МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека (часть 1)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека (часть 1)

Преамбула короткая

 

Данная статья является дополнение к лекциям с одноименным названием, размещенным на сайте Соловецкого монастыря. В первых лекциях цикла «Мозаика идей» разбираются такие явления как трансерфинг реальности, астрология, целительство, расстановки по Хелингеру. Ряд можно продолжать. Идеи, на основании которых существуют указанные учения и практики, стремятся проникнуть в сознание современного человека и перестроить его. Выработать иммунитет к подобно рода идеям помогает навык критического осмысления информации (если нет возможности отстраниться от контакта с сомнительной идеей, человеку важно понимать, на каком основании он отвергает ее, – в этом случае идея теряет своей ореол таинственности и очарования).

Как данная статья, так и лекции с одноименным названием имеют целью осветить проблему формирования мировоззрения, включающего определенные взгляды на поиск истины и смысла жизни в современном мире. В рамках темы формирования мировоззрения рассматривается специфика получения информации из интернет-ресурсов и способность современного человека к ее критическому осмыслению. Ставится вопрос о средствах и технологиях манипулирования массовым сознанием в интернет-пространстве, деструктивных сектах, СМИ и методах защиты от манипуляции. Делается попытка кратко осветить сущность, показать заблуждения и определить движущие силы современного религиозного синкретизма, религиозных лжеучений эзотерического и гностического толка, языческих концепций Индии, шаманизма, альтернативных теорий происхождения Земли, «подсказанных» НЛО, и альтернативных исторических концепций неоязычников. На многочисленных примерах, взятых из реальных жизненных ситуаций, описываются последствия общения людей с падшими духами, стоящими за религиозными лжеучениями и концепциями.

 

Аннотация

 

Данная статья является дополнение к лекциям с одноименным названием, размещенным на сайте Соловецкого монастыря. В первых лекциях цикла «Мозаика идей» разбираются такие явления как трансерфинг реальности, астрология, целительство, расстановки по Хелингеру. Ряд можно продолжать. Идеи, на основании которых существуют указанные учения и практики, стремятся проникнуть в сознание современного человека и перестроить его. Выработать иммунитет к подобно рода идеям помогает навык критического осмысления информации (если нет возможности отстраниться от контакта с сомнительной идеей, человеку важно понимать, на каком основании он отвергает ее, – в этом случае идея теряет своей ореол таинственности и очарования).

Как данная статья, так и лекции с одноименным названием имеют целью осветить проблему формирования мировоззрения, включающего определенные взгляды на поиск истины и смысла жизни в современном мире. В рамках темы формирования мировоззрения рассматривается специфика получения информации из интернет-ресурсов и способность современного человека к ее критическому осмыслению. Ставится вопрос о средствах и технологиях манипулирования массовым сознанием в интернет-пространстве, деструктивных сектах, СМИ и методах защиты от манипуляции. Делается попытка кратко осветить сущность, показать заблуждения и определить движущие силы современного религиозного синкретизма, религиозных лжеучений эзотерического и гностического толка, языческих концепций Индии, шаманизма, альтернативных теорий происхождения Земли, «подсказанных» НЛО, и альтернативных исторических концепций неоязычников. На многочисленных примерах, взятых из реальных жизненных ситуаций, описываются последствия общения людей с падшими духами, стоящими за религиозными лжеучениями и концепциями.

Статья не является письменным повторением сказанного в лекциях (цикл лекций «Мозаика идей» связан с лекциями «Восточного цикла» и цикла «Зазеркалье», в котором с 19 по 24 лекции разбирается вопрос о влиянии на сознание идей эзотерического порядка). Если в лекциях разбираются конкретные учения и практики, то в статье скорее разбираются некоторые принципы, на основании которых совершается отбор информации.

Один из принципов заключается в том, чтобы показать разделенность в реальной жизни тех явлений, которые в рамках ложной идеи предстают объединенными. Идею о «единстве всего в мире» нередко можно встретить в мировоззрении современных людей. Эта идея распространяется и на восприятие религий – многие считают, что все религии говорят об одном и ведут к одной цели, но только разными путями.

Только при поверхностном взгляде на религию можно говорить о единстве различных верований и целей, к которым они призывают. Душа человека едина: везде честный труд и милосердие считаются благом. Но верования людей далеко не едины.

Человеку в силу, наверное, свойственного ему тяготения к единству, кажется, что путь к целостной картине мира состоит в признании всего изначально единым. Но на самом деле такой подход таит в себе риск порабощению лжи. Ведь при данном взгляде на реальность происходит уравнивание того, что принадлежит лжи, с тем, что принадлежит Истине (раз, мол, «всё в мире едино»).

