План
1. Понятие и значение юридической службы на предприятии.
2. Становление юридической службы в России.
3. Законодательство о юридической службе.
4. Задачи и функции юридической службы.
5. Права и обязанности работников юридической службы.
6. Формы организации юридической службы.
Цель изучения темы – получение студентами теоретических знаний о структуре, организации и правовом положении юридической службы на предприятии.
Задачи темы:
1) Определение понятия и значения юридической службы на предприятии;
2) Рассмотрение исторического аспекта становления и развития законодательства о юридической службе;
3) Выявление задач и функций юридического подразделения на предприятии;
4) Изучение прав и обязанностей работников юридической службы;
5) Рассмотрение форм организации юридической службы на предприятии.
Указания по самостоятельному изучению темы
Изучение учебного материала темы № 2 начните с понятия юридической службы, выясните с какой целью создается юридическое подразделение в структуре предприятия. Разобраться в этом вопросе поможет анализ истории становления и развития законодательства о юридической службе в нашей стране. После чего необходимо рассмотреть действующее законодательство, особое внимание уделяя Общему положению о юридическом отделе. Изучая текст данного нормативного акта, обратите внимание на права и обязанности юридической службы, зафиксированные в тексте Общего положения. Сравните их с правами и обязанностями, выделяемыми в лекционных материалах. Ознакомьтесь с формами организации юридической службы, проведите их сравнительную характеристику, отметив для себя положительные и отрицательные черты каждой из них. Помимо лекционного материала изучите рекомендованную литературу, ответьте на вопросы для самопроверки.
Одно из главных мест в осуществлении правовой работы на предприятии отводится юридической службе, как самостоятельному специализированному структурному подразделению хозяйствующего субъекта, призванного заниматься вопросами сугубо правового характера.
Юридическая служба – самостоятельная функциональная служба предприятия, выполняющая контрольные функции за соблюдением действующего законодательства на данном предприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделениям предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства.
Говоря о нормативных актах, регулирующих деятельность юридической службы, необходимо учитывать, что основным правовым актом, закрепляющем правовое положение юридической службы, остается «Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации, учреждения» (в дальнейшем – «Общее положение»), утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972г. № 467.
Данный нормативный акт не отменен и действует по настоящее время, являясь чуть ли не единственным источником, определяющим основные задачи, права и обязанности юридической службы в народном хозяйстве. Многие предписания «Общего положения» давно устарели и не соответствуют тем условиям, в которых сегодня функционируют юридические отделы на предприятиях, тем задачам, которые в настоящий период возлагаются на юридическую службу.
Юридическая служба в России имеет свою историю. Упоминание о работниках юридической службы имеется в первых актах, принятых в Советской республике. Организационное руководство и контрольные функции за деятельностью юридической службы в первые же годы Советской власти были возложены на Народный Комиссариат юстиции РСФСР. До 1922г. в своей практической деятельности юрисконсульты руководствовались постановлениями Народного Комиссариата юстиции РСФСР, в частности, постановлением «Об отделах юстиции в Москве и Петрограде».
В постановлении указывалось, что отделы юстиции могут возлагать некоторые свои функции на районные юридические отделы, юрисконсультов райсоветов. Районные юридические отделы, юрисконсульты райсоветов должны были обслуживать нужды районных Советов депутатов в области юрисконсультской, административно-правовой и организационной деятельности.
В области юрисконсультской деятельности на них возлагались: дача заключений по юридическим вопросам, возникающим в работе Советов и их отделов; составление и редактирование издаваемых Советом депутатов обязательных постановлений, инструкций и наказов. Кроме того, они осуществляли предварительное рассмотрение и давали президиумам Советов депутатов заключения по жалобам на неправильные действия должностных лиц, состоящих на службе Совета депутатов; рассматривали случаи нарушения предприятиями установленного порядка их функционирования, причем в случае обнаружения признаков уголовного деяния все делопроизводство направляли в следственную комиссию или народный суд. Таким образом, правовая помощь предприятиям оказывалась как со стороны юрисконсультов ведомств, так и со стороны юрисконсультов Советов депутатов трудящихся.
В обязанности юрисконсультов входили функции по составлению списков кандидатов в народные судьи, членов коллегий защитников и др.
Общее руководство юристами – хозяйственниками осуществлялось законодательно- кодификационным отделом Наркомата юстиции республики, который имел право издавать по вопросам, относящимся к компетенции юридических органов, инструкции и распоряжения. Ему предоставлялось право созывать периодические или экстренные собрания заведующих юрисконсультскими органами или совещания юрисконсультов РСФСР.
В 1929г. функции непосредственного руководства юридической службой были переданы прокуратуре республики, которая являлась структурным подразделением Наркомата юстиции. И следует отметить, что вплоть до середины тридцатых годов формы связи прокуратуры и юрисконсультов предприятий и хозорганов успешно развивались и, несмотря на происходившие в различные периоды изменения этих форм, надзорные функции и помощь органов прокуратуры сыграли важную роль в работе юрисконсультов. Хозяйственные наркоматы и ведомства по своей линии стали также вырабатывать меры координации деятельности юрисконсультов подведомственных им предприятий, организаций.
Характерной чертой того периода было широкое привлечение юрисконсультов к выработке новых законопроектов в области экономической жизни страны. Важную роль в определении правового положения юриста на предприятии имели общесоюзные совещания юрисконсультов. Первое из них состоялось в 1925г., а второе – в 1927г. Широкое распространение получили совещания юристов-хозяйственников отдельных отраслей народного хозяйства.
