Индивидуальный подход к учащимся в процессе проведения практических работ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Педагогика строится на основе внимания к личности каждого ребёнка, к его интересам и запросам. Она имеет целью всестороннее развитие его сил и способностей. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогического воздействия с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка, воспитания и условий жизни, в которых он находится. Следовательно, индивидуальный подход к аномальным детям предполагает всестороннее изучение педагогом каждого ребёнка, выяснение причины характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, условий развития ребёнка до школы, а также выяснение особенностей его психического и физического развития, характера, интересов, наклонностей. Многообразие этих особенностей аномальных детей и обуславливает специфику реализации принципа индивидуального подхода в коррекционной школе. Все особенности учащихся нужно знать и учитывать при работе. Изучение учащихся – это первое условие индивидуального подхода, оно проводится учителем на всех этапах работы.

Индивидуальный подход, направленный на предупреждение и устранение этих трудностей, а также затруднений, вызванных содержанием или характером того или иного учебного предмета, способствует вовлечению всех учащихся в активную фронтальную работу на уроке. Для осуществления индивидуального подхода на уроке необходимо определить уровень знаний учащихся, возможности усвоения ими нового учебного материала. В зависимости от трудностей, которые испытывают учащиеся в процессе обучения, и их причины наблюдаются 3 уровня знаний: высокий, средний, низкий. Нужно отметить, что такое деление весьма условно.

По данным обследования, трудности, которые испытывают в процессе обучения сильные ученики, как правило, вызваны пробелами в знаниях. Состояние их нервной системы – уравновешенное, редко – возбудимое.

Трудности средних учащихся, помимо предыдущих причин, обусловлены также непрочным усвоением материала, что в свою очередь связано с неумением действовать целенаправленно, с торопливостью, слабой сосредоточенностью внимания, порождаемой повышенной возбудимостью и неустойчивостью эмоционально – волевой сферы.

Схематически работу учителя на уроке можно представить следующим образом:

- фронтальная работа с классом;

- работа с группами учащихся ( сильной, средней, слабой);

Все эти виды работы проводятся н уроке синхронно. Возможны различные варианты сочетания фронтальной, групповой, индивидуальной работы на уроке. Система индивидуального подхода к учащимся на уроке базируется на следующих элементах: всестороннее изучение учащихся и объединения их в группы в соответствии с характером и причинами трудностей; структурная обработка программного материала, состоящая в конкретизации объёма и содержания теоретических знаний и практических навыков и в выявлении трудностей для усвоения их учащимися; выбор путей индивидуального подхода при подготовке к уроку; применение намеченных путей индивидуального подхода на всех этапах урока. Выбор путей индивидуального подхода зависит от различных условий, среди которых можно назвать: цель и задачи урока, тему и её раскрытие в содержание урока, проявление индивидуальных особенностей учащихся на различных этапах урока.

Индивидуальный подход начинается с организации учебного процесса, включая организацию проведения перемен. На уроке встречаются ситуации, которые трудно предвидеть заранее. К ним можно отнести нежелание учащихся сесть на предложенное ему учителем место, присутствие в классе посторонних лиц, отказ от работы из – за отсутствия ручки, тетради и пр. Для устранения подобных ситуаций учитель должен обладать чуткостью, педагогическим тактом, умением быстро ориентироваться в обстановке.

Индивидуальный подход при изложении нового материала направлен на предупреждение трудностей, которые испытывают ученики в процессе обучения. Здесь целесообразны различные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы в зависимости от темы урока, объёма нового материала, а также характера и причины трудностей, которые испытывают сильные, средние и слабые учащиеся. Назову некоторые приёмы, способствующие осуществлению индивидуального подхода к учащимся при объяснении нового материала:

-постановка вопроса перед классом и вызов для ответа сильных, средних или слабых учащихся ( в зависимости от сложности вопроса)

-самостоятельное обобщение материала сильными учащимися

-повторение средними или слабыми учащимися вывода со слов сильных учащихся

-дополнение сильными и средними учащимися ответов слабых учеников

-наводящие вопросы слабым учащимся

-вариативность заданий по трудности и объёму

-использование наглядного материала в работе со слабыми

-использование дидактического материала для всех групп учащихся.

Эти приёмы способствуют вовлечению всех учащихся во фронтальную работу и успешному усвоению нового учебного материала. Приёмы необходимо варьировать, периодически обращаясь с вопросами, содержащими в себе некоторые трудности к слабым и средним учащимся. Это позволит провести перераспределение учащихся по группам.

При закреплении нового материала также целесообразно сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную работу. При этом большое значение имеют вариативность заданий для разных групп учащихся, виды и степень помощи учащимся со стороны учителя, организация взаимопомощи внутри групп и между группами учащихся, различные способы поощрения и др. Для выявления степени усвоения программного материала, необходимо периодически давать всем учащимся одинаковые по содержанию, объёму и степени трудности задания, что позволяет учителю переводить учащихся из одной группы в группу.

Правильная реализация принципа индивидуального подхода способствует достижению основной цели.


 

Примеры практических работ


Дата: 2019-11-01, просмотров: 186.