Впечатления о возможном единстве религиозных систем могут возникать за счет размытости, поверхностности и неопределенности взглядов в отношении различных религиозных систем. Вследствие размытости и неопределенности представлений у человека может возникнуть ощущение, что он способен свести различные системы воедино и осуществить их синтез в новой целостной системе. На самом деле то, что ему представляется целым, в реальности не существует как целое. Человек конструирует ложный образ в своем сознании за счет «заметания под ковер» неудобных вопросов, вскрывающих неправомочность его концепции. И одна из задач данной статьи – призвать людей начать ставить вопросы.

С одной стороны, есть ложный путь, который дается без труда тем, кто идет по эзотерическому пути: перестать ставить вопросы, закрыть глаза на различия, приглушив деятельность разума медитативными практиками, употреблением ПАВ и взращиванием чувства собственной исключительности. Ощущение причастности к целостной картине мира создается за счет вхождение в измененное состояние сознания, пребывание в котором открывает для человека возможность присвоить различным жизненным явлениям ложные трактовки. Воедино человек сводит не реальность, а свои представления о ней. И, соответственно, столкновение с реальностью не только разбивает его мировоззренческую систему, но и, нередко, сопровождается крушением его жизни.

С другой стороны, есть трудный, но в то же время и радостный путь: стремление понять, что в окружающей действительности относится к Истине. Человек стремиться вычленить эти «огоньки», осмыслить пролегающие между ними причинно-следственные связи, включить «огоньки» с пролегающими между ними связи в целостную картину. При таком подходе к реальности жизнь начинает постепенно становиться все более понятной, перед человеком открывается возможность, узрев картину мира, проложить свой путь в ней.

 

Введение

В наши дни интернет и книжный рынок насыщены информацией, авторы которой обещают приобщить читателей к некоему «высшему» знанию. Часто в названиях таких изданий используются слова «истина», «высшее знание» и прочее. Как правило, авторы подобных книг утверждают, что они стремятся дать читателям универсальную систему знаний, например, альтернативную теорию возникновения жизни на земле. Эпоха виртуальной культуры создала условия для появления таких мировоззренческих систем, существование которых раньше было невозможно.

В качестве примера приведем реальную жизненную ситуацию. Один человек, исповедующий ислам, работал автомехаником и на досуге занялся изучением китайской медицины. Впоследствии он познакомился с православным священником и стал ему объяснять, что собой представляет, с его точки зрения, православный крест на храме. Он, как человек, знакомый с физикой, считал, что крест является некой антенной, которая, обладая электромагнитными свойствами, собирает из окружающего пространства энергию и транслирует ее в купол храма, после чего эта энергия разливается по верующим.

Конечно, рассматривая крест в рамках теории электромагнитного поля, можно говорить о том, что он обладает неким потенциалом. Но зададимся вопросом: учитывали ли эти теории святые отцы, когда водружали кресты на храмах? Конечно, нет. Крест – это символ, орудие нашего спасения[1].

Или утверждается мнение, что угол наклона крыши зданий влияет на «энергетическую восприимчивость» строений. Считается, что чем острее угол, тем большее количество «космической» энергии собирает здание, и, соответственно, большее количество энергии может сообщать людям, находящимся внутри помещения. Здесь возникает правомерный вопрос: достаточно вспомнить недавнее советское прошлое, а именно, период жестоких гонений на православную церковь, когда многие архиереи были отправлены в лагеря и ссылку. Находясь там, они тайно совершали литургию в лесу, какая-нибудь поляна у них могла называться храмом Пресвятой Троицы. Каким же образом благодать Святого Духа являла свое присутствие во время совершения литургии, хотя никаких остроконечных крыш у них на поляне не было? Значит, не в куполах дело. И, значит, настаивающий на идее сбора куполами энергии демонстрирует не компетентность, а неосведомленность. И даже более. Такой человек демонстрирует смешение в своем сознании идей несовместимых.

Подобное смешение идей и представлений стало характерным признаком современности - всего несколько лет назад попытка включить их в единую мировоззренческую систему человеком, исповедующим ислам, было принципиально невозможно.  

Нам важно понять, почему человек, обладающий смесью зачастую совершенно несовместимых понятий и представлений, считает себя компетентным в вопросах религии и полагает, что может учить православного священника некой истинной вере?

В первую очередь следует учесть, что китайские специалисты, занимающиеся традиционной медициной, конечно, могут помочь излечиться европейцу, но они совершенно иначе смотрят на окружающий мир, их подходы и методы лечения принципиально отличаются от тех, к которым мы привыкли. Глубокое понимание национальной культуры и философии, на которых базируется китайская медицина, может быть достигнуто лишь в результате серьезного многолетнего изучения.

В то же время сознанию европейца, живущего в эпоху виртуальной культуры, присущ дилетантизм. Интересуясь восточной культурой, он начинает считать, что понимает ее. В большинстве своем такие люди являются дилетантами, которые учились у дилетантов.

МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека (часть 1)

Преамбула короткая

 

Данная статья является дополнение к лекциям с одноименным названием, размещенным на сайте Соловецкого монастыря. В первых лекциях цикла «Мозаика идей» разбираются такие явления как трансерфинг реальности, астрология, целительство, расстановки по Хелингеру. Ряд можно продолжать. Идеи, на основании которых существуют указанные учения и практики, стремятся проникнуть в сознание современного человека и перестроить его. Выработать иммунитет к подобно рода идеям помогает навык критического осмысления информации (если нет возможности отстраниться от контакта с сомнительной идеей, человеку важно понимать, на каком основании он отвергает ее, – в этом случае идея теряет своей ореол таинственности и очарования).

Как данная статья, так и лекции с одноименным названием имеют целью осветить проблему формирования мировоззрения, включающего определенные взгляды на поиск истины и смысла жизни в современном мире. В рамках темы формирования мировоззрения рассматривается специфика получения информации из интернет-ресурсов и способность современного человека к ее критическому осмыслению. Ставится вопрос о средствах и технологиях манипулирования массовым сознанием в интернет-пространстве, деструктивных сектах, СМИ и методах защиты от манипуляции. Делается попытка кратко осветить сущность, показать заблуждения и определить движущие силы современного религиозного синкретизма, религиозных лжеучений эзотерического и гностического толка, языческих концепций Индии, шаманизма, альтернативных теорий происхождения Земли, «подсказанных» НЛО, и альтернативных исторических концепций неоязычников. На многочисленных примерах, взятых из реальных жизненных ситуаций, описываются последствия общения людей с падшими духами, стоящими за религиозными лжеучениями и концепциями.

 

Аннотация

 

Данная статья является дополнение к лекциям с одноименным названием, размещенным на сайте Соловецкого монастыря. В первых лекциях цикла «Мозаика идей» разбираются такие явления как трансерфинг реальности, астрология, целительство, расстановки по Хелингеру. Ряд можно продолжать. Идеи, на основании которых существуют указанные учения и практики, стремятся проникнуть в сознание современного человека и перестроить его. Выработать иммунитет к подобно рода идеям помогает навык критического осмысления информации (если нет возможности отстраниться от контакта с сомнительной идеей, человеку важно понимать, на каком основании он отвергает ее, – в этом случае идея теряет своей ореол таинственности и очарования).

Как данная статья, так и лекции с одноименным названием имеют целью осветить проблему формирования мировоззрения, включающего определенные взгляды на поиск истины и смысла жизни в современном мире. В рамках темы формирования мировоззрения рассматривается специфика получения информации из интернет-ресурсов и способность современного человека к ее критическому осмыслению. Ставится вопрос о средствах и технологиях манипулирования массовым сознанием в интернет-пространстве, деструктивных сектах, СМИ и методах защиты от манипуляции. Делается попытка кратко осветить сущность, показать заблуждения и определить движущие силы современного религиозного синкретизма, религиозных лжеучений эзотерического и гностического толка, языческих концепций Индии, шаманизма, альтернативных теорий происхождения Земли, «подсказанных» НЛО, и альтернативных исторических концепций неоязычников. На многочисленных примерах, взятых из реальных жизненных ситуаций, описываются последствия общения людей с падшими духами, стоящими за религиозными лжеучениями и концепциями.

Статья не является письменным повторением сказанного в лекциях (цикл лекций «Мозаика идей» связан с лекциями «Восточного цикла» и цикла «Зазеркалье», в котором с 19 по 24 лекции разбирается вопрос о влиянии на сознание идей эзотерического порядка). Если в лекциях разбираются конкретные учения и практики, то в статье скорее разбираются некоторые принципы, на основании которых совершается отбор информации.

Один из принципов заключается в том, чтобы показать разделенность в реальной жизни тех явлений, которые в рамках ложной идеи предстают объединенными. Идею о «единстве всего в мире» нередко можно встретить в мировоззрении современных людей. Эта идея распространяется и на восприятие религий – многие считают, что все религии говорят об одном и ведут к одной цели, но только разными путями.

Только при поверхностном взгляде на религию можно говорить о единстве различных верований и целей, к которым они призывают. Душа человека едина: везде честный труд и милосердие считаются благом. Но верования людей далеко не едины.

Человеку в силу, наверное, свойственного ему тяготения к единству, кажется, что путь к целостной картине мира состоит в признании всего изначально единым. Но на самом деле такой подход таит в себе риск порабощению лжи. Ведь при данном взгляде на реальность происходит уравнивание того, что принадлежит лжи, с тем, что принадлежит Истине (раз, мол, «всё в мире едино»).