Во второй половине тридцатых годов, когда шел процесс создания отраслевых наркоматов, роль органов прокуратуры в организационном руководстве деятельностью юридической службы заметно снизилась. В отдельных наркоматах юридические службы аппарата взяли на себя функции методического руководства юрисконсультами системы.
Важную роль в повышении роли юриста на предприятии сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1970г. № 1025 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве». На Министерство юстиции СССР и его органы на местах было возложено методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве. Этим постановлением Министерству юстиции предоставлено право проводить ознакомления с состоянием правовой работы на предприятиях и давать соответствующие рекомендации по ее улучшению.
Еще одним этапом в организационном укреплении юридической службы, в регламентации ее прав и обязанностей явилось принятие Советом Министров СССР 22 июня 1972г. Общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета
Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения. Юридическая служба в народном хозяйстве фактически приравнена к основным службам предприятий, организаций и учреждений, юрист стал главной фигурой на предприятии.
Изучение данной темы предполагает ознакомление с основными задачами, которые возлагаются на юридическую службу:
а) укрепление законности и предупреждение правонарушений в деятельности предприятия;
б) активное участие в решении вопросов правового обеспечения мероприятий по ускорению социально – экономического развития;
в) обеспечение правовыми средствами сохранности имущества предприятия, укрепления трудовой дисциплины, повышения качества продукции, строгого соблюдения договорной дисциплины;
г) защита прав и законных интересов предприятия, трудящихся;
д) правовое воспитание трудящихся.
Также предполагается ознакомление с основными направлениями деятельности (обязанностями) юридической службы:
Работники юридической службы правомочны:
Следует обратить внимание на предлагаемую классификацию форм организации юридической службы:
а) юридические отделы или бюро, главные или старшие юрисконсульты, юрисконсульты.
Они ведут правовую работу как в государственных, так и в частных организациях. Численность персонала юридического отдела определяется исходя из объема и основных направлений юридической работы.
Подготовку материалов для предъявления претензий, исков и ответов на предъявляемые претензии и иски целесообразно возложить на претензионистов. Ими могут быть специалисты-юристы, но учитывая необходимость подготовки документов с бухгалтерскими вкладами для предъявления претензий и исков, проверки правильности калькуляций и т.д., желательно иметь в числе претензионистов лиц со специальным бухгалтерским и, возможно, экономическим образованием.
Нормальное функционирование юридического подразделения, особенно крупного, невозможно без вспомогательных (технических) работников. Ими являются секретари. В штат крупного юридического подразделения должна быть введена должность кодификатора. Кодификационная работа предполагает систематизацию нормативного материала не только государственных органов, но и нормативных актов, издаваемых администрацией данной организации.
б) выполнение юридических функций по совместительству.
Эта форма допустима, когда по объему правовой работы иметь штатного юридического работника на полной ставке нецелесообразно.
Следует особо отметить, что законодательством запрещено работать по совместительству (кроме научной, преподавательской деятельности) прокурорам, помощникам прокуроров, следователям, народным судьям, нотариусам, работникам органов внутренних дел.
в) юридическое обслуживание организаций на договорных началах юридическими фирмами, юридическими консультациями коллегий адвокатов.
Организации, заключившие договоры с юридическими фирмами или юридическими консультациями коллегий адвокатов, должны осуществлять контроль за качеством выполнения фирмами и адвокатами договорных обязательств. В необходимых случаях договоры на юридическое обслуживание могут быть расторгнуты. Общим недостатком правового обслуживания предприятий юридическими фирмами, как правило, является то обстоятельство, что последние не в состоянии изучать технологию, производственные особенности и другие стороны деятельности предприятия, что отражается на качестве проводимой ими работы. Постоянные же юрисконсульты теснее соприкасаются с жизнью рабочего коллектива.
г) выполнение юридических функций сотрудником данной организации без занятия штатной должности.
Подобное «внутреннее совместительство» нежелательно и может практиковаться лишь там, где объем юридической работы невелик. Основная причина нежелательности названной формы состоит в том, что выполняемая в порядке «нагрузки» юридическая работа вольно или невольно отодвигается на второй план. Кроме того, при такой форме юридической службы из числа работников данной организации очень трудно, а подчас и невозможно, подыскать лицо, имеющее специальное юридическое образование и необходимый опыт.
д) юридическое обслуживание предприятий правовой службой вышестоящего органа.
Суть такой формы состоит в том, что юридическая служба вышестоящей организации систематически или в отдельных случаях проводит правовую работу на безвозмездных началах.
Резюме
Будет неверным сводить правовую работу только к деятельности юридической службы. Но, тем не менее, следует признать, что юридическая служба – это специализированное структурное подразделение предприятия, которое призвано организовывать и вести правовую работу. Соответственно специфике юридической службы выделяются задачи данного подразделения, устанавливаются права и обязанности работников юридического подразделения. Основным нормативным актом, который на сегодняшний день устанавливает правовой статус юридической службы, является Общее положение о юридическом отделе, несмотря на то, что многие нормы данного нормативного акта уже морально устарели и их достаточно сложно применять в практической деятельности. Выделяется несколько форм организации юридической службы. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные моменты. Наиболее предпочтительной является организация юридической службы в форме юридических отделов.
Вопросы для самопроверки
1. Сформулируйте определение юридической службы.
2. Какое значение играет юридическая служба в деятельности предприятия?
3. Какие основные этапы развития законодательства о юридической службе можно выделить?
4. В каком нормативном акте на сегодняшний момент устанавливается правовой статус юридической службы?
5. Какими основными правами и обязанностями наделяются работники юридической службы?
6. Перечислите формы организации юридической службы и дайте им краткую характеристику.
Тема 3.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 356.