Автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС) это система информационных, математических, программных, лингвистических, организационных и технических средств, предназначенная для накопления и коллективного использования нормативной правовой информации.
АИПС состоит из четырех основных элементов:
1) документального и поискового массива;
2) информационно-поискового языка, правил индексирования и критерия выдачи информации;
3) электронно-вычислительных, технических, математических и программных средств;
4) людей, эксплуатирующих систему.
Создание АИПС правовой информации опирается на решение следующих задач:
- определение качественных и количественных характеристик правовой информации;
- разработка наиболее эффективных способов сбора и распространения правовой информации;
- определение критерия отбора источников информации для введения в поисковую систему;
- разработка информационных алгоритмов;
- набор процедур автоматизированного поиска нормативно-правовых актов в памяти ЭВМ с большим объемом информации;
- проведение социологических исследований деятельности различных государственных учреждений, ведомств и организаций в целях выявления тенденций, определяющих развитие правовой информационной практики.
В основе АИПС правовой информации находятся базы и банки информации.
Информационный запрос представляет собой вопрос абонента о законодательстве на определенную правовую тематику в форме консультации.
Совокупность ключевых слов из текста документа, переведенных в форму информационно-поискового языка, составляет его поисковый образ, который вводится в ЭВМ для формирования ее информационной базы.
Совокупность ключевых слов из текста запроса абонента, преобразованных в форму информационно-поискового языка, составляет его поисковое предписание, которое вводится в ЭВМ для проведения и реализации информационного поиска.
Информационный тематический поиск в АИПС является пословным (побуквенным), т. е. основан на правиле сравнения символов заиндексированного документа с символами заиндексированной темы запроса. Если та или иная комбинация символов, составляющих поисковое предписание запроса, отыскивает в памяти ЭВМ точно такую же схему знаков, формирующих поисковый образ документа, то нужная информация найдена. Иными словами, пословный (побуквенный) поиск означает, что для его реализации лексические элементы (термины или словосочетания), составляющие поисковое предписание запроса, должны быть сформулированы точно в таком же виде, как в поисковых образах документов на соответствующую тему, ранее введенных в ЭВМ.
При такой процедуре важное значение имеет выделение в документе тех терминов, смысловое значение которых отражает его основное содержание, и их использование при информационном поиске.
Слова или словосочетания в форме информационно-поискового языка содержатся в тезаурусе (информационно-поисковом словаре).
Таким образом, чтобы заиндексировать тексты правового документа и запроса, следует отобранные из них ключевые слова перевести в форму информационно-поискового языка, т. е. составить поисковый образ документа и поисковое предписание запроса. Как уже отмечалось, поисковое предписание вводится в ЭВМ для формирования ее информационной базы, а поисковое предписание запроса – с целью реализации поиска информации.
Автоматизированный информационный поиск это процедура извлечения необходимых абоненту сведений из хранящегося в ЭВМ документального массива с помощью использования в этих целях логико-семантических, электронно-вычислительных, технических, программных, математических средств общения человека с компьютером.
Автоматизированный информационный поиск в самом общем виде можно подразделить на два вида:
1) поиск по основным реквизитам нормативного акта (названию, номеру, виду акта, органу, принявшему акт, дате принятия акта); использование этого вида поиска не вызывает практических трудности, когда абоненту известны один или несколько реквизитов интересующего его правового документа. Если же абонент знает название, или номер, или дату принятия акта, то для успешного осуществления информационного поиска достаточно и одного из перечисленных реквизитов;
2) тематический поиск, в большинстве случаев абонент не располагает никакими сведениями об адресах нужной ему информации. Абоненту необходимы документы, регулирующие тот или иной вопрос, то или иное правоотношение. При этом ему неизвестно ни количество принятых по соответствующему вопросу нормативных актов, ни их номера, ни названия и т. д. В таких ситуациях проводится поиск информации по ее тематическому содержанию.
Методы компьютерного поиска правовой информации необходимо совершенствовать. Одна из возможностей данного направления – создание гипертекстовых баз знаний.
Гипертекст это особая форма организации и представления текстового материала.
Большинство текстов любой природы, включая и правовые, содержат наряду с основным также и некоторые иные тексты – второго порядка.
Примерами текстов второго порядка являются: система ссылок к тексту, комментарии к нему, его разные редакции, тексты, отвечающие или возражающие друг другу и др.
Гипертекстовые технологии содержат правила перехода от одного текста к другому с использованием ЭВМ.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 238.