Впечатления о возможном единстве религиозных систем могут возникать за счет размытости, поверхностности и неопределенности взглядов в отношении различных религиозных систем. Вследствие размытости и неопределенности представлений у человека может возникнуть ощущение, что он способен свести различные системы воедино и осуществить их синтез в новой целостной системе. На самом деле то, что ему представляется целым, в реальности не существует как целое. Человек конструирует ложный образ в своем сознании за счет «заметания под ковер» неудобных вопросов, вскрывающих неправомочность его концепции. И одна из задач данной статьи – призвать людей начать ставить вопросы.

С одной стороны, есть ложный путь, который дается без труда тем, кто идет по эзотерическому пути: перестать ставить вопросы, закрыть глаза на различия, приглушив деятельность разума медитативными практиками, употреблением ПАВ и взращиванием чувства собственной исключительности. Ощущение причастности к целостной картине мира создается за счет вхождение в измененное состояние сознания, пребывание в котором открывает для человека возможность присвоить различным жизненным явлениям ложные трактовки. Воедино человек сводит не реальность, а свои представления о ней. И, соответственно, столкновение с реальностью не только разбивает его мировоззренческую систему, но и, нередко, сопровождается крушением его жизни.

С другой стороны, есть трудный, но в то же время и радостный путь: стремление понять, что в окружающей действительности относится к Истине. Человек стремиться вычленить эти «огоньки», осмыслить пролегающие между ними причинно-следственные связи, включить «огоньки» с пролегающими между ними связи в целостную картину. При таком подходе к реальности жизнь начинает постепенно становиться все более понятной, перед человеком открывается возможность, узрев картину мира, проложить свой путь в ней.

 

Введение

В наши дни интернет и книжный рынок насыщены информацией, авторы которой обещают приобщить читателей к некоему «высшему» знанию. Часто в названиях таких изданий используются слова «истина», «высшее знание» и прочее. Как правило, авторы подобных книг утверждают, что они стремятся дать читателям универсальную систему знаний, например, альтернативную теорию возникновения жизни на земле. Эпоха виртуальной культуры создала условия для появления таких мировоззренческих систем, существование которых раньше было невозможно.

В качестве примера приведем реальную жизненную ситуацию. Один человек, исповедующий ислам, работал автомехаником и на досуге занялся изучением китайской медицины. Впоследствии он познакомился с православным священником и стал ему объяснять, что собой представляет, с его точки зрения, православный крест на храме. Он, как человек, знакомый с физикой, считал, что крест является некой антенной, которая, обладая электромагнитными свойствами, собирает из окружающего пространства энергию и транслирует ее в купол храма, после чего эта энергия разливается по верующим.

Конечно, рассматривая крест в рамках теории электромагнитного поля, можно говорить о том, что он обладает неким потенциалом. Но зададимся вопросом: учитывали ли эти теории святые отцы, когда водружали кресты на храмах? Конечно, нет. Крест – это символ, орудие нашего спасения[1].

Или утверждается мнение, что угол наклона крыши зданий влияет на «энергетическую восприимчивость» строений. Считается, что чем острее угол, тем большее количество «космической» энергии собирает здание, и, соответственно, большее количество энергии может сообщать людям, находящимся внутри помещения. Здесь возникает правомерный вопрос: достаточно вспомнить недавнее советское прошлое, а именно, период жестоких гонений на православную церковь, когда многие архиереи были отправлены в лагеря и ссылку. Находясь там, они тайно совершали литургию в лесу, какая-нибудь поляна у них могла называться храмом Пресвятой Троицы. Каким же образом благодать Святого Духа являла свое присутствие во время совершения литургии, хотя никаких остроконечных крыш у них на поляне не было? Значит, не в куполах дело. И, значит, настаивающий на идее сбора куполами энергии демонстрирует не компетентность, а неосведомленность. И даже более. Такой человек демонстрирует смешение в своем сознании идей несовместимых.

Подобное смешение идей и представлений стало характерным признаком современности - всего несколько лет назад попытка включить их в единую мировоззренческую систему человеком, исповедующим ислам, было принципиально невозможно.  

Нам важно понять, почему человек, обладающий смесью зачастую совершенно несовместимых понятий и представлений, считает себя компетентным в вопросах религии и полагает, что может учить православного священника некой истинной вере?

В первую очередь следует учесть, что китайские специалисты, занимающиеся традиционной медициной, конечно, могут помочь излечиться европейцу, но они совершенно иначе смотрят на окружающий мир, их подходы и методы лечения принципиально отличаются от тех, к которым мы привыкли. Глубокое понимание национальной культуры и философии, на которых базируется китайская медицина, может быть достигнуто лишь в результате серьезного многолетнего изучения.

В то же время сознанию европейца, живущего в эпоху виртуальной культуры, присущ дилетантизм. Интересуясь восточной культурой, он начинает считать, что понимает ее. В большинстве своем такие люди являются дилетантами, которые учились у дилетантов.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 157.