Претензионно -исковая работа на предприятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Понятие претензионной и исковой работы.

2. Понятие претензии. Содержание претензии.

3. Порядок составления и предъявления претензий.

4. Сроки рассмотрения претензий. Регистрация и учет претензий. Анализ претензионных материалов.

5.Понятие иска. Правовое и процессуальное значение искового заявления. Элементы иска. Виды исков.

6. Порядок предъявления исковых заявлений, их регистрация и учет на предприятиях. Анализ исковых заявлений.

7. Оформление отзыва на исковое заявление.

Цель изучения темы – получение студентами теоретических знаний о значении, содержании, особенностях организации и ведения претензионно-исковой работы на предприятии.

Задачи темы:

1) Определение понятия и значения претензионной и исковой работы;

2) Уяснение порядка составления, предъявления, рассмотрения и анализа претензионных материалов.

3) Уяснение порядка составления, предъявления, рассмотрения и анализа исковых материалов.

Указания по самостоятельному изучению темы

В процессе изучения учебного материала по теме № 3 прежде всего уясните, что понимается под претензионной и исковой работой и с какой целью данные направления правовой работы осуществляются на предприятии. Особое внимание обратите на то, что претензионный порядок урегулирования споров не носит в настоящий момент обязательного характера. Соответственно, анализируя рекомендованные по теме нормативные акты, выясните в каких конкретных случаях предъявление претензии обязательно. При этом обратите внимание на сроки предъявления претензий, установленные в действующем законодательстве. Запомните рекомендации, относящиеся к порядку составления и содержанию претензий и исковых заявлений. После изучения курса лекций ответьте на вопросы для самопроверки.

В настоящий момент действует Арбитражный процессуальный кодекс РФ, вступивший в силу в 2002г. Однако, при рассмотрении данной темы следует иметь ввиду, что с 01 июля 1995г. предшествующим АПК РФ был отменен обязательный претензионный порядок рассмотрения хозяйственных споров, за исключением случаев, когда обязательное предъявление претензии вытекает из закона (транспортные Уставы и Кодексы, Закон о связи), либо непосредственно предусмотрено при заключении договора.

Претензионная работа – совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по предъявлению и рассмотрению претензий и по использованию полученной при этом информации.

Претензией является требование одного участника хозяйственных правоотношений, заявленное другому, которое возникло вследствие невыполнения или ненадлежащего исполнения хозяйственных договоров и других обязательств.

Претензионный порядок имеет целью:

  • обеспечить быстрейшее восстановление нарушенных прав предприятий, а также урегулирование возникающих между ними разногласий по хозяйственным договорам;
  • способствовать выявлению и устранению причин и условий, порождающих факты невыполнения договорных обязательств, возмещению в установленном порядке за счет виновных лиц ущерба, причиненного организациям, улучшению работы по заключению и исполнению хозяйственных договоров.

Претензионная работа слагается из трех частей:

  • подготовка соответствующих материалов и предъявление претензий контрагентам хозяйственных отношений;
  • рассмотрение поступающих претензий и принятие по ним решений;
  • анализ предъявляемых и предъявленных претензий, обобщение полученных в результате анализа данных о соблюдении производственной, трудовой, финансовой дисциплины в организации в целом, в ее структурных подразделениях, в подчиненных организациях.

Определенного внимания требует порядок предъявления и рассмотрения претензий. Здесь необходимо уяснить следующие условия предъявления претензий:

  1. организация, заявляющая требование, должна быть юридически заинтересована в том или ином разрешении ее претензии. Это выражается в том, что ожидаемое урегулирование спора может прямо отразиться на ее правах и обязанностях;
  2. претензия должна быть направлена организации, которая обязана нести ответственность за нарушение или оспаривание права;
  3. претензии должны быть предъявлены в определенные в законе или договоре сроки;
  4. претензия должна быть обоснована в правовом и фактическом отношении и отражать истинные обстоятельства спорных взаимоотношений организаций, в противном случае она не подлежит удовлетворению.

Юридическая обоснованность заключается в том, что правопритязание организации должно полностью соответствовать гипотезе и санкции определенной юридической нормы, которая устанавливает ответственность контрагента;

  1. соблюдение формы изложения претензии.

Она должна содержать необходимые реквизиты и к ней следует прилагать все необходимые документы.

