Индукция как метод познания. Полная индукция, возможности ее применения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Определение

–Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

– Основная функция в процессе познания – генерализация, т.е. получение общих суждений.

2. Виды индукции

А) Полная индукция

– Это умозаключение, в котором на основе принадлежности определенного признака каждому элементу класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Посылки:

1) S) имеет признак Р.

Si имеет признак Р.

Sn имеет признак Р.

2) Si, S2, ..., S„ — составляют класс К.

Заключение:

Всем предметам класса К присущ признак Р.

– Вывод по полной индукции всегда достоверен

– Познавательная роль – появление нового знания о классе явлений (обобщение)

– Используется, например, в астрономии для выявления прямой, по которой движутся планеты вокруг солнца.

– Вывод в умозаключении полной индукции носит демонстративный характер. Это означает, что при истинности посылок заключение будет необходимо истинным.

– Демонстративность полной индукции позволяет использовать этот вид умозаключения в доказательстве. Например, теоремы о сумме внутренних углов треугольника в геометрии.

 

 

Неполная индукция и способы повышения ее надежности.

 

1. Определение

– Это умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам класса делают вывод о его принадлежности к классу в целом.

Посылки:

1) Si имеет признак Р.

S2 имеет признак Р.

S„ имеет признак Р.

2) Sb S2 ......Sn — принадлежат классу К.

Заключение:

классу К, вероятно, присущ признак Р.

– Для неполной индукции характерно отношение ослабленного логического следования, поэтому мы можем лишь проблематично заключить о принадлежности признаков каждому элементу класса

– Заключение следует из посылок лишь с определенной степенью вероятности.

2. Способы повышения надежности

1) увеличение числа изучаемых случаев.

2) увеличения разнообразия изучаемых случаев.

3) учет характера связи между рассматриваемыми предметами и их признаки.

 

Научная индукция. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.

1. Определение

– Это умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.

2. Индукция методом отбора (селективная)

– Это умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичном отбором явлений из различных частей этого класса.

3. Индукция методом исключения (элиминативная)

– Это система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих условиям причинной связи.

– Познавательная функция элиминативной индукции – анализ причинных связей.

– 4 характеристики причинной связи

· Всеобщность причинной связи – не существует беспричинных явлений

· Последовательность во времени – причина предшествует действию

· Причинная связь отличается свойством необходимости – действие осуществляется лишь при наличии причины

· Однозначный характер – конкретная причина вызывает конкретное действие

4. Типичные ошибки

- «После этого, значит по причине этого» - причина во времени всегда предшествует действию, но не всякое явление – причина

- «Неполный перечень условий» - возможно, перечисляя условия, предшествующие явлению, мы упустили какое-либо обстоятельство, которое и окажется настоящей причиной.

- «Подмена вероятности индуктивных заключений достоверностью» - следует помнить, что заключения по индукции не дают достоверного результата

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 430.