Теория доминанты А.А. Ухтомского и самовосприятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Академик А.А. Ухтомский говорил, что на мир мы смотрим сквозь призму нашей доминанты, сквозь призму нашего нервного состояния. В этой связи интересно высказывание человека, который называл себя атеистом. При встрече с православным священником он сказал, что, хотя и крещен, но в церковь не ходит потому что считает посещение церкви в наши дни лукавством. Ведь 20 лет назад никто не ходил в церковь, – считал этот человек, – а сейчас все активно пошли. Но никакого лукавства здесь нет.

Перед падением советского строя некоторые политические руководители СССР полагали, что стоит только отказаться от коммунистической идеологии, как дела сразу пойдут в гору. Отказ от государственной идеологии (не обсуждается вопрос о том, была ли она хорошей или плохой), привел к утрате ориентиров - люди оказались в полном мировоззренческом вакууме.

Тогда политикам и общественным деятелям стало понятно, что хорошего человека в обществе можно воспитать только на основе каких-либо принципов, хорошие люди не воспитываются сами по себе. Поэтому руководство постсоветской России, столкнувшись с ужасом мировоззренческого вакуума 1990-х гг., стали изучать историю России в минувшие века. Они выяснили, что ядром русской цивилизации всегда было Православие. На основе Православия вырабатывались такие принципы, как патриотизм и служение Отечеству. Политическая элита России начала 1990-х гг. осознала, что если народ не придет к положительному мировоззрению, то хаос и развал государства будет продолжаться дальше.

И хотя государство оказывает поддержку Православию, причиной прихода обычных людей в Церковь является, естественно, не государственные решения на этот счет. Если бы упомянутый человек потрудился бы поговорить с людьми о мотивах их воцерковления, то он узнал бы, что дело с мотивацией обстоит не так, как ему представлялось. Вследствие жизни по вере и по заповедям Евангелия жизнь многих людей приобретает основание, опору и направление. Люди опытно приходят к пониманию того, что, если в их сердцах есть свет Христов, то они могут нащупать путь и посреди многометущегося хаоса стремительно меняющего мира.

Здесь хотелось бы отметить и другое. Обстоятельства сложились так, что священник несколько раз встречался с человеком – заявлявшим о себе как об атеисте. Этот человек был врачем и лечил священника. Однажды у них зашла речь о пониженном давлении, и священник сказал: «Вы не пробовали пить кофе?» Врач ответил: «Я не верю в кофе». Некоторое время этот человек работал в Эфиопии, и знал, что кофеин из кофе выпаривается. Тогда священник снова спросил его: «А может быть, Вам стоит попробовать пить китайский чай?», на что врач ответил: «Я не верю в китайские чаи». Очевидно, что этот человек смотрит на мир сквозь призму своей доминанты — доминанты неверия. Доминанты, при которой он не верит всем и вся: этот человек не принимает Православие, но, если ему порекомендовать, например, производителя детских игрушек или кроваток, он и здесь скажет, что не верит этому производителю.

Мы подошли к одной очень важной проблеме, касающейся состояния человеческого ума, проблеме, о которой следует рассказать подробнее — это проблема или теория доминанты академика А.А. Ухтомского.

Гениальный русский ученый академик А.А. Ухтомский создал теорию доминанты, с помощью которой можно объяснить многое происходящее в жизни. Он был верующим человеком и закончил Московскую духовную академию. Его мысли о доминанте помогают понять глубже творения святых отцов[13]. Святые отцы указывают на те или иные процессы, происходящие в сознании, а академик Ухтомский увязывает все эти процессы в единую систему и помогает нам понять их суть и, следовательно, спрогнозировать их развитие. В этом учении есть много ценных мыслей, мы возьмем лишь некоторые: отчасти они были изложены в статье «О развитии монашества»[14].

В этой статье есть раздел «Нейрофизиология и любовь». А.А. Ухтомский объясняет, что человек видит реальность такой, каковы его доминанты, каково состояние его нервной системы. Все мы замечали: когда нас обуревает ненависть, мир кажется уродливым и злым.

Епископ Тихон (Шевкунов) в своей книге «Несвятые святые» описал один эпизод, представляющий интерес в данном контексте. Когда архимандрит только поступил в Псково-Печерский монастырь, его послали чистить канализацию. Он писал, что когда сидишь в канализационном люке, окружающий тебя мир видится несправедливым, все ходят по монастырскому двору благостными, а ты сидишь и считаешь себя несправедливо обиженным. Отец Тихон видел окружающий мир через состояние своей нервной системы.

Почему эта мысль представляет для нас интерес? Потому, что большинство учений, претендующих на некое синтетическое знание, носит явный восточный окрас. Подобные книги, которыми наполнен интернет, пишут гуру, либо сами жившие в Индии, либо люди, учившиеся у подобных гуру. Отличительной чертой индийского мировоззрения является концентрация на собственном «я». Хотя, казалось бы, концепции индийской философии призваны разрушить оковы того, что понимается за личного я для того, чтобы «освободить» то, чтоб они понимают как «атман»[15]. На самом деле они приводят человека к гипертрофированному ощущению собственного «я».

Например, Кришнамурти в своей книге «Свобода от известного» говорил, что человек ищущий истину, должен искать ее в самом себе и ни в чем другом, ни в религии, ни в каких-либо источниках (хотя сам Кришнамурти считал себя авторитетным источником).

Один монах серьезно увлекался эзотерикой и смотрел видеолекцию, которую читал Кришнамурти. Кришнамурти особо подчеркивал свое якобы не акцентирование на собственном «я». Обращаясь к публике, говорил: «Вот, обращающийся к вам говорит …». То есть он постоянно подчеркивал, что его как будто бы нет. И вот он обращается к какому-то человеку, говоря: «Вы меня смущаете, пересядьте на другое место». Тут монах засомневался: ведь если Кришнамурти действительно считает, что его нет, то почему же он смущается кем-то из присутствующих? И тут монах понял, что индийская философия, уводя человека от собственного «я», приводит его к гипертрофированному ощущению собственного «я». Эта мысль имеет для нас решающее значение в контексте учения А.А. Ухтомского.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 156.