Под компьютеризацией правотворчества понимается внедрение в эту сферу государственной деятельности новейших информационных технологий и экспертных консультативных систем, создание крупных информационных центров. Её перспективное направление – применение интеллектуальных систем и технологий на базе идей искусственного интеллекта, как главного направления информатики и вычислительной техники.
Правотворческий процесс является информационным и представляет собой сбор и обработку информации. В нем первичная юридическая, экономическая, политическая, социальная и иная необходимая для подготовки нормативно-правового акта информация преобразуется в правовую – в нормы и институты права, в юридические формулы и правила поведения различных субъектов права.
Создание правовых норм является мыслительным, творческим процессом и остается исключительным приоритетом человеческой деятельности. О применении в правотворчестве ЭВМ можно говорить в смысле организационно-подготовительной, вспомогательной работы. Иначе говоря, ЭВМ в данном случае является механизмом информационного обеспечения для непосредственно правотворческой деятельности.
Аналитическо-правовая работа в условиях колоссального массива правовой информации и традиционных форм ее организации (т. е. вручную) чрезвычайно трудоемка и требует длительного времени, поэтому компьютеризация правотворческой деятельности объективна.
На Парламентскую библиотеку, Парламентский Центр, издательство Федерального Собрания и др. структуры возложено информационное обеспечение Федерального Собрания и Государственной Думы. Результативным средством улучшения качества этой деятельности является применение современных быстродействующих ЭВМ.
Практике известны различные формы использования ЭВМ в правотворческом процессе:
- создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству;
- компьютерное моделирование объема юридических понятий;
- электронное голосование, автоматизированный анализ нормативно-правовых текстов;
- систематизация и хранение нормативных актов.
Вместе с тем практика выдвигает новые формы применения ЭВМ в законопроектной деятельности. К их числу относится компьютерный мониторинг – процедура динамики законодательного процесса.
В Главном правовом управлении при Президенте Российской Федерации создана система компьютерного мониторинга «Ведение законопроекта». В базе системы находятся: исходный вариант законопроекта, промежуточные варианты, вплоть до окончательного, этапы движения законопроекта во всех государственных органах; сведения о лицах, ответственных за состояние законопроекта, а также о лицах и органах, давших на него заключение; поступившие от заинтересованных и должностных лиц предложения.
Система позволяет получать сведения о результатах обсуждения законопроекта в Государственной Думе, Совете Федерации, о подписании его Президентом РФ и об опубликовании принятого закона.
В Аппарате Государственной Думы создана и функционирует электронная база нормативно-правовой информации «Закон». Объем базы – свыше 70 тыс. документов федеральных органов государственной власти и органов субъектов Федерации. Ежегодно число документов, хранящихся в компьютере, возрастает на несколько тысяч. В нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения в соответствии с действующим законодательством.
В ходе подготовки и проведения избирательных кампаний на всех уровнях собирается и обрабатывается значительное количество информации. Для этого создана и функционирует Государственная автоматизированная система (ГАС) «Выборы» – общероссийская система, функционирующая на принципах совместимости и взаимодействия с федеральными и региональными системами и сетями в рамках единого информационного пространства Российской Федерации и предназначенная для информационного обеспечения хода избирательных кампаний всех уровней.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 493.