Непротиворечивость мировоззрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Правильному пониманию христианского учения в большой степени способствует термин «герменевтический круг», согласно которому отдельную мысль Священного писания человек может адекватно понять только тогда, когда понимает целую картину. В контексте целого отдельные элементы получают правильное толкование. Там, где нарушается принцип герменевтического круга, начинается полный смысловой произвол.

Мы уже привели один из примеров подобного произвола – попытка представить Христа как последователя буддизма. Каким образом концепция герменевтического круга может помочь нам отыскать здесь истину? Мы знаем, что о Христе было прикровенно сказано еще в первых строках Библии. После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из Рая, и Господь дает им обетование, что когда-то их плачевное положение дел изменится: «Семя жены сотрет главу змея» (Быт. 3:15).

В последующие века Господь воздвигал пророков, возвещавших будущее пришествие Мессии, который избавит людей от грехов. И верующие люди очищали свои души верою в грядущего Мессию. Некоторые из ветхозаветных пророчеств о Мессии приведены в Евангелии от апостола Матфея. Некоторые из них просто поразительны. В частности, – пророчество о тридцати сребренниках (Мф. 26:14-16, 27:3-10). Иуда согласился за 30 сребренников предать Христа, а после того, как Иуда понял, что совершил ошибку, он вернул 30 сребренников первосвященникам. Но они не стали обратно класть 30 сребренников в казну, справедливо считая, что на этих деньгах – кровь. На эти деньги они решили купить кусок земли, который принадлежал горшечнику, чтобы на этом участке погребать странников. И апостол Матфей приводит это пророчество пророка Иеремии.

Мессианские пророчества, поражающие своей точностью, приводит святитель Кирилл Иерусалимский в своей книге «Огласительные поучения». Сами иудеи пытаются истолковать мессианские пророчества в чисто человеческом духе. Например, известное пророчество Исаии о том, что дева родит: «Слушайте же, дом Давидов разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Что ж, Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил». Один из раввинов объясняет это пророчество так: оно повествует о рождении царя Езекии.

Прав ли раввин?

На этот вопрос нам отвечает концепция герменевтического круга. Если бы речь шла о рождении царя, то зачем бы пророку говорить о рождении человека как о некоем сверхъестественном знамении? Ведь известно, что пророк Исаия произнес свое пророчество в совершенно чрезвычайных обстоятельствах. Речь шла именно о знамении.

Далее в самом пророчестве Исаии содержится предсказание о воплощении Сына Божия в роде Давида от Пресвятой Девы Марии. Для православного христианина в этом не может быть никакого сомнения, так как это пророчество именно в таком смысле раскрывается в Евангелии от Матфея (1:18-25; ср. Лк. 1:38). Евангелист, рассказав о сверхъестественном зачатии от Святого Духа и рождении Младенца Христа Девой Марией, даже поясняет словами архангела Гавриила, что все это совершилось во исполнение пророчества Исаии и приводит текст пророчества. Здесь можно указать еще одну книгу «О чудесном обращении ко Христу раввина Исаака»[4]. Раввин очень глубоко вникал в ветхозаветные тексты. И этой книге подробно разбираются пророчества, в том числе и пророчество о рождении от Девы.

 

Чрезвычайное значение имеет жизнь пророка Иоанна Крестителя. Как показывается в I главе Евангелия от Марка, этот пророк был послан, чтобы указать на Мессию. Иоанн Креститель пользовался огромным уважением в иудейском народе. Это был аскет, проводивший свою жизнь в строжайшем посте. Смог ли бы он указать на Христа как на Мессию, если бы все было так, как говорят кришнаиты или буддисты - если бы Христос был бы простым последователем буддизма, если бы Христос пришел проповедовать из Индии?

По мысли Феофилакта Болгарского: «Иоанн уготовлял путь Господень, приготовляя посредством крещения души иудеев к принятию Христа» (цит. по кн. «Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными пояснительными примечаниями архимандрита Михаила»; книга 2-я, Москва, 1871). Когда мы говорим о Предтече, мы говорим о святом человеке, об аскете высокой духовной жизни, такой человек не мог обмануться и принять за Мессию какого-нибудь мечтателя, каким пытаются представить Христа авторы типа Э. Ренана («Жизнь Иисуса»).

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 163.