Надо отметить, что состав прилагаемых документов зависит от вида и обстоятельств спора. Однако во всех случаях к претензиям приобщаются доказательства, свидетельствующие о наличии между сторонами спорного отношения, а также устанавливающие факты неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязанностей.

Требует внимания также и приблизительный (рекомендательный) порядок действий юрисконсульта при обнаружении нарушения или оспаривания прав организации:

а) уточнить фактическую сторону спора;

б) исчислить размер ущерба;

в) собрать необходимые для обоснования претензии документы;

г) составить претензию и направить ее соответствующей организации.

Рассмотрение претензий заключается в проверке законности и обоснованности предъявляемых требований. Необходимо установить истинность излагаемых в претензии фактов. Проверке подлежит документальная обоснованность предъявляемого требования.

Если будет установлено, что претензия правомерна и обоснована, она подлежит удовлетворению. При наличии обоснованных возражений организация обязана известить заявителя о полном или частичном отклонении его требования, указать мотивы, а также возвратить документы.

Для грамотного составления претензий необходимо знать требования, предъявляемые к этим документам.

Общие требования: закреплены в различных инструкциях по делопроизводству, ГОСТах, в нормативных актах. Текст претензии должен быть грамотным, точным, не допускающим различных толкований. Другое важное требование – краткость претензий, их деловой характер, но в то же время достаточность сообщаемой информации.

Специальные требования - претензия должна содержать следующие реквизиты:

1) наименование организации, предъявляющей претензию, и организации, к которой претензия предъявляется;

2) дату предъявления и номер претензии;

3) наименование вида документа – "претензия";

4) обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии; доказательства, подтверждающие изложенные в ней обстоятельства; ссылка на соответствующие нормативные акты, а также договоры. Каждая ссылка на нормативный акт должна содержать полное название акта, орган, его издавший, дату и номер;

5) требования заявителя; сумму претензии и ее расчет, если она подлежит денежной оценке;

6) платежные и почтовые реквизиты заявителя;

7) перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств.

Претензия подписывается руководителем организации или другим должностным лицом, если решение соответствующих вопросов отнесено к его компетенции.

Претензия отправляется заказным или ценным письмом, либо вручается компетентному представителю организации-контрагента под расписку.

Исковая работа – совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по подготовке исковых материалов и предъявлению исков, а также по защите против предъявляемых исков.

Иск – обращение истца к суду с просьбой о рассмотрении и разрешении материально – правового спора с ответчиком и о защите нарушенного субъективного права или охраняемого законом интереса. Иски – средство и способ защиты субъективных прав в случае их нарушения или угрозы нарушения, то есть в случае возникновения материально – правового спора.

Элемент иска – это его составные части, определяющие содержание и индивидуализирующие его. Они дают необходимую информацию о заинтересованных лицах – сторонах процесса, о субъективном материальном праве, нуждающимся, по мнению истца, в защите, об обстоятельствах, послуживших основанием обращения в суд.

Ответчик, к которому предъявлен иск, получает возможность подготовиться к защите, поскольку узнает о характере предъявленного к нему требования: из чего вытекает и на чем основано. От элементов иска зависит и способ защиты, предоставляемый нарушенному или оспоренному субъективному материальному праву, и характер будущего судебного решения.

Существует два элемента иска: предмет и основание иска.

Предмет иска – материально–правовой спор, о рассмотрении и разрешении которого истец просит у суда. Поскольку спор всегда связан с притязанием истца к ответчику, закон требует, чтобы в исковом заявлении истец указал суть своего требования (о чем оно?).

В зависимости от способа испрашиваемой истцом защиты его субъективного материального права предметом иска могут быть:

а) спор о наличии или отсутствии материального правоотношения между истцом и ответчиком;

б) спор об обязанностях ответчика, вытекающих из материального правоотношения с истцом;

в) спор об изменении или прекращении существующего между сторонами правоотношения.

От предмета иска следует отличать предмет спора, его еще принято называть объектом иска. Это то материальное благо, получения которого добивается истец, например, конкретное имущество, сумма денег и т.п.

Основание иска – это те обстоятельства, на которых истец основывает свое обращение в суд. Он должен назвать их в своем заявлении. Хотя закон не устанавливает каких-либо ограничений возможности истца обосновать предъявляемый им иск любыми фактами реальной действительности, но значение имеют только юридические факты, то есть обстоятельства, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношения, с которыми связан возникший между сторонами материально-правовой спор. Остальные факты имеют чисто информативный характер и на результате разрешения спора не отражаются.

