Автоматизированные информационно поисковые системы (АИПС).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС) это система информационных, мате­матических, программных, лингвистических, организа­ционных и технических средств, предназначенная для накопления и коллективного использования норматив­ной правовой информации.

АИПС состоит из четырех основных элементов:

1) документального и поискового массива;

2) информацион­но-поискового языка, правил индексирования и критерия выдачи информации;

3) электронно-вычислительных, технических, математи­ческих и программных средств;

4) людей, эксплуатирующих систему.

Создание АИПС правовой информации опирается на решение следующих задач:

- определение качественных и количественных ха­рактеристик правовой информации;

- разработка наиболее эффективных способов сбора и распространения правовой информации;

- определение критерия отбора источников инфор­мации для введения в поисковую систему;

- разработка информационных алгоритмов;

- набор процедур автоматизированного поиска нор­мативно-правовых актов в памяти ЭВМ с большим объе­мом информации;

- проведение социологических исследований деятель­ности различных государственных учреждений, ведомств и организаций в целях выявления тенденций, опреде­ляющих развитие правовой информационной практики.

В основе АИПС правовой информации находятся базы и банки информации.

Информационный запрос представляет собой вопрос або­нента о законодательстве на определенную правовую темати­ку в форме консультации.

Совокупность ключевых слов из текста документа, пере­веденных в форму информационно-поискового языка, со­ставляет его поисковый образ, который вводится в ЭВМ для формирования ее информационной базы.

Совокупность ключевых слов из текста запроса абонента, преобразованных в форму информационно-поискового язы­ка, составляет его поисковое предписание, которое вводится в ЭВМ для проведения и реализации информационного по­иска.

Информационный тематический поиск в АИПС являет­ся пословным (побуквенным), т. е. основан на правиле срав­нения символов заиндексированного документа с символа­ми заиндексированной темы запроса. Если та или иная ком­бинация символов, составляющих поисковое предписание запроса, отыскивает в памяти ЭВМ точно такую же схему знаков, формирующих поисковый образ документа, то нуж­ная информация найдена. Иными словами, пословный (побуквенный) поиск означает, что для его реализации лексические элементы (термины или словосочетания), составляющие поисковое предписание запроса, должны быть сформулированы точно в таком же виде, как в поисковых образах документов на соответствующую тему, ранее введенных в ЭВМ.

При такой процедуре важное значение имеет выделение в документе тех терминов, смысловое значение которых отражает его основное содержание, и их использование при информационном поиске.

Слова или словосочетания в форме информационно-поискового языка содержатся в тезаурусе (информационно-поисковом словаре).

Таким образом, чтобы заиндексировать тексты правового документа и за­проса, следует отобранные из них ключевые слова перевести в форму инфор­мационно-поискового языка, т. е. составить поисковый образ документа и по­исковое предписание запроса. Как уже отмечалось, поисковое предписание вводится в ЭВМ для формирования ее информационной базы, а поисковое предписание запроса – с целью реализации поиска информации.

Автоматизированный информационный поиск это процедура извлечения необходимых або­ненту сведений из хранящегося в ЭВМ документального массива с помощью использования в этих целях логико-се­мантических, электронно-вычислительных, технических, программных, математических средств общения человека с компьютером.

Автоматизированный информационный поиск в самом общем виде можно подразделить на два вида:

1) поиск по основным реквизитам нормативного акта (названию, номеру, виду акта, органу, принявшему акт, дате принятия акта); использование этого вида поиска не вызывает практических трудности, когда абоненту известны один или несколько реквизитов интересующего его правового документа. Если же абонент знает название, или номер, или дату принятия акта, то для успешного осуществления информационного поиска достаточно и одного из перечисленных реквизитов;

2) тематический по­иск, в большинстве случаев абонент не располагает никакими сведениями об адресах нужной ему информации. Абоненту необходимы документы, регулирующие тот или иной вопрос, то или иное правоотношение. При этом ему неизвестно ни количество принятых по соответствующему вопросу нормативных актов, ни их номера, ни названия и т. д. В таких ситуациях проводится поиск информации по ее тематическому содержанию.

Методы компьютерного поиска правовой информации необходимо совершенствовать. Одна из возможностей данного направления – создание гипертекстовых баз знаний.

Гипертекст это особая форма организации и пред­ставления текстового материала.

Большинство текстов любой природы, включая и правовые, содержат наряду с основным также и неко­торые иные тексты – второго порядка.

Примерами текстов второго порядка являются: си­стема ссылок к тексту, комментарии к нему, его раз­ные редакции, тексты, отвечающие или возражающие друг другу и др.

Гипертекстовые технологии содержат правила пе­рехода от одного текста к другому с использованием ЭВМ.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 204.