядка предприятия. Среди специальных локальных нормативных актов можно выделить стандарты предприятия, определяющие порядок приема продукции и товаров по качеству и количеству, порядок хранения, учета, движения со склада в производство материальных ценностей, выпуск и отпуск готовой продукции. Острие правовой работы и ее организация по обеспечению сохранности собственности предприятий должно быть направлено на предупреждение правонарушений. Эта работа включает в себя как собственно предупредительную деятельность, так и деятельность по выяснению фактов нарушений законодательства, применения, в случае необходимости, мер юридической ответственности. Юридическая служба должна принимать меры по своевременному и обоснованному заключению договоров о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности. Своевременность заключения таких договоров позволяет в случае причинения ущерба полностью его возместить и тем самым восстановить прежнее имущественное положение предприятия, сохранить целостность имущества предприятия от гибели, порчи, утраты и т.п. Основными видами контроля за сохранностью имущества предприятий являются инвентаризация, ревизия и систематическая отчетность. Необходимым условием обеспечения сохранности имущества предприятия является также надлежащая организация правовой работы по возмещению материального ущерба, причиненного организации.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие «обеспечение сохранности имущества предприятия».

2. Какие основные этапы правовой работы по обеспечению сохранности имущества предприятия можно выделить? Дайте им краткую характеристику.

3. Какую роль играет юридическая служба в обеспечении сохранности имущества предприятия на отдельных этапах этой работы?

4. Какую роль играют локальные нормативные акты в вопросах обеспечения сохранности имущества предприятия? Какие локальные нормативные акты могут приниматься по изучаемому направлению, дайте им краткую характеристику с содержательной точки зрения.

5. Какие виды контроля за сохранностью имущества Вы знаете? Проведите сравнительную характеристику инвентаризации и ревизии.

Тема 6.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 771.