Как правило, основание иска представляет собой совокупность фактов, предусмотренных конкретными нормами права. Иначе он называется фактическим составом, если закон связывает с наличием такого состава соответствующие правовые последствия.

Юридическая служба организации, получив копию искового заявления, вправе подготовить отзыв на исковое заявление.

Отзыв на исковое заявление направляется ответчиком арбитражному суду, истцу и другим ответчикам. К отзыву прилагаются все факты, необходимые для рассмотрения хозяйственного спора.

Отзыв подписывается руководителем организации или другим должностным лицом, в компетенцию которого входит такая обязанность.

В отзыве указываются:

  1. наименование арбитражного суда, в котором рассматривается спор;
  2. дата подписания и номер отзыва, наименование истца;
  3. содержание ответа на предложение о непосредственном урегулировании спора, если в исковом заявлении указано, что ответ на него истцом не получен;
  4. размер и расчет признанной суммы, а если она перечислена – номер и дата выписки из соответствующего платежного поручения и доказательства принятия его кредитным учреждением к исполнению;
  5. мотив полного или частичного отклонения требований истца с ссылкой на законодательство, а также доказательства, обосновывающие отклонение искового требования;
  6. перечень прилагаемых к отзыву документов.

На каждое исковое заявление, предъявленное организацией, заводится дело, где группируются все документы: исковое заявление, претензионный материал, отзыв, решения, жалобы и др.

Юридическая служба не реже одного раза в год обобщает практику рассмотрения претензий и исков.

Анализ исков целесообразно проводить по следующим признакам:

  1. предмет иска;
  2. сумма иска;
  3. результат рассмотрения иска;
  4. структурные подразделения, в которых возникли иски;
  5. причины, послужившие основанием для предъявления иска.

Результаты анализа оформляются справкой, которая представляется руководству. В ней обобщаются следующие данные:

  • причины возникновения исков;
  • недостатки в работе отдельных служб;
  • предложения по отнесению имеющихся убытков на виновных лиц.

Резюме

Претензионно-исковая работа является одним из важнейших направлений организации правовой работы на предприятии. Претензионно-исковая работа сориентирована на защиту прав и законных интересов предприятия. В ее рамках выделяется два производства: соответственно, претензионное производство и исковое производство. В свою очередь, как претензионное, так и исковое производство подразделяется на три части: составление и предъявление претензий и исков; рассмотрение поступающих претензий и исков; анализ претензий и исков как предъявленных предприятию, так и исходящих от него. Определение претензионной и исковой работы основано именно на данном структурном построении претензионно-исковой деятельности. На практике выделяют так называемые «условия предъявления претензий». Практически они представляют из себя тот минимальный набор условий, который с максимальной степенью вероятности обеспечивает возможность удовлетворения заявленных в претензии или иске требований. В структуре искового заявления принято выделять элементы иска, к которым относятся предмет иска и основание иска. Элементы иска имеют важное процессуальное значение. В частности, в процессе судебного разбирательства истец может изменить либо предмет, либо основание иска. Одновременное изменение и предмета и основания иска не допускается. Поэтому важно уметь выявлять предмет и основание искового заявления. На заключительном этапе претензионно-исковой работы проводится анализ причин, послуживших основанием для предъявления претензий и исков, результатов рассмотрения споров, выявляются недостатки в работе отдельных структурных подразделений, предлагаются меры по устранению выявленных недостатков. Таким образом, третья часть претензионно-исковой работы также имеет большое практическое значение.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте определение претензионной работы и исковой работы, претензии и иска.

2. Чем претензионное производство отличается от искового производства?

3. Что представляют из себя условия для предъявления претензий и в чем они выражаются?

4. Какие цели преследует претензионный порядок урегулирования споров?

5. В каких случаях досудебный порядок урегулирования споров обязателен?

6. Перечислите составные части претензионной работы и дайте им краткую характеристику.

7. Перечислите составные части исковой работы и дайте им краткую характеристику.

8. Назовите элементы иска и охарактеризуйте их.

9. По каким основным направлениям следует проводить анализ исковых материалов?

Тема 4.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 338.